Автор: Сержантова Татьяна Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Татьяна Александровна Сержантова
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 5 г. Канска
« Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую
категорию
–
это
в
основном
дети,
у
которых
по
причине
врожденной
недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных
органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы
развитие
психических
функций
отклоняется
от
нормы.
Недостаточная
выраженность
познавательных
интересов в сочетании с нарушениями
внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой
координацией
движений
и
пространственных
представлений,
наиболее
характерны для детей с ОВЗ.
Н е д о р а з в и т и е
р еч и
м ож е т
п р о я в л я т ь с я
в
н а р у ш е н и я х
звукопроизношения,
бедности
словаря,
трудности
усвоения
логико-
грамматических конструкций, понятий.
В этом случае наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения
зрительного
образа
букв,
их
замены,
зеркальное
чтение
и
письмо,
недифференцированность представлений о графически сходных формах букв.
Таким образом, мы видим проявление нарушения восприятия графического
образа
букв,
значение
которого
состоит
в
узнавании
букв,
определении
составляющих их элементов, их количества и расположения относительно
друг друга, и успешность формирования которого в первую очередь зависит
от состояния зрительно-пространственных восприятия и представлений.
Для
коррекции
данных
нарушений
используются
разнообразные
методы
и
приемы.
Одним
из
таких
методов
является
использование
изографов.
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами,
различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на
предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти
все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе
имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.
(Приложение)
Упражнение направлено на развитие зрительного восприятия и памяти,
зрительного
анализа
и
синтеза,
пространственной
ориентации,
оптико-
пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания,
слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций,
познавательных способностей.
Методика работы с изографами.
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.
2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
3. Составление слова.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова - изографа в тетради печатными буквами.
7. Называние букв и звуков слова - изографа.
8. Определение гласных и согласных букв в слове - изографе.
9. Разделение слова - изографа на слоги.
12.Придумывание предложения со словом изографом.
13. Нахождение других слов в слове – изографе.
Работа с изографом (примерные вопросы)
- Рассмотрите изограф.
- Какой предмет он напоминает?
- Составьте слово.
- Запишите в тетради это слово печатными буквами.
- Сколько звуков (букв) в этом слове?
- Назовите их по порядку.
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Назовите гласные (согласные) буквы.
- Разделите слово-изограф на слоги.
- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.
- Попробуйте сами составить изограф.
Упражнения
имеют большое значение для развития познавательной
сферы детей с ОВЗ:
1.
Развиваются
различные
стороны
психической
деятельности
–
внимание, мышление, память, речь.
2.
Происходит
обогащение
словарного
запаса,
стимуляция
познавательной активности.
3.
Развиваются
произвольность,
наблюдательность
и
основные
свойства внимания и восприятия.
4.
Помимо развития всех видов памяти, происходит
развитие
воображения, а так же творческих навыков.
Данный прием может использовать не только педагог - психолог в
своей коррекционно - развивающей деятельности, но и учитель – логопед,
учитель – дефектолог, учителя начальных классов.
Список литературы.
1.
Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. «Изографы», Ставрополь, 1999г.;
2.
Киселёв П.А. «Как развить память ребёнка», Спб. 1996 год
3.
Комарова Л.Д. Тренажёр: «Словарные слова в изографах», г. С-
Пб, лицей №265, 2012г;
4.
Тихомирова
Л.Ф.
«Развитие
познавательных
способностей»,
Ярославль 1996 год.
Приложение