Автор: Ишкова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Значение логоритмики для речевого развития детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Раздел: среднее профессиональное
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №33
города Ставрополя»
учитель-логопед Ишкова О.В.
Значение логоритмики для речевого развития детей с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями).
Речь – явление сложное и многогранное: лингвистическое, социальное,
интеллектуальное, психофизическое, эстетическое и психологическое. Чем богаче
и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его
возможности
познать
действительность;
полноценнее
будут
и
его
взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его
личность в целом.
Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности
с
нарушениями
интеллекта,
имеют
большое
место.
Коррекция
речевых
нарушений является одной из главных компонентов коррекционной работы. У
детей с нарушением интеллекта недоразвитие речевых компонентов, или речевой
системы в целом, оказывают решающее значение для формирования его личности.
Наблюдая за детьми с интеллектуальной недостаточностью, стоит отметить, что
помимо
речевых
расстройств
у
детей
виден
целый
комплекс
неречевых
нарушений. Среди них имеют место невротические проявления: капризность,
страхи,
колебания
настроения,
впечатлительность,
тревожность,
повышенная
раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Движения
детей,
страдающих
нарушениями
речи,
характеризуются
недостаточной
четкостью
и
организованностью,
неуверенностью
при
правильном
воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы,
темповые расстройства. Имеет место неточность, суетливость при выполнении
мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от
нормы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую
координацию,
отмечается
слабое
развитие
чувства
ритма,
нарушение
одновременности
движений.
Наблюдается
переключаемость
движений,
утомляемость, истощаемость, недостаточная точность
в моторных навыках. В
ряде
случаев
страдают
выразительность
движений,
ловкость,
быстрота
двигательной реакции.
Наблюдаются
патологические
движения,
синкинезии,
многообразия
сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими
1
предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение
координации речи с движением.
В
неречевых
психических
функциях
отмечается
нарушение
слухового
восприятия,
внимания,
слуховой
памяти,
снижение
способности
активной
саморегуляции
произвольного
внимания,
снижение
скорости
мыслительных
операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, страдают все
отделы периферического механизма. Дети физически плохо развиты, ослаблены,
подвержены
частым
простудным
заболеваниям.
Отмечается
астенизация
организма,
вялость,
сниженный
мышечный
тонус.
При
проведении
коррекционной работы становится важным вопрос: как использовать занятия так,
чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно
нормализовывали
неречевую
симптоматику.
Это
становится
возможным,
если
включать в логопедические занятия, а также в занятия ритмикой логоритмические
упражнения. Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально
ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии
является организация занятий логопедической ритмикой. Логопедическая ритмика
является
одновременно
коррекционно-педагогической
и
здоровьесберегающей
технологией,
она
представлена
широким
спектром
специальных
игр
и
упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений,
развитие
коммуникативных
навыков,
а
также
формирование
положительной
познавательной мотивации.
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма.
Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено
определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность
мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься
развитием
чувства
ритма
в
доступной
для
детей
форме
–
ритмических
упражнениях и играх.
Что же такое логоритмика?
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это
форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений
путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в
конечном
итоге
адаптация
человека
к
условиям
внешней
и
внутренней
среды. Влияние
логоритмики
на
речевое
развитие
детей
изучаются
довольно
давно. Г. А. Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм
активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную
методику
воспитания,
лечения
и
обучения
людей
с
различными
аномалиями
развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.
2
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский
педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм
как самостоятельную сущность и затем, на этой основе, - ритм музыкальный,
ритм поэтический, ритм движений. Основные положения этой теории легли в
основу музыкально ритмического воспитания детей в нашей стране.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению
заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой и
сразу
получила
высокую
оценку
специалистов.
В
первой
статье
по
логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А. Флоренская (1936) поставили вопрос
о разработке специальной логопедической ритмике для занятий с заикающимися с
целью улучшения их речи.
В.
А.
Гринер
(1958)
разработала
практический
материал
для
заикающихся
дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики
от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое
внимание уделяется слову.
В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э.
Килинска-Эвертовска
подчеркивала,
что
дидактический
метод
Жак-Далькроза,
признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание,
интеллект
и
впечатлительность.
Это
позволяет
выполнять
ритмические
упражнения
всем
детям
вне
зависимости
от
интеллектуального,
моторного
и
физического развития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритма
и
музыкальности
и
может
широко
применяться
в
реабилитации
и
терапии
различных расстройств и заболеваний.
Благодаря
существенному
вкладу
Г.А.
Волковой
в
80-х
годах
XXвека
логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область
применения
логопедической
ритмики,
предложив
конкретные
методические
рекомендации
для
комплексной
коррекции
разных
форм
нарушений
речи.
Образовавшаяся ветвь лечебной ритмики – логопедическая ритмика встала в один
ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогике.
Первое
понимание
логопедической
ритмики
основано
на
сочетании
слова,
музыки
и
движения.
Взаимоотношения
указанных
компонентов
могут
быть
разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе
понимание
логопедической
ритмики
обусловливает
включение
ее
в
любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с
различными нарушениями речи.
Основополагающий принцип
проведения
занятий
по
логоритмики
-
это
взаимосвязь речи, музыки и движения.
Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем
развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной
3
сферы в сочетании со словом и музыкой в конечном итоге - адаптация к условиям
внешней среды.
Использование
логоритмических
упражнений
в
коррекционно-воспитательной
работе на логопедических занятиях, а также на уроках ритмики позволяет решать
широкий круг задач.
Оздоровительные
задачи:
укрепление
костно-мышечного
аппарата;
развитие
физиологического
дыхания;
развитие
координации
движений
и
моторных
функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие
ловкости, силы, выносливости.
Образовательные
задачи:
формирование
двигательных
навыков
и
умений;
пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в
пространстве относительно других детей и предметов; совершение певческих
навыков.
Воспитательные
задачи:
воспитание
и
развитие
чувства
ритма;
способности
ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание
умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие
артикуляционного
праксиса;
развитие
общей
и
мелкой
моторики;
совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия,
воображения,
мышления;
развитие
чувства
ритма,
темпа,
просодики,
фонематического
слуха,
фонематического
и
слухового
восприятия;
развитие
умения расслабиться, снять напряжение.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий
способствует
развитию
и
коррекции
двигательной
сферы,
сенсорных
способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого
нарушения
и
в
конечном
итоге
социальной
реабилитации
ребенка
с
интеллектуальной недостаточностью.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
-логопедические, (артикуляционную гимнастику);
-чистоговорки
для
автоматизации
и
дифференциации
звуков,
пальчиковую
гимнастику для развития мелкой моторики рук;
-упражнения
под
музыку
на
развитие
общей
моторики,
соответствующей
возрастным
особенностям
детей,
для
мышечно
-
двигательного
и
координационного тренинга;
-вокально-артикуляционные
упражнения,
для
развития
певческих
данных
и
дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
-фонопедическое упражнение по методу В.Емельянова для укрепления гортани и
привития навыков речевого дыхания;
4
-песни
и
стихи,
сопровождаемые
движением
рук,
для
развития
плавности
и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
-музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие
чувство ритма;
-музыкальные
игры,
способствующие
развитию
речи,
внимания,
умению
ориентироваться в пространстве;
-упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативного образа и мышления;
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,
позитивного самоощущения.
-упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Необходимо особо отметить значение музыки при использовании
логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их
организующим
началом.
Музыка
может
задавать
определённый
ритм
перед
началом
занятия,
настраивать
на
глубокий
отдых
во
время
релаксации
на
заключительном
этапе
занятия.
Легкость,
с
которой
ребенок
воспринимает
музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро
инстинктивно познавать содержание ее, и простейшие средства выразительности
облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает
движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки,
оттенки, темп ее и другие средства музыкальной речи могут быть использованы
для
упорядочения
характера
и
темпа
движения,
особенно
нужного
детям,
страдающим темповыми расстройствами речи. Ритмитизированная форма речи
привлекает
детей
своей
живостью,
эмоционально
настраивает
детей
на
игру.
Именно
способность
захватывать
своим
ритмическим
строем,
активно
стимулировать
и
регулировать
движения
человеческого
тела
делает
её
незаменимым компонентом логоритмики. («Пяточка-носочек»)
Включение логоритмических упражнений в логопедические занятия, а также
в уроки ритмики и музыки помогает легче усваивать программное содержание
занятий
детям
с
интеллектуальной
недостаточностью,
имеющим
речевые
нарушения.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде
всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоримика – уникальное
средство,
которое
в
увлекательной,
занимательной,
непринужденной,
музыкальной,
эмоциональной
обстановке
помогает
решить
множество
оздоровительных,
образовательных,
воспитательных,
коррекционных
задач,
и
которая очень нравится детям.
5
Список использованной литературы
1.Лопухина И.С. Логопедия – ритм, речь, движение. – СПб, 1997
2.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением,
- СПб,1999
3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985
4.Репина З.А., Буйко В.И. – Уроки логопедии. – Екатеринбург,2000.
6