"Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения"
Автор: Дубчак Марина Валерьевна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МБДОУ ДС № 50 "Лесная сказка" Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения" Раздел: дошкольное образование
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям дошкольного
учреждения
С
поступлением
ребенка
в
дошкольное
учреждение
в
его
жизни
происходит
множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более
часов,
новые
требования
к
поведению,
постоянный
контакт
со
сверстниками,
новое
помещение,
таящее
в
себе
много
неизвестного,
а
значит,
и
опасного,
другой
стиль
общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него
стрессовую
ситуацию,
которая
без
специальной
организации
может
привести
к
невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для
него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и
высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют
необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному
учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Адаптацию обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и
его социального окружения.
Проблема социальной адаптации в детском возрасте обычно поднимается в связи с
поступлением ребенка в детский сад.
Успешная адаптация способствует нормальному развитию ребенка, поддержанию
его душевного здоровья.
Для
ребенка
детский
садик,
несомненно,
является
новым,
еще
неизвестным
пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс
вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Адаптация
является
активным
процессом,
приводящим
или
к
позитивным
(адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики)
результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая
модель.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт
(эмоциональная
удовлетворенность)
и
внешняя
адекватность
поведения
(способность
легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах
выделено три фазы адаптационного процесса:
1
. острая
фаза,
которая
сопровождается
разнообразными
колебаниями
в
соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым
респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом
развитии (длится в среднем один месяц);
2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все
сдвиги
уменьшаются
и
регистрируются
лишь
по
отдельным
параметрам
на
фоне
замедленного
темпа
развития,
особенно
психического,
по
сравнению
со
средними
возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3 . фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате
дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых
зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся
семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы
адаптации у разных детей будут различны.
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1.Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10
дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции
(капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой,
ориентировочной
и
игровой
активности
приходит
в
норму
за
20-30
дней;
характер
взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели,
заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели
нормативно).
2.Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит
восстанавливаются
в
течение
20-40
дней,
ориентировочная
деятельность
(20
дней),
речевая
активность
(30-40
дней),
эмоциональное
состояние
(30
дней),
двигательная
активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.
Взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками
не
нарушается.
Функциональные
изменения
отчетливо
выражены,
фиксируются
заболевания
(например,
острая
респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением
всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением
аппетита
(иногда
возникает
рвота
при
кормлении),
резким
нарушением
сна,
ребенок
нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление
агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен,
иногда
происходит
волнообразная
смена
настроения).
Обычно
видимые
изменения
происходят
в
речевой
и
двигательной
активности,
возможна
временная
задержка
в
психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение
первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к
коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли
ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Однако как бы
ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии
стресса.
Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают
к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится
туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут
быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют,
причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.
Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:
возраст ребенка;
состояние здоровья;
уровень развития;
характеристика нервной системы;
умение общаться с взрослыми и сверстниками;
сформированность предметной и игровой деятельности;
приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
На
процесс
адаптации
ребенка
влияют
достигнутый
уровень
психического
и
физического
развития,
состояние
здоровья,
степень
закаленности,
сформированность
навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные
особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются
к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая
реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого-
педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию
в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Цели:
1.
Оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку воспитанникам
ДОУ в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей,
интересов в процессе адаптации детей младших групп к условиям ДОУ.
2.
Содействие
педагогическим
работникам,
родителям
в
осуществлении
индивидуального подхода в воспитании детей в период адаптации детей младших
групп к условиям ДОУ, формирование у них уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав другой личности.
Задачи:
1.
Сопровождение детей в период адаптации.
2.
Психологический
анализ
социальной
ситуации
развития
детей
в
семье
и
ОУ,
выявление основных проблем у субъектов образовательного процесса, определение
причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
3.
Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников в период
адаптации детей к условиям ДОУ.
4.
Содействие
педагогическому
коллективу
в
гармонизации
социально-
психологического климата в ДОУ.
5.
Повышение
психологической
компетентности
родителей
и
пед.
персонала
для
успешной работы с детьми в период
адаптации, а также в интересах развития
собственной личности.
6.
Оказание коррекционной помощи детям и родителям, имеющим
проблемы в
период адаптации условиям МБДОУ.
7.
Ведение протоколов наблюдения.
В этой работе выделяются следующие направления:
подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
консультирование родителей;
анкетирование родителей, с целью определения воспитательных ресурсов семьи и
индивидуальных особенностей ребенка;
организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
наблюдение за эмоциональным состоянием и состоянием здоровья детей в период
адаптации;
повышение психологической компетентности родителей и педагогов для успешной
работы
с
детьми
в
период
адаптации,
через
проведение
индивидуальных
и
групповых консультаций, семинаров практикумов, наблюдение, раздачу памяток и
т.д.;
реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса
адаптации
-
индивидуальная
и
подгрупповая
работа
с
детьми,
у
которых
наблюдается тяжелая степень адаптации.
Важнейший
компонент
адаптации
–
согласование
самооценок
и
притязаний
ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к
жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:
Поведенческие реакции;
Уровень нервно – психического развития;
Эмоциональное состояние;
Контактность со сверстниками и воспитателем;
Познавательная и двигательная активность;
Речевое развитие;
Аппетит и сон у ребенка;
Заболеваемость и течение болезни;
Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес);
Время пребывания ребенка в учреждении.
Особое внимание уделяется особенностям протекания процесса адаптации. Для
этого
на
каждого
ребенка
ведется
индивидуальный
адаптационный
лист,
в
котором
ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения
за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить
особенности
привыкания
малыша
к
ДОУ
и
наметить
ряд
профилактических
и,
при
необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Практика
показывает,
что основными
причинами
тяжелой
адаптации
к
условиям ДОУ являются:
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
наличие у ребенка своеобразных привычек;
неумение занять себя игрушкой;
несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми;
совмещение процесса адаптации с выходом на работу мамы.
Адаптация
обычно
протекает
сложно
с
массой
негативных
сдвигов
в
детском
организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш постоянно
находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту.
Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Какие же распространенные изменения в поведении ребенка происходят в период
адаптации?
Эмоции ребенка . Впервые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены
отрицательные
эмоции:
от
хныканья,
«плача
за
компанию»
до
постоянного
приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно
боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева
(когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого,
собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто
эмоций нет вообще. Впервые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он
очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то
в
основном
это
реакция
на
новизну
или
на
яркий
стимул
(необычная
игрушка,
«одушевленная» взрослым, веселая игра). На смену отрицательным эмоциям обязательно
придут
положительные
эмоции,
свидетельствующие
о
завершении
адаптационного
периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том,
что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после
ухода мамы, то все в порядке.
Контакты со сверстниками и воспитателем. Впервые дни у ребенка снижается
социальная
активность.
Даже
общительные,
оптимистичные
дети
становятся
напряженными,
замкнутыми,
беспокойными,
малообщительными.
Малыши
2–3
лет
играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы
несколько детей. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха
все
охотнее
взаимодействует
с
воспитателем
в
группе,
откликается
на
его
просьбы,
следует режимным моментам.
Познавательная
активность .
Первое
время
познавательная
активность
может
быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок
не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы
сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш
постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут
более
частыми
и
смелыми,
ребенок
станет
задавать
вопросы
познавательного
плана
воспитателю.
Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может
на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой,
носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок
не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые
достижения, которым он научился в саду.
Особенности речи. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются
«облегченные» слова и предложения. Речь восстановится и обогатится, когда адаптация
будет завершена.
Двигательная
активность.
Некоторые
дети
становятся
«заторможенными»,
а
некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется
также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной
активности дома, а затем и в садике.
Сон . Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать
плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также
может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации
сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
Аппетит . В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано
с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями –
малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.
Здоровье.
В
это
время
снижается
сопротивляемость
организма
инфекциям,
и
ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.
Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца.
Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот
период они больше привязаны к матери и наиболее болезненно реагируют на разлуку с
ней.
Залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей,
умение и желание взаимно сотрудничать.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
использовать
элементы
телесной
терапии
(брать
ребенка
на
руки,
обнимать,
поглаживать);
по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с
успокаивающими сборами трав;
предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
создавать
у
ребенка
положительную
установку
на
предстоящие
режимные
процессы.
Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного детства.
Для того, чтобы дети хорошо адаптировались к условиям дошкольного учреждения
и чтобы их психологическая готовность к ДОУ была сформирована с детьми проводятся
индивидуальные и подгрупповые занятия.
Индивидуальные занятия с детьми в период адаптации к условиям дошкольной
организации
№
Содержание занятия
1.
Упражнение: «Найдем предметы»
Цели: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы одной
фактуры, но разные по величине на ощупь.
Упражнение: «Найди такую же рыбку»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора,-
концентрации
внимания,
зрительной
памяти,
зрительно-моторной
координации;
развитие тактильной чувствительности.
Упражнение: «Кто в зеркале»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора;
развитие тактильных ощущений, самосознания.
Упражнение: «Солнечный зайчик»
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения,
мышления, эмоционального мира; релаксация.
2.
Упражнение: «Что можно сделать с пирамидкой?»
Цели: развитие умения манипулировать предметами; развитие умения различать
предметы
по
величине;
развитие
моторики
рук;
активизация
зрительного
восприятия.
Упражнение: «Рисунки»
Цели: развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания;
обогащение сенсорного опыта.
Упражнение: «Прикосновения»
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения;
релаксация.
3.
Упражнение «Поймай взглядом»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора,
концентрации внимания.
Упражнение «Спой песенку!»
Цель: развитие акустического восприятия. Упражнение «Где такой же предмет?»
Цель: развитие тактильной чувствительности, моторики кистей рук.
Упражнение «Торт»
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения;
релаксация.
4.
Упражнение: «Поймай пальчиком»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора,
концентрации
внимания,
плавного
прослеживания,
зрительно-моторной
координации.
Упражнение: «Оставим след»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора;
развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Упражнение: «Узнай прикосновения»
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения;
релаксация.
5.
Упражнение: «Исследование ножками»
Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта.
Упражнение: «Хлопни, топни»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора,
концентрации внимания; развитие памяти кинестетических ощущений.
Упражнение: «Солнечный зайчик»
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения,
мышления, эмоционального мира; релаксация.
6.
Упражнение: «Угадай»
Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта.
Упражнение: «Выбери нужные цвета»
Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета; развитие умения
узнавать и называть цвет; развитие слухового восприятия, зрительной памяти.
Упражнение: «Помоги Мишке»
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по названию.
Упражнение: «Отдых»
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения;
релаксация.
7.
Упражнение: «Узнай и назови»
Цели: развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины;
развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов.
Упражнение: «Помоги забраться в домик»
Цели:
развитие
зрительной
ориентировки
при
восприятии
формы,
величины;
развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов.
Упражнение: «Звездное небо»
Цели: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия, релаксация.
1.
Упражнение: «Рисунки»
Цели: развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания;
обогащение сенсорного опыта.
Упражнение: «Подари мишке бусы»
Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование
зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия
«цвет»; развитие мелкой моторики.
Упражнение: «Ковер-самолет»
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения;
релаксация.
9.
Упражнение: «Сжимаем в кулачке»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие
тактильных ощущений, мелкой моторики.
Упражнение: «Волшебный мешочек»
Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.
Упражнение: «Поймай взглядом»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора,
концентрации внимания, плавного прослеживания движения.
Упражнение: «Ветер»
Цели: стимуляция кинестетического анализатора; устранение чувствительности к
страхам; формирование адекватной психологической защиты.
10.
Упражнение «Найди такой же»
Цели: развитие зрительной и тактильной памяти; закрепление понятий о форме,
цвете и величине предметов.
Упражнение «Найди и принеси»
Цели:
развитие
зрительной
памяти,
слухового
внимания,
слуховой
памяти;
закрепление понятий о форме, величине и цвете предметов.
Упражнение «Поймай пальчиком»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора,
концентрации
внимания,
плавного
прослеживания,
зрительно-моторной
координации.
11.
Упражнение «Построим башенку»
Цель: совершенствование умения детей упорядочивать объекты по цвету и форме,
действуя самостоятельно по образцу.
Упражнение «Найди»
Цель: закрепление умения выделять цвет, форму, величину предметов по заданию;
развитие слухового внимания и слуховой памяти.
Упражнение «Поймай ладошками»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фик сации
взора,
концентрации
внимания,
плавного
прослеживания,
зрительно-моторной
координации.
Упражнение «Зверушки в норке»
Цели:
развитие
кинестетического
анализатора;
устранение
чувствительности
к
страхам; формирование адекватной психологической защиты.
12.
Упражнение «Какого цвета предмет?»
Цели: обучение умению называть цвета предметов, выделяя заданный цвет из
нескольких разноцветных объектов; формирование умения сосредотачиваться на
вопросе, правильно отвечать на него.
Упражнение «Ветерок»
Цели: развитие кинестетических ощущений; обогащение сенсорного опыта.
Упражнение «Назови, где зайчик»
Цели:
активизация
зрительного
восприятия;
формирование
фиксации
взора;
концентрации внимания, плавного прослеживания; активизация кинестетического
анализатора.
Подгрупповые занятия с детьми в период адаптации к условиям дошкольной
организации
№
Содержание занятия
1.
«Праздник знакомства»
Формировать у адаптирующихся детей положительную установку, желание идти в
детский сад; знакомить детей друг с другом.
2.
«Давайте познакомимся!»
Игра: «Знакомство»
Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем; продолжать знакомить детей
друг с другом.
3.
«Знакомство»
Игра: «Раздувайся пузырь»
Цель:
сближение
детей
друг
с
другом
и
воспитателем,
освоение
группового
пространства.
4.
«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Лови-лови»
Цель:
сближение
детей
друг
с
другом
и
воспитателем,
освоение
группового
пространства.
5.
«Продолжаем
знакомиться»
Игра: «Чей голосок?»
Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем; продолжать знакомить детей
друг с другом.
6.
«Знакомство»
Игра: «Расскажи стихи руками»
Цель:
помочь
детям
раскрепоститься,
почувствовать
себя
уверенными,
способствовать налаживанию доверительных отношений с воспитателем.
7.
«Осваиваем территорию»
Игра: «Найди игрушку!»
Цель: освоение окружающей среды ребенком.
8.
«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Чьи вещи?»
Цель: освоение окружающей среды ребенком.
9.
«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Как пройти?»
Цель: помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или
иное помещение.
10.
«Продолжаем
знакомиться»
Экскурсия в подготовительную группу.
Цель: познакомить адаптирующихся детей с детьми из подготовительной к школе
группы.
11.
«Продолжаем осваивать территорию»
Игра: «Лови-лови»
Цель:
сближение
детей
друг
с
другом
и
воспитателем,
освоение
группового
пространства.
12.
«Продолжаем знакомиться»
Игра: «Расскажи стихи руками»
Цель:
помочь
детям
раскрепоститься,
почувствовать
себя
уверенными,
способствовать налаживанию доверительных отношений с воспитателем.
Еще до поступления в дошкольной учреждение на собрании, родителям раздаются
необходимые на наш взгляд памятки. Это повышает психологическую компетентность
родителей в вопросах адаптации.
Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к
условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма,
будет способствовать процессу ранней социализации.
Памятка для родителей на тему:
«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
1.
Тренируйте, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у
ребенка и приучайте его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых
ему надо менять формы поведения.
2.
Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
3.
Если есть привычки такие как, сосание бутылочки или соски, необходимо отучить от
них до прихода в детский сад или после того, как ребенок адаптировался.
4.
Как можно раньше проведите оздоровительные или корригирующие мероприятия,
которые назначил врач, чтобы поднять иммунитет ребенка.
5.
Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.
6.
Не отдавайте ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
7.
Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в
группе.
8.
Необходимо повысить роль закаливающих мероприятий.
9.
Оформите ребенка в детский сад по месту жительства.
10. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские
парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на
праздники,
на
дни
рождения
друзей,
наблюдайте,
как
он
себя
ведет:
стесняется,
уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со
сверстниками, тянется к общению, раскован.
11. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети Ваших соседей или знакомых. Адаптация
пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он
раньше играл дома или во дворе.
12. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего
малыша с воспитательницей и с детьми.
13. Обязательно придите с ребенком в детский сад в то время, когда забирают детей домой
и
акцентируйте
на
этом
внимание
ребенка,
чтобы
он
знал,
что
здесь
детей
не
оставляют.
14. Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
15. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
16. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый
лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.
До этого времени не играйте с ребенком в подвижные игры, а просто почитайте сказку.
17. Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за
непослушание.
18. Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с вами и дайте понять ему, что это
неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
19. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в
детский сад.
20. Не совмещайте выход на работы с адаптацией ребенка. Планируйте свой отпуск так,
чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас
была бы возможность создать условия для непродолжительного пребывания ребенка.
21. Все время необходимо объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Памятка для родителей на тему:
«Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать
детский сад»
1.
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он
дорос до сада и стал таким большим.
2.
Не
оставляйте
его
в
дошкольном
коллективе
на
целый
день.
Первую
неделю
оставляйте на два часа, со вторника второй недели можете забирать после обеда, со
вторника третьей недели вы уже можете пробовать оставить на сон, и на четвертой
недели оставляем ребенка до ужина.
3.
Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему
нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, чем любит заниматься ваш ребенок и
во
что
любит
играть,
в
какой
помощи
он
нуждается,
определите,
какие
методы
поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка
4.
Расскажите воспитателям о всех ритуалах, которые существуют у вас в семье при
укладывании спать, приеме пищи и т.д.
5.
Необходимо создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
6.
Щадите его ослабленную нервную систему.
7.
Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите
походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
Как
можно
раньше
сообщите
врачу
и
воспитателям
о
личностных
особенностях
малыша.
8.
Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с
температурой в группе.
9.
Создайте
в
воскресные
дни
дома
для
него
режим
такой
же,
как
и
в
детском
учреждении.
10. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
11. При
выявленном
изменении
в
обычном
поведении
ребенка
как
можно
раньше
обратиться к детскому врачу или психологу.
12. При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома и
выполнять все предписания специалиста.
13. Вечером выбирайте одежду и игрушку в детский сад вместе с ребенком.
14. Каждый день пусть ваш ребенок принимает расслабляющие ванночки, это снизит
мышечный тонус.