Автор: Аношкина Мария Викторовна
Должность: студентка 4 курса факультета иностранных языков
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка как важнейшая ключевая задача современной системы образования
Раздел: полное образование
Аношкина М. В.,
студентка 4 курса МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск
Формирование познавательных универсальных учебных действий на
уроках английского языка как важнейшая ключевая задача современной
системы образования
Формирование у учащихся познавательных универсальных действий –
одна из приоритетных задач современного образования. На сегодняшний
день уже проведено довольно много научных исследований, касающихся
учебно-познавательной
деятельности,
способов
ее
формирования
и
активизации, созданы новые образовательные технологи, направленные на
совершенствование общеучебных навыков.
Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от
способностей,
но
и
от
рациональных
способов
ее
исполнения.
Учебная
деятельность
не
является
исключением.
Говоря
о
ней,
еще
В.
А.
Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение
знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться [7, с. 39].
Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача
«научить
учиться».
То
есть,
вооружить
детей
обобщенными
способами
учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения
в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта
2004
года
речь
шла
о
формировании
общеучебных
умений,
навыков
и
способов
действий,
прежде
всего учебно-управленческих
и
учебно-
информационных
[3].
Федеральный
Государственный
образовательный
стандарт (ФГОС) нового поколения выдвигает требования к формированию у
школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий
(личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые
должны
стать
базой
для
овладения
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу «умения учиться» [8].
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
совокупности
«универсальных
учебных
действий»,
обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [6].
В
широком
значении
«универсальные
учебные
действия»
–
саморазвитие
и
самосовершенствование
путем
социального
и
активного
присвоения нового социального опыта.
В
узком
значении
«универсальные
учебные
действия»
–
это
совокупность
действий
учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса [1, с. 13].
Теоретико-методологической
основой
проектирования
программы
формирования
УУД
в
целом
являются
системно-деятельностный
и
культурно-исторический подходы (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В.
Давыдов,
А.
Н.
Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин),
интегрирующие
достижения
педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм
образования) [4, с. 46]. Метод обучения, при котором ребенок не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-
познавательной деятельности называется деятельностным методом [2, с. 39].
Универсальные учебные действия:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и
оценивать учебную деятельность и ее результаты;
–
обеспечивают
успешное
усвоение
знаний,
умений
и
навыков,
формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области
познания.
УУД
представляют
собой
целостную
систему,
в
которой
можно
выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
1) коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
2) познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением
проблемы,
3) личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
4)
регулятивные
–
обеспечивающие
организацию
собственной
деятельности [5].
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Познавательные
УУД
обеспечивают
способность
к
познанию
окружающего
мира:
готовность
осуществлять
направленный
поиск,
обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся:
способность осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая
нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах
учебников,
рабочих
тетрадей,
понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной,
модельной
форме,
использовать
знаково-
символичные
средства
для
решения
различных
учебных
задач,
делать
обобщения и выводы [8].
На
уроке
английского
языка
необходимо
развивать
у
ребенка
логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал,
лингвострановедческий
материал
и
др.).
При
изучении
грамматического
материала целесообразно использовать геометрические фигуры.
Анализировать учащихся можно научить при обучении грамматике.
Синтезировать – при построении монологической и диалогической речи или
при выполнении следующих упражнений:
– вставить недостающие слова;
– вставить недостающие буквы;
– завершить предложение;
– заполнить таблицу;
–
догадаться
о
правиле
образования
степеней
сравнения
прилагательных и т.д.
Таким
образом,
формирование
УУД,
обеспечивающее
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию,
самосовершенствованию,
заявлено как важнейшая ключевая задача современной системы образования.
Литература
1 . Бакумова, Е. О. Типовые задачи по формированию универсальных
учебных действий на уроках иностранного языка / Е. О. Бакумова, Л. Г.
Зуева // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 13–15.
2.
Горлова,
Н.
А.
Личностно-деятельностный
метод
обучения
иностранным
языкам
дошкольников,
младших
школьников
и
подростков.
Теоретические основы / Н. А. Горлова – М. : МГПУ, 2010. – 248 с.
3 . Государственный
стандарт
общего
образования
[Электронный
ресурс] – Режим доступа : avkrasnarticle-1877.html. – Загл. с экрана.
4.
Зимняя,
И.
А.
Педагогическая
психология
/
И.
А.
Зимняя.
–
М. :Феникс, 1997. – 480 с.
5. Красюкова, Н. И. Характеристика УУД по ФГОС [Электронный
р е с у р с ]
/
Н .
И .
К р а с ю ко в а .
–
2 0 1 5 .
–
Р е ж и м
д о с т у п а
:
nsportalshkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015. – Загл.
с экрана.
6
. Программа
развития
универсальных
учебных
действий
для
предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] –
Режим доступа : s://docviewer.yandex? – Загл. с экрана.
7.
Сухомлинский
В.
А.
Разговор
с
молодым
директором
школы
/
В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1982. – 206 с.
8
. Федеральные
государственные
образовательные
стандарты –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа : минобрнаукидокументы/543. –
Загл. с экрана.