Напоминание

"Нравственное воспитание детей на уроках физической культуры"


Автор: Белова Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание детей на уроках физической культуры"
Раздел: начальное образование





Назад




Нравственное воспитание детей на уроках физической культуры. Воспитание детей в нашей стране всегда рассматривалось как дело большой государственной важности. Наша страна заинтересована в том, чтобы наши дети выросли высоко культурными, всесторонне образованными, здоровыми и сильными людьми. Большая роль принадлежит современной школе. С первых дней обучения в школе я прививаю детям любовь к Родине, учу их быть честными и справедливыми, чуткими к окружающим людям. На уроках физической культуры часто рассказываю о достижениях российских спортсменов, предлагаю им смотреть телевизионные передачи о спортивных соревнованиях. Дети моего класса любят эти передачи, делятся впечатлениями о просмотренном. Они с гордостью говорят о том, что многие наши гимнастки, фигуристы, боксёры сильнейшие в мире. Мальчики рассказывают о футболистах, тяжелоатлетах. Я обобщаю высказывания детей, привожу последние достижения наших спортсменов на мировой арене. Такие рассказы и обобщения способствуют развитию в детях чувства патриотизма. Мы, учителя, организуя учение детей, труд , игру, получаем возможность влиять на их нравственное воспитание, развитие. Целям нравственного воспитания служат новые программы и учебники по ФГОС. Нравственному воспитанию способствуют все предметные уроки, в том числе и уроки физической культуры. Уже на первых уроках физической культуры я стараюсь обращать внимание детей на хорошие и плохие поступки в поведении самих ребят. Так, на одном из уроков Матвей С., самый высокий и сильный мальчик класса, стараясь уйти от противника, толкался, бил по рукам тех, кто его ловил, а одну девочку толкнул так, что она упала и больно ударилась. Я приостановила игру и сделала мальчику замечание, обратив на его некрасивый поступок внимание всех ребят. Матвей смутился и извинился перед девочкой. Я посоветовала так поступать всем, кто случайно обидит своего сверстника. Высказывая своё мнение о поступках, показываю всякий рази объясняю своё отношение к ним. Таким образом, стремлюсь создать и укрепить в классе стиль гуманных отношений между детьми. С первых занятий физической культуры в классе нашлись дети, которые выполняли команду учителя быстро, правильно и красиво. Этих детей я всегда старалась похвалить. Но я заметила, что другие дети или равнодушно относились к этому, или завидовали им. Прочитав в «Азбуке нравственного воспитания» из опыта коллег, что, работая над формированием нравственных отношений учащихся, важно установить для себя правило: не подчёркивать способности одних детей и неудачи других, не ругать ребят в присутствии всего класса. Это правило я сделала своим. На уроке я старалась подмечать малейшие сдвиги слабеньких, что вызывало большое удовлетворение у последних. Они становились более уверенными, и чувство неуверенности у них постепенно исчезало.
Мне нередко приходилось перевоспитывать детей, приучать их постепенно видеть недостатки в своём поведении и в поведении своих одноклассников. На уроках физкультуры я предъявляю к детям определённые требования, помогающие им найти правильную линию поведения. Одно из таких требований: не опаздывать на урок, успевать вовремя переодеться,построиться в шеренгу по одному и ждать молча учителя, подчиняясь физоргу. Это дисциплинирует ребят, организует их. Игра на уроках физической культуры также играет важную роль. Отбирая ту или иную игру, я обращаю внимание на то, чтобы она не только нравилась детям, но и преследовала одну из учебных и воспитательных задач. Ребята, как правило, очень переживают свои проигрыши, даже ссорятся, обвиняют тех, кто подводит. Так, при проведении игры «Кто быстрее?» одна команда уже почти выиграла, как вдруг Умита К. упала, больно ударив ногу. Но команда, не обращая внимания, только кричала: «Быстрее! Быстрее!» Девочка с трудом дошла до финиша. Команда была огорчена и возмущалась в адрес девочки. Пришлось объяснить неправильность их поведения, познакомив их с правилами честной игры их «Азбуки»: «Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение». Это правило часто напоминалось перед игрой. И постепенно все ребята научились соблюдать его. Так на уроках физической культуры я старалась привить детям положительные качества. Зная , что игра способствует тесному общению детей, я старалась более пассивных, робких детей назначить ведущими, для того , чтобы включить их в активную коллективную деятельность. Так Данил Т. Плохо успевал на уроках русского языка и математики, но вот на уроке физкультуры отлично справился с ролью ведущего. Дети сами похвалили его. Похвала окрылила Данила, и это привело к тому, что он стал серьёзнее относиться и к другим предметам. В игре дети учатся согласовывать свои действия с действиями других участников, учатся быть справедливыми к своим товарищам, честными. Я стараюсь подбирать и такие игры, которые способствуют проявлению взаимопомощи, справедливости. Так, проводя игру «Кто первый?» я заметила, что в одной команде мальчиков больше, значит одна команда сильнее другой. Я предложила одному из мальчиков перейти в другую команду. Никто переходить не хотел. Тогда пришлось поговорить о правилах честной игры, о справедливости .И ребята поняли, что игра будет неинтересной, а победа нечестной. Вот такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение к проигравшим и к своим победам, основанное на доброжелательности, честности, желании помочь товарищам. Таким образом, я постоянно анализирую отношения между детьми, управляю ими, учу детей играть, вести себя в коллективе. В игре дети проявляют свои положительные и отрицательные качества. Я стараюсь подмечать и те и другие. Так в игре «Охотники и утки» водящий должен попасть в утку. Но когда водящий попал в голову одному из мальчиков, мальчик смущённо улыбнулся, но
вида не подал, что ему больно, и продолжал играть. Но вот водящий попал в лицо девочке, она отошла в сторонку и заплакала, а водящий только улыбался, радуясь тому, что убил утку. Игру, конечно, пришлось остановить и обсудить поведение водящего. Все осудили мальчика и попросили его извиниться перед девочкой. Так из урока в урок, из года в год я обращаю внимание на поведение ребят. В 3 классе в октябре я провожу клубное занятие «Ловкие, сильные, смелые», на котором подвожу итоги, как же нравственно выросли мои ребята за два года. К этому занятию заранее готовились все ребята. Готовили спортивную форму, призы для победителей, игровики подбирали для соревнования игры, художники рисовали эмблемы для своей команды. Каждый хотел придумать что – то необыкновенное. Эмблемы придумывались и обсуждались всем классом. Эта подготовительная работа способствовала сплочению коллектива, воспитывала чувство взаимной выручки. В день проведения клубного часа все ребята торжественны, этот день для них как праздник. Настроение у всех приподнято. В ходе соревнования они показали, насколько они воспитаны. Так, бросая малый мяч, некоторые дети не могли попасть в цель, но члены команды не обвиняли их, а переживали и поддерживали. Команду победительницу приветствовали все и даже проигравшие. Победителей ждали награды, проигравшие тоже не обижены, им также вручены призы – игрушки – самоделки, изготовленные ребятами своими руками. Такие занятия способствуют организации классного коллектива, на который я опираюсь в своей работе. Большую роль в формировании нравственных качеств играют и классные часы: «Труд красит человека», «Умеешь ли ты дружить», «Береги честь смолоду» и др. Цель проводимых классных часов- знакомство с нравственными ценностями, формирование умения различать истинные и мнимые ценности, побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, воспитания ответственного отношения к своей жизни. На этих занятиях ребята узнают, что значит быть честным, порядочным человеком с самим собой и окружающими людьми. Беседы, проводимые на классных часах «Каким я хочу стать», «Культурный человек», «Правила этики» способствуют формированию у ребят культурного поведения в повседневной жизни. Учат видеть свои недостатки в поведении, учат уметь исправлять их. Многие ребята стали внимательнее к одноклассникам, добрее. Таким образом, на уроках физической культуры и во внеклассной работе я воспитываю в детях высокие нравственные качества, коллективистские и товарищеские отношения.


В раздел образования