Автор: Сенькина Татьяна Семеновна Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: МОУ гимназия №1 им. Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: "Проект как образовательное событие" Раздел: среднее образование
Сенькина Татьяна Семеновна ,
учитель информатики и ИКТ
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Переход российского образования на Федеральные государственные образовательные
стандарты
основного
общего
образования
предусматривает
обязательную
для
учащихся
внеурочную деятельность. Реализована она может быть как в форме обычных кружков и
секций различной направленности, так и в форме образовательных событий.
Для
начала
попробуем
разобраться,
в
чем
же
различие
между
событием
и
мероприятием?
Задумывались ли Вы, почему мы помним далеко не всё, что происходит с нами в течение
дня? Недели? Месяца? Почему отдельные эпизоды нашей жизни мы можем вспомнить в
мельчайших
подробностях
через
десятилетие?
Всё
дело
в
том,
что
память
человека
избирательна. Мы долго помним то событие, которое вызвало у нас сильное эмоциональное
переживание. Наша память возвращает нас к ярким пережитым впечатлениям.
В
«Толковом
словаре
Ушакова» событие
определяется
как
то,
что
случилось;
происшествие, случай; важное явление, крупный факт, происшедший в общественной или
личной
жизни.
(Толковый
словарь
Ушакова.
Н.Д.
Ушаков).
Немецкий
философ
Мартин
Хайдеггер определял событие как «со-бытие – бытие, совместное с другими; включенное
присутствие». («Время и бытие». М. Хайдеггер).
О р и е н т и руя с ь
н а
э т и
т ол ко в а н и я ,
о бразовательное
событие –
э т о
практикоориентированное
событие,
направленное
на
получение
новых
или
приведение
в
систему уже имеющихся знаний и способов деятельности; ограниченное в пространстве и
времени
социальное
явление,
приводящее
к
антропологическим
сдвигам
и
изменениям
личности.
Для начала давайте определимся с ответами на три вопроса:
зачем это нужно образованию? зачем это нужно школьнику? зачем это нужно педагогу?
Деятельность современной школы как социального института строится в представлении
о
том,
что
школьник
–
существо
слабое,
несамостоятельное,
не
готовое
к
жизни
и
его
необходимо подготовить. Парадокс заключается в том, что действительная жизнь подростка
происходит где-то за пределами школы, и даже «подготовка в вуз», необходимостью которой
оправдывают
свою
деятельность
многие
учителя,
либо
оказывается
не
необходима,
либо
осуществляется за счёт подготовительных курсов и репетиторов.
Современный подросток умеет задавать вопрос: «Зачем мне это нужно?», а массовое
школьное образование не может дать на этот вопрос внятного ответа. Школьник в поисках
осмысленной
деятельности
как
бы
утекает
за
пределы
созданного
для
него
взрослыми
искусственного мира заботы туда, где возможна самостоятельность и самореализация (спорт,
виртуальные миры и социальные сети, музыкальные субкультуры, молодёжные тусовки и т.д.).
Школа же для школьника – своего рода автобус: зашёл, и можно по сторонам не смотреть,
доехал, вышел и … забыл. Если для учителя процесс обучения структурируется хотя бы
различием тем и содержательных блоков учебных курсов (уравнения, неравенства, функции;
информация,
технологии,
программирование;
Пушкин,
Лермонтов,
Гоголь…),
то
для
школьника эта структура превращается в «Сегодня мы проходим такую-то тему». Само слово
«проходим»
из
педагогического
жаргона
указывает
на
незавидную
судьбу
учебного
содержания, показывая основной способ обращения с ним: пройти и пойти дальше…
Возникает вопрос: за счёт чего содержание образования может стать для современного
подростка значимым событием?
Можно выделить две формы образовательного события: праздник и изменение уклада.
Изменение
уклада
материализуется
в
особой
организации
жизни
в
школе
для
подросткового
возраста
(включая
физический
переход
в
другое
пространство,
другую
организацию самого пространства и времени, в изменении типа учителя и типа коммуникации).
Примером таких событий могут быть длительные волонтерские проекты.
К Всероссийскому проекту «Тимуровцы информационного общества» наша гимназия
присоединилась
в
январе
2011
года.
Сегодня
людям
старшего
возраста
крайне
сложно
адаптироваться
к
условиям
жизни
в
современном
обществе,
пользоваться
электронными
государственными услугами и осуществлять социальное общение. Идея проекта состоит в
организации обучения людей старшего поколения по программе «Первоначальные навыки
работы
на
компьютере»
группой
учащихся-волонтеров.
Основными
требованиями
к
волонтерам является владение на высоком уровне навыками работы на компьютере и в сети
Интернет,
умение
объяснять
свои
действия
неподготовленным
ученикам,
устанавливать
контакт и находить общий язык с другими людьми, поэтому в проекте участвуют учащиеся 9-11
классов, имеющие хорошую информационно-технологическую подготовку. Возраст «учеников»
– 60-80 лет, прежде никогда не обучались работе на компьютере, примерно у половины вообще
нет опыта работы за компьютером.
Реализация программы для одной группы обучения рассчитана на 16 занятий, т.е. на два
месяца по два занятия в неделю. В течение учебного года таких групп может быть несколько.
Проект предполагает индивидуальное обучение в составе группы, поэтому, как правило, за
каждым
«учеником»
закрепляется
отдельный
волонтер-«учитель».
При
такой
организации
работы школьники – участники проекта – должны перестроить весь свой жизненный график. У
волонтеров появляется возможность побывать в роли учителей, почувствовать себя и свои
знания нужными другим людям.
За четыре года в реализации проекта успели поучаствовать более 30 учащихся гимназии,
были ребята, работавшие волонтерами в течение трех лет с 9 по 11 класс. И наблюдая за ними в
течение длительного времени, отрадно было видеть, как меняется их жизненная позиция,
формируется чувство ответственности за результат своей деятельности. Ведь если на школьном
уроке ученик не готов, он просто получит двойку. А быть не готовым к занятию в роли учителя
– значит сорвать занятие, расстроить пожилого человека.
Праздник
включает
в
себя
локальное
изменение
организации
жизни,
включая
как
собственно событие самого праздника, так и процесс подготовки, который может развернуться
не
только
в
отдельную
деятельность
проектирования,
но
и
в
отдельный
ритм
жизни,
обусловленный задачами подготовки.
В течение многих лет в нашей гимназии существует традиция. В начале учебного года
старшеклассники проводят акцию «Поздравь учителя с праздником!»
Идея этого проекта появилась в связи с проведением в 2010 году «Года учителя». В
сентябре
на
элективном
курсе
«Компьютерная
графика»
в
группе
информационно-
технологического профиля 10 класса я предложила ребятам сделать сюрприз нашим учителям
ко Дню учителя. Практически все ребята поддержали эту идею и увлеченно включились в
работу. Этот проект сразу выявил творческих лидеров, вокруг которых сплотились остальные.
Ребята поддерживали друг друга, приходили на выручку, если что-то не получалось. Каждый
стремился выполнить свою работу максимально качественно и не подвести остальных. Когда
открытки были готовы, возник вопрос: «А как мы их будем дарить?» И работа закипела с новой
силой. Ребята своими силами решили подготовить праздник для учителей. В День учителя
утром в вестибюле школы группа учащихся встречала учителей, и каждому читали стихи и
дарили поздравительную открытку с его фотографией, а днём состоялся концерт. И лучшей
оценкой работы ребят были радостные лица учителей в этот день.
В 2011 году в акции участвовали уже два класса. Учащиеся профильной группы 10
класса разрабатывали поздравительные открытки, а учащиеся профильной группы 11 класса
снимали и монтировали видеопоздравление, а также готовили концерт ко Дню учителя.
В
2012-2014
годах
учащиеся
10
класса
готовили
поздравление
для
ветеранов
педагогического
труда,
находящихся
на
заслуженном
отдыхе.
И
каждое
такое
событие
–
праздник не только для одариваемых, но и для самих ребят. Ведь это они создали событие!