Напоминание

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы посредством применения технологии развития критического мышления


Автор: Садыкова Эльмира Мнировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Дуки
Населённый пункт: Солнечный район, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы посредством применения технологии развития критического мышления
Раздел: полное образование





Назад




«Активизация

мыслительной

деятельности

учащихся

на

уроках

литературы посредством применения технологии развития критического

мышления»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Садыкова Э.М

1

2016-2017 учебный год

Краткая характеристика автора:

Садыкова Эльмира Мнировна

Секция: Общее среднее образование

Когда и какое заведение закончила: 1996 г., Карагандинский государственный

университет им.Е.А.Букетова

Должность : учитель русского языка и литературы

Наименование учебного заведения: Муниципальное Бюджетное

образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Место работы: МБОУ СОШ п.Дуки Солнечного района Хабаровского края

Стаж: 17 лет

Категория: высшая

Тема самообразования: «Активизация мыслительной деятельности

учащихся на уроках литературы посредством применения технологии

развития критического мышления»

2

Содержание

Введение _________________________________________________________ 4

§ 1.1.Что такое критическое мышление?_______________ 5

§2.1.Структура урока с применением технологии развития критического

мышления_________________________________________________________ 8

§2.2.Стадия

вызова___________________________________________________________ 10

§2.3. Стадия осмысления

содержания_______________________________________________________ 12

§2.4.Стадия рефлексии______________________________________________ 16

§ 3.1 Обобщение опыта.

Полученныерезультаты_____________________________________________ 18

Заключение_______________________________________________________ 23

Литература ________________________________________________________24

3

Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках

литературы посредством применения технологии развития критического

мышления

«Умеющие мыслить умеют задавать

вопросы»

Э.

Кинг

Введение

Деятельность современного педагога уже немыслима без использования

инновационных

,

эффективных

технологий,

методик,

используемых

для

развития творческих способностей обучающихся, приобретения

учащимися

позитивного социального опыта . Развитие общества и производства привело к

тому,

что сегодня

является

очень

важным

в

человеке

развитие навыков

самостоятельного решения задач и оценки результатов своей деятельности.

Шко л а готовит

к

выпуску

ученика, способного

найти

применение

своим

спо собно стям,

своему

сложившемуся

творче скому,

проектно

конструктивному

опыту.

Ориентация

на

механическое

усвоение

знаний

и

навыков

сменилась

ориентацией

на

развитие

личности.

Именно

поэтому

учителю просто необходимо заниматься поиском новых форм деятельности,

интерактивных методов.

В условиях реализации ФГОС при обучении предметам гуманитарного

цикла

применение

стратегии

критического

мышления

позволяет

интерпретировать и

оценивать

имеющуюся информацию совершенно по-

новому , что в свою очередь

заставляет педагога уйти

от привычного,

репродуктивного метода

и

дает

возможность постичь новый уровень

осмысления

проблематики

информационного

текста

и

литературного

произведения. Именно к этому направляет поиск основополагающего вопроса

при планировании учебной деятельности. Новая формулировка

проблемных

вопросов учебной темы требует от обучающихся хорошего знания законов

построения текстов, с которыми предстоит работать, умения анализировать на

всех уровнях, а также требует рабочих навыков

использования

различных

4

источников

информации,

что

позволяет

учащимся

свободно

высказывать

собственное мнение , приводя убедительные доводы и аргументы к своей точке

зрения (последнее является непременным условием) . Все вышеперечисленное

развивает

диалогическое

мышление,

обогащает

словарный

запас

и

грамотность речи, способствует развитию творческих способностей учеников ,

столь необходимых на сегодняшний день.

Мой

педагогический

стаж

– 17

лет.

Систематически

занимаюсь

апробированием и освоением новых технологий, в данный момент применяю

технологию

проблемного

обучения,

игровую

технологию,

технологию

сотрудничества, ИКТ технологии, а также технологию развития критического

мышления. Занимаюсь самообразованием, читаю соответствующую литературу

по изучению педагогических технологий, провожу уроки с использованием

новых методик и приемов..

Полагаю, что технология развития критического мышления - это уникальный

способ организации учебной деятельности, и использование его возможно при

обучении любому предмету и любой программе.

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная

работа

над

развитием

мышления

в

среднем

и

старшем

школьном

звене

реализуется

на

практике,

хотя

без

развития

мыслительной

деятельности

невозможно

говорить

о

системно-деятельностном

подходе

Нормальное

мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и

нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.

Цель данной

работы:

продемонстрировать

возможности

использования

технологии

развития

критического

мышления

на

уроках

литературы

как

способа

активизации

мыслительной

деятельности.

В

соответствии

с

поставленной целью решались следующие задачи:

апробировать методику преподавания и содержание ТРКМ.

показать эффективность использования методов и приемов ТРКМ для

активизации мыслительной деятельности, необходимой для участия в жизни

общества и государства.

описать свой опыт работы и доказать эффективность данной методики

.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный

конспект урока с использованием технологии РКМ может использоваться в

процессе преподавания литературы в общеобразовательной школе другими

педагогами.

5

Глава 1

§1.1.

Что такое критическое мышление?.

В данный момент существует большое количество определений термина

«критическое мышление»: оно предполагает спор, конфликт и вместе с тем

ассоциируется с такими понятиями, как «аналитическое мышление»,

«логическое мышление», « творческое мышление», «ассоциативное мышление»

и т.д. При всем множестве точек зрения на критическое мышление можно

увидеть в них схожий смысл, отражающий оценочные и рефлексивные

свойства мышления. Я полагаю, что критическое мышление - это открытое

мышление, не принимающее никаких правил и догм, это мышление, которое

формируется самостоятельно в процессе поступления новой информации вкупе

с имеющимся жизненным опытом. Цель ТРКМ – активизация навыков

мышления учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а

значит и развитие УУД.

ТРКМ решает следующие задачи:

-формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость,

гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и

точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,

рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность,

самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и

результаты своей деятельности.

- развитие аналитического, критического мышления.

Интересно, а каждая ли личность может мыслить критически? Известный

ученый Ж. Пиаже утверждал, что в возрасте 14-16 лет приходит тот момент,

когда возникают оптимальные условия для развития критического мышления.

Но это не говорит том, что навыки критического мышления развиты у всех нас

одинаково.

Чтобы ученик имел возможность реализовать свои способности к

критическому мышлению, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых

Д. Халперн выделяет

готовность к планированию. Человеческие мысли пребывают в хаотичном

состоянии, непредсказуемы. Потому необходимо привести их в порядок,

восстановить последовательность .Именно организованная упорядоченность

мыслей служит признаком уверенности в себе.

Гибкость. Чтобы

стать

инициатором

суждения,

генератором

собственных

мыслей, учащийся должен быть готов воспринимать идеи других людей, пусть

даже противоречащие собственным взглядам. Если у учащегося отсутствует

разнообразная

информация,

гибкость

дает

определенное

время,

чтобы

подождать с вынесением суждения..

6

Настойчивость. Никогда, сталкиваясь с трудной задачей или проблемой, не

откладывать решение на потом. Воспитывая в себе настойчивость в

напряжении ума, учащийся непременно добьется высоких результатов в

обучении.

Готовность исправлять свои ошибки. Привыкший мыслить критически

человек не станет оправдывать свои неправильные решения, но сделает ошибку

ступенькой к дальнейшему росту, сделает выводы.

Осознание. Качество, подразумевающее способность наблюдать за собой в

процессе мыследеятельности и следить за ходом собственных рассуждений.

Поиск компромиссных решений. Принятые учащимся решения должны

восприниматься окружающими людьми, в противном случае они останутся

лишь высказываниями

Используя длительное время технологию развития критического

мышления, я обнаружила несомненные ее преимущества, как для учителя, так

и для ученика.

ТРКМ предоставляет обучающемуся:

- повышение мотивации к изучаемому предмету, материалу и к самому

образовательному процессу;

- развитие способности критически мыслить;

- формирование ответственного отношения к собственному образованию;

-возможность повышения качества восприятия информации;

- умение работать в группе;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления позволяет учителю:

- создавать в ученическом коллективе доброжелательную атмосферу

взаимосотрудничества;

-стать профессионалом, который обладает навыками анализа и самоанализа;

- стать источником ценной профессиональной информации для других

учителей.

Технология критического мышления построена на партнерских

взаимоотношениях между учителем и учеником Используя технологию

критического мышления, педагог субъектом получения информации и

превращает обучение в увлекательный исследовательский процесс.

Благодаря использованию интерактивных подходов уроки русского языка и

литературы развивают критическое мышление. Технология развития

критического мышления является одной из наиболее популярных в последнее

время инновационных педагогических идей, в ТРКМ удачно сочетаются

проблемность и продуктивность обучения с технологичностью урока,

эффективные методы и приемы.

Сама информация есть начальный, а не финальный этап критического

мышления. Знание ведет к поиску мотивации, без чего человек не имеет

7

возможности мыслить критически. Чтобы сформулировать сложную мысль,

необходимо переработать массу материала - гипотез, фактов, текстов. . Мыслить

критически важно не только будучи учеником, а в течение всей жизни:

Мыследеятельность учащихся будет еще совершенствоваться при обучении, но

именно критическое мышление влияет на индивидуальность и процесс

познания приобретает осмысление только благодаря критическому мышлению.

Процесс познания становится постоянным и беспрерывным.

В тот момент, когда мы начинаем задавать вопросы и выясняем проблемы,

которые нужно решать, начинает действовать технология критического

мышления. И процесс познания нового характеризуется стремлением

разрешать проблемы и иметь способность отвечать на вопросы, возникающие

на любом этапе. Критическое мышление требует разумных доводов.

Настроенный мыслить критически ученик по-своему решает проблемы и

подкрепляет решение умными, обоснованными аргументами. Такой учащийся

понимает, что существуют различные пути решения проблемы ,и основная

задача – подобрать наиболее оптимальные доводы, чтобы доказать, что твое

решение самое рациональное.

Критическое мышление – это мышление общественное. Мысль,

возникающая в нашем мозгу, требует своего распространения. В момент

обсуждения, или спора, или обмена мнениями мы становимся более

убедительными в выработке собственной точки зрения. На уроках с

использованием ТРКМ использую парные или групповые виды работ. ТРКМ

помогает расположить к себе учащихся, вселяет уверенность в собственных

силах. учащимся. Учащийся не волнуется и не боится допустить ошибку в

ответе , исходя из самостоятельно поставленных целей к уроку

Глава 2.

§

2.1Структура урока с применением технологии развития критического

мышления

Технология включает три фазы: вызов, осмысление и рефлексия.

Первая стадия – «вызов», в течение которого учащийся возвращается к ранее

имевшимся знаниям , у подростка пробуждается интерес к теме, четко

обозначаются цели изучения нового учебного материала.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

8

Создает интригу

Задает вопросы

Создает ситуацию актуализации

опыта ученика

Формирует мотивацию ученика

Отвечает на провокацию

Вспоминает всё, что знает по

данной теме

Формулирует первые гипотезы

Определяется в своих мотивах и

целях

Вызов – это тот этап, который подталкивает учащегося к получению новой,

неизвестной информации: активизирует мыслительную деятельность ученика,

обращающегося к личному опыту, задающего вопросы, корректируются и

уточняются цели урока, формируется личная заинтересованность в получении

знаний. Таким образом, учитель вызывает интерес к получению новых знаний.

На данном этапе наиболее удачными являются следующие виды приемов:

Корзина идей, понятий, имён

Групповая дискуссия

Кластер

Ключевые термины

Круги по воде

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

аквариум

Второй этап урока - стадия (фаза) – осмысление - содержательная, в течение

которой идет глубокая, целенаправленная деятельность, демонстрирующая, что в

ходе чтения происходит первичная аналитическая деятельность и ранжирование

информации. На данном этапе деятельность учителя состоит в том, чтобы удержать

интерес ученика к изучаемой теме урока при непосредственной работе с уже новой

информацией, при этом учитель ведет учащихся от «старых знаний» к «новым

знаниям». Учащиеся читают текст, используют те методы, которые им предлагает

педагог, делают на полях пометки, осмысливая тем самым новую информацию.

Осмысление содержания :

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

На втором этапе рационально использовать методы активного чтения:

«инсерт»;

9

-«фишбоун»;

-«идеал»;

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания происходит контакт учащегося с новой

информацией

(текст,

фильм,

лекции,

материал

параграфа).

Работа

может

осуществляться

индивидуально ,в

парах или группами. Индивидуальный

поиск

первичный,

лишь

затем

происходит

обмен

мнениями

и

идеями.

.

Третий этап урока - стадия (фаза) – рефлексия (размышление) – на данном

этап информация, полученная на уроке, обращается в собственное знание.

Информация

обобщается,

систематизируется,

формулируются

новые

идеи,

решаются ранее поставленные цели. На этом этапе возвращаемся к стадии

вызова и корректируем предшествующие представления, вычленяем «новую»

информацию и обозначаем дальнейшие перспективы в изучении темы. Задача

педагога - вернуть ребят к предыдущим записям, дополнить новыми записями

по ходу изучения Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к

первоначальным

записям-предположениям,

а

также

организовать

работу

по

изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться

дать

творческие,

исследовательские

и

практические

задания

на

основе

изученной информации.

Схема данного урока:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Используемые методы и приемы на третьей стадии:

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками

информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На

стадии

рефлексии

осуществляется

анализ,

творческая

переработка,

интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах

или в группах.

Исследователи

считают,

что

данная

структура

урока

соответствует

особенностям человеческого восприятия: первый этап – необходим настрой,

воспоминания об уже известном, далее - знакомство с новой информацией, и

только потом поразмыслить, а зачем тебе понадобятся полученные знания и

где ты будешь их применять

На каждой фазе (этапе) есть свои цели и задачи, а также арсенал методических

приёмов,

направленных

изначально

на

активизацию

исследовательской,

творческой деятельности, а уже затем на осмысление и обобщение полученных

10

з

н

а

н

и

й

.

Технология

развития

критического

мышления

предлагает

определенные

методы,

приемы

и

стратегии,

объединяющие

процесс

обучения

по

видам

учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

§

2.2. Стадия вызова.

Порой урок не достигает цели , и отсутствие результативности обучения –

это следствие того, что преподаватель строит обучение исходя из целей,

поставленных им самим, полагая, что они будут восприниматься детьми как

самостоятельно поставленные.. Дидактика свидетельствует о том, что учащийся

должен попытаться поставить собственные цели. Вспомним, что мы усваиваем

лучше всего. Обычно это информация по теме, о которой мы уже что-то знаем.

Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже

знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для

формулировки им собственных целей-мотивов.

Важным является и активизация учеников. Каждый ученик должен принять

участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы.

Например, на уроке литературы в 11 классе по теме «Добро и зло в романе

М.А.Булгакова

«Мастер

и

Маргарита»,

на

стадии

вызова

включаю

музыкальный ролик- танец «Добро и зло», затем ставлю вопрос: «Подумайте,

как представленное видео может быть связано с темой нашего урока?» Ребята

сразу поняли, что речь пойдет о добре и зле в романе «Мастер и Маргарита».

Спрашиваю об их собственных ассоциациях, связанных с этими терминами.

Условие: обязательно выслушиваются все мнения и записываются на доске.

На уроке в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»» начинаю

занятие с вопроса о том, что такое «характер» и «судьба» и как эти понятия

взаимосвязаны .Ответы достаточно разнообразные. Дети отвечают, что если

человек хороший и добрый, то судьба ему благоволит. И наоборот.

Тем

интереснее потом им узнать, как

характеры бывают противоположны (на

примере образов Костылина и Жилина). И как неожиданно пересекаются эти

противоположности в жизненном круговороте судьбы!

На

этой

стадии

интересным

может

быть

также

момент

заполнения

листа

ожидания. Ребята высказывают свои мнения о том, чего они хотят добиться в

течение урока Высказывают пожелания: хочу узнать, понять, активно отвечать,

получить

«пятерку»

и

т.д.

Все

это

заносится

маркером

на

лист

ватмана,

прикрепленный на доске.

Также хочется рассказать о приеме «Сочинение-ассоциация»

На этом уроке в 11 классе мы использовали репродукции с картин

художника В. Якубича к рассказу А.И.Куприна “Гранатовый браслет” и в

качестве музыкального сопровождения использовали «Аппассионату»

11

Бетховена . Чтобы погрузить детей в мир талантливого писателя А.И.Куприна,

урок можно начать с цитаты А.Камю: «Не быть любимым - это всего лишь

неудача. Не любить - вот несчастье». Ребятам предлагается прослушать

«Аппассионату” Бетховена. И в зависимости от того, какие ассоциации она у

них вызвала, записать слова-ассоциации. А затем ребятам было предложено

рассмотреть репродукции картин к рассказу и дополнить ряд слов уже по

репродукциям.

Записанные слова можно прочитать вслух, поделиться мнениями, какие

из

них

наиболее

ярко

и

точно

воспроизводят

события

рассказа.

И

затем

учащиеся пишут свои небольшие миниатюры, используя записанные слова.

Помимо развития творческого воображения, такая работа приучает учеников

видеть, чувствовать прекрасное, вслушиваться в мир искусства.

Также

можно

использовать такой вид работы в качестве небольших творческих разминок на

уроках развития письменной и устной речи.

Пристальное внимание на стадии вызова следует уделить систематизации

информации, собранной после всех выступлений ребят. Это позволит увидеть

информацию крупным планом, причем

сюда будут входить все мнения: и

«верные»

,

и

«неверные.

Также

структурирование

позволит

увидеть

противоречащие друг другу мнения и предопределит направление дальнейшего

п о и с к а

и с т и н ы .

Таким образом, я делаю вывод, что в момент реализации этапа вызова важно:

- предоставлять ребятам возможность высказывать свое мнение по изучаемой

новой теме, и делают они это свободно, без боязни ошибиться и высказать

«неправильную» точку зрения.

-

записывать

все

мнения:

любое

из

них

окажется

т

ценным

в

ходе

последующей

работы.

При

этом

на

данном

этапе

нет

«правильных»

и

«неправильных» высказываний.

Комбинировать индивидуальную и групповую работу. Индивидуальная форма

работы позволит каждому актуализировать свои знания и опыт, а групповая

форма

работы

поможет

самореализоваться,

ведь

ребенок

высказывает

свое

мнение перед всеми, не боясь ошибиться и высказать «неправильную»будет

услышан всеми, и он не боится при этом (Индивидуальная позволит каждому

ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие

мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться). Обмен мнениями

может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными

и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые

будут

стимулировать

к

изучению

нового

материала.

Кроме

того,

часто

некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой

аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать

себя более комфортно.

В чем заключается роль педагога на этом этапе? Учитель стимулирует учеников

к тому, чтобы вспомнить необходимую информацию из того, что они уже

знают, поддерживает микроклимат и доброжелательную атмосферу в группах.

И ответы учеников, разумеется, не критикуются. В случае успешной

12

реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на

следующем этапе.

§

2.3 Стадия осмысления

На стадии реализации смысловой фазы перед учениками возникает новая

информация, которую необходимо освоить. Основная

задача педагога

-

отследить восприятие новой информации . Объясняя новый материал, педагог

имеет возможность учесть все моменты, имевшие место на стадии вызова.

Форма подачи материала может быть с использованием видео, парной или

групповой

работы.

Основная

задача

активизировать

ребят

и

удержать

интерес, проявленный на стадии вызова. Именно поэтому большое значение

и м е е т

ф о р м а

п о д а ч и

м а т е р и а л а .

На стадии реализации этапа осмысления учащиеся продолжают в процессе

самостоятельной работы формулировать цели своего учения. Новые знания

накладываются

на

уже

известную

информацию–

таким

образом

учащиеся

самостоятельно ставят новые цели перед собой. Школьники находят ответы на

те вопросы, которые возникали на начальном этапе, однако не на все вопросы

могут быть получены ответы. И учитель должен постараться стимулировать

ребят к поиску новых знаний через рождающиеся вопросы на материале той

и н ф о р м а ц и и ,

с

к о т о р о й

о н

р а б о т а е т .

Итак, в фазе осмысления содержания учащиеся:

осуществляют контакт с новой информацией;

сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

акцентируют свое внимание на поиске

ответов на возникшие вопросы и

затруднения;

обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить

внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и

почему;

готовятся

к

анализу

и

обсуждению

услышанного

или

прочитанного.

Так, например, одним из излюбленных моих приемов является заполнение

бортового

журнала —

еще

одного

своеобразного

вида

таблицы,

который

наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие

другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий

урока.

Например, учащиеся 11 класса при изучении темы «Литературные направления

20 века» в течение урока заполняют следующую таблицу:

Что я знаю по теме

+ или —

Что узнал нового

Л и т е р а т у р а

2 0

в

возникла

н а

п о ч в е

р у с с к о й

классической

литературы

19

века.

Традициям

реализма остались

верны И А Бунин,

А.П.Чехов, А Н

Толстой.

Возникли

новые

течения:

с и м в о л и з м ,

а к м е и з м ,

декаданс,

футуризм.

Горький

с т а л

о с н о в о п о л ож н и ко м

пролетарской литературы

13

Продолжила

традиции реализма

Первая

графа

заполняется

на

стадии

вызова,

когда

учащиеся

тезисно

записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со

второй

графой.

Здесь

учащиеся

соотносят

свои

утверждения

с

новой

информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы

они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно

записывается все то новое, что было в тексте.

Также хотелось бы рассказать еще о приеме –Диаграмма Венна.

Диаграмма

Венна

прием,

помогающий

провести

сравнительную

характеристику

понятий,

предметов,

явлений.

После

прочтения

текста

учащиеся заполняют окружности. Например, данный прием может быть

очень

удачен

при

изучении

романа

И.А.Гончарова

«Обломов»

при

сопоставлении образов Штольца и Обломова. Пересечение окружностей –

это то пространство, где эти два образа пересекаются, имеют сходство.

Диаграмма Венна. Сопоставление образов Обломова и Штольца

14

Внешне Обломов грузный, жалуется на здоровье.

Потомственный дворянин, получил «обломовское», нежное

воспитание .

Избалованный, ленивый, не знал

трудностей.

Много думает и мало делает,

живет без цели.

Штольц внешне худощавый.Обладает креким

здоровьем.Непомещик, получил суровое «трудове» образование.

Неизбалованный,привыкший к труду, твердый,уверенный в себе

Оба

умные и

добрые,

вместе

учились,

дружили

детства

Очень интересен прием «фишбоун». Нередко в тексте или объяснении учителя

на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Вместе с тем иногда эти

проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на

них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения.

Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее

аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а

решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в

тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних

косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.

Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу

чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность

и реальные очертания. Возможно добавление верхних и нижних косточек,

расширение представленных сведений. При этом технология работы может

варьироваться (парная и групповая)

К примеру, при изучении повести Н С Лескова «Очарованный странник»

ставится перед классом вопрос: «Какие грехи в повести совершил Иван

Флягин? И каковы причины, побудившие к совершению этих грехов?» Дети

должны написать на верхних косточках эти грехи: убийство монаха, батыра и

Груши. А на нижних косточках пишут причины этих поступков. Таким образом,

учащиеся пытаются устанавливать причинно-следственные связи.

«Фишбоун!»

На любой стадии урока уместен прием «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Например, при изучении пьесы А М Горького «На дне» на стадии осмысления

можно провести диалог с использованием «толстых» вопросов:

- Объясните, почему именно в уста Сатина А.М.Горький вводит свой

знаменитый монолог: «Человек – это звучит гордо…» ?

-Почему автор не дал персонажам пьесы имена?

-В чем различие между Лукой и костылевскими ночлежниками.?

-Предположите, что будет, если Лука останется в ночлежке?

Тонкие вопросы: Кто из героев пьесы любил читать романы любви?

15

Что произошло после ухода Луки?Когда?Где происходит действие

пьесы? Согласны ли Вы ,что горькая правда лучше, чем сладкая ложь?

Так при анализе пьесы используются вопросы разного вида.

На стадии реализации смысловой фазы перед учениками возникает новая

информация, которую необходимо освоить. Основная задача педагога -

отследить восприятие новой информации . Объясняя новый материал, педагог

имеет возможность учесть все моменты, имевшие место на стадии вызова.

Форма подачи материала может быть с использованием видео, парной или

групповой работы. Основная задача – активизировать ребят и удержать

интерес, проявленный на стадии вызова. Именно поэтому большое значение

имеет форма подачи материала.

На стадии реализации этапа осмысления учащиеся продолжают в процессе

самостоятельной работы формулировать цели своего учения. Новые знания

накладываются на уже известную информацию– таким образом учащиеся

самостоятельно ставят новые цели перед собой. Школьники находят ответы на

те вопросы, которые возникали на начальном этапе, однако не на все вопросы

могут быть получены ответы. И учитель должен постараться стимулировать

ребят к поиску новых знаний через рождающиеся вопросы на материале той

информации, с которой он работает.

Таким образом, на стадии осмысления содержания учащиеся:

-контактируют с информацией, содержащей новые знания;

-сравнивают эту информацию с уже сформированными знаниями и опытом;

-обращают свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и ситуации

затруднения;

-пытаются разрешить неясности, формулируя новые вопросы ;

-акцентируют внимание на интересных моментах в новой информации, а также

отслеживают те моменты, которые им менее интересны;

-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

В свою очередь учитель на данном этапе:

1.

Может быть непосредственным источником новой информации, в этом

случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2.

Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении,

если школьники работают с текстом.

3.

Предлагает для организации работы с текстом различные приемы для

вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии,

целесообразно выделить время для второго прочтения. Достаточно важно

вернуться к тексту на новом «витке» его восприятия, чтобы прояснить

некоторые вопросы.

§

2.4 Стадия рефлексии.

16

Само слово рефлексия является синонимом таким более привычным словам,

как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание

и взаимодействие». Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание,

форма деятельности, ориентированная на осмысление собственных действий и

законов. Собственно рефлексивный анализ и оценка пронизывают все фазы

работы Но на заключительной стадии процесса рефлексия становится

основной целью деятельности и школьников, и учителя.

Следует заметить, что работа на стадии осмысления индивидуальна. Учащиеся

осваивают новый материал. У каждого из ребят это индивидуальный процесс,

в соответствии с самостоятельно поставленными целями, возникшими на

стадии вызова.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала,

составление дальнейшего плана обучения (это понятно, это непонятно, это

интересно и т.д.).

Какие формы возможны на этапе рефлексии?

1.

Устная форма: беседа между учеником и учителем, диалог между двумя

учениками, возврат к началу урока: ключевым словам, верным и

неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые

методы, круглый стол.

2.

^ Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием

различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из

предложенных вариантов, расстановка по степени важности,

согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические

способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм,

кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо,

сочинение. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка

формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии.

Образцы работ на этапе рефлексии:

Синквейн по литературе

Былины

Народные, эпические

Рассказывают, воспевают, прославляют

Открывают мир русского эпоса

Мир культуры

«Верное-неверное утверждение»

…сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина написаны только для детей

… в его сказках используется только разговорный стиль

....автор прямо указывает на недостатки своих героев

…использует черты народных сказок и рельной жизни

…характерно использование гротесков, аллегорий, гипербол

17

…используется добрый авторский смех

В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков

критического мышления.

§3.1Обобщение опыта. Полученные результаты

В течение года 2014 -2015 учебного года было проведено исследование в

формате «лессон стадии» на базе 9 Б классе, который показал по итогам 1

четверти минимальный процент качества знаний. Целью исследования стала

апробация инструмента ТРКМ, который поможет учащимся с разными

уровнями обучения развивать мыслительные процессы от низшего уровня

знания, понимания, применения к более высокому уровню анализа,

синтеза и оценивания, т. е. будет способствовать развитию критического

мышления и как следствие повышению качества обучения. Чтобы определить

изменения в учебной деятельности были использованы метод наблюдения,

анкетирования. Наблюдения были проведены за тремя учащимися с

разными уровнями достижений в когнитивной деятельности. После

проведения серии последовательных уроков количество задаваемых

вопросов по типу мышления изменились в следующем соотношении:

Вопросы низкого порядка до исследования 59 % , после 33 %

Вопросы высокого порядка до исследования — 41 % , после 54 %

18

Результаты показывают, что апробация приемов позволила переосмыслить

типологию вопросов по таксономии Блума. Вопросов низкого порядка

уменьшилось на 26 %, а вопросы высокого порядка увеличилось на 13 % .

Ученики стали понимать, что реже необходимо использовать вопросы,

требующие однозначных ответов, осмысления и применения информации.

Необходимо использовать вопросы, которые помогают анализировать,

сравнивать, обобщать и оценивать информацию. Считаю, необходимо

время, чтобы научиться вырабатывать и составлять собственные вопросы

высокого уровня мышления.

Изучая технологию развития критического мыщления в целях повышения

уровня мыслительной деятельности, я использовала следующие виды

диагностического инструментария для определения эффективности внедряемых

преобразований:

Динамика обучаемости

Динамика уровня мотивации

Мониторинг развития личности

Мониторинг критичности мышления

Вышеуказанные исследования были апробированы на параллели 9 классов.

Динамика обучаемости по методике Третьякова

Анализ данных, позволяет сделать следующий вывод:

происходит повышение уровня обучаемости по III уровню почти на 4 % и

снижение учащихся с I уровнем обучаемости на 14%

Это говорит о росте четверок и пятерок по отдельным темам.

Мониторинг уровня мотивации показывает рост на 3 ,7%. Следовательно,

количество заинтересованных учеников выросло.

19

Первое полугодие

Второе полугодие

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

7 класс

9 класс

7

10

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

Первое полугодие

Второе полугодие

Динамика развития личности обучающихся

Для отслеживания воздействия применяемой технологии на личность

обучающихся были выделены следующие параметры:

- уровень интеллектуального развития, который выявлялся по методике Р.

Амтхауэра «Тест интеллектуальных способностей»;

20

повышенный уровень

пониженный уровень

средний уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

2014-2015

2015-2016

-«Направленность контакта», которое определялось по методике К. Томаса

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о наличии

положительной динамике в формировании логических операций и общих

интеллектуальных способностей.

Результаты по методике К. Томаса «Направленность контакта»

Результаты направленности на контакт по методике Томаса позволяют сделать

вывод, что у обучающихся меняется направленность контакта от

декструктивной к конструктивной, появляется большее количество учеников

использовать такие формы взаимодействия как сотрудничество и компромисс.

Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность

обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который

складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию.

Сравнительный анализ сформированности уровней коммуникативных компетенций

показывает на значительный рост письменной, устной и продуктивной

коммуникаций III уровня.

21

2014-2015

2015-2016

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

деструктивная направ-

ленность 10

конструктивная направ-

ленность 11

Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования

отобранных приемов технологии развития критического мышления,

способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, что обеспечивает

положительные результаты сформированности качества знаний и стабильную

успеваемость

Кроме того, результативность работы можно отразить следующими

показателями:

Уровень

участия

год

Наименование

конференций,

конкурсов,

фестивалей.

Фамилия, имя,

участника, класс

результат

Школьны

й

201

4-

201

5

Предметная

общешкольная

научно-

практическая

конференция

«Старт в науку

2015»

Садыкова София (9

класс)

Зубарева Екатерина

(10 класс)

Исследовательская

работа

«Англоязычные

заимствования»

победитель

Муницип

альный

201

4-

201

5

Районная

научно-

практическая

конференция для

учащихся 1-11

классов «Старт в

науку – 2015»

Садыкова

София

(9

класс),

Зубарева

Екатерина

(10 класс)

«Неоправданное

использование

англоязычных

з а и м с т в о в а н и й

в

русской речи как путь

к

п о т е р е

призер

22

национального

самосознания».

Всеросси

йский

201

4-

201

5

11Всероссийски

й конкурс

проектно-

исследовательск

их работ «Грани

науки»

С а д ы к о в а

С о ф и я

«Использование

заимствований

как

п у т ь

к

п о т е р е

национального

самосознания»

лауреат

муницип

альный

201

5-

201

6

Районная

научно-

практическая

конференция

школьников

«Старт в науку –

2016»

Носов Сергей ,

Малюта Дарья

«Влияние рекламы на

сознание людей»

победители

муницип

альный

201

5-

201

6

Районная

научно-

практическая

конференция

школьников

«Старт в науку –

2016»

Ларин Андрей

«Нравственные заветы

«Поучения Владимира

Мономаха»

победитель

Всеросси

йский

201

6-

201

7

1 Всероссийский

конкурс для

детей и

молодежи «На

взлете»

номинация

«Исследовательс

кие и научные

работы»

Малюта Дарья (10

класс)

«Зависимость социума

от рекламы»

победитель

Всеросси

йский

201

6-

201

7

1 Всероссийский

конкурс для

детей и

молодежи «На

взлете»

номинация

«Журналистика»

Садыкова София (10

класс)

конкурсная работа

«Телевидение и

детство»

победитель

Всеросси

йский

201

5

Всероссийский

дистанционный

ко н ку р с

«Мы

п омн и м

Д е н ь

Победы»

Зубарева

Екатерина

(10 класс) конкурсная

р а б о т а

« Г е р о й

Отечества: кто он?»

победитель

23

Всеросси

йский

201

5

5 Всероссийский

конкурс

сочинений

«Золотое перо-

2015»

Зубарева

Екатерина

(10 класс)

конкурсная

р а б от а

« В е ч н а я

с л а в а

Вам,Герои России!»

Победитель

1

место

Всеросси

йский

201

5

Игра-конкурс

«Русский

медвежонок –

языкознание

для всех»

Корпушенко

Екатерина (11 класс)

победитель

Всеросси

йский

201

5

5 Всероссийский

конкурс

сочинений

«Золотое перо-

2015»

Попова Диана(9класс)

Победитель

2

место

муницип

альный

201

5

районная

олимпиада по

литературе

Зубарева

Екатерина

(11класс)

победитель

Муницип

альный

201

6

районная

олимпиада по

литературе

Садыкова

София,

(10

класс),

Ермолаев

Василий

(8

класс)

призеры

Муницип

альный

этап

201

5

Всероссийский

конкурс

сочинений

Садыкова

София

(9

класс)

«Вечная слава Героям

России!»

победитель

Муницип

альный

этап

201

6

Всероссийский

конкурс

сочинений

Садыкова

София

(10

класс)

победитель

Регионал

ьный

этап

201

6

Всероссийский

конкурс

сочинений

Садыкова

София

(10

класс)

призер

Заключение

Продемонстрированные приёмы развития критического мышления на уроках

литературы позволяют мне сделать работу на уроках более плодотворной и

интересной, а главное – результативной. Именно поэтому планирую и далее

использовать в своей работе данную технологию. Человек, имеющий

критическое мышление, востребован в современном мире. Такой человек

способен прогнозировать, иметь дальновидность, уметь диагностировать и

видеть проблемы, а также ставить четкие задачи, разрабатывать альтернативные

24

пути к осуществлению данных задач. У человека с критическим взглядом на

мир есть несомненное преимущество - оригинальное и креативное мышление и

способность к самореализации. Несомненно, большим плюсом в работе по

развитию критического мышления является то, что в результате использования

ТРКМ учебно -воспитательный процесс приобретает личностно-

ориентированную направленность. Кроме того, технология позволяет решать

новые образовательные задачи: формирование и развитие исследовательских,

информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их

мышления и креативных способностей, формирование модельных

представлений.

Применение критического мышления на уроках литературы позволяет

формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные

мотивы поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.

Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

2.

Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях

применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ №2, 2003.

3.

Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами

субъективизации.-РЯШ №3, 2003.

4.

Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М. Деловое общение: думай – говори

– иди к цели: руководство к упражнениям по риторике.- Самара: 2003.

5.

Казанский О.А. Игры в самих себя.- М.: Менеджер, 1994.

6.

Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ

№1, 2003.

7.

Львов М.Р. Основы теории речи: Учебник для студентов высших

педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.

25

8.

Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю., Балаян И.А. Как развивать

внимание и память вашего ребёнка.- М.: Эйдос, 1994.

9.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное

пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.:

Просвещение, 1996.

10.

Путешествие в страну тайн.- Сост.: Смирнов В.Ф., Чирва А.В. –

«Новая школа».- М., 1993.

11.

Структурно – логические схемы как приём организации изучения

теоретического материала по русскому языку и литературе.- Самара, 1993.

12.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянска школа-

1998.

13.

Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления

детей.- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

14.

Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию:

Сборник игр – коррекций. - М.: Новая школа, 1993.

26

27



В раздел образования