Напоминание

Духовность и нравственность в современном мире


Автор: Емануилова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Сергиево-Посадский колледж"
Населённый пункт: г.Сергиев Посад Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Духовность и нравственность в современном мире
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовность и нравственность в современном мире

Емануилова Наталья Борисовна

ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»,

преподаватель, классный руководитель

«XXI век–эпоха духовного просвещения» - в этих словах заключена

надежда

на

духовное

возрождение

России,

это

призыв

к

деятельному

участию в этом процессе всех, кто неравнодушен к судьбе своей страны и ее

подрастающего поколения. Очевидно, что особая ответственность в столь

сложном и благородном деле ложится на педагогов. Именно они ищут пути

развития лучших нравственных качевств своих воспитанников, стремятся

зажечь в них огонек веры. И если учитель осознает важность своей духовной

миссии, то любые трудности на этом пути будут преодолены.

Напомним, что слово «педагогика» переводится с греческого как

«детоводительство». Так называли слугу, который препровождал ученика к

учителю (дидаскалу). Со временем это слово приобрело и новое значение -

педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о

воспитании.

Воспитание

это

процесс

ориентации

детей

в

культурно-

социальном

пространстве

общества,

вырабатывание

у

них

определенных

отношениий

к

тем

или

иным

общественным

явлениям

и

понятиям,

установление

иерархической

системы

ценностей.

Воспитание

по

своим

методам есть глубинное проникновение в личность ребенка, формирование

его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и

проникать в его чувства, направлять волю. «Со всем сложнейшим миром

окружающей

действительности

ребенок

входит

в

бесконечное

число

отношений, - пишет А.С. Макаренко в «Книге для родителей», - каждое из

которых

неизменно

развивается,

переплетается

с

другими

отношениями,

усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот

«хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в

каждый момент определенные изменения в личности подростка. Направить

это развитие и руководить им – вот задача воспитания» [3].

Интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания возник на волне

интереса к проблемам духовности, нравственности, традиции. Духовность и

нравственность

являются

базовыми,

сущностными

характеристиками

личности.

Нормы

и

принципы

нравственности

получают

идейное

обоснование в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности.

«Человек склонен к добру и злу, - пишет Э.Фромм. – Когда обе склонности

находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце

ожесточилось

до

такой

степени,

что

его

склонности

больше

не

уравновешаны, он более не свободен в выборе».

Именно на воспитание сердца, его «возвышение», пробуждение в нем сил

любви

направлено

духовно-нравственное

воспитание.

Духовность

определяется как устремленность личности к избранным целям. Ценностная

характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность

общих принципов поведения людей по отношению друг другу и обществу. В

сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее

движения ( самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является

основой нравственности.

Несомненно, вопросы духовного и нравственного

воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый

план.

Главной целью воспитательной деятельности подростков является

формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,

неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек,

не

только

и

не

столько

успешно

обучающийся

и

образованный,

сколько

человек,

способный

сохранить

и

развить

в

себе

нравственные

ценности

семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни

своим поведением, общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из

всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как

жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Часто

наблюдая за поведением подростков на переменах, в столовой, на улице,

транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках.

Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему

они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость

пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд

на

саму

сущность

этого

воспитания.

Одним

из

главных

«факторов»

результативности

процесса

духовно-

нравственного

воспитания

подрастающего

поколения

является

педагог

как

носитель

духовных

ценностей. Проблема

духовно-нравственного

здоровья

педагога

как

основы его профессиональной культуры остается актуальной вот уже не

одно тясячелетие. Как и чему учить в наше непростое время? Какие

нравственно-духовные ценности воспитывать в детях? Чтобы учить не

только словом, но и делом, необходимо педагогу и самому следовать

духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью

призваны

формировать

у

подростков

морально-нравственные

критерии

и

принципы

повседневной

жизни.

В

этом

и

заключается

сущность

нравственного

воспитания

несовершеннолетних,

которое

осуществляется

через

процессы

воспитания,

обучения,

саморазвития

подростков

с

использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих,

психологических,

физиологических,

социальных

мер

и

факторов.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный

процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом

этого

процесса

является

формирование

нравственно

цельной

личности,

подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть

собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в

мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых

подростку

приходится

разбираться,

делать

выбор,

принимать

решения,

совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства,

в

котором

он

находиться.

Духовно-нравственное воспитание молодежи -

неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в

нравственном

воспитании

наносят

обществу

непоправимый

урон.

Интеллектуальное

развитие

молодежи

не

представляет

сегодня

такой

проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что

обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и

в

обязательном

порядке.

Однако

нравственное

воспитание

молодого

поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять

впереди и за собой вести интеллект.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное развитие

личности направлено на формирования её:

нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности,

гражданственности, патриотизма;

нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

нравственной позиции — способности к различению добра и зла,

проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению

жизненных испытаний;

нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству,

проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Вопросы

нравственного

развития,

воспитания,

совершенствования

человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас,

когда

все

чаще

можно

встретить

жестокость

и

насилие,

проблема

нравственного

воспитания

становится

все

более

актуальной.

Кто

как

не

педагог, имеющий возможность влияния на воспитание подростка должен

уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Педагогам необходимо сформировать у подростков

общечеловеческие

ценности,

такие

как: любовь

к

матери;

патриотизм;

любовь

к

Родине;

свобода воли; добро и зло; самовоспитание; добродетель; совесть; надежда;

Преподавателю необходимо учитывать, что организация пространства

духовно-нравственного развития и воспитания личности осуществляется на

основе:

социально-педагогического партнёрства;

индивидуально-личностного развития;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

социальной востребованности воспитания.

Педагогический

смысл

работы

по

нравственному

становлению

личности подростка

состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от

элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется

самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Для этого мной было проведено исследование ценностных ориентаций

подростков. В ходе исследования были использованы следующие методы:

- анкетирование подростков с целью изучения их ценностных ориентаций

по методике М. Рокича.

Методика

"Ценностные ориентации" Рокича определяет

содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее

отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой,

основу

мировоззрения

и

ядро мотивации жизнедеятельности, основу

жизненной концепции и "философии жизни".

Участники исследования: группа подростков 16-18 лет (ГБПОУ МО

«Сергиево-Посадский колледж» подразделения №1) в количестве 27

человек.

Из них

17 девочек и 10 мальчиков.

Полученные

данные

позволяют выделить наиболее важные жизненные ценности для подростков

мужского

и

женского

пола.

Прослеживается

явное

расхождение

приоритетных

ценностей

данных

групп

подростков.

Например,

для

мальчиков

как

наиболее

важные

были

отмечены

такие

ценности,

как

«счастье в семье», «здоровье»,

«дружба», «наличие верных и хороших

друзей»,

«карьера».

Девочки

же

отдали

предпочтение,

главным

образом,

таким

ценностям,

как

«счастье

в

семье»,

«здоровье»,

«любовь»,

«материальная

обеспеченность».

Хотелось бы отметить и тот факт, что

перечень приоритетных ценностей для девочек был менее разнообразным.

Такие

ценности,

как

«развлечения,

отдых»,

«власть»,

«саморазвитие

и

духовное просвещение»

они вовсе оставили без внимания, так же

и

мальчики

были

безразличны

к

таким

ценностям,

как

«нравственность»,

«саморазвитие

и

духовное

просвещение».

Материальные

ценности

доминируют над духовными, поэтому у подростков искажены представления

о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме.

Основными источниками нравственного опыта являются: прежде

всего, учебная

деятельность.

Педагогу

важно

знать,

что

нравственное

развитие

воспитанников

на

занятиях

осуществляется

через

содержание

программного

и

дидактического

материала,

самой

его

организацией,

личностью педагога. В учебной деятельности используются разнообразные

формы

работы:

деловые

игры,

викторины,

групповое

обучение,

круглые

столы,

в

которой

используется

коллективная

работа

подростков,

воспитывается взаимопомощь, ответственность. Другим важным источником

является

разнообразная внеклассная

работа.

В

ней

удовлетворяются

их

насущные

потребности

в

общении,

более

глубоком

взаимоузнавании,

самовыражении

и

самоутверждении

в

коллективе

сверстников.

Во

внеклассной

работе

создаются

особенно

благоприятные

условия

для

включения

обучающихся

в

систему

реальных

нравственных

отношений

взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере

развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные

черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность,

единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие

непосредственного

проявления

ответственности,

принципиальности

и

инициативы.

Формы

такой

работы:

беседа,

«круглый

стол»,

диспут,

обсуждение

материалов

периодической

печати,

конкретного

случая,

результатов интервью. Проводим классные часы по воспитанию любви к

малой Родине: студенты делали презентации о своем городе, селе, своих

земляках;

писали

сочинение

«О

милосердии»;

проводили

акции

«Белый

цветок» - на вырученные средства покупали подарки для ветеранов ВОВ,

акцию

«Милосердия»

-

на

вырученные

средства

покупали

подарки

для

пожилых людей «Дома престарелых».

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В

данном направлении мы проводим классные часы, конкурсы стихов, песен о

войне, рисунков, плакатов, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню

Защитника Отечества», встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие

нравственных

качеств

личности

являются

кружки

и

спортивные

секции,

творческие

объединения:

«Молодежный

центр»,

«центр

волонтерев».

Ежегодно проводиться военно-патриотическая игра «Щит». Невозможно не

отметить традиционные праздники: «День знаний», «Новогодний праздник»,

Праздник последнего звонка и другие.

1.Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М.

: Просвещение, 2000. – 275 с.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России / под ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А.

Тишкова. – М. : Просвещение 2009.

3.Макаренко А.С. Книга дляродителей. М.,1934.с 4

4.Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и

молодежи. Материалы из опыта работы.-М.:Самшит,2001.-148 с



В раздел образования