Автор: Окатая Елена Геннадиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУВ(С)ОШ №1
Населённый пункт: города Апшеронска Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Организация обучения в вечерней школе."
Раздел: полное образование
Статья
«Организация обучения в вечерней школе».
Автор: Окатая Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУВ(С)ОШ №1 г.Апшеронска Краснодарского края.
Образование есть то,
что остается после того,
когда забывается
все, чему учили.
А. Эйнштейн
Известно, что вечерняя (сменная) школа выполняет в системе образования,
прежде всего, компенсаторную и адаптирующую функции.
В общественном сознании данная школа рассматривалась как облегченный
путь к получению среднего полного образования. Но, тем не менее, сотни
тысяч молодых и взрослых людей, не закончивших по разным причинам
массовую общеобразовательную школу, получили среднее образование без
отрыва от производства и продолжили учебу в вузах, колледжах….
Главная функция вечерних общеобразовательных учреждений – обеспечение
права на получение общего образования для граждан, по различным
причинам отставших от своего возрастного образовательного потока и
желающих возобновить обучение, поэтому следует особо подчеркнуть, что
благодаря вечерней школе значительная часть молодых людей смогла
получить среднее образование.
Так каково же место вечерней школы в современной социально –
образовательной ситуации?
Разные дороги приводят ребят в вечернюю школу: кто-то очень рано стал
мамой, кого-то жизненные обстоятельства заставили работать, у кого-то не
сложились отношения в дневной школе, у некоторых родители лишены
родительских прав, а иногда и при живых родителях, занятых своей жизнью,
ребята остаются одинокими. Разумеется, вечерняя школа не может решить
всех проблем, возникших у молодежи. Но она реализует их право на
образование, дает дополнительный шанс найти свое место в обществе,
применить свои способности и знания на рынке труда, а значит - улучшить
экономические, социальные и культурные условия своей жизни. Обучение –
условие формирования способности к самозащите, поэтому отказ от
продолжения образования не может быть компенсирован ни длительным
производственным опытом, ни стихийно складывающимся
самообразованием. В «Законе об образовании» говорится о необходимости
внутренней системы оценки качества образования в школе. Здесь очень
важна слаженная работа всех сторон образовательного процесса: учитель,
учащийся, классный руководитель, администрация, родители.
Наши учащиеся в процессе освоения учебных дисциплин расширяют свой
жизненный кругозор, получают полезные социальные знания, все чаще
задумываются о себе, своем будущем, о решении своих жизненных проблем.
Коллектив учителей старается гибко организовать формы обучения, что
позволяет учащимся выбирать индивидуальный маршрут изучения школьных
дисциплин, получать консультационную помощь. Безусловно, у вечерней
школы масса проблем, связанных с образованием, так как она имеет дело с
учащимися, существенно различающимися по возрасту, социальным
позициям, по дидактической запущенности и степени забывания учебного
материала, учебной мотивации. Об отношении ребят к своей учебе мы узнали
из анкетирования, проводимого учителями по параллелям.
Итак, выяснилось, что у учащихся в возрасте от 18 и старше интерес к учебе
заметно выше, нежели у подростков, видимо, у старших ребят приходит
осознание необходимости образования, возрастает чувство ответственности
за свое будущее.
Наша вечерняя школа принимает практически всех желающих, независимо
от возраста, уровня образования, без каких – либо экзаменов и
собеседований. Учителя считают, что самое важное - создание на уроке
доброжелательной атмосферы, способствующей изменению в сознании у
ребят отрицательной установки на образование. Также они стараются помочь
им преодолеть страх ответить неправильно, поддерживают их даже в тех
случаях, когда качество ответа оставляет желать лучшего. Поощрение
сегодняшнего ответа по сравнению с менее успешным вчерашним носит
стимулирующий характер, содействует формированию надежды и веры в
свои силы. В итоге, учащиеся постепенно переходят от односложных ответов
к более распространенным, последовательным, логически правильно
выстроенным, отвечают не только с места, но и у доски.
Задачей начального периода обучения является ликвидация пробелов в
знаниях путем вводного повторения, восстанавливающего опорные знания.
Однако и в это время учение не должно быть слишком легким, так как
механизм поисковой активности может атрофироваться, и учащемуся в
дальнейшем будет значительно труднее при столкновении с более сложным
материалом. Поэтому даже в этот «щадящий» период учения должно быть
трудным, но посильным.
Конечно, в данное время учреждение вечернего образования наделено
новыми функциями, разрешениями ряда проблем, поэтому учителя нашей
вечерней школы изменяют программное обеспечение; повышают свою
квалификацию, ориентированную на овладение целостной педагогической
культуры, необходимостью ее индивидуализации; также используют новые
методики и технологии для проведения современного урока, который в
дальнейшем смог бы способствовать успешно сдать ЕГЭ учащимися. Так как
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации обучающихся,
оканчивающих среднюю школу, то и выпускникам вечерней школы тоже
приходится тщательно готовиться к данной форме сдаче экзамена, хотя это
совсем не просто, но учителя нашей школы делают все возможное для
успешного конечного результата. Так, для эффективного усвоения и контроля
знаний, умений и навыков они включают в учебный процесс тестовые
формы контроля, помогая обучающимся овладеть техникой работы с тестами,
постепенно готовя их к формату ЕГЭ.
Регулярно проводимое тематическое тестирование на уроках позволяет
учителям быстро установить обратную связь, определить пробелы в
подготовке обучающихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на
них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает
такие качества результатов проверки, как надежность и объективность.
Важно постараться определить методические просчёты в обучении.
Необходимо включать обучающихся в процесс анализа, оценки собственной
деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии
оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в
том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою
работу, рефлексировать принятые решения. Также ведется мониторинг
успеваемости и качества, оказывается психологическая помощь по
подготовке учеников к сдаче ЕГЭ: даются им чёткие инструкции – как
выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как заполнять
правильно бланки ответов, как работать с черновиком.
В школе проводятся регулярно совещания, на которых обсуждаются все
проблемные моменты: это определение индивидуальной работы с
неуспевающими учащимися, с учащимися, которые могут учиться без троек.
Результатами наших совещаний становятся как беседы на уровне
администрации школы с самими учащимися (до 18 лет), так и с их
родителями, проводятся дополнительные и индивидуальные занятия.
Обращаясь к словам Эйнштейна, который утверждал: «Образование есть то,
что остается после того, когда забывается все, чему учили» учителя, работая
в данной школе, понимают её специфику обучения и стараются несмотря на
всю сложность учебного процесса методически верно подходить к обучению
своих ребят: важно не запихивать в голову ученика побольше фактов (да еще
чтобы они остались там до старости) – важно создать всё же ту почву, на
которую потом лягут новые знания, новый опыт.
Наша школа не забывает о проблеме возрождения нравственных ценностей в
современном обществе, поэтому каждый учитель, учитывая образовательный
и воспитательный уровень наших учащихся, выступает в роли «повивальной
бабки для нравственности», старается на своих уроках не только добиваться
повышения качества знаний учащихся, но и привить им нравственный опыт.
Так учителя литературы выстраивают свои уроки в форме беседы о добре и
зле, о человеческом счастье и несчастье….Что в дальнейшем учащимся 12-го
класса помогает при написании ЕГЭ части 2( сочинения – рассуждения),
тексты которых отражают, прежде всего, нравственные проблемы,
проверяющие общую культуру учащихся, также ребенок должен выразить
свое мнение по затронутым проблемам, совпадающее или не совпадающее с
автором, привести свои аргументы, подкрепляющие это суждение.
На уроках русского языка часто используются предложения, которые несут
нравственную информацию: «Как пройти жизнь?...», «Жизнь, не освещенная
чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цены»…. Работая с
подобными предложениями, осваивая навыки грамотности письма, учащиеся
невольно запоминают их.
Уроки биологии тоже имеют огромный нравственный потенциал, здесь и
экологическое воспитание, и пропаганда здорового образа жизни. Например,
учитель биологии, говоря о развитии эмбриона, отмечает, что все,
переживаемое будущей матерью, отражается на физическом здоровье
ребенка. Так что очень важно женщине находиться в эмоциональном
равновесии, так как от этого зависит здоровье маленького человека, а по
большому счету, и нации в целом.
Уроки математики и физики тоже могут нести (хоть иногда) гуманный
характер, если проводить работу на развитие мышления и формирование
отношения к знаниям.
Таким образом, одним из ведущих направлений в работе сменной школы –
содействие трудному процессу образования учащихся.