Напоминание

"Патриотическое становление личности дошкольника"


Автор: Воробьева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: п. Алексеевск Киренского района Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое становление личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех

высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к

жизни и людям, развитие патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее

поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно

развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям,

родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что

сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает

только от «сердца». Ум как – бы способствует духовно – нравственной работе души, а

любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Для

нашего

времени

оказались

характерными

такие

деформации

личности

как

агрессивность, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. Мир стал агрессивен по

отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными

коммерческими,

телевизионными

программами

оказывает

разрушительное

влияние

на

психику детей, их нравственный и духовный мир. В одночасье исчезли наши старые

добрые игрушки, книги, мультфильмы, на которых выросло не одно поколение.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают

развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим

народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. В песнях,

музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного

края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Исходя из этого, данная работа, включает целый комплекс задач:

1

ЗАДАЧИ:

Воспитание у

ребенка любви

и

привязанности

к своей семье,

дому, детскому

саду, поселку

Развитие чувства

ответственности

и гордости за

достижения

страны

Цель:

Формировать у дошкольников отношения высокой, духовной

нравственности с активной жизненной позицией, направленной на

сохранение и приумножение достижений своего Отечества.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и

формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Содержание работы по патриотическому воспитанию строится на принципах:

2

Формирование

бережного

отношения к

природе и

всему живому

Развитие

интереса к

русским

традициям и

промыслам

Формирование

элементарных

знаний о

правах

человека

Знакомство с

символикой

России (герб,

флаг, гимн)

Воспитание

уважения к

труду

Принципы:

Регионализация нравственно- патриотического воспитания.

Применение регионального подхода к обучению позволяет усвоить детям

основные цели патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую,

практическую деятельность.

Доступность.

Принцип предполагает соотнесение содержания, характера и объёма материала с

уровнем развития детей.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников в группе

созданы следующие педагогические условия:

- эвристическая среда в детском саду и в семье,

- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма

детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и

является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в

установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении

родителей

минимумом

психолого-педагогической

информации,

обучении

их

способам

общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и

родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и

семье предметной развивающей среды.

3

Непрерывность.

Формировать устойчивый интерес к постоянному пополнению своего

интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств.

Целостность.

Формирование целостного понимания современной проблемы патриотического

воспитания. Принцип служит одним из существенных условий интеграции знаний

о патриотизме.

Научность.

На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить

социальные идеи.

Системность.

Реализация в процессе взаимосвязанного формирования представлений в

различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Стимулирование активности.

Важным этапом патриотического воспитания детей является их проектная

деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает

практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции

ребёнка в разных видах деятельности.

Культуросообразности.

Принцип выстраивает последовательное усвоение национально-культурных,

традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Подготовленность

педагогов

к

осуществлению

процесса

формирования

патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной

компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции,

самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от

хорошего

поступка,

гордость

за

своих

родителей,

восхищение

от

соприкосновения

с

прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это

является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития

человека.

В своей работе руководствуюсь следующими документами:

-- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-- ФГОС;

-- Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования ДОУ;

-- Концепция дошкольного воспитания;

-- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2001–2005 годы».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса

патриотического воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,

отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне

сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом

возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного

нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка,

эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается

процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека

является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на

ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти

надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и

культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам

патриотического воспитания детей дошкольного возраста в качестве основополагающего

фактора интеграции социальных и педагогических условий, рассматривают национально-

региональный компонент.

Нравственные

упражнения

ума,

чувств

и

сердца

ребёнка

являются

основным

средством патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение

людям.

Специально

организованная

система

образовательной

деятельности

с

детьми

обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность,

способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных

отношений

к

взрослым,

знаниям,

процессу

их

приобретения,

к

себе,

как

субъекту

деятельности.

Комбинация

известных

технологий,

использование

интегрированного

подхода

позволили

усовершенствовать

педагогический

процесс

по

образовательным

областям

:

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Художественное – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

В Концепции дошкольного воспитания (1989) говорится о необходимости приобщения

детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также показаны идеи выдающихся

4

русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного,

эстетического и патриотического развития .

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач

нашего времени. Об актуальности данного направления в современных условиях

говорится в ряде законодательных актов Российской Федерации, одним из которых

является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»,

утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до

2015 г.

Целью программы является «патриотическое воспитание граждан РФ, направленное

на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено

воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к

стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Для патриотического становления личности дошкольников, в группе создана предметно –

пространственная развивающая среда.

Предметно – пространственную развивающую среду организовала с учётом требований

ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При построении п р е д м е т н о

п р о с т р а н с т в е н н о й

р а з в и в а ю щ е й среды

учитывала следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. Принцип стабильности, динамичности;

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального

благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.

Принцип

сочетания

привычных

и

неординарных

элементов

в

эстетической

организации среды;

7. Принцип открытости – закрытости;

8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Центры

активности

организовала на

основе

интеграции содержания

и

видов

деятельности по следующим направлениям.

Направление: Познавательное развитие.

В

«Нравственно-патриотическом»

Центре помещена

государственная

символика

России.

Находятся

пособия,

отражающие

многонациональность

нашей

Родины,

карта

России.

Иллюстрационный

материал

по

ознакомлению

детей

с

городами-героями,

орденами

и

медалями,

родами

войск,

климатическими

зонами

России,

образцами

народного декоративно-прикладного искусства,

и т. д. В уголок родного края входит

художественная

литература

по

краеведению,

символика

и

герб

Киренского

района,

Иркутской области. Оформлен альбом «Мой поселок», «Моя семья».

5

Центр

«Любители

Природы»

Кроме

комнатных

растений,

в

данном

центре

присутствуют

различные

дидактические

игры

экологической

направленности,

серии

картин

типа

«Времена

года»,

«Животный

и

растительный

мир

России»,

коллекции

природного материала нашего края, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.

Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории.

Формировала у детей представления о природе и ее законах. Учила детей видеть ее

красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать

ее.

Воспитанникам группы давала представления:

*о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

*о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;

*о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим

людям и природе.

Дети хорошо знают природу родного края и нашей необъятной страны, правила поведения

в лесу, на реке, на пикнике. При ознакомлении с природой дети проявили активность и

любознательность, приобщали своих родителей к выполнению этих правил.

Оформлен мини-музей «Кора сибирских деревьев», в котором дети знакомятся с корой

сибирских деревьев, рассматривают поделки из дерева и природного материала русских

умельцев.

«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и

занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том,

что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий

деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать

данную

деятельность

как

с

подгруппой

детей,

так

и

индивидуально.

Воспитанники

самостоятельно реализуют свои замыслы, строят улицы родного поселка, здания своего

родного дома и детского сада, Красную площадь, Кремль, используют схемы и модели

построек.

Центр

дополнен

макетами

домов

поселка,

мелкими

игрушками

для

обыгрывания.

«Музыкально — театрализованный» Центр — это важный объект развивающей среды,

поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить

детей интересной идеей. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания русских

народных сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации. Дети самостоятельно

играют, импровизируют, свободно музицируют. В

центре размещены детские русские

народные

музыкальные

инструменты,

которые

используются

детьми

в

свободной

деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку русских народных композиторов,

играют в русские народные хороводные игры. Дети знают слова гимна, понимают их

смысл.

В Центре «ИКТ» размещены — телевизор, DVD-плеер, магнитофон, коллекция дисков и

записей

с

русской

классической

музыкой

и

сказками

русских

поэтов.

Ноутбук

используется

для

воспроизведения

видео,

иллюстраций

и

презентаций

на

телевизор.

Знакомила детей с гимном России. Смотрели фильмы и презентации о России, Москве,

Дне Победы, Дне Космонавтики, о профессиях, родной реке Лене, поселке Алекссевск,

природе родного края и России, русских поэтах и писателях.

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

6

В

Центре

«Умелые

руки»

находится

материал

и

оборудование

для

художественно-

творческой

деятельности:

рисования,

лепки

и

аппликации,

дидактические

игры.

Изготовляли подарки папам на день Защитника Отечества, мамам и бабушкам на женский

день 8 Марта, ко Дню пожилого человека. Лепили солдат и военную технику. Способом

барельефа

изготовили

посуду

по

мотивам

русских

народных

росписей.

Проявили

творчество в расписывании русской матрешки.

Оформлен мини-музей народно-прикладного искусства «Истоки», куда входят -

«Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно – прикладное искусство».

Мини-музеи являются частью образовательного пространства детского сада,

демонстрационным материалом для проведения занятий и самостоятельной детской

деятельности.

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся

с историческим прошлым России, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" –

хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры

русского народа. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое

деревенское помещение с подлинными предметами старины.

В "Русской избе" знакомлю детей с устным народным творчеством, декоративно-

прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся

с жемчужинами народной мудрости.

Я убеждена в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и

добра. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы

«прорастает» в нём и становится потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев,

выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества, что

воспитывает патриотические чувства к культуре и истории России.

Направление: Речевое развитие.

В Центре «Мир книги» находятся книги с художественными произведениями русских

писателей, сказки и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип

подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В

книжном уголке помещается фотография русского писателя, с творчеством которого дети

знакомятся

в

данный

момент

и

его

литературные

произведения.

Организовали

тематические

выставки

книг

ко

Дню

Победы,

Дню

Защиты

детей,

Международному

женскому дню 8 Марта, Дню защитника Отечества, через которые дети совершенствуют

свои

знания.

Выставки

постоянно

меняются,

тематика

приурочивается

к

русским

народным праздникам, временам года, торжественным событиям.

Детям

запомнилась

экскурсия

в

библиотеку,

в

ходе

которой

дети

познакомились

с

русскими писателями.

Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом,

чтобы

дети

могли

легко

подбирать

игрушки,

комбинировать

их

«под

свои

игровые

творческие замыслы». Приготовили атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Моя семья»,

«Армия», «Космонавты», «Пограничники». Дети переносят игровой материал в удобное

для них место, для свободного построения игрового пространства.

7

Направление: Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!» Оборудование центра направлено на развитие

физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых

качеств.

И

способствует

формированию

у

мальчиков,

стремление

быть

сильными,

смелыми, стать защитниками Родины, а у девочек уважения к мальчикам, как к будущим

защитникам Родины. Имеются атрибуты для русских народных подвижных игр.

При составлении перспективного плана работы и разработки проектов использовала

технологии: А.Я. Ветохина, З.С.Дмитриенко «Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста»; О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение к истокам

русской народной культуры». При этом акцент делается на воспитание любви к родному

дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.

Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и

уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы

Родиной можно было гордиться…

В соответствии с этим неизмеримо возросла моя роль, как педагога, ведущего данную

работу.

Для того, чтобы дать знания всем детям использую следующие формы, методы и приемы:

Основная форма работы – групповая, в сочетании с наблюдением, решением проблемных

ситуаций, рассматриванием картин, просмотров фильмов, познавательными беседами,

подвижными и дидактическими играми, чтением и обсуждением сказок, составление и

отгадывание загадок, изготовление продуктов детского творчества.

Основной метод – метод проблемного изложения материала, который ориентирует на

осознанное усвоение знаний, развивает определенный тип мышления (решения

проблемных ситуаций в разных условиях).

В сочетании с приемами сравнения и наблюдения, сюрпризными моментами обращение к

опыту дошкольников повышает детскую мыслительную активность.

На

основе

изученной

научно-методической

литературы

создала

Модель

системы

патриотического воспитания дошкольников, состоящую из следующих направлений.

8

Детский сад

Семья

Родная улица,

поселок

Права и обязанности

(Конституция)

Страна, ее столица,

символика

МОДЕЛЬ

1). «Наш детский сад».

Дети в садике живут, здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят.

Детский сад- второй наш дом, как тепло уютно в нем!

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой

работников

дошкольного

учреждения.

Формировала

уважение

к

труду

тех,

кто

их

воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом повара,

дворника и других работников, дети поняли смысл их действий, направленных на создание

в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни

содержательной,

интересной

деятельностью.

Познакомила

дошкольников

с

общественной оценкой труда людей – наградах и поощрениях.

2).Я и моя семья.

Что может быть семьи дороже, теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью и провожают в путь с добром.

Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага. Эта

задача

традиционно

решалась

в

дошкольных

учреждениях,

но

сегодня

ощущается

необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной.

Традицией стало проведение праздника День Матери, который проводится в конце

ноября. Чтобы порадовать своих любимых мам провели конкурс «Мисс Мама», в котором

соревновались мамы и дети. Все очень старались! Получили незабываемый заряд бодрости

и хорошего настроения! Доброжелательное жюри наградило всех участников в разных

номинациях.

Работая

в

этом

направлении,

мною

был

разработан

краткосрочный

(1

месяц)

образовательный проект «Семейный альбом», цель которого заключалась в укреплении

связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.

«Мой младший/старший брат, сестра».

Рассматривая фотографии братьев и сестер, дети находили внешние сходства и различия.

Сеня Савекин

рассказывал о своей сестре Инге, о совместных играх, как вместе они

помогают бабушке. Паша Тарасов жалел свою сестренку Карину во время болезни. С

какой неподдельной нежностью звучали их рассказ

«Моя семья».

Рассматривая

семейные

фотографии,

дети

с

большим

интересом

рассказывали,

какие

умельцы их папы и рукодельницы- мамы. Но без помощи старшего поколения мамам и

папам не обойтись. Пивнева София с гордостью рассказывала о своей бабушке, какими

красивыми поделками она украсила свой огород. Также ее шедевром из расписных камней

украшен наш прогулочный участок. Мама Софии- Евгения Александровна нарисовала

генеалогическое

древо.

Мы

всей

группой

рассматривали

его,

а

София

рассказывала

интересные случаи. Вывод напрашивается сам собой - дружная семья это очень важно!

«Мои друзья».

Общение детей начинается с самого маленького возраста. К подготовительной группе дети

уже имеют представление о дружбе, определенных правилах дружеских отношений.

Читали поучительные рассказы, сказки. Предложила детям рассказать о своих друзьях.

Ребята

с

большим

интересом

составляли

свои

рассказы.

И

я

увидела,

что

мои

9

воспитанники умеют дружить. Совместно мы вывели правила крепкой дружбы и создали

альбом «Наша группа»

«Каким я был, каким я стану».

Затем мы решили помечтать с детьми. Провела с детьми беседы: «Какие профессии тебе

нравятся и почему?», «Какая профессия самая важная?» и т.д. Вели с детьми ситуативные

разговоры о том, кем хотят дети стать в будущем и почему. Мальчикам больше нравятся

профессии пожарных, полицейских - потому что там работают настоящие мужчины. А

девочкам нравятся профессии балерины, воспитателя, повара. И все-таки мы пришли к

выводу, что все профессии нужные и важные!

« Мир людей».

Это направление работы я наполнила следующим содержанием:

Родившись, человек становиться частью общества. Сначала — это семья, группа детского

сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции,

которые выполняют все члены этого сообщества.

Играли

в

сюжетно

ролевые

игры:

«Богатыри»,

«Подводная

лодка»,

«Военные

моряки»,

«Пограничники»,

«Служба

спасения»,

«Семья»,

«Путешествие

по

Москве»,

«Строительство», «Выборы президента». Сюжеты взяты из жизни, в частности из семьи,

где детям пришлось с ними столкнуться. И хотя многие впечатления детьми еще не

осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль

в становлении патриотических чувств дошкольников.

Для развития интереса к «миру людей» и обогащения их представлений о социальной

действительности мы посетили музеи Боевой Славы. Совместно с родителями проводили

экскурсии и прогулки, демонстрировали фильмы о поселке, реке Лене, празднике Великой

Победы, столице нашей Родины – Москве.

По воспитанию уважительного отношения к Человеку - труженику и результатам его

труда, знакомила детей с профессиями речного флота. Так как наш поселок- поселок

речников, воспитывала гордость за результаты их труда. Ежегодно наши дети участвуют в

празднике поселка, посвященному Дню Речника, испытывая гордость за профессии своих

родителей.

Систематически организовывала в детском саду труд с общественной мотивацией,

направленный на общую пользу, (уборка территории детского сада, озеленение территории

детского

сада,

постройка

зимнего

городка;

провела

природоохранительную

акцию

«Берегите птиц» для которой изготовили кормушки для птиц; и т.д.). Дети зимой убирают

снег, помогая дворнику. Жалея птиц - насыпают в кормушку крупу и хлебные крошки.

Радует, что дети осознанно помогают взрослым, показывая, что они самые старшие в

детском саду.

На каждом этапе проводились различные формы работы: беседы, игры, наблюдения,

совместная деятельность в режимных моментах.

3) « Родной поселок, улица».

Следующая ступенька воспитания - родной поселок…

Старалась показать детям, что наш поселок славен своей историей, традициями, лучшими

людьми, достопримечательностями. Важно, чтобы малая Родина предстала перед

ребенком, как самое дорогое, красивое, неповторимое. И чтобы повзрослев, дети стали

полезными своему поселку. А для этого надо много знать и уметь. Совершать дела на

благо дома, поселка, а в дальнейшем и страны, в тех или иных начинаниях. Познакомив

детей с родным поселком, провели развлечение «Моя малая Родина», на котором дети

читали стихи авторов-односельчан, слушали песни Г. Козловой, В. Округина.

10

Просмотрели видеосюжеты о реке Лене, достопримечательностях поселка. Приняли

активное участие в праздновании 110-летия поселка. В честь этой даты издана книга,

которую дети с интересом рассматривают.

Познакомились с историей военных лет, с людьми которые погибли на полях битвы,

защищая нашу Родину. К празднику 70-летия великой Победы организовала фотовыставку:

«Никто не забыт, ничто не забыто». Дети очень гордились, что их деды и прадеды

защищали нашу Родину, и победили в этой жестокой войне. Приняли активное участие в

концертной программе поселка, посвященной этому великому празднику, на котором

читали стихи, пели песни и танцевали.

Провели торжественный утренник с приглашением детей войны. Участвовали в

интерактивном фестивале, посвященному 70-летию победы «Солдаты мая, слава Вам

навеки».

4) «Родина моя – бескрайняя Россия». Теме «Россия-Родина моя» посвятила большую

часть времени, потому что эта тема наиболее сложна для понятия 4-6 летнего ребенка.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой

Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Постепенно

подводила ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина

— поселок, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним — большая

Родина - Российская Федерация.

Работая в этом направлении, знакомила детей со своей страной, столицей, символикой.

Провела открытое занятие на районной методической неделе: «Моя Родина- Россия» в

форме КВН, на котором дети показали обширные знания, что было отмечено гостями и

педагогами.

Организовали и провели конкурс чтецов «У каждого в душе своя Россия». Дети

выразительно и душевно читали стихи о Родине. Наша группа заняла 2 место.

5)« Права и обязанности (Конституция)».

Правовое воспитание — еще один путь воспитания патриотических чувств ребенка. Дети

должны знать о своих правах, уважать права других людей и выполнять свои обязанности.

Использовала в работе с детьми дидактические игры, читали художественные

произведения на патриотическую тематику, решали проблемные задачи и искали решения,

наблюдали за отношениями близких людей друг к другу, что радует и огорчает друзей и

близких, смотрели видеоролики, драматизировали сказки, отгадывали загадки, ребусы,

решали кроссворды.

В ходе проведенной работы знакомила детей с такими правами, как право жить и

воспитываться в семье, право на имя, фамилию, отчество, право на охрану здоровья, право

на воспитание в образовательных учреждениях, право быть гражданином своей страны.

Тем самым расширяла их представление о собственном месте в обществе, воспитывала

патриотические чувства.

Разработала вопросник педагогической диагностики по патриотическому воспитанию,

который помог отследить знания детей. Мониторинг проводила в начале и конце учебного

года.

Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А.

Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания

в детском саду и начальной школе».

11

С

р

е

д

н

я

я

г

р

у

п

п

а

С

е

н

т

я

б

р

ь

2

0

1

3

г

.

С

р

е

д

н

я

я

г

р

у

п

п

а

М

а

й

2

0

1

4

г

.

С

т

а

р

ш

а

я

г

р

у

п

п

а

С

е

н

т

я

б

р

ь

2

0

1

4

г

.

С

т

а

р

ш

а

я

г

р

у

п

п

а

М

а

й

2

0

1

5

г

.

П

о

д

г

о

т

о

в

и

т

е

л

ь

н

а

я

г

р

у

п

п

а

С

е

н

т

я

б

р

ь

2

0

1

5

г

.

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

70,00%

80,00%

57,70%

29,20%

11,00%

39,30%

65,80%

72,00%

61,60%

46,70%

3%

5%

17%

38%

53%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей

показывает:

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и

правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале

года низкие результаты;

- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с

интересом слушают рассказы о Родине, задают много интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;

- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя,

проявляют доверие к миру;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно

выражают готовность помочь;

- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что

хорошо и что плохо», в оценке поступков опираются на нравственные представления.

Для

патриотического

становления

личности

дошкольников

вела

активную

пропаганду среди родителей о том, какие телепередачи носят познавательный характер,

что

они

должны

соответствовать

возрасту

детей,

какими

должны

быть

темы

для

просмотра. Необходимо обращать внимание на то, что смотрит ребёнок по телевизору, в

какие

компьютерные

игры

играет.

Хочется

отметить

что,

родители

воспитанников

поддержали меня в данном вопросе, и помогли мне в достижении поставленных задач.

С большой помощью родителей собрали материал о поселке Алексеевске, и дети с

гордостью

показывали

фотографии,

которые

принесли

из

дома.

Провели

выставки

детского рисунка на тему: "Улица, на которой я живу", « Мой родной поселок».

12

Для укрепления связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения

была представлена выставка «Семейный альбом». Организовали совместные прогулки по

памятным местам поселка.

Посетили музей Боевой Славы.

Совместно

с

детьми

и

родителями

изготавливали

сувениры

для

ветеранов

Великой

Отечественной войны. Гости праздника, а это были Дети войны, со слезами на глазах и

словами благодарности принимали от детей подарки.

Регулярно

провожу

с

родителями

природоохранительные

акции

«Зеленый

участок»,

озеленяем территорию детского сада; «Берегите птиц» изготавливаем кормушки для птиц.

Для реализации проекта «Юный пешеход», родители изготовили разнообразные макеты

домов, светофоры и дорожные знаки, так как они сами заинтересованы в безопасности

своих детей.

Совместные праздники «Милой мамочке моей это поздравление…», «Бравые солдаты»,

«День защиты детей» доставили много радости гостям и детям.

А, как тепло отзывались родители и гости, побывав на развлечениях и праздниках:

«День Смеха», «Веселая Масленица», «Пасхальный звон» и т.д.

В результате проделанная работа поспособствовала укреплению русских народных

традиций, установлению контакта с семьями воспитанников.

Организованы выставки совместного творчества детей и родителей: «Любимое занятие

вашей семьи», «Мой папа – умелец» ( поделки военной техники из бросового материала),

«Загадочный космос», «Роспись пасхального яйца», «Этот День Победы», «Моя родная

улица».

Постоянно повышаю и совершенствую свой профессиональный уровень, чтобы быть

интереснее детям и родителям.

В

данное

время

работаю

в

подготовительной

группе,

продолжаю

работу

по

патриотическому воспитанию,

разрабатываю краткосрочный проект «Путешествие по

Москве», итогом которого станет открытое педагогическое мероприятие «Я шагаю по

Москве».

В дальнейшем я намерена помогать детям, открывать историческое прошлое и

настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в

чувствах, в сознании, в поведении.

13



В раздел образования