Напоминание

"Проект как образовательное событие"


Автор: Сенькина Татьяна Семеновна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МОУ гимназия №1 им. Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Проект как образовательное событие"
Раздел: среднее образование





Назад





Сенькина Татьяна Семеновна
, учитель информатики и ИКТ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Переход российского образования на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривает обязательную для учащихся внеурочную деятельность. Реализована она может быть как в форме обычных кружков и секций различной направленности, так и в форме образовательных событий. Для начала попробуем разобраться, в чем же различие между событием и мероприятием? Задумывались ли Вы, почему мы помним далеко не всё, что происходит с нами в течение дня? Недели? Месяца? Почему отдельные эпизоды нашей жизни мы можем вспомнить в мельчайших подробностях через десятилетие? Всё дело в том, что память человека избирательна. Мы долго помним то событие, которое вызвало у нас сильное эмоциональное переживание. Наша память возвращает нас к ярким пережитым впечатлениям. В «Толковом словаре Ушакова»
событие
определяется как то, что случилось; происшествие, случай; важное явление, крупный факт, происшедший в общественной или личной жизни. (Толковый словарь Ушакова. Н.Д. Ушаков). Немецкий философ Мартин Хайдеггер определял
событие как «со-бытие – бытие, совместное с другими; включенное

присутствие».
(«Время и бытие». М. Хайдеггер). О р и е н т и руя с ь н а э т и т ол ко в а н и я , о
бразовательное

событие
– э т о практикоориентированное событие, направленное на получение новых или приведение в систему уже имеющихся знаний и способов деятельности; ограниченное в пространстве и времени социальное явление, приводящее к антропологическим сдвигам и изменениям личности. Для начала давайте определимся с ответами на три вопроса: зачем это нужно образованию? зачем это нужно школьнику? зачем это нужно педагогу? Деятельность современной школы как социального института строится в представлении о том, что школьник – существо слабое, несамостоятельное, не готовое к жизни и его необходимо подготовить. Парадокс заключается в том, что действительная жизнь подростка происходит где-то за пределами школы, и даже «подготовка в вуз», необходимостью которой оправдывают свою деятельность многие учителя, либо оказывается не необходима, либо осуществляется за счёт подготовительных курсов и репетиторов. Современный подросток умеет задавать вопрос: «Зачем мне это нужно?», а массовое школьное образование не может дать на этот вопрос внятного ответа. Школьник в поисках осмысленной деятельности как бы утекает за пределы созданного для него взрослыми искусственного мира заботы туда, где возможна самостоятельность и самореализация (спорт, виртуальные миры и социальные сети, музыкальные субкультуры, молодёжные тусовки и т.д.). Школа же для школьника – своего рода автобус: зашёл, и можно по сторонам не смотреть, доехал, вышел и … забыл. Если для учителя процесс обучения структурируется хотя бы различием тем и содержательных блоков учебных курсов (уравнения, неравенства, функции; информация, технологии, программирование; Пушкин, Лермонтов, Гоголь…), то для школьника эта структура превращается в «Сегодня мы проходим такую-то тему». Само слово «проходим» из педагогического жаргона указывает на незавидную судьбу учебного содержания, показывая основной способ обращения с ним: пройти и пойти дальше…
Возникает вопрос: за счёт чего содержание образования может стать для современного подростка значимым событием? Можно выделить две формы образовательного события: праздник и изменение уклада.
Изменение

уклада
материализуется в особой организации жизни в школе для подросткового возраста (включая физический переход в другое пространство, другую организацию самого пространства и времени, в изменении типа учителя и типа коммуникации). Примером таких событий могут быть длительные волонтерские проекты. К Всероссийскому проекту «Тимуровцы информационного общества» наша гимназия присоединилась в январе 2011 года. Сегодня людям старшего возраста крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, пользоваться электронными государственными услугами и осуществлять социальное общение. Идея проекта состоит в организации обучения людей старшего поколения по программе «Первоначальные навыки работы на компьютере» группой учащихся-волонтеров. Основными требованиями к волонтерам является владение на высоком уровне навыками работы на компьютере и в сети Интернет, умение объяснять свои действия неподготовленным ученикам, устанавливать контакт и находить общий язык с другими людьми, поэтому в проекте участвуют учащиеся 9-11 классов, имеющие хорошую информационно-технологическую подготовку. Возраст «учеников» – 60-80 лет, прежде никогда не обучались работе на компьютере, примерно у половины вообще нет опыта работы за компьютером. Реализация программы для одной группы обучения рассчитана на 16 занятий, т.е. на два месяца по два занятия в неделю. В течение учебного года таких групп может быть несколько. Проект предполагает индивидуальное обучение в составе группы, поэтому, как правило, за каждым «учеником» закрепляется отдельный волонтер-«учитель». При такой организации работы школьники – участники проекта – должны перестроить весь свой жизненный график. У волонтеров появляется возможность побывать в роли учителей, почувствовать себя и свои знания нужными другим людям. За четыре года в реализации проекта успели поучаствовать более 30 учащихся гимназии, были ребята, работавшие волонтерами в течение трех лет с 9 по 11 класс. И наблюдая за ними в течение длительного времени, отрадно было видеть, как меняется их жизненная позиция, формируется чувство ответственности за результат своей деятельности. Ведь если на школьном уроке ученик не готов, он просто получит двойку. А быть не готовым к занятию в роли учителя – значит сорвать занятие, расстроить пожилого человека.
Праздник
включает в себя локальное изменение организации жизни, включая как собственно событие самого праздника, так и процесс подготовки, который может развернуться не только в отдельную деятельность проектирования, но и в отдельный ритм жизни, обусловленный задачами подготовки. В течение многих лет в нашей гимназии существует традиция. В начале учебного года старшеклассники проводят акцию «Поздравь учителя с праздником!»
Идея этого проекта появилась в связи с проведением в 2010 году «Года учителя». В сентябре на элективном курсе «Компьютерная графика» в группе информационно- технологического профиля 10 класса я предложила ребятам сделать сюрприз нашим учителям ко Дню учителя. Практически все ребята поддержали эту идею и увлеченно включились в работу. Этот проект сразу выявил творческих лидеров, вокруг которых сплотились остальные. Ребята поддерживали друг друга, приходили на выручку, если что-то не получалось. Каждый стремился выполнить свою работу максимально качественно и не подвести остальных. Когда открытки были готовы, возник вопрос: «А как мы их будем дарить?» И работа закипела с новой силой. Ребята своими силами решили подготовить праздник для учителей. В День учителя утром в вестибюле школы группа учащихся встречала учителей, и каждому читали стихи и дарили поздравительную открытку с его фотографией, а днём состоялся концерт. И лучшей оценкой работы ребят были радостные лица учителей в этот день. В 2011 году в акции участвовали уже два класса. Учащиеся профильной группы 10 класса разрабатывали поздравительные открытки, а учащиеся профильной группы 11 класса снимали и монтировали видеопоздравление, а также готовили концерт ко Дню учителя. В 2012-2014 годах учащиеся 10 класса готовили поздравление для ветеранов педагогического труда, находящихся на заслуженном отдыхе. И каждое такое событие – праздник не только для одариваемых, но и для самих ребят. Ведь это они создали событие!


В раздел образования