Автор: Ишкова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Конспект группового логопедического занятия
Тема: "Разделительный мягкий знак"
Раздел: среднее профессиональное
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №33
города Ставрополя»
учитель-логопед Ишкова О.В.
Групповое логопедическое занятие с дисграфиками 3 класса
Тема : «Разделительный мягкий знак».
Аннотация:
данное логопедическое занятие предназначено для обучающихся 3
класса, имеющих акустическую форму дисграфии. Основная цель занятия – это
усвоить орфографическое правило на написание слов с разделительным мягким
знаком, а также развивать фонематическое и зрительное восприятие и
познавательные процессы обучающихся.
Цель: научить правильному написанию слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Образовательные :
выучить правило на написание слов с разделительным мягким знаком,
объяснить значение новых слов (лексическая работа);
упражнять в написании слов с разделительным мягким знаком;
уточнить различия разделительного мягкого знака и мягкого знака,
обозначающего мягкость согласных.
Коррекционные :
развивать фонематическое восприятие на слитное и раздельное произношение
согласного и гласного звуков;
развивать зрительное восприятие;
развивать память и мышление.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Учитель сажает детей)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать
2.Выявление темы:
В сказочном городе букв ,что находится за тридевять земель, в три десятом
царстве , в небольшом домишке , что стоял на самой окраине этого города, почти у
самого леса. жила- была буква. Была она такая тихая и скромная , что никто даже
не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и вообще не брали во внимание.
Все буквы посмеивались над ней: « Она даже не обозначает звука, только смягчает
согласные, и зачем ее только придумали?» - ворчали они.
Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике?
Посмотрите какой он добрый, никогда не грубит , всегда вежлив и уважителен.
Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший
друг.
А вы хотели бы иметь такого друга?
Он очень вежлив мягкий знак.
Не любит споров он и драк.
Во всем старается помочь.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
- Я бы хотела, чтобы вы подружились с мягким знаком и никогда не забывали о
нем при письме. И сегодня на уроке мы будем учиться писать разделительный
мягкий знак в словах.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были
очень дружны и пели свои песенки. А мягкий знак петь не мог. Почему? Но ему
тоже хотелось подружиться с весёлыми согласными и гласными. Он вежливо
представился и предложил дружить. Согласные и гласные взяли его за руки. Встал
мягкий знак с парой ля и получилось лья. Когда пишется разделительный мягкий
знак? (правило)
3.Развитие фонематического восприятия
А)Слоговая таблица:
Ля – лья се- сье
Лё – льё дю - дью
Ли – льи
Б) слова-паронимы (объяснить значение слов; что общего и чем они различаются
на письме)
Семя-семья
Полёт-польёт
Солю-солью
Полю-полью
В) игра с мячом:
4. Физминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И с разбегу в речку – плюх!
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
5.Письменная работа:
А) записать слоги с дерева
Б) записать слова с разделительным мягким знаком «Раскрась Красную
Шапочку».
В) Записать слова во множественном числе
Он соло пел среди ветвей,
Его назвали...
У. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...
У. Измените эти слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Д. Соловьи, воробьи
– В чем сходство этих слов? ( составить предложения с этими словами)
Г) составить предложение из рассыпанных слов
6.Итог занятия.
Литература
1.Волина В.В. «Учимся играя» - Москва «Новая школа» 1994г.