Автор: Гутова Наталья Николаевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 "Солнышко"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия НОД на логопункте в старшей группе по теме: "Игрушки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №9
«Солнышко»
Конспект занятия НОД на логопункте в старшей группе по
теме: «Игрушки»
Подготовила: учитель-логопед
Гутова Н.Н.
Прокопьевск, 2015г
Коррекционно-образовательные задачи:
-
уточнить, обобщить и систематизировать представления детей об игрушках;
-совершенствовать связную речь, формировать сложноподчинённые
конструкции предложений;
-уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической теме
«Игрушки»;
-образовывать относительные прилагательные, уменьшительно-
ласкательные формы имён существительных, а также совершенствовать
навык согласования слов в предложениях;
-закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «мягкий согласный
звук», «твёрдый согласный звук»;
-коррекция фонематического анализа , синтеза.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и
зрительное восприятие, произвольное внимание, представление,
воображение;
-развивать общую и мелкую моторику(координация речи с движением),
ориентировку в пространстве;
-развивать познавательную деятельность: установление причинно-
следственных связей;
-совершенствовать зрительно-пространственные представления и закреплять
ориентировку в пространстве;
-расширять сенсорные возможности: осязательные и тактильные ощущения;
-совершенствовать счётные операции сравнения и уравнения множеств.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать коммуникативные навыки, умения согласовывать свои
действия, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению;
-формировать навыки сотрудничества и совместной деятельности, умение
доводить начатое дело до конца;
-воспитывать активный интерес к познанию нового и практических учебных
навыков.
Оборудование и материалы:
Мягкие игрушки –мишка, кукла, собака; предметные картинки; «чудесный
мешочек» с различными игрушками; раздаточный счётный материал; мяч.
Ход деятельности
Организационный момент.
1. Развитие слухового восприятия и связной речи, развитие логического
мышления.
Логопед: Ребята, отгадайте загадки:
Его бьют, а он не плачет-
Только выше, выше скачет.
(Мяч)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка.
(Матрёшка)
Это чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Кубики)
Дети отгадывают загадки.
Логопед: Правильно. А как вы догадались? (ответы детей.) Кубики, матрёшки,
мяч - как всё это назвать одним словом?
Дети: Игрушки.
Логопед: А какое название самое короткое? Определите на слух.
Дети: Самое короткое название – «мяч».
Логопед: Правильно, вы очень внимательные, сообразительные и, наверное,
очень любите играть?
Дети: Да, очень любим.
Логопед: Игрушки специально для вас приготовили много новых игр.
2. Развитие внимания и памяти, умения ориентироваться в
пространстве, развитие связной речи.
Логопед: Предлагаю вам новую игру.
Игра « Кто где сидел?» На трёх стульях сидят игрушки: мишка, кукла, собака.
Детям нужно определить порядок расположения: если считать слева
направо, первым сидит мишка, второй- кукла, третьей- собака. Потом
определяют, кто как сидит относительно друг друга: кукла между мишкой и
собакой: собака справа от куклы, а мишка слева от неё.
Дети выполняют задания .Логопед предлагает детям закрыть глаза и
меняет позиции игрушек. Дети открывают глаза, возвращают по
памяти игрушки на прежние места, сопровождая свои действия
объяснением.
3. Развитие грамматического строя речи, общей моторики.
Логопед: Ребята, этот весёлый мячик хочет с вами поиграть. Я буду называть
разные игрушки, а тот, кому в руки попадёт мяч, должен будет назвать
игрушку ласково.
Логопед : Машина, шар, матрёшка…
Дети: Машинка, шарик, матрёшечка…
Логопед: Пришло время отдохнуть немного. Становитесь в кружок.
4. Физкультминутка.
Еду, еду, к бабе, к деду Дети скачут друг за другом по кругу
На лошадке, в красной шапке , приставным шагом.
По ровной дорожке
На одной ножке, Скачут на одной ножке.
Всё прямо, прямо, Скачут на обеих ножках.
А потом в ямку- бух! Приседают.
5. Развитие памяти, ассоциативного мышления, фонематического
анализа и синтеза, мимической мускулатуры.
На доске выставлены шесть картинок с предметами, которые уже
знакомы детям: блюдце, стол, яблоко, волк, автобус, птица.
Логопед: Посмотрите на эти картинки и придумайте к ним слова, которые
подходят по смыслу к тому, что изображено на картинке.
Дети придумывают и называют шесть слов, которые ассоциативно
привязаны к каждой картинке: блюдце-молоко, стол-дерево, яблоко-сад,
волк- лес, автобус-дорога, птица самолёт.
Логопед: Ребята, я знаю, что вы очень хорошо умеете отгадывать загадки, а
вот умеете ли вы их загадывать?
Дети: Да.
Логопед: Предлагаю вам ещё одну игру.
« Отгадай, кто?( что?)».Дети коротко перечисляют только части(детали)
целого, например: голова, туловище, хвост ,четыре лапы, когти, усы. Кто это?
Дети загадывают загадки друг другу.
-Крыша, окна, двери. Что это? - Дом.
-Копыта, туловище, хвост, полоски . Кто это?- Зебра.
-Колёса, двери, мотор, фары. Что это? - Машина.
Логопед: Молодцы, хорошо загадываете и отгадываете загадки. А сможете
ли вы определить первые звуки в словах: « дом», «машина», «зебра»?
Дети называют звуки.
Логопед: Это гласные или согласные звуки?
Дети: Это согласные звуки.
Логопед: Назовите мне твёрдые и мягкие согласные звуки.
Дети: Твёрдые звуки-(д), (м), мягкий звук –(зь).
Логопед: Правильно. Теперь найдите последние звуки в словах и составьте из
них слово- мышь, луна, комар.
Дети: Шар.
Логопед: Очень хорошо. Можно «надуть» наш шарик. Готовы?
Надуваем быстро шарик, Дети медленно надувают щёки,
Он становится большой одновременно разводя ладони в стороны,
словно удерживают шар руками.
Вдруг шар лопнул - хлоп! Хлопают по надутым щекам ладонями.
Весь воздух вышел, Втягивают щёки.
Стал он тонкий и худой.
6. Развитие грамматического строя речи, познавательной
деятельности, логического мышления, связной речи.
Логопед: Предлагаю поиграть в волшебников и превратить стул в стол, огурец
в яблоко, собаку в волка.
Дети путём аналитической операции определяют, как должен
измениться стул, чтобы стать столом. Что станет с огурцом, если он
превратиться в яблоко. А что станет с собакой, если она превратится в
волка. Например, чтобы стул превратился в стол, необходимо, чтобы у
него исчезла спинка и он сам увеличился в размерах.) Нужно назвать не
только видимые признаки, но и скрытые. Дети могут дополнять
творческие поиски своих товарищей. При этом учитывается
дифференцированный подход: кому-то логопед даёт наглядную основу при
превращениях, а кто-то делает эту работу уже абстрактно.
7.Развитие сенсорных способностей, грамматического строя речи,
совершенствования счётных операций сравнения и уравнения
множеств, коррекция мелкой моторики, слухового внимания.
Логопед: Ребята, посмотрите, я нашла «чудесный мешочек». В нём находятся
мелкие игрушки из дерева, металла и других материалов.
Логопед предлагает детям определить на ощупь предмет и рассказать,
что чувствовали их пальцы, когда они ощупывали тот или иной предмет.
Затем задание варьируется: педагог предлагает каждому ребёнку
достать определённый предмет ( по заданию): одному достать из
мешочка кубик, другому – чашку и т.д.
Логопед: Как вы быстро справились с заданием. Рассмотрите все предметы и
подумайте, из какого материала сделан каждый из них. Кубик сделан из
дерева, значит он деревянный. Машинка сделана из пластмассы, значит, она
какая?
Дети: Пластмассовая.
Логопед: Шарик сделан из стекла. Какой он?
Дети: Стеклянный.
Аналогично происходит работа со всеми предметами.
Логопед: Пришло время заканчивать наше занятие. Осталась последняя игра.
Игра с приговариванием « Бабушка, бабушка испеки оладушки».
« Пожалуйста, дети: Кириллу - два оладушка, Диане - три оладушка, Андрею
- один оладушек». Логопед спрашивает, у кого больше всех, меньше всех,
поровну ( можно продолжить игру, прибавляя оладушки каждому ребёнку).
8. Заключение.
Логопед: Спасибо, игрушки, за игры, которые вы приготовили для ребят. Они
очень нам понравились. Ребята, предлагаю приготовить игрушкам подарки -
их портреты. Когда вы нарисуете свои любимые игрушки, мы устроим
выставку рисунков - пусть все увидят, какие вы прекрасные художники.