Автор: Ваганова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №90 "Радуга"
Населённый пункт: г.Курган
Наименование материала: Из опыта работы: "Использование дидактических игр для развития логического мышления"
Тема: Использование дидактических игр для развития логического мышления"
Раздел: дошкольное образование
Использование дидактических игр для развития логического мышления.
Бывает так, что ребенок умеет читать, считать и писать, но придя в школу, постепенно снижает
свою успеваемость. Что же происходит? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно,
рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты
внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Развитие мышления ребенка проходит несколько этапов. Сначала формируется наглядно-
действенное мышление, то есть все мыслительные операции у малыша проходят через действие.
В конце этого периода появляются элементы наглядно-образного мышления, то есть ребенок
начинает мыслить при помощи образов. К концу старшего дошкольного возраста начинает
формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать
словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы,
сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые
закономерности.
Нужно помнить, что умственное развитие ребенка - это не только получение определенной
суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных
способностей, овладение способами и приёмами познавательной деятельности. Лишь тогда
малыш научится самостоятельно усваивать знания и станет творчески мыслящим человеком. А
для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое
взаимодействие ребёнка и взрослого.
Дошкольный возраст – период, когда основная деятельность малыша-игра.
Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме детских игр,
показывает, что их многообразие требует пристального внимания к ним, в том числе и сточки
зрения их классификации.
Н.К.Крупская глубоко изучала многие виды игр, она писала: «Для ребят дошкольного
возраста игры имеют исключительное значение: игра для них-учёба, игра для них-труд, игра для
них серьёзное воспитание.»
А.С.Макаренко писал: «Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении
игры, а в такой её организации, когда игра остаётся игрой, воспитываются качества будущего
работника и гражданина.»
В.А.Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни
ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра- серьёзное дело. В игре раскрывается
перед детьми мир, раскрываются творческие особенности личности. Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –
это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
А.И.Леонтьев отмечал: «…Что посредством игры развиваются новые психические,
прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой
возникновения у младшего школьника стимула к учёбе.»
А.В.Запорожец называл игру обязательной детской деятельностью.
В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь
внимание ребёнка, он лучше запоминает материал. Поэтому все задания должны носить игровой
занимательный характер.
В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный
словарь, формируется звуковая культура речи.
Поэтому важно, чтобы ребенок, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он
делает именно так.
Занимательные задания помогут ребёнку развить зрительное и слуховое восприятие,
произвольное внимание, логическое мышление, научат ребёнка самостоятельно мыслить,
рассуждать, анализировать и обобщать различные предметы и явления.
Взрослым надо помнить, что занятия должны проходить при хорошем эмоциональном
настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребёнок испытывает
трудности при выполнении задания, помогите ему, объясните задание, проверьте правильность
его выполнения. Не забудьте похвалить за старание.
Когда ребёнок испытывает радость от занятий?
- Когда ему интересно
-Когда у него что- то получается
- Когда его понимают
- Когда его принимают таким, каков он есть.
Что я хочу развить в ребёнке? Память (тактильную, зрительную и пр.), внимание, логическое
мышление, образное мышление, творческое воображение, коммуникативные качества, речь,
координацию, мелкую моторику, умение конструировать, анализировать, считать.
Для чего я хочу развить эти способности? Чтобы подготовить ребёнка к школе, чтобы легче было
учиться, чтобы ребенок стал думающим, мог справиться с любой задачей, мог творчески подойти
к делу, чтобы заложить основы интеллектуально- творческого развития.
Что требуется от педагога во время игр и занятий?
Терпение, умение, играть и верить в игру, умение принять ребенка таким какой он есть, принять и
понять любой ответ, предложение, решение ребенка, умение импровизировать, подчёркивать
неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка, умение не сравнивать одного ребёнка с
другим, артистизм, творчество.
В нашей программе «Радуга» и других программах используется много дидактических
математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об
отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных
отношениях. Игры также способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти,
мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а
использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её
привлекательной для детей.
Овладение правилами игры происходит постепенно. Первоначальное знакомство детей с
новой игрой происходит в соответствии с законами дидактики. Объясняются правила,
раскрывается игровая задача, определяются игровые роли, обсуждается игровой результат. Затем
необходимо пояснить вариант игры с усложнением. Далее, где хранится игра, как она хранится
( воспитание аккуратности), желательно привлекать детей изготавливать игры вместе с
воспитателем.
Иногда у некоторых детей в играх возникают затруднения при реализации своего замысла, а
это понижает интерес к играм. Поэтому полезно в начале игры организовать увлекательное
упражнение. Например, к играм-головоломкам упражнения с геометрическими фигурами. Цель
подобных игр-упражнений способствовать совершенствованию практической ориентации детей в
геометрических фигурах (уметь назвать их, вычленить стороны, их пропорциональные
соотношения, уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве,
предвидеть видоизменения фигур в связи с изменением составных частей, развивать
воображение, сообразительность, инициативу.) Если интерес к играм у детей снижается или даже
совсем пропадает, игры можно временно убрать или поддерживать интерес к играм помогают
загадки, стихотворения, сказки, скороговорки, считалки. Их тексты не должны быть объёмными,
ярко, образно характеризовать объект загадки.
Загадки
1.На дворе переполох с неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина. (град)
2.Пять котят да мама кошка
Сколько кошек на окошке? (6)
3. Братьев этих ровно 7
И они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний. (дни недели)
В качестве загадок используются также фрагменты произведений К.Чуковского, А.Барто,
С.Маршака, С.Михалкова, Берестова и др. Шуточные стихи усилят у детей желание создать образы
по содержанию:
Козочка рогатая
Козочка бодатая
Убежала за плетень
Проплясала целый день.
Стихотворение «Авария»
Я несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса.
Я бедняжка так вертелась,
Что на части разлетелась.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор
Получился мухомор,
Помогите, помогите
Из частей меня сложите.
Художественное слово подскажет ребёнку тему, сюжет, образ, который может быть создан из
геометрических фигур. Это способствует не только развитию логического и абстрактного
мышления, но и речевого творчества, обеспечивает развитие активности, самостоятельности,
творческих начал, формирует детскую индивидуальность. Усвоению достаточно сложных
математических знаний, формирование интереса к ним помогает игра – одно из самых
привлекательных занятий для детей.
Более 35 лет работаю в детском саду. В каждом новом выпуске работаю над темой «Развитие
логического мышления при помощи интеллектуальных игр». Тема очень многообразна и
интересна. Диагностируя детей, узнаю на каком уровне усвоения знаний находятся дети группы, к
чему способен каждый из них, кому нужна помощь. Ставлю перед собой определенные задачи:
развивать память, внимание, образное мышление, творческое воображение, речь. Для того,
чтобы ребёнок научился думать, мог справиться с любой задачей, мог творчески подойти к
любому делу, чтобы заложить основы интеллектуально- творческого развития. Для занятий по
математике имеем в группе достаточный наглядный материал, постоянно его пополняем. Учу
детей отвечать на вопросы ясно и четко. Поощряю самостоятельную умственную и мыслительную
деятельность ребёнка, почти всегда на его вопрос отвечаю встречным: «А как ты думаешь?
Почему? С большим вниманием отношусь к вопросам детей, чтобы не погасить интерес.
Стараюсь создать в группе благоприятную атмосферу, чтобы дети шли в детский сад с
удовольствием. Создаю уют в группе, знакомлю с новой литературой, обыгрываем новые игрушки,
во всём поддерживаю порядок и воспитываю детей соответственно. Стараюсь быть всегда
доброжелательной, создаю положительное настроение у детей разными методами.
В своей практике накоплен достаточный опыт использования дидактических игр и
упражнений при обучении математике на занятиях и в свободное время провожу игры
математического содержания «Найди свою пару», «Бусы» - где дети закрепляют счет,
устанавливают закономерность.
В своей работе широко использую разнообразные упражнения. Учу детей во время
выполнения упражнений следить за действиями, разъяснять их содержание и последовательно
выполнять, знакомить со словесным упражнением. Варьируя вопросы и задания включаю новые
слова в активный словарь детей, терпеливо выслушиваю ответы детей, не спешу с подсказкой. При
необходимости даю образец ответа, ставлю дополнительный вопрос.
Провожу с детьми игры, требующие нестандартного пути решения: кроссворды,
головоломки, логические задачи, лабиринты, подбираю игры различной степени сложности «Чем
похожи», «Чем отличаются?» Обращаю внимание на приёмы, стимулирующие у детей интерес к
поставленной цели (игровой задаче), желая найти способы для её решения.
Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в
дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности
занимала игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе. Включение дидактических игр в
урок, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным переход к
серьёзной учебной работе.
В игре дети незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий,
упражнений, тренирующих в счёте, сравнивают множества и числа, решают задачи.
Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном
материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому
заданию.
Кроме того, дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях при
помощи игр, возможность давать задания с учётом умственных способностей и максимально
развивать способности каждого ребёнка, работать дополнительно со слабыми детьми.
В играх, особенно коллективных, формируются качества личности детей. Они учатся учитывать
интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности,
воспитывается воля и характер.
Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом для них
служат предметы окружающей ребёнка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль
ребёнка, активизируют его познавательную деятельность.
Те знания и навыки, которые ребёнок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в
быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке. Особенно ценны игры с
красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками. Такие игры особо увлекают
детей. Подбор игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными
задачами. Например, если основной задачей данного занятия является состав числа, то и
дидактическая игра должна этому способствовать.
Детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в обучении математике в
дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят
действия с дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием.
Им нравятся такие игры, как «Расставь матрёшек по росту», «Разложи кольца», «Угадай, что
спрятано в мешочке», «Кто куда хочет пойти, и кто что хочет найти?».
С большим интересом дети на занятии играют и в сюжетно- ролевые игры, основанные на
внесении элементов воображаемой ситуации, например: игры «Магазин», «У нас в гостях
матрёшки», «Цирк», «Зоопарк», «Почта», «Школа», «Детский сад» и так далее. В этих играх они
выполняют определённые роли, роль увлекает их, они незаметно для себя решают учебные
задачи.
Особенно нравятся детям игры, которые содержат элемент ожидания или неожиданности,
например к играм «Что изменилось?» (тренировка внимания, состав числа), «Который по счёту»-
упражнение в порядковом счёте.
Детей дошкольного возраста увлекает в игре результат. У них появляется тяга к играм на
соревнование. Вначале их увлекает желание одерживать личную победу. Постепенно интересы
детей расширяются, он переживает не только личный успех или неудачу, но успех или неудачу
всей команды. Поэтому большой популярностью пользуются игры «Лучший счётчик группы», «Кто
вернее и быстрее», «Кто первый догонит пилота», «Какая команда лучше». Такие игры, кроме
решения учебных задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе.
Каждый ребёнок чувствует ответственность за исход игры в целом. Это подтягивает и
дисциплинирует детей.
С интересом дети воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото»,
«Занимательные квадраты», игры на угадывание чисел, например: «Угадай, какое число я
задумала?», «Какой ответ должен получиться?».
Материал к дидактическим играм готовим вместе с детьми (старшая и подготовительная
группы). Например: «Картонное лото», «Геометрическое домино». Это позволяет воспитывать
бережное отношение к играм, материалам, из которого готовятся игры. Необходимо при этом
воспитывать у детей эстетические чувства, аккуратность.
Воспитатель должен жить интересами детей. Он показывает живой интерес к игре и этим
увлекает детей. Тогда игра будет проходить эмоционально. В некоторых играх создаю ситуацию
загадочности, ожидания. Много зависит от тона, каким воспитатель проводит игру. Вялость,
безразличие очень быстро улавливают дети и интерес к игре пропадает.
Большое значение имеет темп игры. Очень быстрый темп может привести к тому, что дети не
будут считать, решать, думать, а будут давать ответы наугад. Замедленный темп игры может
снизить интерес. Игры должны соответствовать возрасту и программному содержанию занятия.
С детьми во2 младшей группе можно проводить такие игры на закрепление понятий о размере
«Подбери по величине», «Что в руке», «Парные картинки», «Большие и маленькие», «Игра с
кругами» (Размер и цвет), «Какой круг надо положить» игра с пирамидкой, «Игра с матрешками»-
расставь по росту. «Игра в поручения». Можно использовать вариант игры «Что изменилось?». Эту
игру можно использовать во всех возрастных группах В данной игре совершенствуется зрительное
восприятие ребенка, его память, ребенок учится давать полные ответы, развивается речь,
обогащается словарь.
Сказка «Три медведя». Рассказываю сказку, дети должны распределить трём медведям все
предметы (закрепление, «столько же, сколько») «Сделай лесенку», «Расставь палочки» (сравнение
по высоте, счёт). «Глазки спят, а ручки работают»- развитие тактильных ощущений. «Выполним
команду», «Много- мало, один», «Подбери столько же кружочков», «Покажи столько же»,
«Хлопки», «Стук- стук», счёт на слух, внимание. Игры с геометрическими фигурами: «Большой,
маленький»- закрепление цвета, формы, величины.
На закрепление пространственных и геометрических представлений использую следующие
игры «Вверху- внизу», «Кто выше?», «Кто самый внимательный?» (выполнение словесных команд,
закрепляются соотношения между направлением движения и его словесным выражением)
«Вперёд- назад», «Справа-слева», «Назвать предмет» по форме напоминающий круг, треугольник,
квадрат «Геометрическое лото», «Найди свою фигуру», «Чудесный мешочек». Можно с
геометрическими фигурами проводить различные зрительные и слуховые диктанты «Составим
поясок»- поиск закономерности, «Разложи фигуры в 4 кармана»- закрепление формы, цвета,
размера. Игры «Будь внимателен», «Кто внимательнее?», «Кто быстро и верно сложит заданную
фигуру?» - эти игры помогают закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать
внимание, мыслительные операции, память, речь.
Игры, формирующие временные представления у детей «Когда это бывает?», «Суточные
часы», «Неделька» для закрепления дней недели использую шуточные стихи, например, «Соня»:
В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул.
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять уснул.
Спал я пятницу, субботу
Не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья.
На закрепление можно использовать такие игры как «Молчанка», «Что изменилось?», «Назови
время года» и другие игры и упражнения на развитие логического мышления. «Какая
геометрическая фигура здесь лишняя и почему?», «Поставь нужную цифру», «Какой фигуры не
хватает?», «Продолжи ряд», «Нарисуй столько точек, сколько показывает цифра», «Чем похожи и
чем отличаются», «Помоги художнику исправить ошибку», «Покажи и подсчитай геометрические
фигуры», «Помоги зайке написать нужные цифры», «Пропущенное число», «Соседи числа»,
«Подумай. Нарисуй правильно», «Помоги решить задачу», «Впиши нужную цифру», «Куда ежику
поставить фигуры», «Найди золотой ключик» и отгадай состав числа. «Эстафета»-решение
примеров, закрепление навыков счёта. «Круговые примеры», «Что? Где? Когда? Сколько?»
-разбить рисунок на геометрические фигуры и сосчитать их, составить из палочек различные
фигуры. «В стране геометрических фигур», «Зоопарк»- порядковый счёт. В средней группе, к концу
года ввожу символы, закрепляю и развиваю у детей способность к абстрагированию, закрепляю
представление о свойствах предметов путём символического обозначения свойств. Это
способствует воспитанию самостоятельности, творческой активности, развитию речи.
Приобщать ребёнка к игровому взаимодействию с целью обогащения математических
представлений помогает «Математическая игротека, которая хорошо зарекомендовала себя на
практике. Один раз в неделю планирую в вечернее время проводить «День открытых дверей в
игротеке»- на который приглашать родителей. Представлять им возможность принять участие в
роли равноправного партнёра, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности
учебно-игрового общения с ними, узнать успехи детей, сравнить для себя с другими детьми.
Обновление «Игротеки» происходит благодаря традиции «Игры в гости к нам». Каждый
четверг кто-то из детей приносит из дома свою любимую игру. Целую неделю игра гостит в группе
и все желающие в свободное время могут поиграть в неё, после чего она возвращается владельцу.
Так каждому ребёнку предоставляется возможность «презентации своей любимой игры», что
вызывает у него эмоционально-значимые переживания, корме того дети в течении учебного года
имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт.
Ещё одна традиция «Игры напрокат», дети берут по очереди игру в пятницу и возвращают её в
понедельник. Эта традиция хороша тем, что в ненавязчивой форме можно дать родителям игры на
закрепление определённых знаний. В выходные дни у ребёнка появляется возможность поиграть
с близкими, объяснить им правила, отремонтировать по возможности игровой материал, а во
время игры закрепляются математические представления ребёнка, а также налаживается
непринужденное общение с родителями и другими родственниками.
Посредством всех дидактических игр у ребёнка обязательно развиваются мыслительные
процессы, где выясняется, способен ли ребёнок обнаружить и использовать межпредметные
связи, удаётся ли ему установить связь между предметом и орудием, способен ли достичь
результата. Устанавливает ли связь между несколькими предметами для объединения их в одно
целое, умеет ли участвовать в диалогической речи и рассуждать в монологической речи, понимать
главную мысль предложения, объединяет ли несколько картинок на основе общего признака,
делает ли самостоятельно выводы, умеет ли рассуждать.
Далее в своей работе буду продолжать воспитывать интерес и желание заниматься математикой
1.продолжать нарабатывать дидактический материал для занятий;
2.творчески внедрять новые технологии;
3. развивать вариативное мышление, внимание, память;
4.учить детей анализировать, доказывать, придумывать.