Напоминание

"Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ"


Автор: Сержантова Татьяна Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Татьяна Александровна Сержантова

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 5 г. Канска

« Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую

категорию

это

в

основном

дети,

у

которых

по

причине

врожденной

недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных

органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы

развитие

психических

функций

отклоняется

от

нормы.

Недостаточная

выраженность

познавательных

интересов в сочетании с нарушениями

внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой

координацией

движений

и

пространственных

представлений,

наиболее

характерны для детей с ОВЗ.

Н е д о р а з в и т и е

р еч и

м ож е т

п р о я в л я т ь с я

в

н а р у ш е н и я х

звукопроизношения,

бедности

словаря,

трудности

усвоения

логико-

грамматических конструкций, понятий.

В этом случае наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения

зрительного

образа

букв,

их

замены,

зеркальное

чтение

и

письмо,

недифференцированность представлений о графически сходных формах букв.

Таким образом, мы видим проявление нарушения восприятия графического

образа

букв,

значение

которого

состоит

в

узнавании

букв,

определении

составляющих их элементов, их количества и расположения относительно

друг друга, и успешность формирования которого в первую очередь зависит

от состояния зрительно-пространственных восприятия и представлений.

Для

коррекции

данных

нарушений

используются

разнообразные

методы

и

приемы.

Одним

из

таких

методов

является

использование

изографов.

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами,

различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на

предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти

все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе

имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.

(Приложение)

Упражнение направлено на развитие зрительного восприятия и памяти,

зрительного

анализа

и

синтеза,

пространственной

ориентации,

оптико-

пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания,

слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций,

познавательных способностей.

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова - изографа в тетради печатными буквами.

7. Называние букв и звуков слова - изографа.

8. Определение гласных и согласных букв в слове - изографе.

9. Разделение слова - изографа на слоги.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

13. Нахождение других слов в слове – изографе.

Работа с изографом (примерные вопросы)

- Рассмотрите изограф.

- Какой предмет он напоминает?

- Составьте слово.

- Запишите в тетради это слово печатными буквами.

- Сколько звуков (букв) в этом слове?

- Назовите их по порядку.

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Назовите гласные (согласные) буквы.

- Разделите слово-изограф на слоги.

- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.

- Попробуйте сами составить изограф.

Упражнения

имеют большое значение для развития познавательной

сферы детей с ОВЗ:

1.

Развиваются

различные

стороны

психической

деятельности

внимание, мышление, память, речь.

2.

Происходит

обогащение

словарного

запаса,

стимуляция

познавательной активности.

3.

Развиваются

произвольность,

наблюдательность

и

основные

свойства внимания и восприятия.

4.

Помимо развития всех видов памяти, происходит

развитие

воображения, а так же творческих навыков.

Данный прием может использовать не только педагог - психолог в

своей коррекционно - развивающей деятельности, но и учитель – логопед,

учитель – дефектолог, учителя начальных классов.

Список литературы.

1.

Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. «Изографы», Ставрополь, 1999г.;

2.

Киселёв П.А. «Как развить память ребёнка», Спб. 1996 год

3.

Комарова Л.Д. Тренажёр: «Словарные слова в изографах», г. С-

Пб, лицей №265, 2012г;

4.

Тихомирова

Л.Ф.

«Развитие

познавательных

способностей»,

Ярославль 1996 год.

Приложение



В раздел образования