Автор: Асадулина Наталья Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№97" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Посуда" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
Воспитатель: Асадулина Наталья Валерьевна
Тема " Посуда"
Цель:
систематизация и обобщение знаний детей о посуде, ее назначении; материала, из
которого она сделана.
Задачи:
образовательные:
формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
совершенствовать навык сбора целой картинки по представлению;
формировать навык штрихования.
развивающие:
развивать связную речь, логическое мышление, память, воображение, зрительное
восприятие и внимание, координацию речи с движением; мелкую моторику рук;
усидчивость.
воспитательные:
создать
условия
для
закрепления
навыков
культурного
общения,
уметь
поддерживать
разговор,
здороваться,
прощаться;
формировать
навык
сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; взаимовыручку.
Оборудование: кукла Федора, предметы кукольной и детской посуды, картинки с
предметами посуды, разрезные картинки; мяч; силуэты чашек для штриховки,
карандаши по количеству детей.
Предварительная
работа: чтение
сказки
К.
Чуковского
«Федорино
горе»,
рассматривание
иллюстраций,
кукольной
и
настоящей
посуды,
беседа
по
прочитанном.
Ход занятия:
Ребята, у меня в волшебном мешочке спрятаны загадки. Они очень хотят, чтобы вы
их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон.
чайник
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут ее ……….
тарелкою
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны
кастрюля
МАДОУ "Детский сад№97" Асадулина Н.В.
4. На кухне ей всегда почет
Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды
На кухне без ……..
сковороды
5. Лишь для хлеба создана,
Бережет его она.
хлебница
6. Ее за ручку мы берем
Чай, кофе из нее мы пьем.
чашка
7. Сама не ем,
А людей кормлю.
ложка
8. Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока
стаканы
9. Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест
вилка
Какие внимательные! Все загадки отгадали! А как назвать одним словом все эти
предметы?
Рассказ с помощью алгоритма "Расскажи о посуде"
Посмотрите, это маленькая чашка, она красного цвета. Она сделана из фарфора. У
нее есть ручка, донышко, стенки. Из нее пьют чай.
Рассказы детей о тарелке, чайнике, сковороде, ложке.
Давайте вспомним, какая бывает посуда.
- Как называется посуда, в которой готовят? (кухонная)
- Из которой мы пьем чай? (чайная)
- Из какой посуды мы едим? (столовая)
А сейчас послушайте стихотворение, которое называется «Для чего нужна
посуда?»
Если б не было посуды
Нам пришлось бы очень туго
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут.
МАДОУ "Детский сад№97" Асадулина Н.В.
Вот какая посуда - помощница!
Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?
- Как она называется? Федорино горе.
- Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский
- Какие сказки он еще написал?
- Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей
посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Это бабушка, Федора
Егоровна, пришла к нам.
(Воспитатель достает куклу Федору).
Пока посуда от Федоры убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с
вами
поможем
Федоре
и
соберем
всю
ее
посуду.
У
вас
на
столах
разрезные
картинки. Соберите их и назовите, что получилось.
Проводится игра «Собери посуду»
Дети называют свои картинки. Я собрал чашку (чайник...)
Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
Пальчиковая гимнастика "Помощники".
Раз, два, три, четыре,
Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и
хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли:
Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды
ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Попеременно ритмично ударяют кулачок об
Так мы маме помогали. кулачок и хлопают в ладоши.
А теперь внимательно посмотрите на свои картинки, давайте их сравним.
Игра «Сравни».
Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.
1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а
сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).
3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).
5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая
глубокая).
6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у
вилки, ложка круглая).
Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко
мне, вставайте в круг.
Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте расскажем, какая
бывает посуда, из чего ее делают.
Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?».
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая…
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Масленка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
Миска из глины –
Нож из стали –
А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Физкультминутка «Я чайник-ворчун».
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд
шаги на месте
Я всем напоказ выставляю живот
руки на поясе,
повороты туловища
вправо-влево
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
хлопки в ладоши
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу.
прыжки на месте
Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом.
Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А, где хранится посуда?
На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра с мячом «Каждый продукт в свою посуду».
Масло сливочное положим в …
Сахар насыпаем …
Молоко нальем …
Соль у нас в …
Перец в …
Хлеб положили в …
Фрукты …
Сухари …
Сок налили …
Селедку в …
Конфеты к чаю у нас в …
Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на
полки.
Я
вам
сейчас
расскажу,
как
это
сделала
сама
Федора,
а
вы
скажете,
правильно или нет. Или она что-то напутала.
Игра «Четвертый лишний».
Развивать умение выделять лишнее слово. Обьяснять свой выбор)
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.
Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).
Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).
Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).
Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).
Молодцы!
Ребята, а чем закончилось «Федорино горе»? Да, она исправилась.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
А как вы своей маме дома помогаете?
А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки,
они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы
возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо,
или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются
на доске. Дети говорят Федоре спасибо.
Литература.
И.
А.
Морозова,
М.
А.
Пушкарева
"Ознакомление
с
окружающим
миром".
Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет; М., Издательство "Мозаика-
Синтез", 2007 г.
Н. В. Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе
детского сада для детей с ОНР". Санкт - Петербург, Издательство "ДЕТСТВО -
ПРЕСС", 2007 г.
О.И. Крупенчук "Научите меня говорить правильно".
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко
"Фронтальные
логопедические
занятия
в
старшей группе для детей с ОНР". М., Издательство "Гном и Д", 2004 г.