Напоминание

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка как важнейшая ключевая задача современной системы образования


Автор: Аношкина Мария Викторовна
Должность: студентка 4 курса факультета иностранных языков
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка как важнейшая ключевая задача современной системы образования
Раздел: полное образование





Назад




Аношкина М. В.,

студентка 4 курса МГПИ им. М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

Формирование познавательных универсальных учебных действий на

уроках английского языка как важнейшая ключевая задача современной

системы образования

Формирование у учащихся познавательных универсальных действий –

одна из приоритетных задач современного образования. На сегодняшний

день уже проведено довольно много научных исследований, касающихся

учебно-познавательной

деятельности,

способов

ее

формирования

и

активизации, созданы новые образовательные технологи, направленные на

совершенствование общеучебных навыков.

Эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от

способностей,

но

и

от

рациональных

способов

ее

исполнения.

Учебная

деятельность

не

является

исключением.

Говоря

о

ней,

еще

В.

А.

Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение

знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться [7, с. 39].

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача

«научить

учиться».

То

есть,

вооружить

детей

обобщенными

способами

учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения

в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта

2004

года

речь

шла

о

формировании

общеучебных

умений,

навыков

и

способов

действий,

прежде

всего учебно-управленческих

и

учебно-

информационных

[3].

Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт (ФГОС) нового поколения выдвигает требования к формированию у

школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий

(личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые

должны

стать

базой

для

овладения

ключевыми

компетенциями,

составляющими основу «умения учиться» [8].

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

совокупности

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных

предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [6].

В

широком

значении

«универсальные

учебные

действия»

саморазвитие

и

самосовершенствование

путем

социального

и

активного

присвоения нового социального опыта.

В

узком

значении

«универсальные

учебные

действия»

это

совокупность

действий

учащегося,

обеспечивающих

его

культурную

идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию

этого процесса [1, с. 13].

Теоретико-методологической

основой

проектирования

программы

формирования

УУД

в

целом

являются

системно-деятельностный

и

культурно-исторический подходы (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В.

Давыдов,

А.

Н.

Леонтьев,

Д.

Б.

Эльконин),

интегрирующие

достижения

педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм

образования) [4, с. 46]. Метод обучения, при котором ребенок не получает

знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-

познавательной деятельности называется деятельностным методом [2, с. 39].

Универсальные учебные действия:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать

необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и

оценивать учебную деятельность и ее результаты;

обеспечивают

успешное

усвоение

знаний,

умений

и

навыков,

формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области

познания.

УУД

представляют

собой

целостную

систему,

в

которой

можно

выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

1) коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

2) познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением

проблемы,

3) личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

4)

регулятивные

обеспечивающие

организацию

собственной

деятельности [5].

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Познавательные

УУД

обеспечивают

способность

к

познанию

окружающего

мира:

готовность

осуществлять

направленный

поиск,

обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся:

способность осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая

нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах

учебников,

рабочих

тетрадей,

понимать

информацию,

представленную

в

изобразительной,

схематичной,

модельной

форме,

использовать

знаково-

символичные

средства

для

решения

различных

учебных

задач,

делать

обобщения и выводы [8].

На

уроке

английского

языка

необходимо

развивать

у

ребенка

логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал,

лингвострановедческий

материал

и

др.).

При

изучении

грамматического

материала целесообразно использовать геометрические фигуры.

Анализировать учащихся можно научить при обучении грамматике.

Синтезировать – при построении монологической и диалогической речи или

при выполнении следующих упражнений:

– вставить недостающие слова;

– вставить недостающие буквы;

– завершить предложение;

– заполнить таблицу;

догадаться

о

правиле

образования

степеней

сравнения

прилагательных и т.д.

Таким

образом,

формирование

УУД,

обеспечивающее

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию,

самосовершенствованию,

заявлено как важнейшая ключевая задача современной системы образования.

Литература

1 . Бакумова, Е. О. Типовые задачи по формированию универсальных

учебных действий на уроках иностранного языка / Е. О. Бакумова, Л. Г.

Зуева // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 13–15.

2.

Горлова,

Н.

А.

Личностно-деятельностный

метод

обучения

иностранным

языкам

дошкольников,

младших

школьников

и

подростков.

Теоретические основы / Н. А. Горлова – М. : МГПУ, 2010. – 248 с.

3 . Государственный

стандарт

общего

образования

[Электронный

ресурс] – Режим доступа : avkrasnarticle-1877.html. – Загл. с экрана.

4.

Зимняя,

И.

А.

Педагогическая

психология

/

И.

А.

Зимняя.

М. :Феникс, 1997. – 480 с.

5. Красюкова, Н. И. Характеристика УУД по ФГОС [Электронный

р е с у р с ]

/

Н .

И .

К р а с ю ко в а .

2 0 1 5 .

Р е ж и м

д о с т у п а

:

nsportalshkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015. – Загл.

с экрана.

6

. Программа

развития

универсальных

учебных

действий

для

предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] –

Режим доступа : s://docviewer.yandex? – Загл. с экрана.

7.

Сухомлинский

В.

А.

Разговор

с

молодым

директором

школы

/

В. А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1982. – 206 с.

8

. Федеральные

государственные

образовательные

стандарты –

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : минобрнаукидокументы/543. –

Загл. с экрана.



В раздел образования