Напоминание

"Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения"


Автор: Дубчак Марина Валерьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 50 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного

учреждения
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Адаптацию обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. Проблема социальной адаптации в детском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением ребенка в детский сад. Успешная адаптация способствует нормальному развитию ребенка, поддержанию его душевного здоровья. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель. Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса: 1 . острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев); 3 . фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1.Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно). 2.Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция). 3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой. Рассмотрим
факторы, влияющие на адаптацию
это:  возраст ребенка;  состояние здоровья;  уровень развития;  характеристика нервной системы;  умение общаться с взрослыми и сверстниками;  сформированность предметной и игровой деятельности;  приближенность домашнего режима к режиму детского сада. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого- педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Цели:
1. Оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку воспитанникам ДОУ в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов в процессе адаптации детей младших групп к условиям ДОУ. 2. Содействие педагогическим работникам, родителям в осуществлении индивидуального подхода в воспитании детей в период адаптации детей младших групп к условиям ДОУ, формирование у них уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав другой личности.
Задачи:
1. Сопровождение детей в период адаптации. 2. Психологический анализ социальной ситуации развития детей в семье и ОУ, выявление основных проблем у субъектов образовательного процесса, определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения. 3. Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников в период адаптации детей к условиям ДОУ. 4. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата в ДОУ. 5. Повышение психологической компетентности родителей и пед. персонала для успешной работы с детьми в период адаптации, а также в интересах развития собственной личности. 6. Оказание коррекционной помощи детям и родителям, имеющим проблемы в период адаптации условиям МБДОУ. 7. Ведение протоколов наблюдения. В этой работе выделяются следующие
направления:
 подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;  консультирование родителей;  анкетирование родителей, с целью определения воспитательных ресурсов семьи и индивидуальных особенностей ребенка;  организация жизнедеятельности детей в период адаптации;  наблюдение за эмоциональным состоянием и состоянием здоровья детей в период адаптации;  повышение психологической компетентности родителей и педагогов для успешной работы с детьми в период адаптации, через проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров практикумов, наблюдение, раздачу памяток и т.д.;  реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации - индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:
 Поведенческие реакции;  Уровень нервно – психического развития;  Эмоциональное состояние;  Контактность со сверстниками и воспитателем;  Познавательная и двигательная активность;  Речевое развитие;  Аппетит и сон у ребенка;  Заболеваемость и течение болезни;  Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес);
 Время пребывания ребенка в учреждении. Особое внимание уделяется особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Практика показывает, что
основными

причинами

тяжелой

адаптации

к

условиям ДОУ являются:
 отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;  наличие у ребенка своеобразных привычек;  неумение занять себя игрушкой;  несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;  отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми;  совмещение процесса адаптации с выходом на работу мамы. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Какие же распространенные изменения в поведении ребенка происходят в период адаптации?
Эмоции ребенка
. Впервые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. Впервые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные эмоции, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
Контакты со сверстниками и воспитателем.
Впервые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
Познавательная

активность
. Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок
не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
Двигательная

активность.
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
Сон
. Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
Аппетит
. В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.
Здоровье.
В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и наиболее болезненно реагируют на разлуку с ней. Залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:  использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);  по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;  предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;  рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;  использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;  создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы. Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Для того, чтобы дети хорошо адаптировались к условиям дошкольного учреждения и чтобы их психологическая готовность к ДОУ была сформирована с детьми проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия.
Индивидуальные занятия с детьми в период адаптации к условиям дошкольной

организации



Содержание занятия

1.
Упражнение: «Найдем предметы» Цели: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы одной фактуры, но разные по величине на ощупь. Упражнение: «Найди такую же рыбку» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора,- концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации; развитие тактильной чувствительности. Упражнение: «Кто в зеркале» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, самосознания.
Упражнение: «Солнечный зайчик» Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения, мышления, эмоционального мира; релаксация.
2.
Упражнение: «Что можно сделать с пирамидкой?» Цели: развитие умения манипулировать предметами; развитие умения различать предметы по величине; развитие моторики рук; активизация зрительного восприятия. Упражнение: «Рисунки» Цели: развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания; обогащение сенсорного опыта. Упражнение: «Прикосновения» Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация.
3.
Упражнение «Поймай взглядом» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания. Упражнение «Спой песенку!» Цель: развитие акустического восприятия. Упражнение «Где такой же предмет?» Цель: развитие тактильной чувствительности, моторики кистей рук. Упражнение «Торт» Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация.
4.
Упражнение: «Поймай пальчиком» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации. Упражнение: «Оставим след» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Упражнение: «Узнай прикосновения» Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация.
5.
Упражнение: «Исследование ножками» Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта. Упражнение: «Хлопни, топни» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания; развитие памяти кинестетических ощущений. Упражнение: «Солнечный зайчик» Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения, мышления, эмоционального мира; релаксация.
6.
Упражнение: «Угадай» Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта. Упражнение: «Выбери нужные цвета» Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета; развитие умения узнавать и называть цвет; развитие слухового восприятия, зрительной памяти. Упражнение: «Помоги Мишке» Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по названию. Упражнение: «Отдых» Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация.
7.
Упражнение: «Узнай и назови» Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины;
развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов. Упражнение: «Помоги забраться в домик» Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины; развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов. Упражнение: «Звездное небо» Цели: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия, релаксация.
1.
Упражнение: «Рисунки» Цели: развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания; обогащение сенсорного опыта. Упражнение: «Подари мишке бусы» Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики. Упражнение: «Ковер-самолет» Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация.
9.
Упражнение: «Сжимаем в кулачке» Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Упражнение: «Волшебный мешочек» Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти. Упражнение: «Поймай взглядом» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения. Упражнение: «Ветер» Цели: стимуляция кинестетического анализатора; устранение чувствительности к страхам; формирование адекватной психологической защиты.
10.
Упражнение «Найди такой же» Цели: развитие зрительной и тактильной памяти; закрепление понятий о форме, цвете и величине предметов. Упражнение «Найди и принеси» Цели: развитие зрительной памяти, слухового внимания, слуховой памяти; закрепление понятий о форме, величине и цвете предметов. Упражнение «Поймай пальчиком» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
11.
Упражнение «Построим башенку» Цель: совершенствование умения детей упорядочивать объекты по цвету и форме, действуя самостоятельно по образцу. Упражнение «Найди» Цель: закрепление умения выделять цвет, форму, величину предметов по заданию; развитие слухового внимания и слуховой памяти. Упражнение «Поймай ладошками» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фик сации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации. Упражнение «Зверушки в норке» Цели: развитие кинестетического анализатора; устранение чувствительности к страхам; формирование адекватной психологической защиты.
12.
Упражнение «Какого цвета предмет?» Цели: обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из
нескольких разноцветных объектов; формирование умения сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него. Упражнение «Ветерок» Цели: развитие кинестетических ощущений; обогащение сенсорного опыта. Упражнение «Назови, где зайчик» Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; концентрации внимания, плавного прослеживания; активизация кинестетического анализатора.
Подгрупповые занятия с детьми в период адаптации к условиям дошкольной

организации



Содержание занятия

1.

«Праздник знакомства»
Формировать у адаптирующихся детей положительную установку, желание идти в детский сад; знакомить детей друг с другом.
2.

«Давайте познакомимся!»
Игра: «Знакомство» Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем; продолжать знакомить детей друг с другом.
3.

«Знакомство»
Игра: «Раздувайся пузырь» Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем, освоение группового пространства.
4.

«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Лови-лови» Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем, освоение группового пространства.
5.

«Продолжаем

знакомиться»
Игра: «Чей голосок?» Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем; продолжать знакомить детей друг с другом.
6.

«Знакомство»
Игра: «Расскажи стихи руками» Цель: помочь детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствовать налаживанию доверительных отношений с воспитателем.
7.

«Осваиваем территорию»
Игра: «Найди игрушку!» Цель: освоение окружающей среды ребенком.
8.

«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Чьи вещи?» Цель: освоение окружающей среды ребенком.
9.

«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Как пройти?» Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
10.

«Продолжаем

знакомиться»
Экскурсия в подготовительную группу. Цель: познакомить адаптирующихся детей с детьми из подготовительной к школе группы.
11.

«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Лови-лови»
Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем, освоение группового пространства.
12.

«Продолжаем знакомиться»
Игра: «Расскажи стихи руками» Цель: помочь детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствовать налаживанию доверительных отношений с воспитателем. Еще до поступления в дошкольной учреждение на собрании, родителям раздаются необходимые на наш взгляд памятки. Это повышает психологическую компетентность родителей в вопросах адаптации. Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
Памятка для родителей на тему:

«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
1. Тренируйте, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения. 2. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. 3. Если есть привычки такие как, сосание бутылочки или соски, необходимо отучить от них до прихода в детский сад или после того, как ребенок адаптировался. 4. Как можно раньше проведите оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач, чтобы поднять иммунитет ребенка. 5. Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров. 6. Не отдавайте ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет. 7. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе. 8. Необходимо повысить роль закаливающих мероприятий. 9. Оформите ребенка в детский сад по месту жительства. 10. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. 11. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети Ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. 12. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми. 13. Обязательно придите с ребенком в детский сад в то время, когда забирают детей домой и акцентируйте на этом внимание ребенка, чтобы он знал, что здесь детей не оставляют. 14. Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад. 15. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. 16. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00. До этого времени не играйте с ребенком в подвижные игры, а просто почитайте сказку. 17. Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание. 18. Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
19. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. 20. Не совмещайте выход на работы с адаптацией ребенка. Планируйте свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность создать условия для непродолжительного пребывания ребенка. 21. Все время необходимо объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Памятка для родителей на тему:

«Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать

детский сад»
1. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. 2. Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день. Первую неделю оставляйте на два часа, со вторника второй недели можете забирать после обеда, со вторника третьей недели вы уже можете пробовать оставить на сон, и на четвертой недели оставляем ребенка до ужина. 3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, чем любит заниматься ваш ребенок и во что любит играть, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка 4. Расскажите воспитателям о всех ритуалах, которые существуют у вас в семье при укладывании спать, приеме пищи и т.д. 5. Необходимо создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. 6. Щадите его ослабленную нервную систему. 7. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач. Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. 8. Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. 9. Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. 10. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы. 11. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу. 12. При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста. 13. Вечером выбирайте одежду и игрушку в детский сад вместе с ребенком. 14. Каждый день пусть ваш ребенок принимает расслабляющие ванночки, это снизит мышечный тонус.


В раздел образования