Автор: Золенко Елена Арнольдовна
Должность: преподаватель дисциплины "Основы латинского языка"
Учебное заведение: ГБПОУ "Медколледж минздрава Магаданской области"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: Методическая разработка научно-теоретической конференции
Тема: "История медицины Древнего мира и Средних веков".
Раздел: среднее профессиональное
Г БПОУ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Методическая разработка
научно-теоретической конференции
по теме: «История медицины Древнего мира и Средних веков».
по дисциплинам: «Латинский язык с основами медицинской терминоло-
гии», «Новейшая история России», «Основы философии»
для специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело».
г. Магадан
2015 г.
Составители:
Золенко Е.А.
Преподаватель учебной дисциплины «Основы латин-
ского языка с медицинской терминологией»,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здраво-
охранения и демографической политики Магаданской
области».
Чернова Е.В.
Преподаватель учебной дисциплины: «Новейшая исто-
рия России»
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здраво-
охранения и демографической политики Магаданской
области».
Власова И.А.
Преподаватель учебной дисциплины: «Основы фило-
софии»
преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здраво-
охранения и демографической политики Магаданской
области».
2
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Методический блок:
цели конференции;
мотивация;
место проведения конференции;
оснащение конференции;
паспорта проектов;
методические рекомендации для преподавателя;
методические рекомендации для студентов;
список литературы.
3. Информационный блок:
слайд-презентация, отражающая ход конференции.
4. Блок контроля:
Приложение 1. Оценочный лист.
5. Приложения:
Приложение 2. Программа конференции.
Приложение 3. Сценарий занятия.
Тематика конференции:
- Врачевание в странах Древнего Востока.
- Врачевание и медицина античного Средиземноморья.
- Медицина народов средневекового Востока.
3
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для проведения научно
–теоретической конференции «История медицины Древнего мира и Средних
веков» по дисциплинам: латинский язык с основами медицинской терминоло-
гии, новейшая история России, основы философии по специальностям сред-
него профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело»; 31.02.01
«Лечебное дело».
Методическая разработка предназначена для преподавателей при подго-
товке и проведении научно-теоретической конференции с целью организации
самостоятельной работы студентов, с целью анализа и оценки их самостоя-
тельной работы по трём общеучебным дисциплинам: «Основы латинского
языка с медицинской терминологией», «Новейшая история России», «Основы
философии», а так же с целью подготовки студентов к написанию и защите
реферативных, курсовых и дипломных работ.
Программой по новейшей истории России на изучение дисциплины
рекомендовано 59 часов максимальной учебной нагрузки, в том числе: прак-
тические занятия - 22 часа, контрольные работы - 2 часа, самостоятельная
работа обучающихся - 11 часа. Программой по основам латинского языка с
медицинской терминологией рекомендовано 60 часов максимальной учебной
нагрузки, в том числе: практические занятия – 18 часов, самостоятельная ра -
бота
обучающихся
–
20
часов.
Программой
по
основам
философии
рекомендовано
59
часов
максимальной
учебной
нагрузки,
в
том
числе:
практические
занятия
–
12
часов;
контрольные
работы
–
4
часа;
самостоятельная работа обучающихся – 11 часов.
С целью повышения творческой, познавательной активности студентов
при подготовке к конференции преподавателями использовался метод проек-
тов. Педагогические подходы и методы, использованные при подготовке к
конференции и при её проведении, позволяют педагогам выбрать наиболее
оптимальные
действия
для
эффективного
раскрытия
индивидуальных
4
способностей
и
возможностей
обучающихся.
Эффективная
подготовка
студентов
в
СПО
невозможна
без
самостоятельной
работы
студентов.
Самостоятельная работа является составной частью учебной работы и имеет
целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и
приобретение
новых
знаний,
а
также
выполнение
учебных
заданий,
подготовку
к
предстоящим
занятиям,
зачетам,
экзаменам,
написанию
курсовых и дипломной работ. Поэтому основными методами и приёмами,
использованными при подготовке к данной конференции, являются: метод
проектов, технология работы с учебной литературой, технология организации
самостоятельной работы студентов, технология самопрезентации, технология
развития критического мышления.
Проекты
в
учебном
заведении
являются
одним
из
видов
научно-
исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия.
Разработка
проектов
преследует
цель
углубить,
систематизировать
и
закрепить
теоретические
знания
студентов,
а
также
привить
навыки
поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной обработки,
обобщения и систематизации и изложения материала.
Материалы данной методической разработки способствуют реализации
общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и лич-
ностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для со-
вершенствования профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
5
руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради-
циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Методическая разработка структурирована и состоит из следующих разде-
лов:
методический
блок, где определены цели
конференции, мотивация,
место проведения конференции, оснащение, список литературы, задания и
инструкции
для
самостоятельной
внеаудиторной
работы
студентов,
представлены паспорта проектов; даны методические рекомендации для
преподавателей,
студентов.
Рекомендации
для
студентов
включают:
рекомендации по организации работы над проектом; рекомендации по
подготовке к публичному выступлению; рекомендации по построению
структуры выступления и презентации материала.
информационный блок включает слайд-презентацию, отражающую ход
ведения конференции.
блок контроля знаний включает оценочный лист для зрителей.
приложения
включают задания и инструкции
для
самостоятельной
внеаудиторной
работы
студентов,
программу
конференции,
бланк
оценочного листа, бланк для проведения рефлексии;
Методическая разработка составлена с учётом рекомендаций по оформле-
нию методических разработок.
Цели конференции:
Обучающие:
закрепление и углубление полученных знаний, которые студенты полу-
чили, изучая программный материал на трех дисциплинах;
поиск и приобретение новых знаний по теме конференции;
интеграция знаний и навыков по трем дисциплинам.
Развивающие:
формирование критического мышления;
формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;
6
формирование навыков и умений проектной деятельности;
формирование навыков самопрезентации.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за совместную работу;
формирование готовности к сотрудничеству;
формирование чувства гордости за выбранную профессию.
Обеспечение конференции:
Учебно-методическое:
учебники по истории медицины,
учебники по дисциплине «Основы философии»;
учебные пособия по истории медицины:
учебные пособия по дисциплине «Основы философии»;
энциклопедический словарь;
большая медицинская энциклопедия;
мифологические словари.
Раздаточный материал:
раздаточный материал для студентов:
задания и инструкции для участников проектов;
методические рекомендации для студентов по организации работы над
проектами;
методические рекомендации по построению концепции сообщения и по
подготовке презентации материала;
методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению
таблицы для проведения рефлексии.
раздаточный материал для зрителей:
программа конференции;
оценочный лист для зрителей по итогам конференции;
ТСО:
мультимедийный проектор;
компьютер.
Время проведения: 08.12.2015 г. 13.00
Место проведения: актовый зал.
7
Межпредметные связи: история, анатомия и физиология человека, основы
латинского языка с медицинской терминологией, фармакология, все профес-
сиональные
модули
по
специальностям:
«Лечебное
дело»,
«Сестринское
дело».
Мотивация.
Метод проектов, используемый в данной методической разработке, поз-
воляет выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индиви-
дуальных способностей обучающихся, позволяет активизировать поисковую,
исследовательскую, речемыслительную деятельность студентов. Кроме того,
использование
элемента
состязательности,
присутствующего
в
ходе
кон-
ференции, так же способствуют формированию мотивации участия студентов
в конференции.
Вовлечение студентов в проектную деятельность на подготовительном
этапе, которая предполагает самостоятельную работу по поиску информации,
необходимой для реализации проектов, использование информационных тех-
нологий позволяет одновременно формировать инструментальную и познава-
тельную мотивацию. Темы проектов интересны студентам, так как построены
на профессионально ориентированном материале, что так же способствует
формированию познавательной мотивации.
Практическая
значимость
материала
занятия
в
том,
что
знания
и
навыки,
полученные
при
подготовке
к
конференции,
могут
быть
использованы студентами на занятиях по клиническим дисциплинам. Кроме
того, приобщение к истории возникновения и развития медицины формирует
у студентов чувство гордости за традиции, существующие в сфере медицины,
берущие начало в глубокой древности.
Внешняя социальная мотивация обучения основана в данном случае на
осознании студентами социальной значимости своей будущей профессии, на
чувстве гордости за богатую историю медицины.
8
ПАСПОРТ ПРОЕКТА № 1
Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект
по дисциплине «Новейшая история России».
Группа: 11 – С.
Темы проекта:
Медицина Древнего Египта»;
«Имхотеп».
Время проведения проекта: две недели
Количество участников проекта: 2 человек (по 1 человеку на разработку
каждой темы).
Проблема:
1.
Отразите своеобразие медицины Древнего Египта. Докажите, что многие
идеи и приемы медицины Древнего Египта имели развитие и продолжение
в современной медицине.
2.
Докажите, что вклад Имхотепа в медицину имел большое значение для
развития медицины Древнего Египта и для медицины в целом.
Цель исследования:
1.
Изучить особенности развития медицины Древнего Египта.
2.
Изучить деятельность древнеегипетского врача Имхотепа.
3.
Проанализировать особенности развития медицины Древнего Египта и
показать преемственность идей древнеегипетской медицины и современ-
ной медицины.
Задачи проекта № 1:
1.
Подобрать литературу (информацию) по теме исследования.
2.
Изучить этапы развития и становления, особенности древнеегипетской
медицины.
3.
Проанализировать полученную информацию, обобщить, сделать выводы о
преемственности древнеегипетской медицины и современной медицины.
4.
Изучить
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
над
проектом.
9
5.
Оформить проектную работу, подготовить презентацию и текст защиты
(введение, содержание, заключение).
6.
Защитить проектную работу на конференции.
Инструкция для студентов по выполнению задания:
1.
Подберите литературу (информацию) об истории развития древнеегипет-
ской медицины, используя учебники, словари, учебные пособия.
2.
Изучите
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
над
проектом.
3.
Изучите этапы развития и становления медицины Древнего Египта.
4.
Изучите деятельность легендарного врача Древнего Египта – Имхотепа.
5.
Систематизируйте полученную информацию.
6.
Обобщите, сделайте выводы о значении медицины Древнего Египта для
современной медицины.
7.
Изучите
методические
рекомендации
для
студентов
по
подготовке
сообщения и презентации.
8.
Оформите
проектную
работу
в
соответствии
с
методическими
рекомендациями.
9.
Подготовьте текст выступления для защиты проекта (до 7 минут) (введе-
ние, содержание, заключение).
10.Подготовьте презентацию, сопровождающую выступление защиты.
Цели проектного задания:
Образовательные:
- обобщение знаний по теме: «Медицина Древнего Египта».
- изучение этапов исторического развития медицины Древнего Египта.
- изучение идей и приемов, характерных особенностей медицины Древнего
Египта.
Развивающие:
- формирование критического мышления;
- формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;
- формирование навыков самопрезентации.
10
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за выполняемую работу;
- формирование готовности к сотрудничеству;
- формирование чувства гордости и ответственности за выбранную профес-
сию.
Работа над данным проектом способствуют реализации следующих
общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-
фессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради-
циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
учебники по истории медицины,
учебники по дисциплине «Основы философии»;
учебные пособия по истории медицины:
учебные пособия по дисциплине «Основы философии»;
энциклопедический словарь;
большая медицинская энциклопедия;
мифологические словари.
Раздаточный материал:
инструкции для участников проекта;
методические рекомендации для студентов по организации самостоятель-
ной работы с учебной литературой;
методические рекомендации по подготовке презентации материала;
методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению
ТСО:
11
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
Межпредметные связи: анатомия и физиология человека, фармакология,
основы философии, все профессиональные модули по специальностям: «Ле-
чебное дело», «Сестринское дело».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА № 2
Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект
по дисциплине «Основы философии».
Группа: 11 – С.
Темы проекта:
«Врачевание в Древней Индии».
«Аюрведа – бесценный дар Древней Индии человечеству».
Время проведения проекта: две недели
Количество участников проекта: 4 человека (по 2 человека на разработку
каждой темы).
Проблема:
1.
Отразите своеобразие медицины Древней Индии. Докажите, что многие
идеи и приемы медицины Древней Индии получили развитие в совре-
менной медицине.
2.
Докажите, что Аюрведа, являясь традиционной медициной Древней Ин-
дии, не утратила актуальности в наши дни.
Цель исследования:
1.
Изучить особенности развития медицины Древней Индии.
2.
Изучить историю возникновения, характерные черты, приемы и методы
лечения в Аюрведе.
3.
Проанализировать
особенности
развития
медицины
Древней
Индии
и
показать преемственность идей древнеиндийской медицины и современ-
ной медицины.
Задачи проекта № 2:
1.
Подобрать литературу (информацию) по теме исследования.
12
2.
Изучить этапы развития и становления, особенности древнеиндийской ме-
дицины.
3.
Проанализировать полученную информацию, обобщить, сделать выводы о
преемственности древнеиндийской медицины и современной медицины.
4.
Изучить рекомендации методические рекомендации по организации само-
стоятельной работы над проектом.
5.
Оформить проектную работу, подготовить презентацию и текст защиты
(введение, содержание, заключение).
6.
Защитить проектную работу на конференции.
Инструкция для студентов по выполнению проектного задания:
1.
Подберите литературу (информацию) об истории развития древнеиндий-
ской медицины, используя учебники, словари, учебные пособия.
2.
Изучите
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
над
проектом.
3.
Изучите этапы развития и становления медицины Древней Индии.
4.
Изучите историю возникновения, основные принципы, методы и приемы
Аюрведы.
5.
Систематизируйте полученную информацию.
6.
Обобщите, сделайте выводы о значении медицины Древней Индии для со-
временной медицины.
7.
Изучите методические рекомендации для студентов по построению сооб-
щения и подготовке презентации материала.
8.
Оформите
проектную
работу
в
соответствии
с
методическими
рекомендациями.
9.
Подготовьте текст выступления для защиты проекта (до 7 минут) (введе-
ние, содержание, заключение).
10.Подготовьте презентацию, сопровождающую выступление защиты.
Цели проектного задания:
Образовательные:
- обобщение знаний по теме: «Медицина Древней Индии».
13
- изучение этапов исторического развития медицины Древней Индии.
- изучение идей и приемов, характерных особенностей медицины Древней
Индии.
Развивающие:
- формирование критического мышления;
- формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;
- формирование навыков самопрезентации.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за выполняемую работу;
- формирование готовности к сотрудничеству;
- формирование чувства гордости и ответственности за выбранную профес-
сию.
Работа над данным проектом способствуют реализации следующих
общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-
фессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради-
циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
учебники по истории медицины,
учебники по дисциплине «Основы философии»;
учебные пособия по истории медицины:
учебные пособия по дисциплине «Основы философии»;
энциклопедический словарь;
большая медицинская энциклопедия;
14
мифологические словари.
Раздаточный материал:
инструкции для участников проекта;
методические рекомендации для студентов по организации самостоятель-
ной работы с учебной литературой;
методические рекомендации по подготовке презентации материала;
методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению.
ТСО:
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
Межпредметные связи: анатомия и физиология человека, фармакология, все
профессиональные
модули
по
специальностям:
«Лечебное
дело»,
«Сест-
ринское дело», анатомия.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА № 3
Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект
по дисциплине «Новейшая история России».
Группа: 11 – Ф.
Темы проекта:
- «Врачевание в Древнем Китае»;
- «Хуа-То»
Время проведения проекта: две недели
Количество участников проекта: 2 человека (по одному человеку на каж-
дую тему).
Проблема:
1.
Отразите своеобразие медицины Древнего Китая. Докажите, что многие
идеи и приемы медицины Древнего Китая получили развитие в совре-
менной медицине.
2.
Докажите, что вклад Хуа-То в медицину имел большое значение для
развития медицины Древнего Китая и для медицины в целом
Цель исследования:
1)
Изучить особенности развития медицины Древнего Китая.
15
2)
Изучить историю возникновения, характерные черты, приемы и методы
медицины Древнего Китая.
3)
Проанализировать особенности развития древнекитайской медицины и
показать преемственность идей древнекитайской медицины и современ-
ной медицины.
Задачи проекта № 3:
1.
Подобрать литературу (информацию) по теме исследования.
2.
Изучить
этапы
развития
и
становления,
особенности
древнекитайской
медицины.
3.
Проанализировать полученную информацию, обобщить, сделать выводы о
преемственности древнекитайской медицины и современной медицины.
4.
Изучить рекомендации по методические рекомендации по организации
самостоятельной работы над проектом.
5.
Оформить проектную работу, подготовить презентацию и текст защиты
(введение, содержание, заключение).
6.
Защитить проектную работу на конференции.
Инструкция для студентов по выполнению проектного задания:
1.
Подберите литературу (информацию) об истории развития древнекитай-
ской медицины, используя учебники, словари, учебные пособия.
2.
Изучите
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
над
проектом.
3.
Изучите этапы развития и становления медицины древнекитайской меди-
цины.
4.
Изучите деятельность известного врача Древнего Китая Хуа-То.
5.
Систематизируйте полученную информацию.
6.
Обобщите, сделайте выводы о значении медицины Древнего Китая для со-
временной медицины.
7.
Изучите методические рекомендации для студентов по подготовке сообще-
ния и презентации.
16
8.
Оформите
проектную
работу
в
соответствии
с
методическими
рекомендациями.
9.
Подготовьте текст выступления для защиты проекта (до 7 минут) (введе-
ние, содержание, заключение).
10.Подготовьте презентацию, сопровождающую выступление защиты.
Цели проектного задания:
Образовательные:
- обобщение знаний по теме: «Медицина Древнего Китая».
- изучение этапов исторического развития медицины Древнего Китая.
- изучение идей и приемов, характерных особенностей медицины Древнего
Китая.
Развивающие:
- формирование критического мышления;
- формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;
- формирование навыков самопрезентации.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за выполняемую работу;
- формирование готовности к сотрудничеству;
- формирование чувства гордости и ответственности за выбранную профес-
сию.
Работа над данным проектом способствуют реализации следующих
общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-
фессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
17
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради-
циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
учебники по истории медицины,
учебники по дисциплине «Основы философии»;
учебные пособия по истории медицины:
учебные пособия по дисциплине «Основы философии»;
энциклопедический словарь;
большая медицинская энциклопедия;
мифологические словари.
Раздаточный материал:
инструкции для участников проекта;
методические рекомендации для студентов по организации самостоятель-
ной работы с учебной литературой;
методические рекомендации по подготовке презентации материала;
методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению
ТСО:
мультимедийный проектор;
компьютер.
Межпредметные связи: анатомия и физиология человека, фармакология,
основы философии, все профессиональные модули по специальностям: «Ле-
чебное дело», «Сестринское дело».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА № 4
Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект
по дисциплине «Основы латинского языка
с медицинской терминологией».
Группа: 31 – Ф.
Темы проекта:
«Медицина Древней Греции. Гиппократ».
Время проведения проекта: две недели
18
Количество участников проекта: 1 человек.
Проблема:
1.
Докажите, что многие идеи медицины древней Греции имели свое разви-
тие в современной медицине.
2.
Докажите,
что
деятельность
Гиппократа
имела
большое
значение
для
медицины Древней Греции и медицины в целом.
Цель исследования:
1.
Изучить этапы развития медицины Древней Греции.
2.
Изучить деятельность древнегреческого врача Гиппократа.
3.
Проанализировать особенности развития медицины каждого этапа и пока-
зать преемственность идей медицины Древней Греции и современной ме-
дицины.
Задачи проекта № 4:
1.
Подобрать литературу (информацию) по теме исследования.
2.
Изучить этапы развития и становления Древнегреческой медицины.
3.
Проанализировать полученную информацию, обобщить, сделать выводы о
преемственности Древнегреческой медицины и современной медицины.
4.
Изучить методические рекомендации по организации самостоятельной ра-
боты над проектом.
5.
Оформить проектную работу, подготовить презентацию и текст защиты
(введение, содержание, заключение).
6.
Защитить проектную работу на конференции.
Инструкция для студентов по выполнению задания:
1.
Подберите литературу (информацию) об истории развития Древнегрече-
ской медицины. Используйте учебники, словари, учебные пособия;
2.
Изучите
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
над
проектом.
3.
Изучите этапы развития и становления медицины Древней Греции.
4.
Изучите деятельность Гиппократа.
5.
Систематизируйте полученную информацию.
19
6.
Обобщите, сделайте выводы о значении древнегреческой медицины.
7.
Изучите
методические
рекомендации
для
студентов
по
подготовке
сообщения и презентации.
8.
Оформите
проектную
работу
в
соответствии
с
методическими
рекомендациями.
9.
Подготовьте текст выступления для защиты проекта (до 7 минут) (введе-
ние, содержание, заключение).
10.Подготовьте презентацию, сопровождающую выступление защиты.
Цели проектного задания:
Образовательные:
- обобщение знаний по теме: «Медицина Древней Греции. Гиппократ».
- изучение этапов исторического развития медицины Древней Греции.
- изучение идей и приемов, получивших развитие в медицине Древней Гре-
ции.
Развивающие:
- формирование критического мышления;
- формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;
- формирование навыков самопрезентации.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за выполняемую работу;
- формирование готовности к сотрудничеству;
- формирование чувства гордости и ответственности за выбранную профес-
сию.
Работа над данным проектом способствуют реализации следующих
общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-
фессиональной деятельности.
20
ОК
6.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради-
циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
учебники по истории медицины;
учебники по дисциплине «Основы философии»;
учебные пособия по истории медицины;
учебные пособия по дисциплине «Основы философии»;
энциклопедический словарь;
большая медицинская энциклопедия;
мифологические словари.
Раздаточный материал:
инструкции для участников проекта;
методические рекомендации для студентов по организации самостоятель-
ной работы с учебной литературой;
методические рекомендации по подготовке презентации материала;
методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению
ТСО:
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
Межпредметные
связи:
история,
фармакология,
основы
философии,
все
профессиональные модули по специальностям: «Лечебное дело», «Сестрин-
ское дело», анатомия.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА № 5
Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект
по дисциплине «Основы латинского языка
с медицинской терминологией».
Группа: 11 – С.
Темы проекта:
- «Организация медицины в Древнем Риме»
21
- «Клавдий Гален»
Время проведения проекта: две недели
Количество участников проекта: 2 человек (по одному человеку на разра-
ботку каждой темы).
Проблема:
1.
Докажите, что многие идеи медицины Древнего Рима имели свое развитие
в современной медицине.
2.
Докажите, что вклад Галена в медицину имел значение для развития меди-
цины.
Цель исследования:
1.
Изучить особенности развития медицины Древнего Рима.
2.
Изучить деятельность древнеримского врача Галена.
3.
Проанализировать
особенности
развития
медицины
Древнего
Рима
и
показать преемственность идей древнеримской медицины и современной
медицины.
Задачи проекта № 5:
1.
Подобрать литературу (информацию) по теме исследования.
2.
Изучить этапы развития и становления, особенности древнеримской меди-
цины.
3.
Проанализировать полученную информацию, обобщить, сделать выводы о
преемственности римской медицины и современной медицины.
4.
Изучить методические рекомендации по организации самостоятельной ра-
боты над проектом.
5.
Оформить проектную работу, подготовить презентацию и текст защиты
(введение, содержание, заключение).
6.
Защитить проектную работу на конференции.
Инструкция для студентов по выполнению задания:
1.
Подберите литературу (информацию) об истории развития древнеримской
медицины, используя учебники, словари, учебные пособия.
22
2.
Изучите
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
над
проектом.
3.
Изучите этапы развития и становления медицины Древнего Рима.
4.
Изучите деятельность известного врача Древнего Рима – Галена.
5.
Систематизируйте полученную информацию.
6.
Обобщите, сделайте выводы о значении древнеримской медицины.
7.
Изучите методические рекомендации для студентов по подготовке сообще-
ния и презентации.
8.
Оформите проектную работу в соответствии с методическими
рекомендациями.
9.
Подготовьте текст выступления для защиты проекта (до 7 минут) (введе-
ние, содержание, заключение).
10.Подготовьте презентацию, сопровождающую выступление защиты.
Цели проектного задания:
Образовательные:
- обобщение знаний по теме: «Медицина Древнего Рима», «Клавдий Гален».
- изучение этапов исторического развития медицины Древнего Рима.
- изучение идей и приемов, характерных особенностей медицины Древнего
Рима.
Развивающие:
- формирование критического мышления;
- формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;
- формирование навыков самопрезентации.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за выполняемую работу;
- формирование готовности к сотрудничеству;
- формирование чувства гордости и ответственности за выбранную профес-
сию.
Работа над данным проектом способствуют реализации следующих
общих компетенций:
23
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-
фессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради-
циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
учебники по истории медицины,
учебники по дисциплине «Основы философии»;
учебные пособия по истории медицины:
учебные пособия по дисциплине «Основы философии»;
энциклопедический словарь;
большая медицинская энциклопедия;
мифологические словари.
Раздаточный материал:
инструкции для участников проекта;
методические рекомендации для студентов по организации самостоятель-
ной работы с учебной литературой;
методические рекомендации по подготовке презентации материала;
методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению
ТСО:
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
Межпредметные связи: фармакология, анатомия и физиология человека,
основы философии, история все профессиональные модули по специально-
стям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», анатомия.
24
ПАСПОРТ ПРОЕКТА № 6
Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект
по дисциплине «Основы философии».
Группа: 11 – ф.
Темы проекта:
- «Медицина в халифатах»
- «Авиценна»
Время проведения проекта: две недели
Количество участников проекта: 4 (по два 2 человека на разработку каждой
темы).
Проблема:
1.
Докажите, что основные принципы организации медицины средневеко-
вого Востока впоследствии были использованы в Европейской медицине,
а затем и в современной медицине.
2.
Докажите, что вклад Авиценны в медицину Средней Азии имел значение
для развития медицины в целом.
Цель исследования:
1.
Изучить этапы и особенности развития медицины средневекового Во-
стока.
2.
Изучить деятельность великого врача Средней Азии - Авиценны.
3.
Проанализировать особенности развития медицины в халифатах и пока-
зать преемственность идей средневековой арабской медицины и совре-
менной медицины.
Задачи проекта № 6:
1.
Подобрать литературу (информацию) по теме исследования.
2.
Изучить этапы развития и становления, особенности средневековой араб-
ской медицины.
3.
Проанализировать полученную информацию, обобщить, сделать выводы о
преемственности средневековой арабской медицины и современной меди-
цины.
25
4.
Изучить рекомендации по методические рекомендации по построению со-
общения и подготовке презентации материала.
5.
Оформить проектную работу, подготовить презентацию и текст защиты
(введение, содержание, заключение).
6.
Защитить проектную работу на конференции.
Инструкция для студентов по выполнению задания:
1.
Подберите литературу (информацию) об истории развития средневековой
арабской медицины, используя учебники, словари, учебные пособия.
2.
Изучите
рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
над
проектом.
3.
Изучите этапы развития и становления медицины в халифатах.
4.
Изучите деятельность великого врача Средней Азии – Ибн Сины.
5.
Систематизируйте полученную информацию.
6.
Обобщите, сделайте выводы о значении средневековой арабской меди-
цины для современной медицины.
7.
Изучите методические рекомендации для студентов по подготовке сообще-
ния и презентации.
8.
Оформите проектную работу в соответствии с методическими
рекомендациями.
9.
Подготовьте текст выступления для защиты проекта (до 7 минут) (введе-
ние, содержание, заключение).
10.Подготовьте презентацию, сопровождающую выступление защиты.
Цели проектного задания:
Образовательные:
- обобщение знаний по темам: «Медицина», «Авиценна».
- изучение этапов исторического развития медицины в халифатах.
- изучение идей и приемов, характерных особенностей медицины в халифа-
тах.
Развивающие:
- формирование критического мышления;
26
- формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;
- формирование навыков самопрезентации.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за выполняемую работу;
- формирование готовности к сотрудничеству;
- формирование чувства гордости и ответственности за выбранную профес-
сию.
Работа над данным проектом способствуют реализации следующих
общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-
фессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради-
циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Обеспечение проекта:
Учебно-методическое:
учебники по истории медицины,
учебники по дисциплине «Основы философии»;
учебные пособия по истории медицины:
учебные пособия по дисциплине «Основы философии»;
энциклопедический словарь;
большая медицинская энциклопедия;
мифологические словари.
Раздаточный материал:
инструкции для участников проекта;
методические рекомендации для студентов по организации самостоятель-
ной работы с учебной литературой;
методические рекомендации по подготовке презентации материала;
27
методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению.
ТСО:
мультимедийный проектор;
компьютер.
Межпредметные связи: история, фармакология, анатомия и физиология че-
ловека, все профессиональные модули по специальностям: «Лечебное дело»,
«Сестринское дело», анатомия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДВЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
Методика организации и проведения конференции состоит из четырех
этапов: подготовительного, реализации проектов, проведения конференции и
подведения итогов.
1.
Подготовительный.
Преподаватели дисциплин, согласно программного и календарно-тема-
тического планирований своих дисциплин, выбирают подходы, методы, цели,
задачи,
приемы
организации
внеаудиторной
самостоятельной
работы
студентов.
Для подготовки к данной конференции преподаватели выбирают в каче-
стве
основного
метода
организации
самостоятельной
работы
студентов
научно-исследовательский проект, затем разрабатывают методический ин-
струментарий для студенческих групп смежных специальностей – «Лечебное
дело» и «Сестринское дело», участвующих в конференции.
Методом мозговой атаки совместно с обучающимися в каждой группе
определяют темы проектов, организуют шесть малых групп по работе над
проектами, распределяют роли.
После этого обсуждают в группах стратегии исследований, источники
информации, способы, методы и сроки реализации, формы оформления ре-
зультатов. Проектные группы получают задания и инструкции для выполне-
ния заданий.
28
Шесть малых групп реализуются проектные задания по трем направле-
ниям: «Врачевание в странах Древнего Востока», «Врачевание и медицина
античного Средиземноморья», «Медицина народов средневекового Востока».
В рамках этих направлений студентами разрабатываются 11 учебно-исследо-
вательских проектов.
На этом этапе ведущей конференции, студентке группы 11 – С дается
задание подготовить историческую справку и слайд-презентацию с целью
краткого описания тех исторических периодов, медицина которых изучается
студентами при разработке проектных заданий.
На основе обзора исторических периодов, рассматриваемых в конфе-
ренции, строится сценарий конференции.
2.
Этап реализации проектов.
На этом этапе осуществляется самостоятельная исследовательская, по-
исковая работа обучающихся, в соответствии со своим проектным заданием.
При этом преподаватели оказывают индивидуальную и групповую консуль-
тативную помощь по подбору, обработке информации, оформлению резуль-
татов проектной деятельности. Для организации самостоятельной работы
студентов преподавателями разработаны инструкции и методические реко-
мендации.
3.
Проведение конференции.
На этом этапе в ходе конференции обучающиеся продемонстрируют
результаты своей работы.
Для истинного понимания результатов самостоятельной работы сту-
дентов, а так же для выявления типичных ошибок и недочетов, допущенных
при реализации проекта, студентам-зрителям раздаются опросные листы, в
которых они должны оценить каждый проект в баллах от трех до пяти по
пяти критериям: цельность раскрытия темы, логическая связность доклада,
соответствие доклада содержанию слайд - презентации, наличие выводов,
умение изложить материал.
29
Кроме того, с целью контроля понимания предложенного материала в
опросный лист были включены два вопроса, на которые предлагается отве-
тить зрителям в ходе конференции: 1. Какие идеи и открытия каждого пери-
ода получили применение в современной медицине? 2. Какие направления
медицины каждого периода получили развитие в современной медицине?
В завершении занятия рефлексируются итоги взаимодействия
4. Заключительный этап.
На этом этапе проводится анализ опросных листов, подведение итогов.
В процессе анализа опросных листов выявляются критерии оценивания до-
кладов, которые были оценены наиболее низкими балами и наиболее высо-
кими баллами.
На основе данных анализа делается вывод о недостатках проделанной
работы при реализации проектов и преподавателями разрабатываются реко-
мендации для студентов по устранению ошибок.
Результаты анализа опроса и рекомендации по устранению ошибок со-
общаются студентам преподавателями трех дисциплин, принимавших уча-
стие в конференции.
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ
СТУДЕНТОВ
ПО
ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ
НАД
ПРОЕКТАМИ
.
Проекты в учебном заведении - это один из видов самостоятельной ра-
боты студентов по организации научно-исследовательской деятельности и
метод
развития
творческих
способностей.
Целью
разработки
проектов
является углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний
студентов,
а
также
привитие
навыков
поисковой
и
исследовательской
деятельн о с т и ,
с а м о с т о я т е л ь н о й
о б р а б о т к и ,
о б о б щ е н и я
и
систематизированного
изложения
материала.
В
процессе
разработки
проектного
задания
осуществляется
обучение применению
полученных
общих и профессиональных компетенций при решении комплексных задач,
связанных со сферой профессиональной деятельности.
Проект – это совместная поэтапная учебно-познавательная, творческая
30
или
игровая
деятельность
обучающихся,
имеющая
общую
цель,
согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение
общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является
наличие
заранее
выработанных
представлений
о
конечном
результате
деятельности, этапах проектирования и реализации проекта, включая его
осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Тематика проектов определяется преподавателем, иногда тема может
быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться преподавате-
лем.
По содержанию проектная работа может носить:
реферативный характер; практический характер; опытно-эксперимен-
тальный характер; творческий характер.
П о доминирующему
виду
деятельности
обучающихся,
проектная
работа может носить:
практико-ориентированный характер; учебно-исследовательский характер;
творческий характер; информационный характер.
По продолжительности выполнения проектная работа может носить:
краткосрочный характер; долгосрочный характер.
По предметно-содержательной области проектная работа может носить:
монопроектный характер (в рамках одной области знаний); междисципли-
нарный характер.
По количеству участников проектная работа может носить:
индивидуальный характер; парный характер; групповой характер.
Этапы
проектирования
-
выработка
концепции,
постановка
проблемы,
определение
целей
и
задач
решения
определенной
проблемы,
обсуждение и выбор доступных и оптимальных ресурсов деятельности по
реализации проекта.
Этапы проведения проекта
1.
Представление преподавателем проблемной ситуации:
31
вербально;
с помощью видеоряда;
с помощью мультимедийных средств.
Формулировка преподавателем цели проекта для студентов по формиро-
ванию у них определенных знаний, умений, навыков и компетенций.
1.
Методом «мозговой атаки» (составление списка идей), совместно с пре-
подавателем, выбрать эффективные способы решения поставленной цели.
При этом сформулировать задачи достижения цели проекта. Записать их.
2.
Выдвижение гипотез реализации проекта, определение типа проекта по
содержанию,
деятельности,
области
знаний,
продолжительности
вы-
полнения, количеству участников. Формулировка творческого названия
проекта.
3.
Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей по реа-
лизации поставленных задач.
4.
Обсуждение в малых группах сотрудничества стратегии исследования,
источников информации, способов оформления результатов. Составление
плана
работы,
с
указанием
этапов
работы
и
тем
индивидуальных
исследований в малых группах сотрудничества.
5.
Самостоятельная исследовательская, поисковая, творческая деятельность
студентов в соответствии со своим заданием.
6.
Промежуточное обсуждение, дискуссии, сбор и обработка данных, при
консультативной помощи преподавателя.
7.
Оформление
результатов
проектной
деятельности.
Результаты
проекта
могут
быть
представлены
в
следующих
формах:
журнал,
видеоклип,
компьютерная
презентация,
веб-сайт,
публикация,
информационный
бюллетень, реферат и др.
8.
Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
9.
Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из получен-
ных результатов.
10.Самооценка, внешняя оценка.
32
Т
РЕБОВАНИЯ
К
ПРОЕКТУ
.
Проект должен удовлетворять следующим требованиям:
правильно отражать основное содержание научной темы;
изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пере-
сказа);
изложение должно вестись в порядке развертывания основных вопросов,
фактов;
все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
содержать критические замечания и собственные выводы.
Структура проекта реферативного характера:
введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, форму-
лируется цель работы;
теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разрабо-
танности
проблемы
в
теории
и
практике
посредством
сравнительного
анализа литературы;
заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно
возможностей использования материалов работы;
список используемой литературы;
приложения.
Защита проекта
С целью защиты проекта необходимо подготовить сообщение и пре-
зентацию. Сообщение составляется, как самостоятельная работа для выступ-
ления. Время выступления не более 5 - 10 минут. В выступлении необходимо
раскрыть тему проекта и сделать выводы. Время для обсуждения – до 10 ми-
нут. При обсуждении следует назвать 3 наиболее сильные стороны представ-
ленного проекта, 2 момента, требующих доработки, внести свои предложения
по усовершенствованию проекта, сделать итоговый вывод.
Критерии оценивания проекта:
1.
Учитывается письменная грамотность.
33
2.
Актуальность темы исследования, ее научность, связь с учебной програм-
мой, логическая последовательность изложения.
3.
Соответствие содержания теме.
4.
Глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы.
5.
Правильность и полнота использования источников.
6.
Практическое применение (использование) результатов проектных иссле-
дований.
7.
Защита проекта.
8.
Оригинальность защиты, использование мультимедийных средств.
Пример оформления титульного листа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ДЕМОГРА-
ФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
специальности - 34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело».
Учебно-исследовательский проект
по теме:
«Врачевание в Древнем Китае.
По дисциплине: Новейшая история России
Выполнили: студенты 11-ф группы
Иванова К., Стрельцова Н.
Проверила:
преподаватель Новейшей
истории Россити
Чернова Е.В.
г. Магадан
2015 г.
34
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО
ПОСТРОЕНИЮ СТРУКТУРЫ СООБЩЕНИЯ
И ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Подготовка презентации – этап, который объединяет в себе наиболее
важные моменты выступления.
Выработка структуры выступления.
Любое выступление состоит из трех частей: введения, основной части
и заключения. Сначала готовится основная часть, затем - введение, в по-
следнюю очередь продумывается заключение.
Введение.
1.
Введение содержит цель работы и значение темы.
2.
Цель введения – направить внимание аудитории в необходимом направ-
лении.
3.
Приемы, включающие зрителя в тему презентации:
обращение к аудитории;
пример;
интересная история, миф, легенда;
цитата;
риторический вопрос;
уместный юмор.
далее обозначается тема сообщения
Основная часть сообщения включает три элемента:
1.
Центральная
идея
сообщения,
которая
является
и
основной
темой
сообщения. Она должна запомниться зрителям. Иногда в презентации мо-
жет присутствовать две, а иногда три идеи.
2.
Тезисы (основные мысли) – пункты, разделы, блоки информации, кото-
рые подкрепляют центральную идею, помогают зрителям ее осмыслить.
3.
Поддерживающий материал – информация, идеи, примеры, которые объ-
ясняют и поддерживают
ключевые пункты. Это могут быть цитаты,
примеры, аналогии, статистика.
Схемы организации материала.
Существуют различные схемы расположения материала: хронологиче-
ская, тематическая, пространственная, логическая,
Изложение материала по хронологическому принципу развивает выступ-
ление от одного момента времени к другому.
Тематическая последовательность подразделяет сообщение на несколько
(частей) тем.
35
П р и пространственной
последовательности
материала
используются
различные схемы, таблицы. Группировка материала может быть горизон-
тальная, вертикальная, может иметь цикличное и радиальное или пирами-
дальное расположение.
Логическая последовательность материала предполагает различные опе-
рации: аналогии, сравнение, причинно–следственные связи, выделение су-
щественного.
Заключение.
1.
Цель заключения – возвращение к предмету презентации, логическое за-
вершение презентации.
2.
Приемы, используемые при построении заключения:
предложение решения проблемы;
подведение итогов;
выводы.
Подготовка мультимедийной презентации.
оцените необходимое количество слайдов;
подготовьте тексты. Текстовые фрагменты презентации представляют со-
бой основные тезисы (мысли) или ключевые определения. Тексты не
должны быть длинными и плотными (максимум 10 строк по пять – шесть
слов на слайде), на одном слайде представляется только одна тема;
помните, что печатный текст в объеме 2,5 – 3 страницы печатного текста
формата А4 (шрифт 14) соответствует приблизительно 7 минутам устного
сообщения;
выберите шрифт. Он не должен быть слишком мелким, для выделения
информации пользуйтесь шрифтами разной величины;
выберите оформление для текста, учитывая следующие моменты: наличие
общей рамки для текста придает ему законченный вид, выделение рамкой
отдельной части изображения отделяет его от основной части;
помните,
что
иллюстрации
на
слайде
должны
соответствовать
содержанию текста;
темные цвета воспринимаются четче и легче читаются, светлые могут
расплываться на светлом фоне.
Выступление.
1.
Всегда репетируйте свое выступление.
2.
В начале выступления озвучиваются следующие моменты:
приветствие;
представление;
тема сообщения
36
цель сообщения;
3.
В заключение выражается благодарность слушателям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Рекомендации при подготовке к выступлению.
Как привлечь внимание публики во время выступления.
Существует ряд приемов, позволяющих привлечь внимание слушателей
при публичном выступлении.
1.
Задать вопрос аудитории, чтобы завладеть вниманием и вызвать ответ-
ную реакцию. Вопрос может быть прямой или риторический.
2.
Сослаться
на
хорошо
известное
событие.
Это
вызовет
в
сознании
слушателей и судей их собственные ассоциации.
3.
Использовать личный опыт. Можно рассказать историю из вашего лич-
ного опыта, которая имеет отношение к теме выступления.
4.
Привести цитату. Она должна быть короткой, уместной, иметь прямое
отношение к теме. Произнести ее нужно эмоционально. Подходящие ци-
таты могут быть заготовлены при подготовке к выступлению.
5.
Дать определение ключевым словам выступления. Используйте этот
прием в начале выступления. Формулировки должны быть яркие и нести
нужную информацию для слушателей. Данные определения могут быть
вводным элементом Вашей речи.
6.
Сослаться на выступление предыдущего выступающего.
Схема
выступления должна выглядеть следующим образом: тема –
актуальность
–
проблемы
-
аргумент
–
доказательство
–
поддержка.
Предложения-связки. Для того чтобы выступление было структурирован-
ным, необходимо обратить внимание на переходы от одной части выступле-
ния к другой его части.
О чем нужно помнить во время выступления:
Голос:
1.
Ваша интонация должна выражать уверенность, увлеченность, энергию.
37
2.
Модулируйте свою речь. Монотонная речь плохо воспринимается.
3.
Избегайте слов-паразитов.
4.
Делайте паузы. Пауза – признак уверенности. Не пытайтесь заполнить па-
узы мычанием, словами-паразитами и т.д.
5.
Выделяйте основные моменты речи, повышая голос и замедляя темп.
6.
Не читайте текст. Вы должны высказывать мысли, а не говорить слова.
7.
Не заучивайте текст наизусть.
8.
Не извиняйтесь постоянно, если что – то получается не так.
9.
Не говорите свысока со своими слушателями.
10.Всегда репетируйте текст перед выступлением.
Жесты.
1.
Будьте раскованы в движениях.
2.
Не стесняйтесь жестикулировать, но не увлекайтесь.
3.
Жесты такие же, как и при естественной беседе. Если жестикулируете, то
держите кисть ладонью вверх.
Выражение лица.
1.
Улыбайтесь искренне и к месту.
2.
Выражение лица должно быть открытым.
3.
Избегайте нахмуренного, гневного, озабоченного выражения лица.
4.
Важен контакт глазами со слушателем.
5.
Обводите аудиторию глазами, находите тех, кто слушает заинтересованно.
6.
Не концентрируйте внимание на одном слушателе подолгу.
Список литературы:
Основные источники:
1.
Сорокина Т.С. История медицины: учебник. – М: «Акдемия», 2009 г.
2.
Чикин С. Я. Врачи-философы. – М: Медицина, 1990 г.
3.
Китайская философия и современная наука. – М.: Самообразование, 2008.
4.
Титаренко М.Л. История китайской медицины. – М.: Прогресс, 1989.
5.
Мифологический словарь, М., "Советская энциклопедия", 1991 г.
38
6.
Древний Египет. Энциклопедия / Составитель и научный редактор В. В.
Солкин.
7.
Мифы народов мира. Энциклопедия/М: «Советская энциклопедия», 1987 г.
8.
Большая медицинская энциклопедия/под редакцией В.В. Петровского. М:
«Советская энциклопедия» 1980 г.
9.
«Великий врачеватель» Валерий Воскобойников Москва «Молодая гвар-
дия» 1980 г.
10. «Канон врачебной науки». Абу Али Ибн Сина. Часть 1, Ташкент. Изда-
тельство «Фан» академии наук Республики Узбекистан, 1994 г.
Интернет ресурсы
history.rin
lechebnik
fbarticle/119421/neobyichnaya-mumifikatsiya-v-drevnem-egipte
39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Ф.И.О. студента, гостя ________________________________________________________ группа, другое _____________________________
Уважаемые студенты, просим Вас заполнить оценочный лист. Оцените каждый доклад по пяти критериям в баллах от 3 до 5.
А также ответьте на два вопроса, заполняя последние две колонки по мере выступления докладчиков:
1.
Какие идеи и открытия каждого периода получили применение в современной медицине?
2.
Какие направления медицины каждого периода получили развитие в современной медицине?
Историче-
ский
период
Тема доклада
Докладчик
Целост-
ность
рас-
крытия
темы
Логи-
ческая
связ-
ность
до-
клада
Нали-
чие
выво-
дов
Соответствие
доклада
со-
держанию
с л а й д
-
презентации
Умение
излагать
материал
К а к и е
и д е и
и
открытия
каждого
пе-
риода
получили
приме-
нение в со-
временной меди-
цине?
Какие
направления
ме-
дицины каждого периода
п о л у ч и л и
р а звитие
в
современной
меди-
цине?
«Врачевание в странах
Древнего Востока»
«Медицина
Древ-
него Египта»
Дворниченко
Светлана 11 – Ф
«Имхотеп»
Скворцова
Параскева 11 – Ф
«Врачевание
в
Древней Индии»
Дашевская
Мария 11 – С
Егорова
Дарья 11 – С
«Аюрведа – бес-
ценный
дар
Древ-
н е й
И ндии
человечеству»
Калмыкова
Мария 11 – С
«Врачевание
в Древнем Китае»
Руденко
Анна 11 – Ф
«Хуа-То»
Михайлова
Виктория 11 – Ф
«Медицина Древней
Греции. Гиппократ»
Парубец
Александра
31 – Ф
«Организация
ме-
дицины в Древнем
Риме»
Баландина
Ирина 11 – С
«Клавдий Гален»
Орлова
Ирина 11С
«Врачевание и медицина античного Средиземноморья»
«Медицина
народов средне-ве-
кового
Востока»
«Медицина
в халифатах»
Савицкая
Ирина 11 – Ф
«Авиценна»
Плаксина
Дарья 11 – Ф
41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демо-
графической политики Магаданской области»
ПРОГРАММА
научно-теоретической конференции
«История медицины Древнего мира и средних веков».
Дата проведения: 08.12. 2015 г.
Время проведения: начало - 13.00
Место проведения: актовый зал медицинского колледжа.
Исторический период
Тема доклада
Докладчик
Группа
«Врачевание в странах
Древнего Востока»
«Медицина
Древнего
Египта»
Скворцова
Параскева
11 – Ф
«Имхотеп»
Дворниченко
Светлана
11 – Ф
«Врачевание
в
Древней
Индии»
Дашевская
Мария
Егорова
Дарья
11 – С
«Аюрведа – бесценный
дар
Древней
Индии
че-
ловечеству»
Калмыкова
Мария
11 – С
«Врачевание
в
Древнем
Китае»
Руденко Анна
11 – Ф
«Хуа-То»
Михайлова
Виктория
11 – Ф
«Врачевание
и
меди-
цина
античного
Сре-
диземноморья»
«Врачевание и медицина
Древней
Греции.
Гиппо-
крат»
Парубец
Александра
31 - Ф
«Организация медицины
в Древнем Риме»
Баландина
Ирина
11 – С
«Клавдий Гален»
Орлова
Ирина
11 – С
«Медицина
н а р одов
средневеков о г о
В о-
стока»
«Медицина в халифатах»
Савицкая
Ирина
11 – Ф
«Авиценна»
Плаксина
Дарья
11 – Ф
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценарий конференции: «История медицины Древнего мира и Средних
веков»
Играет музыка студенты, преподаватели заходят в актовый
зал. При входе в зал студентам раздают опросные листы.
(На экране ролики документальных фильмов
об истории
стран,
медицина
которых
будет
рассматриваться
на
конференции).
Гилев Павел на трубе играет сбор!
1слайд
ДАША: Добрый день студенты и гости нашей конференции!
Мы приветствуем Вас на научно-теоретической конференции
«История ме-
дицины Древнего мира и Средних веков». В конференции
будут принимать
участие первокурсники – студенты групп 11 – С и 11 – Ф и студентка группы
31 – Ф Парубец Александра.
ЛЕРА: В этом году состоится первая конференция на тему истории медицины
Древнего периода
Слайд 2
ДАША: На конференции будут представлены доклады по трем дисципли-
нам: основы латинского языка с медицинской терминологией, история, ос-
новы философии.
ЛЕРА: Вести конференцию будем мы: Я – Семёнова Валерия – студентка
группы 11 - Ф фельдшерского отделения.
ДАША: И я – Демъяненко Дарья - студентка группы 11 - С сестринского от-
деления.
Слайд 3
ЛЕРА: Целью конференции является обобщение материала по теме «История
медицины Древнего мира и Средних веков», а так же анализ и оценка са-
мостоятельной
работы
студентов,
которая
будет
учтена
при
выставлении
итоговой отметки по дисциплине.
ДАША: Студенты, которые находятся в зале, так же будут оценены как вы-
ступающие.
Слайд 4
(на экран выводится бланк оценочного листа)
ЛЕРА: При входе в зал вам были розданы оценочные листы, которые необ-
ходимо заполнить до завершения данной конференции. Опрос проводится не
43
только с целью выявления вашего мнения о конференции, но также, с целью
оценивания Вашей работы на конференции.
ДАША: Вы должны будете оценить каждое выступление по пяти критериям,
которые указаны в бланке в баллах от 3 до 5. Во-вторых, вы должны будете
ответить на два вопроса: 1. Какие идеи и открытия каждого периода полу-
чили применение в современной медицине?
ЛЕРА: 2. Какие направления медицины каждого периода получили развитие в
современной медицине? На основании Ваших ответов Вам будет выставлена
оценка на следующем занятии.
Слайд 5
(на экран выводиться программа)
ДАША: Самостоятельная работа студентами велась в трех направлениях:
«Врачевание в странах Древнего Востока», «Врачевание и медицина антич-
ного Средиземноморья», «Медицина народов средневекового Востока».
ЛЕРА: В рамках этих направлений было подготовлено 12 докладов. При под-
готовке студентов использовался метод проектов – метод обучения, который
наиболее эффективен при решении исследовательских, практических и твор-
ческих задач. Полученные при работе над проектами навыки, все студенты в
дальнейшем, будут использовать при подготовке к зачетам, экзаменам, к
написанию реферативных, курсовых работ, и к написанию и защите диплом-
ного проекта.
ДАША: Докладчикам нужно помнить, что на каждое выступление отводится
до 7 минут.
Слайд 6
ЛЕРА: Мы начинаем нашу конференцию с темы Врачевания в странах
Древнего
Востока. Обширная
географическая
зона,
условно
называемая
Древним Востоком, явилась колыбелью всемирной истории человеческих
цивилизаций.
Слайд 7
(На экране презентация «История Древнего Египта»)
ДАША: История цивилизации древней долины Нила насчитывает более трёх
тысячелетий: с конца 4-го тысячелетия до н.э. до 395 г.н.э., когда произошёл
распад Великой Римской Империи Древний и Египет вошел в состав Визан-
тии.
В истории врачевания Древнего Египта выделяют три крупных периода:
-царский (XXX-IV вв. до н.э.),
-греко-римский (332 г. До н.э. – 395 г.н.э.),
-византийский (395 – 638 гг.н.э.), до вторжения в 639 г. Арабов в Египет.
44
ЛЕРА: Получается, что 5 тыс. лет назад уже была медицина?
ДАША: Об этом нам расскажут студентки группы 11 – Ф Дворниченко Свет-
лана и Скворцова Параскева. Зрители, у Вас начинается работа. Тема первого
доклада - «Медицина Древнего Египта». Докладчик – Скворцова Параскева.
Выступление Скворцовой,
ДАША: Тема второго доклада – «Имхотеп». Выступает Дворниченко Свет-
лана.
Выступление Дворниченко.
Слайд 8
ЛЕРА: Даша, ты знаешь. Почему Индия называется Индией?
ДАША: Нет.
(На экран выводится презентация: «История Древней Индии»)
ЛЕРА: А я знаю! Название древней страны «Индия» греческого происхож-
дения от названия одной из рек — Синдху, которую греки называли Индос.
Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н.
э.
Слайд 9 - 10
В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа: пе-
риод хараппской цивилизации; ведийский период и классический период -
время наивысшего расцвета традиционной культуры древней Индии.
Слайд 11
ДАША: Мы узнаем многое о врачевании в Древней Индии из докладов сту-
денток группы 11 – С: тема доклада Дашевской Марии и Егоровой Дарьи –
«Врачевание в Древней Индии»;
Выступление Дашевской, Егоровой.
Тема доклада Калмыковой Марии «Аюрведа – бесценный дар Древней Индии
человечеству».
Выступление Калмыковой.
Слайд 12
(На экран выводится презентация: «История Древнего Китая»)
ЛЕРА: Современное
название
Китая
( China) происходит от изменённого
названия Империи Цинь (III в.до н.э.). Русское название «Китай» связано с
«китаями» - народом монгольского происхождения, жившим в северной ча-
сти страны.
Слайд 13
45
В истории врачевания Древнего Китая чётко определяются два больших
периода:
1) период становления традиционного китайского искусства врачевания, ко-
гда формировались философские концепции, шло становление традиционной
китайской медицины и преобладала устная традиция;
Слайд 14
2) период Империи Хань, когда записывались дошедшие до нас медицинские
сочинения и составлялись хроники Ханьской династии.
ДАША: Зрители, не забывайте об оценочных листах. О том, как шло разви-
тие медицины Древнего Китая и о влиянии древнекитайской медицины на
современную нам расскажут Руденко Анна в докладе «Врачевание в Древнем
Китае» и Михайлова Виктория в докладе «Хуа-То».
Выступление Руденко Анны
Выступление Михайловой Виктории
Слайд 15
(На экран выводится презентация: «История Древней Греции»)
ДАША: Обычай давать медицинскую клятву зародился в Древней Греции.
Связан этот обычай с именем великого Гиппократа, которого называют отцом
медицины.
Вообще, древнее название Греции – Эллада.
Слайд 16 – 17
В истории Древней Греции на протяжении трёх тысячелетий выделяют пять
основных периодов: крито-ахейский, или эгейский, предполисный, полис-
ный, классический, эллинистический.
Слайд 18
ЛЕРА: Начало греческой медицины теряется в глубокой древности и, несо-
мненно, связано с медициной древних культур Востока: египетской, вави-
лонской, индийской.
ЛЕРА: В чем заключалось своеобразие медицины Древней Греции и в чем
заключается преемственность с медициной Востока, мы узнаем из доклада
студентки группы 31 – Ф Парубец Александры. Тема доклада: «Медицина
Древней Греции. Гиппократ».
Выступление Парубец.
Слайд 19
((На экран выводится презентация: «История Древнего Рима»)
ДАША: Понятие «Древний Рим» менялось с течением веков: от Рима – го-
рода-государства к Римской республике, а затем – к Великой Римской импе-
рии.
ЛЕРА: История Древнего Рима ведёт своё начало от 753 г. до н.э. – года ос-
нования города Рима.
46
В истории Древнего Рима выделяют три основных этапа:
Слайд 20
1)
царский
период
(VIII
– VI
вв.
до
н.э.),
когда
древняя
Италия
не
представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоя-
тельных городов-государств, среди которых был и Рим.
Слайд 21
2) период Республики (509 – 31 гг. до н.э.), когда город Рим подчинил себе
территории древней Италии и начал завоевательные войны.
Слайд 22
3) период Империи (30 г. до н.э. – 476 г.н.э.) – время расцвета, а затем и кри-
зиса рабовладельческого строя в регионе Средиземноморья, находившемся
под властью Рима.
ДАША: Студентки группы 11 – с Баландина Ирина и Орлова Ирина подго-
товили доклады по темам: «Организация медицины в Древнем Риме» и
«Клавдий Гален».
Выступление Баландиной Ирины
Выступление Орловой Ирины
Слайд 23
ЛЕРА: Вот мы и ознакомились с самым первым этапом развития медицины –
с медициной Древнего мира. Многие идеи этого периода получили развитие
в медицине Средних веков.
ДАША: Хронологические рамки Средних веков условны. В Западной Европе
началом Средних веков считается 476 г. – год падения Западной Римской
империи. В Китае – в III веке, а в государствах Средней Азии в VII в. В рам-
ках нашей конференции мы рассмотрим только медицину Средневекового
Востока.
ЛЕРА: Большое влияние на развитие медицины в Средние века оказали: раз-
витие смежных наук, становление философских систем и учений, мировые и
национальные религии, Например, на развитие медицины на Востоке влия-
ние оказал ислам.
Слайд 24
ЛЕРА: Готовясь к конференции, я узнала, что в результате арабских завоева-
ний за пределами аравийского полуострова появилось обширное мусульман-
ское государство – Халифат – государство, в котором светская и духовная
власть были сосредоточены в руках халифа («преемника и наместника» по-
сланника Аллаха – Мухаммеда).
Слайд 25 - 26
47
ДАША: В истории востока выделяют три этапа существования Халифата:
Первый период связан с правлением первых четырех халифов – Абу Бакра,
Омара, Османа, Али и династии Омейядов.
Второй период истории Халифата – это период наивысшего расцвета куль-
туры Халифата.
Третий период его истории – время распада на ряд более мелких халифатов.
Слайд 27
ЛЕРА: Значение этого периода для развития медицины в целом трудно пере-
оценить. "Вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе ото-
двинулось бы на несколько столетий", - писал С.Г. Ковнер. Его слова в пол-
ной мере можно отнести и к медицине средневекового Востока.
ДАША: О медицине в халифатах в докладах студенток группы 11 – Ф Са-
вицкой Ирины и Плаксиной Дарьи.
Выступление Савицкой Ирины
Выступление Плаксиной Дарьи.
Слайд 28
ЛЕРА: Итак, все доклады заслушаны. Первая конференция по истории меди-
цины древнего периода состоялась. Благодарим всех за сотрудничество. Мы
реализовали поставленную цель конференции. Первая цель была достигнута
на конференции, а результаты второй мы узнаем после анализа Ваших оце-
ночных листов
ДАША: Прошу всех студентов сдать оценочные листы. Результаты будут
оглашены на следующем занятии. Всем спасибо за активную работу!
48