Автор: Афанасьева Полина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 88"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Виды нетрадиционных техник рисования и их использование.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 88»
муниципальное образование г. Братск
Статья на тему:
Виды нетрадиционных техник рисования
и их использование.
Подготовил воспитатель
МБДОУ «ДСОВ №88»:
Афанасьева Полина Алексеевна
Братск 2017г.
Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью
этого возраста.
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В
данной статье будет рассмотрен только один аспект – нетрадиционное
рисование.
Для того, чтобы рисование приносило детям радость и не приходилось им в
тягость, следует знакомить их с нетрадиционными техниками рисования.
Такие исследователи как: Никитина А.В., Давыдова Г.Н., доказали, что
нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей,
формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные
впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов
в качестве художественных материалов.
На мой взгляд, актуальность данной статьи состоит в том, что традиционная
изобразительная деятельность не всегда приносит детям того результата,
который они задумали, одним из факторов является несформированность
графических навыков, поэтому целесообразно проводить специальную
работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных
методик.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам.
Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н.
Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще
сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и
традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая
огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения,
этого недостаточно для развития творческих способностей.
Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по
качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы
изображения.
Также не совсем правильно связывать неклассические техники с желанием
достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного
образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку,
что техника, хотя и имеет значение в создании рисунка, все же выступает в
качестве "вспомогательного кирпичика" в построении образа. Техника
способствует решению изобразительных задач, а не подменяет процесс
обучения легким экспериментом.
При анализировании литературы я нашла классификацию А.В. Никитиной,
которая помогает определить, какая техника применяется в определенном
дошкольном возрасте. Давайте рассмотрим её.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными
техниками:
оттиск поролоном или печатками из ластика;
фотокопия (восковые мелки и акварель);
фотокопия (свеча и акварель);
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные
методы и техники:
кляксография обычная и с трубочкой;
монотипия пейзажная и предметная;
печать по трафарету.
Рассмотрим несколько нетрадиционных техник в отдельности.
Тычок жесткой полусухой кистью
В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь,
после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При
работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист,
контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или
колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки,
пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.
Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок
прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана
гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо
брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую
печатку/ поролон.
Фотокопия
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми
мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается не закрашенным.
Печать по трафарету
Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового
тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу
с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и
трафарет.
Монотипия предметная
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок
складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину
предмета (предмет должен быть симметричным). После рисования каждой
части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам
для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же
складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие
происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно,
чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется,
если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали.
Отпечатки листьев
Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками
разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения
отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно
дорисовать кистью.
Рисунки из ладошки
Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает
ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные
линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает
изображение красками.
Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну.
Они помогают детям чувствовать себя рискованнее, выражать свое
творческое начало и свое собственное "Я".
Список используемой литературы: