Напоминание

"Организация обучения в вечерней школе."


Автор: Окатая Елена Геннадиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУВ(С)ОШ №1
Населённый пункт: города Апшеронска Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Организация обучения в вечерней школе."
Раздел: полное образование





Назад




Статья

«Организация обучения в вечерней школе».

Автор: Окатая Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУВ(С)ОШ №1 г.Апшеронска Краснодарского края.

Образование есть то,

что остается после того,

когда забывается

все, чему учили.

А. Эйнштейн

Известно, что вечерняя (сменная) школа выполняет в системе образования,

прежде всего, компенсаторную и адаптирующую функции.

В общественном сознании данная школа рассматривалась как облегченный

путь к получению среднего полного образования. Но, тем не менее, сотни

тысяч молодых и взрослых людей, не закончивших по разным причинам

массовую общеобразовательную школу, получили среднее образование без

отрыва от производства и продолжили учебу в вузах, колледжах….

Главная функция вечерних общеобразовательных учреждений – обеспечение

права на получение общего образования для граждан, по различным

причинам отставших от своего возрастного образовательного потока и

желающих возобновить обучение, поэтому следует особо подчеркнуть, что

благодаря вечерней школе значительная часть молодых людей смогла

получить среднее образование.

Так каково же место вечерней школы в современной социально –

образовательной ситуации?

Разные дороги приводят ребят в вечернюю школу: кто-то очень рано стал

мамой, кого-то жизненные обстоятельства заставили работать, у кого-то не

сложились отношения в дневной школе, у некоторых родители лишены

родительских прав, а иногда и при живых родителях, занятых своей жизнью,

ребята остаются одинокими. Разумеется, вечерняя школа не может решить

всех проблем, возникших у молодежи. Но она реализует их право на

образование, дает дополнительный шанс найти свое место в обществе,

применить свои способности и знания на рынке труда, а значит - улучшить

экономические, социальные и культурные условия своей жизни. Обучение –

условие формирования способности к самозащите, поэтому отказ от

продолжения образования не может быть компенсирован ни длительным

производственным опытом, ни стихийно складывающимся

самообразованием. В «Законе об образовании» говорится о необходимости

внутренней системы оценки качества образования в школе. Здесь очень

важна слаженная работа всех сторон образовательного процесса: учитель,

учащийся, классный руководитель, администрация, родители.

Наши учащиеся в процессе освоения учебных дисциплин расширяют свой

жизненный кругозор, получают полезные социальные знания, все чаще

задумываются о себе, своем будущем, о решении своих жизненных проблем.

Коллектив учителей старается гибко организовать формы обучения, что

позволяет учащимся выбирать индивидуальный маршрут изучения школьных

дисциплин, получать консультационную помощь. Безусловно, у вечерней

школы масса проблем, связанных с образованием, так как она имеет дело с

учащимися, существенно различающимися по возрасту, социальным

позициям, по дидактической запущенности и степени забывания учебного

материала, учебной мотивации. Об отношении ребят к своей учебе мы узнали

из анкетирования, проводимого учителями по параллелям.

Итак, выяснилось, что у учащихся в возрасте от 18 и старше интерес к учебе

заметно выше, нежели у подростков, видимо, у старших ребят приходит

осознание необходимости образования, возрастает чувство ответственности

за свое будущее.

Наша вечерняя школа принимает практически всех желающих, независимо

от возраста, уровня образования, без каких – либо экзаменов и

собеседований. Учителя считают, что самое важное - создание на уроке

доброжелательной атмосферы, способствующей изменению в сознании у

ребят отрицательной установки на образование. Также они стараются помочь

им преодолеть страх ответить неправильно, поддерживают их даже в тех

случаях, когда качество ответа оставляет желать лучшего. Поощрение

сегодняшнего ответа по сравнению с менее успешным вчерашним носит

стимулирующий характер, содействует формированию надежды и веры в

свои силы. В итоге, учащиеся постепенно переходят от односложных ответов

к более распространенным, последовательным, логически правильно

выстроенным, отвечают не только с места, но и у доски.

Задачей начального периода обучения является ликвидация пробелов в

знаниях путем вводного повторения, восстанавливающего опорные знания.

Однако и в это время учение не должно быть слишком легким, так как

механизм поисковой активности может атрофироваться, и учащемуся в

дальнейшем будет значительно труднее при столкновении с более сложным

материалом. Поэтому даже в этот «щадящий» период учения должно быть

трудным, но посильным.

Конечно, в данное время учреждение вечернего образования наделено

новыми функциями, разрешениями ряда проблем, поэтому учителя нашей

вечерней школы изменяют программное обеспечение; повышают свою

квалификацию, ориентированную на овладение целостной педагогической

культуры, необходимостью ее индивидуализации; также используют новые

методики и технологии для проведения современного урока, который в

дальнейшем смог бы способствовать успешно сдать ЕГЭ учащимися. Так как

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации обучающихся,

оканчивающих среднюю школу, то и выпускникам вечерней школы тоже

приходится тщательно готовиться к данной форме сдаче экзамена, хотя это

совсем не просто, но учителя нашей школы делают все возможное для

успешного конечного результата. Так, для эффективного усвоения и контроля

знаний, умений и навыков они включают в учебный процесс тестовые

формы контроля, помогая обучающимся овладеть техникой работы с тестами,

постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Регулярно проводимое тематическое тестирование на уроках позволяет

учителям быстро установить обратную связь, определить пробелы в

подготовке обучающихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на

них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает

такие качества результатов проверки, как надежность и объективность.

Важно постараться определить методические просчёты в обучении.

Необходимо включать обучающихся в процесс анализа, оценки собственной

деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии

оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в

том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою

работу, рефлексировать принятые решения. Также ведется мониторинг

успеваемости и качества, оказывается психологическая помощь по

подготовке учеников к сдаче ЕГЭ: даются им чёткие инструкции – как

выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как заполнять

правильно бланки ответов, как работать с черновиком.

В школе проводятся регулярно совещания, на которых обсуждаются все

проблемные моменты: это определение индивидуальной работы с

неуспевающими учащимися, с учащимися, которые могут учиться без троек.

Результатами наших совещаний становятся как беседы на уровне

администрации школы с самими учащимися (до 18 лет), так и с их

родителями, проводятся дополнительные и индивидуальные занятия.

Обращаясь к словам Эйнштейна, который утверждал: «Образование есть то,

что остается после того, когда забывается все, чему учили» учителя, работая

в данной школе, понимают её специфику обучения и стараются несмотря на

всю сложность учебного процесса методически верно подходить к обучению

своих ребят: важно не запихивать в голову ученика побольше фактов (да еще

чтобы они остались там до старости) – важно создать всё же ту почву, на

которую потом лягут новые знания, новый опыт.

Наша школа не забывает о проблеме возрождения нравственных ценностей в

современном обществе, поэтому каждый учитель, учитывая образовательный

и воспитательный уровень наших учащихся, выступает в роли «повивальной

бабки для нравственности», старается на своих уроках не только добиваться

повышения качества знаний учащихся, но и привить им нравственный опыт.

Так учителя литературы выстраивают свои уроки в форме беседы о добре и

зле, о человеческом счастье и несчастье….Что в дальнейшем учащимся 12-го

класса помогает при написании ЕГЭ части 2( сочинения – рассуждения),

тексты которых отражают, прежде всего, нравственные проблемы,

проверяющие общую культуру учащихся, также ребенок должен выразить

свое мнение по затронутым проблемам, совпадающее или не совпадающее с

автором, привести свои аргументы, подкрепляющие это суждение.

На уроках русского языка часто используются предложения, которые несут

нравственную информацию: «Как пройти жизнь?...», «Жизнь, не освещенная

чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цены»…. Работая с

подобными предложениями, осваивая навыки грамотности письма, учащиеся

невольно запоминают их.

Уроки биологии тоже имеют огромный нравственный потенциал, здесь и

экологическое воспитание, и пропаганда здорового образа жизни. Например,

учитель биологии, говоря о развитии эмбриона, отмечает, что все,

переживаемое будущей матерью, отражается на физическом здоровье

ребенка. Так что очень важно женщине находиться в эмоциональном

равновесии, так как от этого зависит здоровье маленького человека, а по

большому счету, и нации в целом.

Уроки математики и физики тоже могут нести (хоть иногда) гуманный

характер, если проводить работу на развитие мышления и формирование

отношения к знаниям.

Таким образом, одним из ведущих направлений в работе сменной школы –

содействие трудному процессу образования учащихся.



В раздел образования