Автор: Зонова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 23 "Буратино"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Мыски
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ
Раздел: дошкольное образование
Введение
Для полноценного воспитания детей важным и необходимым является формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах.
Значение
сенсорных
эталонов
в
дошкольном
возрасте
трудно
переоценить.
Именно
этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств,
накопления
представлений
об
окружающем мире.
Формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе т.п. и развитие восприятия составляет
сенсорное развитие ребенка.
Овладение сенсорными эталонами, которые представляют собой общепринятые образцы
каждого вида свойств и отношений предметов составляет основу сенсорного развития
ребенка младшего дошкольного возраста.
Вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста занимались Ш. А.
Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова,
Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина, A. M. Фонарев, С. В. Фонарева, Э. Л. Фрухт и др.
Немаловажное значение для овладения младшими дошкольниками сенсорными эталонами
оказывает предметно-развивающая среда.
Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая
всю
полноту
развития
личности
ребенка.
Она
включает
ряд
базисных
комплектов,
необходимых
для
полноценного
физического,
познавательного,
социального,
эстетического развития младших дошкольников.
Благодаря предметно-развивающей среде у детей формируется представление о сенсорных
эталонах,
дети
младшего
дошкольного
возраста
узнают
внешние
свойства
предметов
(цвет, форма, размер), их физические качества (устойчивость, плотность, вес), учатся
сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем
мире, развивают речь и творческие способности.
Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной
степени, многими исследователями в различные исторические периоды.
Однако вопрос оснащения развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста
для
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
рассмотрен
недостаточным
образом. Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель,
игрушки, пособия для малышей, – рассматриваются как необходимые составляющие
предметно-развивающей среды.
Данная проблема признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии
ребенка. Между тем недостаточно раскрыты возможности предметно-развивающей среды
группы в процессе формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего
дошкольного возраста.
На
основании
имеющихся
недостатков
было
выделено
противоречие
между
необходимостью
организации
работы
по
формированию
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
и
недостаточным
использованием
возможностей предметно-развивающей среды группы для решения этой задачи.
Проблема исследования: каковы возможности предметно-развивающей среды группы в
процессе
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного возраста?
Актуальность
исследования
позволила
нам
сформулировать
тему:
«Предметно-
развивающая среда группы как средство формирования у детей младшего дошкольного
возраста представлений о сенсорных эталонах».
Цель исследования состоит в выявлении и экспериментальной проверке возможностей
предметно-развивающей
среды
группы
в
процессе
формирования
представлений
о
сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект
исследования:
формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего дошкольного возраста.
Предмет: возможности предметно-развивающей среды группы в процессе формирования
представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
средствами
предметно-развивающей
среды
группы
будет
осуществляться эффективней, если:
- ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов
будет осуществляться на принципе сочетания привычных и неординарных элементов в
предметно-развивающей среде;
- формирование умений выделить цвет, форму, величину как особые свойства предметов,
группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам будет основано
на использовании сенсорных эталонов, включенных в предметно-развивающую среду
группы;
-
совершенствование
навыков
установления
тождества
и
различия
предметов
по
их
свойствам: величине (большой, маленький), форме (круг, треугольник, квадрат), цвету
будет
соотноситься
с
сенсорными
эталонами
воспитателем
в
свободной
игровой
деятельности, а также при проведении самостоятельных игр;
- взаимодействие с родителями.
Задачи исследования:
1.
Изучить
теоретическое
и
практическое
состояние
проблемы
формирования
представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста средствами
предметно-развивающей среды группы.
2. Определить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей
младшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально проверить возможности предметно-развивающей среды группы в
формировании
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного
возраста.
4. Составить перечень материалов (игрушки, пособия) для формирования представлений о
сенсорных эталонах для детей младшего дошкольного возраста, дать рекомендации к их
использованию.
Для
решения
поставленных
задач
были
использованы
следующие
методы:
метод
теоретического
изучения
и
анализа
литературы;
экспериментальное
исследование;
количественный
и
качественный
анализ
полученных
результатов
экспериментальной
работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретического
материала по проблеме исследования, отборе содержания предметно-развивающей среды
группы, способствующего формированию представлений о сенсорных эталонах у детей
младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в определении содержания работы с
использованием
возможностей
предметно-развивающей
среды
группы
в
процессе
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного
возраста,
в
составлении
перечня
материалов
для
формирования
представлений
о
сенсорных эталонах для детей младшего дошкольного возраста, рекомендациях родителям
по их использованию.
Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей
младшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды группы
1. Сущность понятия «сенсорный эталон»
Говоря
о
формировании
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
необходимо
остановиться
на
понятии
«сенсорные
эталоны».
Рассмотрим точки зрения различных авторов на сущность понятия «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) – термин, предложенный А. В. Запорожцем
при
разработке
им
теории
развития
восприятия
путем
формирования
перцептивных
действий.
По
мнению
В.
С.
Мухиной,
сенсорные
эталоны
–
это
выработанные
человечеством
представления об основных разновидностях свойств и отношений [23].
Г.
А.
Урунтаева
под
сенсорными
эталонами
представляет
исторически
сложившиеся
представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов [38].
Т. А. Куликова считает, что сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания,
сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития [16, с. 110].
Р.
С.
Немов
считает,
что
сенсорные
эталоны
–
это
наглядный
образец,
с
которым
сравнивается сенсорный образ при его построении [24, с. 140].
В программе «Развитие» сенсорные эталоны рассматриваются как общепринятые образцы
внешних свойств предметов [32].
В
качестве
сенсорных
эталонов
цвета
выступают,
так
называемые,
хроматические
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические
(белый,
серый,
черный)
цвета.
Эталонами
формы
являются
геометрические
фигуры,
эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее
параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.
Сенсорные
эталоны
возникли
в
процессе
исторического
развития
человечества
и
используются людьми в качестве образцов, мерок при помощи которых устанавливают и
обозначают соответствующие свойства и отношения.
Мы считаем, что наиболее полное определение термина «сенсорные эталоны» представил
Р. С. Немов. Определения остальных авторов являются частично незавершенными и не
могут быть использованными в нашей работе как основные.
Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является
чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной
степени
зависит
от
уровня
сенсорного
развития
детей,
т.
е.
от
того,
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов,
в
частности
игрушек.
Но
если
усвоение
происходит
стихийно,
без
разумного
педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным. Здесь
приходит
на
помощь
сенсорное
воспитание
–
последовательное
планомерное
ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
Формирование представлений о сенсорных эталонах у ребенка осуществляется в детском
саду в рамках сенсорного воспитания, в процессе которого детьми дошкольного возраста
усваиваются сенсорные эталоны.
В педагогическом энциклопедическом словаре сенсорное воспитание (от лат. sensus –
чувство) — это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений) на основе сенсорных эталонов [5].
По мнению С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, формированием представлений о сенсорных
эталонах можно считать целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие
формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [16,
с. 176].
А. А. Люблинская, В. И. Логинова говорили о том, что формирование представлений о
сенсорных эталонах, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения,
восприятия и других - важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия -
это
необходимая
предпосылка
формирования
сложных
мыслительных
процессов
у
ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов
имеет
существенное
значение
для
совершенствования
практической
деятельности
дошкольника. А. А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной
деятельности особое значение имеет включение речи в процесс ощущения и восприятия
[21].
Н. В. Микляева рассматривает формирование представлений о сенсорных эталонах как
целенаправленный
педагогический
процесс,
направленный
на
формирование
чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [20, с. 200].
Согласно данному мнению, формирование представлений о сенсорных эталонах создает
основы умственного развития и эстетического воспитания. В процессе формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
подготавливается
переход
от
чувственного
к
рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей
интеллектуальной деятельности [20, с. 202].
Отечественная система формирования представлений о сенсорных эталонах опирается на
теорию восприятия, разработанную Б. Г. Ананьевым, Л. А. Венгером, Л. С. Выготским, А.
В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. По их мнению, ребенку для
развития восприятия необходимо овладеть общественным сенсорным опытом, который
включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные
эталоны. Сенсорное развитие – это формирование новых, ранее не существовавших у
ребёнка сенсорных процессов и свойств в соответствии с сенсорными эталонами.
Ведущие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики и психологии, а также
известные
представители
отечественной
дошкольной
педагогики
и
психологии
справедливо
считали,
что
формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах,
направленное
на
обеспечение
полноценного
сенсорного
развития,
является
одной
из
основных сторон дошкольного воспитания [35, 33].
Средствами формирования представлений о сенсорных эталонах являются продуктивная
деятельность (ручной труд, изобразительная и конструктивная деятельность), предметный
мир, дидактические игры, природа.
Формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах
включает
в
себя
формирование
восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а
также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др.
Основным
методом
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
является
обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование – это
специально организованное восприятие предметов для последующего использования его
результатов в той или иной содержательной деятельности в сравнении с сенсорными
эталонами.
Формирование представлений о сенсорных эталонах и сенсорное развитие предполагают
формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и
явлениях окружающего мира [5].
В
словаре
терминов
по
общей
и
социальной
педагогике
под
сенсорным
развитием
понимается
составная
часть
умственного
и
физического
воспитания
ребенка,
направленная на развитие его ощущений и восприятия; происходит в процессе познания
ребенком предметов окружающего мира и соотнесение их с сенсорными эталонами [36, c.
201].
Согласно исследованиям В. С. Мухиной сенсорное развитие дошкольника включает две
взаимосвязанные
стороны
–
усвоение
представлений
о
сенсорных
эталонах,
о
разнообразных
свойствах
и
отношениях
предметов
и
явлений
и
овладение
новыми
действиями
восприятия,
позволяющими
более
полно
и
расчлененно
воспринимать
окружающий мир [23].
Сравнив различные точки зрения авторов на сущность понятий «сенсорный эталон» и
«сенсорное развитие», был сделан вывод о том, что все авторы имеют схожую точку
зрения. Прежде всего, говорят о том, что формирование представлений о сенсорных
эталонах осуществляется в деятельности ребенка, говорят о связи сенсорного развития с
процессами ощущения и восприятия сенсорных эталонов, определяют конечную его цель.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти,
воспоминание),
а
также
образ,
созданный
продуктивным
воображением.
Для
формирования
представлений
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
о
сенсорных
эталонах необходимо использовать средства предметно-развивающей среды группы.
Г. А. Урунтаева рассматривает формирование представлений о сенсорных эталонах в
дошкольном возрасте как особую познавательную деятельность, имеющую свои цели,
задачи, средства и способы осуществления [38].
Таким образом, формирование представлений о сенсорных эталонах – это познавательная
деятельность ребенка дошкольного возраста, направленная на развитие его ощущений и
восприятия в процессе познания ребенком предметов окружающего мира.
Говоря
о
сущности
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
необходимо
говорить о том, что формирование представлений о сенсорных эталонах, с одной стороны
составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет
самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного
обучения ребёнка в детском саду и в школе. В процессе сенсорного развития дошкольник
осваивает сенсорные эталоны.
Формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного
возраста происходит в результате перцептивных действий ребенка.
Впервые понятие «перцептивные действия» было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе
которого они и были наиболее полно изучены. В настоящее время понимание восприятия
как системы перцептивных действий широко распространено в отечественной психологии.
Перцептивные действия (лат. perceptio – восприятие) – структурные единицы процесса
восприятия у человека. Перцептивные действия обеспечивают сознательное выделение
того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной
информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам
деятельности.
Согласно мнению таких исследователей, как Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р.
Лурия,
перцептивные
действия
–
это
требования,
предъявляемые
к
восприятию
со
стороны практической деятельности [11].
Ж. Пиаже изучал перцептивные действия сравнения и применения системы координат при
восприятии
фигур,
когда
требовалось
сравнить
и
оценить
элементы
фигур.
К
перцептивным
действиям
может
быть
отнесена
и
фиксация
какой-либо
части
перцептивного мира, удержание ее на переднем плане. По его мнению, перцептивные
действия приводят к изменениям в перцептивном мире, что в свою очередь ведет к более
точным перцептивным оценкам и более точным действиям.
Основной
особенностью
перцептивного
действия
является
его
активный
саморегулирующий характер. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии
эффекторных
компонентов
в
процессе
восприятия,
выступающих
в
форме
движения
рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Функция
собственно перцептивных действий – это построение образа предмета.
Как
показали
исследования
Л.
А.
Венгера,
в
дошкольном
возрасте
могут
быть
представлены три типа перцептивных действий [10].
Первый тип – идентификация. Она представляет собой обследование свойств предмета,
полностью совпадающих с эталонами.
Второй тип – приравнивание к эталону. Он имеет место тогда, когда использование
образца-эталона для выявления свойств предметов отклоняется от образца, но близок к
нему.
Третий тип – перцептивное моделирование. Он представляет собой соотнесение свойства
обследуемого предмета с несколькими эталонами, построение его «эталонной модели».
Таким образом, формирование представлений о сенсорных эталонах – это познавательная
деятельность ребенка дошкольного возраста, направленная на развитие его ощущений и
восприятия; которая происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего
мира.
В
целом
сенсорное
развитие
ребенка
дошкольного
возраста
осуществляется
в
процессе
сенсорного
воспитания
через
усвоение
им
сенсорных
эталонов
в
процессе
перцептивных действий.
В
качестве
сенсорных
эталонов
цвета
выступают,
так
называемые,
хроматические
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические
(белый,
серый,
черный)
цвета.
Эталонами
формы
являются
геометрические
фигуры,
эталонами величины – соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее
параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.
Сенсорные
эталоны
используются
людьми
в
качестве
образцов,
мерок,
при
помощи
которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.
2. Содержание представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного
возраста
Рассматривая
содержание
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
младшего
дошкольного возраста, был проведен анализ раздела «Сенсорное развитие» программы
«От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Исходя из программы перед педагогами 2 младшей группы ставятся следующие задачи
[26]:
1. Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом,
формой,
величиной,
осязаемыми
свойствами
предметов
(теплый,
холодный,
твердый,
мягкий,
пушистый
и
т.п.);
развивать
умение
воспринимать
звучание
различных
музыкальных инструментов, родной речи.
2. Закреплять у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства
предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам:
величине, форме, цвету в соответствии с сенсорными эталонами.
3.
Совершенствовать
навыки
установления
тождества
и
различия
предметов
по
их
свойствам: величине, форме, цвету на основе сенсорных эталонов. Подсказывать детям
название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
5. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать
образные представления.
6.
Продолжать
показывать
детям
разные
способы
обследования
предметов,
активно
включать движения рук по предмету и его частям на примерах сенсорных эталонов.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
во
2
младшей
группе
у
детей
формируются
представления
о
сенсорных
эталонах,
дети
усваивают
эталоны
цвета,
формы, величины. В процессе организации практической деятельности дети обогащают
свой чувственный опыт, развивают образные представления.
В
дошкольном
возрасте
происходит
переход
от
применения
предметных
образцов,
являющихся
результатом
обобщения
собственного
сенсорного
опыта
ребенка,
к
использованию общепринятых сенсорных эталонов.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся
рамками дошкольного детства. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях
каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и
выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях [28, 35].
Овладение сенсорными эталонами начинается в дошкольном возрасте с ознакомления с
отдельными геометрическими фигурами и цветами. Это происходит, главным образом, в
процессе овладения различными видами продуктивной деятельности.
К концу третьего года жизни у детей накапливается определённый сенсорный опыт,
который используется при рисовании (особенно по замыслу), выкладывании несложных
сюжетов с помощью мозаики и т.д.
В
ходе
проводимых
воспитателем
игр-занятий
дети
еще
не
могут
запомнить
и
самостоятельно
употреблять
названия
цвета,
формы,
поэтому
необходимо
повторять
признаки сенсорных эталонов. Очень важно, чтобы дети активно выполняли задания, так
как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о
свойствах предметов.
Рассмотрим особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей
младшего дошкольного возраста.
Ведущей
деятельностью
детей
младшего
дошкольного
возраста
является
игра,
конструирование, изобразительная деятельность, в которой осуществляется сенсорное
развитие ребенка.
Освоение
сенсорных
эталонов
в
процессе
рисования,
конструирования,
выполнения
аппликаций, выкладывания мозаики осуществляется через многократное использование
материалов, что ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. При этом без
систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета,
формы.
Способы восприятия у детей данного возраста усваиваются при помощи внешних проб,
переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными
эталонами,
через
освоение
приемов
прикладывания
образца
к
предмету,
обведения
контура образца и предмета пальцем [28, 40].
При определении цвета на первых этапах дети используют цветной карандаш. Сравнивая
предметы по величине, они прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии.
Важным
является
тот
факт,
что
к
5
годам
дошкольники
овладевают
внутренними
способами восприятия.
Обследование предметов также имеет свою специфику в младшем дошкольном возрасте.
Дети
учатся
последовательно
осматривать
предметы-образцы,
выделять
их
части,
определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных
частей.
Они
не
могут
выбрать
из
готовой
постройки
нужную
деталь,
не
умеют
последовательно
рассматривать
картины.
Главная
роль
принадлежит
взрослому,
направляющему процесс обследования предметов.
Речевой слух детей младшего дошкольного возраста развивается в процессе речевого
общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку. В
начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно,
не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков
решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков –
движения рук и тела.
В формировании у дошкольников представлений о сенсорных эталонах большую роль
выполняют дидактические игры. Основная их особенность определена названием: это
игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для
играющих
детей
воспитательно-образовательное
значение
дидактической
игры
не
выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как
отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя
собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. В
связи с разработкой теории сенсорного воспитания, была создана система дидактических
игр и в педагогике. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер,
А. П. Усова, В. Н. Аванесова.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия
(выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов
из строительного материала). Но при этом мало учитывают свойства отображаемых вещей
и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания
на
них.
Поэтому
необходимо
добиваться
того,
чтобы
каждый
ребёнок
сформировал
представления о сенсорных эталонах, усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные
признаки
предметов,
которые
нужно
учитывать
при
выполнении
самых
различных
действий.
Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их
с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области сенсорного развития цвета служат так называемые
хроматические
(«цветные»)
цвета
спектра
(красный,
оранжевый,
жёлтый,
зелёный,
голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета – белый, серый, чёрный [10, с. 33].
Эталонами
формы
служат
геометрические
фигуры.
Усвоение
эталонов
формы
предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.
Позднее может быть введена также форма трапеции.
Особый характер носит эталон величины. Поскольку величина – относительное свойство,
её точное определение произносится при помощи условных мер. Отличие этих мер от
геометрических
форм
состоит
именно
в
их
условности.
Величина
предмета
обычно
устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов.
Так, большая собака – это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом
она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины
выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые
словами, указывающими не место предмета в ряду других («большой», «маленький»,
«самый большой» и т.д.)
Перейдём к вопросу об ознакомлении детей с системами сенсорных эталонов. Сначала
дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее – с их разновидностями. В
момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование
их
названий.
Это
закрепляет
представление
о
каждом
эталоне
и
даёт
возможность
выполнять действия по словесной инструкции.
В младшем дошкольном возрасте происходит освоение следующих сенсорных эталонов:
цвет, форма и величина.
Освоение цвета в младшем дошкольном возрасте по следующим показателям сенсорно-
перцептивной деятельности [10]:
1.
Соотнесение
объектов
по
цвету:
Красный,
желтый,
синий,
зеленый,
оранжевый,
фиолетовый.
2. Узнавание цветов: 3 – 4 цвета.
3. Называние цветов: 2 – 3 цвета.
4. Построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности. Схема
построения ряда: красный, желтый, красный, желтый и т.д.
5. Выкладывание сериационного ряда по цветовой насыщенности: 3 оттенка красного,
синего, желтого, зеленого цветов.
Освоение формы в младшем дошкольном возрасте по следующим показателям сенсорно-
перцептивной деятельности:
1. Соотнесение геометрических фигур (отдельно соотносятся плоскостные и объемные
геометрические
формы)
Круг,
квадрат,
треугольник,
овал,
прямоугольник,
шар,
куб,
треугольная призма, брус:
- Зрительное соотнесение;
- Зрительно-осязательный перенос;
- Осязательно-зрительный перенос;
- Осязательно-осязательный перенос.
2. Узнавание плоскостных и объемных геометрических форм.
3. Называние плоскостных и объемных геометрических форм.
4. Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном «Геометрическое
лото».
5. Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном «Найди предмет
такой же формы».
6. Анализ и конструирование образца из геометрических форм. Сложная форма из 4
частей.
Освоение
величины
в
младшем
дошкольном
возрасте
по
следующим
показателям
сенсорно-перцептивной деятельности:
1. Глазомерная оценка предметов и предметных изображений. Выбор такого же предмета
по величине из двух.
2. Узнавание величины. Большой – маленький.
3. Называние величины. Большой – маленький.
4. Построение сериационного ряда
А) в убывающей последовательности
- по образцу;
- по правилу;
Б) в возрастающей последовательности из трех объектов.
5.
Сравнение
предметов,
предметных
изображений
по
величине.
Двух
предметов
по
одному признаку.
Одновременно
с
формированием
эталонов
необходимо
учить
детей
способам
обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,
последовательному
осмотру
и
описанию
формы,
выполнению
всё
более
сложных
глазомерных действий.
Наконец,
в
качестве
особой
задачи
выступает
необходимость
развивать
у
детей
аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму
предметов, выделять отдельные измерения величины.
Таким образом, содержание формирования представлений о сенсорных эталонах у детей
младшего дошкольного возраста включает в себя освоение детьми сенсорных эталонов
цвета,
формы,
величины
в
практической
(игровой)
деятельности,
что
обеспечивает
обогащение его чувственного опыта во взаимодействии с предметно-развивающей средой,
оснащенной сенсорными эталонами.
В младшем дошкольном возрасте происходит освоение следующих сенсорных эталонов:
цвет, форма и величина.
- узнавание и называние 2-4 основных цветов и выстраивание сериационного ряда;
- узнавание и называние формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар,
куб, треугольная призма, брус;
- узнавание, называние и сравнение величины: большой-маленький, больше-меньше;
- сравнение предметов, предметных изображений по одному признаку.
3.
Возможности
предметно-развивающей
среды
группы
в
процессе
формирования
представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
Современный
детский
сад
–
это
место,
где
ребёнок
получает
опыт
широкого
эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее
значимых для его развития сферах жизни.
Предметно-развивающая
среда
–
составная
часть
развивающей
среды
дошкольного
детства,
способствующая
формированию
представлений
о
сенсорных
эталонах.
Современный
философский
взгляд
на
предметно-развивающую
среду
предполагает
понимание
ее
как
совокупность
предметов,
представляющую
собой
наглядно
воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания,
вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает
самого себя, свою индивидуальность.
Образовательная
(развивающая)
среда,
по
определению
В.
А.
Ясвина,
-
это
система
влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития,
содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [40, с. 21].
С.
Л.
Новоселова
под
предметно-развивающей
средой
в
общеобразовательных
дошкольных
учреждениях
рассматривает
«систему
условий,
обеспечивающих
всю
полноту
развития
деятельности
ребенка
и
его
личности».
Она
включает
обстановку,
объекты и материалы различного, функционального назначения [25, с. 12].
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс
материально-технических,
санитарно-гигиенических,
эргономических,
эстетических,
психолого-педагогических
условий,
обеспечивающих
организацию
жизни
детей
и
взрослых».
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и
др., развивающая среда –
это определенным образом упорядоченное образовательное
пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Разделение
группового
пространства
на
зоны
вызвано
тем,
что
нет
однозначного
соответствия
между
видом
деятельности
и
материалом.
Многие
материалы
полифункциональны
и
могут
использоваться
для
игровой,
продуктивной
и
исследовательской деятельности.
Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических
уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в
школе,
но
самое
главное
–
«среда
обитания»
младшего
дошкольника,
в
которой
он
находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.
Комфортность
и
безопасность
обстановки
чаще
всего
достигается
через
сходство
интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее
воздействие
общественного
учреждения,
создаёт
чувство
уверенности,
безопасности,
создаёт предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального
тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития. В
группе должны быть любимые мягкие игрушки, лежать удобные подушки-черепашки,
которые несут в себе и обучающие функции: формирование представлений о сенсорных
эталонах, закрепление основных цветов, геометрических форм, величины.
Определим основные функции предметно-развивающей среды для детей и взрослых.
С позиции взрослых предметно-развивающая среда должна нести в себе следующие
функции:
1. Реализация содержания образовательной программы.
2.
Предоставление
детям
как
можно
больших
возможностей
для
активной
целенаправленной и разнообразной деятельности.
3. Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до
школы.
4. Организация деятельности детей.
5. Влияние на воспитательный процесс.
С
позиции
ребенка
предметно-развивающая
среда
должна
нести
в
себе
следующие
функции:
1. Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
2.
Формирование
представлений
о
сенсорных
эталонах,
их
использовании
при
ориентировке в окружающем.
3.
Накопление
опыта
эмоционально-практического
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками.
4. Источник становления субъектного опыта ребенка в формировании представлений о
сенсорных эталонах.
5. Развитие инициативы, воображения, творчества.
6. Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.
7. Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.
Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная
ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между
ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах
культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б.
Эльконин).
От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений
происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование
качественно новых психических образований, формирование представлений о сенсорных
эталонах и их использовании. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в
ней.
В
связи
с
этим
психология
понимает
среду
как
условие,
процесс
и
результат
творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев).
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это – и условия жизнедеятельности
ребенка
(В.
С.
Библер),
формирование
отношения
к
базовым
ценностям,
усвоение
социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева); это – и способ
трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик),
удовлетворение
потребностей
субъекта,
в
частности
потребности
в
деятельности,
формирование представлений о сенсорных эталонах.
Таким образом, среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни,
сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития
творчества.
В
настоящее
время,
при
организации
педагогического
процесса
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
особое
внимание
уделяется
созданию
благоприятной
предметно-развивающей среды, так как в связи с введением ФГОС к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения изменились
подходы к организации образования дошкольников [31].
Основополагающие подходы указывают на то, что предметно-развивающая среда должна:
1. Учитывать зону актуального и ближайшего развития каждого ребенка (культурно-
исторический подход - Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и
др.);
2. Выступать в роли «стимулятора» к какой-либо деятельности, тем самым, обеспечить
активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит
развитие его психики в онтогенезе (деятельностный подход – А. Н. Леонтьев, С. Л.
Рубинштейн и др.);
3.
«Включать»
собственно-личностные
функции
ребенка
или
востребованность
его
субъективного опыта (личностный подход - Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, В. А. Петровский и др.).
При
организации
предметно-развивающей
среды
необходимо
учитывать
научные
принципы её построения, одним из которых является принцип интеграции детских видов
деятельности и образовательных областей.
Нормативным документом является ФГОС (Приказ № 2151 от 20 июля 2011 г.), где четко
выделены следующие принципы построения развивающей среды [31]:
1. Информативности.
2. Вариативности.
3. Полифункциональности.
4. Педагогической целесообразности.
5. Трансформируемости.
6. Интеграции образовательных областей.
7. Учета полоролевой специфики.
8. Учета зоны ближайшего развития.
Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребенка,
приспосабливая к новообразованиям определенного возраста с использованием сенсорных
эталонов.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, должно включать:
-
организацию
как
совместной
деятельности
взрослого
с
воспитанниками,
так
и
самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД, но и в режимных
моментах с использованием сенсорных эталонов;
- организацию разнообразной игровой деятельности;
- развитие способностей в любых формах образовательного процесса;
- формирование представлений о сенсорных эталонах;
- освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
их интеграцию;
- использование образовательных технологий деятельностного типа;
- физическое развитие дошкольников;
-
взаимодействие
педагога
с
воспитанниками
на:
субъектном
отношении
педагога
к
ребенку,
индивидуальном
подходе,
учете
зоны
ближайшего
развития,
мотивационном
подходе, доброжелательном отношении к ребенку [25, с. 29].
Все помещения дошкольного учреждения оснащаются комплектом учебного, игрового и
бытового
оборудования
в
соответствии
с
существующим
перечнем
игрушек
и
оборудования для детских садов. Каждый из существующих комплектов дидактических и
наглядных пособий, подбирается с использованием сенсорных эталонов.
К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся [26, с. 77]:
- природное окружение и его объекты;
- сенсорные эталоны;
- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;
- физкультурно-развивающие модули и оборудование;
- системные блоки оздоровительных комплектов;
- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых
проявлений;
- развивающие дидактические игры и тренинги;
- игры-драматизации;
- театрально-музыкальные салоны и блоки;
- дидактические пособия, развивающие эстетические и гидонистические способности
восприятия красоты;
- развивающая среда занятий.
Предметно-развивающая
среда
–
это
комплексный,
системный,
вариативный,
инвариантный,
пластически
меняющийся
механизм
непрерывной
психолого-
педагогической помощи ребенку дошкольного возраста на пути его личностного развития
в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и
общественной активности.
При этом учет требований нормативных документов позволит создать или преобразовать
предметно-развивающую
среду,
выполняющую
организационную,
воспитательную,
развивающую функции.
Средством
формирования
у
детей
представлений
о
сенсорных
эталонах
является
предметно-развивающая
среда,
которая
удовлетворяет
потребность
детей
в
новизне,
преобразовании и самоутверждении. В детском саду такой средой являются различные
игровые уголки. Например, такие, как: «Сенсорная комната» или «Сенсорная стена». Она
оформлена
в
ярких
тонах;
имеет
замочки,
шнуровки,
крышки,
пробки,
шпингалеты,
молнии [17, 20].
Всё это привлекает внимание детей и позволяет заниматься разными интересными делами.
Занимают детей и панно с занавесками: за ними крепятся на липучках герои разных
сказок. Их можно снять, а в процессе рассказывания сказки постепенно возвращать на
место.
Это
позволяет
развивать
мелкую
моторику
рук,
тактильное
восприятие,
формировать представление о цвете, форме, величине. Развитие мелкой моторики руки
очень важно, так как зрительно – моторная координация напрямую связана с обучением
письму в школе. Упражнения для пальцев способствуют развитию коры головного мозга,
особенно её речевых зон.
Для формирования представлений о сенсорных эталонах очень важно, чтобы дети не
только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и
углубляли
восприятие
этих
предметов:
испытывали
различные
ощущения
от
прикосновения к ним, от действий с ними. Именно на это следует обращать особое
внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру
их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все
действия
такого
рода
обогащают
сенсорный
опыт
детей,
развивают
способность
ориентировки в окружающём, учат сравнивать с сенсорными эталонами.
Среда
должна
быть
обучающей.
Для
развёртывания
этой
деятельности
необходимы
материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки трубочки.
Желательно в группе организовать центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием
проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать
песок через ситечко. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними,
проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также
мелкую моторику [28, с. 79].
В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества,
назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной
из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых
действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации,
ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него
происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.
Предметно-развивающая
среда
не
должна
создавать
только
внешнюю
красоту.
Это
открытая,
меняющаяся,
живая
система,
обогащающаяся
новизной.
Предметно-
развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она
воспитывает и развивает его, способствует формированию представлений о сенсорных
эталонах [11, с. 86].
Основные группы сенсорных материалов, используемые в играх с детьми, следующие:
1. материалы для развития зрения подразделяются на подгруппы:
- для различения размеров и развития глазомера (цилиндры-вкладыши, розовая башня,
коричневая лестница, красные штанги);
- для различения цветов и их оттенков (цветные таблички 1-4);
- для различения формы (геометрический комод, геометрические тела, биноминальный и
триноминальный кубы.
2. материалы для развития осязания (доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани);
3. материалы для развития слуха (шумящие коробочки, шумовые цилиндры);
4. материалы для развития чувства тяжести (весовые таблички и цилиндры);
5. материалы для развития чувства тепла (тепловые таблички);
6. материалы для развития обоняния (коробочки с запахами);
7. материалы для развития вкуса (вкусовые баночки);
8.
материалы
для
развития
стереогностического
чувства
(сортировка,
геометрические
тела).
В качестве дополнительного оборудования в сенсорной комнате используется «сухой
бассейн» с разноцветными шарами, «тактильная сенсорная дорожка».
Формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного
возраста содействует обращение к различным дидактическим играм, направленным:
-
на
развитие
тактильных
ощущений:
«Чудесный
мешочек»,
«Платочек
для
куклы»,
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Найди пару»;
- на закрепление понятия формы: «Найти предмет указанной формы», «Коврик», «Какая
фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно»;
- на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по высоте», «Палочки в ряд»,
«Пирамидки», «Матрешки», «Разноцветные кружки», «Расставь по порядку»;
- на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери
гирлянду», «Сплети коврик из цветных полосок», «Сложи радугу», «Неразлучные цвета»,
«Уточним цвет предмета».
Все материалы должны быть собраны в зоне сенсорики, которая предназначена
для
развития и утончения зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, тактильных ощущений.
1. Для развития зрения:
- цилиндры и блоки с углублениями: 4 деревянных блока с углублениями, чтобы можно
было туда вставлять и вынимать цилиндры. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы
брать
тремя
пальцами.
Цилиндры
различаются
по
высоте
и
диаметру.
Подбирая
подходящие цилиндры, нужно ориентироваться на размер (высокий - низкий, толстый -
тонкий, большой- маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий-
мелкий, широкий - узкий и т.д.);
- розовая башня: 10 деревянных кубиков розового цвета и разного размера. Длина ребра
наименьшего
кубика
1
см,
длина
ребра
наибольшего
кубика
-
10
см.
Кубики
выкладываются вертикальной и в горизонтальной в плоскости различными способами;
- коричневая лестница: 10 деревянных брусков (прямоугольных призм), каждая длиной 20
см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1
см. Нужно выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой;
- красные штанги: 10 деревянных штанг, покрашенных в красный цвет. Самая короткая
штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см.
Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Ребенку
нужно построить лестницу, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой;
- цветные таблички: деревянные коробки с несколькими пар табличек разных цветов и
оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.
2. Для развития слуха:
- шумящие цилиндры: красные и синие коробочки, заполненные цилиндрами. Цилиндры
наполнены материалами, которые издают разные шумы: от тихого до громкого. Каждой
красной коробочке идентична одна синяя. Необходимо путем сравнения подобрать пары.
- что шуршит: газетная бумага, целлофановый пакет и т.д.;
3. Для развития чувства обоняния:
- цилиндры с запахами: коробочки с пахнущими веществами, внутри которых кофе, чай,
укроп, гвоздика, анис, перец и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары;
- для развития чувства вкуса: кусочки нарезанных фруктов и овощей.
4. Для развития тактильных чувств:
-
тактильная
дорожка:
по
кругу
на
полу
насыпают
гладкие
камушки,
песок,
кладут
полотенце, кусочки меха, деревянные дощечки. Дети, предварительно вымыв
ноги,
осторожно идут по дорожке под тихую музыку;
- фигурки Равиццы: в корзинку складываются деревянные фигурки разной формы (в виде
деревьев, грибочков, домиков, кругов и т.д.). Ребенок, не глядя, достает из корзинки
фигуру и пытается угадать, что это за предмет;
- лоскутки: ребенку предлагается на ощупь с завязанными глазами дать характеристику
различным лоскуткам ткани: «Эта мягкая, эта грубая, эта тонкая»;
-
пары
шершавых
табличек:
на
дощечки
приклеиваются
шершавые
поверхности
с
разными зернами. Нужно на ощупь найти парные таблички;
- меховые и кожаные таблички: на деревянные дощечки наклеены квадраты кожи и меха
разных сортов. Ребенок раскладывает таблички на меховые и кожаные. А затем составляет
пары, отыскивая одинаковые таблички.
5. Для развития чувства тяжести:
- барические таблички. В коробке лежат 7 табличек одинакового размера, но разных
сортов дерева. Надо взвесить таблички на кончиках пальцев и подобрать их по парам.
6. Для развития термического чувства:
- тепловые бутылочки. Несколько бутылочек с водой разной температуры. Необходимо
рассортировать их по парам.
Таким
образом,
предметно-развивающая
среда
группы
способствует
формированию
представлений о сенсорных эталонах у младших дошкольников. Основными факторами
организации
предметно-развивающей
среды,
оказывающими
влияние
на
сенсорное
развитие младших дошкольников, являются ее насыщенность, разнообразие, оснащение
сенсорными эталонами, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей
и
т.д.
Предметно-развивающая
среда
содержит
в
себе
следующие
возможности
для
формирования представлений о сенсорных эталонах у ребенка младшего дошкольного
возраста: позволяет в практической деятельности осваивать ребенку сенсорные эталоны,
позволяет развивать перцептивные действия.