Автор: Кудрявцева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "СРЦдН"
Населённый пункт: Белгородская область, Ивнянского района
Наименование материала: статья
Тема: "Фототерапия как средство развития и гармонизации личности подростка"
Раздел: дополнительное образование
«Фототерапия как средство развития и гармонизации личности подростка»
В
настоящее
время
в
литературе
все
чаще
используется
понятие
«фототерапия»,
а
также
разрабатываются
методы,
связанные
с
применением
фотографии
в
контексте
арт-терапии.
Фототерапия
–
это
психокоррекционное
применение фотографии и рисунка, направленное на развитие и гармонизацию
личности. Фототерапия
может
включать
работу
с
готовыми
фотографиями
и
создание оригинальных авторских снимков.
Процесс создания фотографий – процесс творческого самовыражения. Особый
интерес
он
представляет
для
детей
и
подростков,
поскольку
им
естественнее
выражать свои мысли и чувства не словами, а посредством образов. Так же как и
рисунок, фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с
окружающим миром. Показ и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить
свои чувства и представления.
Ребенок посредством фотографии может постичь самого себя и осознать свою
ценность и ценность влияния на окружающих, пытается найти своё собственное
«Я»,
которое
растет
и
развивается.
Занятия
с
элементами
фототерапии
по
социальной
реабилитации
помогают
несовершеннолетним
заново
постигать
и
принимать не только свои чувства, но и чувства других, позволяют вновь обрести
адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.
Содержание занятий с элементами фототерапии может быть разнообразным,
ребенок имеет возможность включиться в различные сферы деятельности: работа с
фотокамерой,
изобразительная
деятельность,
коллаж,
оригами,
литературное
творчество.
Активная
фототерапия
с
детьми
помогает
установить
контакт
и
активизировать
их
словарный
запас.
Фотографирование
ребенка
способствует
повышению
его
самооценки
и
удовлетворение
его
потребности
во
внимании.
Ребенок
может
ощутить
себя
творцом
(художником,
писателем)
и
в
лучшую
сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях. Определенные
манипуляции с фотографией способны смягчать остроту переживаний. Занятия с
применением
фотографии
предполагают
парную,
микрогрупповую
и
общегрупповую работу. Одни варианты работы с фотографией могут предполагать
использование готовых снимков, другие – их создание в ходе занятий.
После проведенных занятий мы замечаем, как воспитанники избавляются от
негативных эмоций, у детей развиваются творческие способности, повышается
самооценка, у подростков развивается способность контролировать свои действия и
эмоции.
Занятия с использованием фототерапии предоставляют ребятам возможность
отвлечься от жизненных трудностей и по-другому взглянуть на мир. Разглядывая
мир вокруг себя, подростки не только узнают много нового и интересного, но и
учатся работать в команде.