Автор: Гордеева Гульнара Талгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с "Сказка"
Населённый пункт: с. Алкино-2
Наименование материала: статья - презентация
Тема: Инновационные формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Раздел: дошкольное образование
Инновационные формы и методы работы с родителями по
экологическому воспитанию.
Всё хорошее в людях
- из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый
план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали
актуальными?
Причина
—
в
деятельности
человека
в
природе,
часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,
ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был
ребенком.
Вот
почему
так
велика
роль
дошкольных
учреждений
в
экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша
задача — показать родителям необходимость воспитания у детей
экологической культуры.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
Экологическая культура —это
знания,
практические навыки,
эстетические переживания,
эмоциональное отношение,
практические поступки
и поведение детей
(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе,
умение любоваться ее красотой и т. д.).
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методами взаимодействия с родителями в ДОУ являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный
настрой
на
общение
является
тем
самым
прочным
фундаментом,
на
котором
строится
вся
работа
педагогов
группы
с
родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
неуме стны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется
«моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных
форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями
ежедневно,
и
именно
от
него
зависит,
каким
будет
отношение
семьи
к
детскому
саду
в
целом.
Ежедневное
доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
отдельное
хорошо
проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель,
общаясь
с
родителями,
должен
чувствовать
ситуацию,
настроение
мамы
или
папы.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
с емьи
в
сложных
педагогиче ских
ситуациях,
д е м о н с т р а ц и я
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи
и искреннее желание помочь.
4. Серьезная подготовка ко всем мероприятиям.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество,
а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут
негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно
использовать как
традиционные
формы
работы
такие
как:
родительские
собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные. Но все
эти
формы
должны
основываться
на
педагогике
сотрудничества.
Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию
мы рассмотрим на примере нашего детского сада.
Инновация
—
это
внедренное
новшество,
обладающее
высокой
эффективностью, но только такое, которое серьезно повышает эффективность
действующей системы.
Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель
педагог — ребенок — родитель.
В нашем детском саду в своей работе с родителями по экологическому
воспитанию мы используем следующие инновационные формы работы:
1.
Экологические акции
2.
Экологические проекты
3.
Экологические праздники
4.
Экологические сказки
5.
Участие в выставках, конкурсах
6.
Пешие походы.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к
фактам
безответственного
поведения
людей
в
природе,
например,
не
затушенным
кострам,
оставленному
мусору.
Для
приобретения
опыта
поведения в природной среде можно использовать такую форму работы как
создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям
вместе с детьми дома.
Ле стничный
марш среднего
подъезда
детского
сада
посвящен
«Безопасности детей», в том числе и правилам поведения в природе.
Наш детский сад особое внимание уделяет экологическому воспитанию
не только детей, но и их родителей.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в
мероприятиях
экологической
направленности,
помогают
участие
в
экологических акциях:
- «Кормушка»,
-«Продлим жизнь отходам»,
- «Сохраним березку русскую»,
-«Экологическая полиция».
Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки,
собирают пластиковые бутылки, картон и делают из них
поделки,
готовят костюмы к дефиле,
оформляют плакаты, запретные знаки.
Одной
из
инновационных
форм
работы
являются
экологические
проекты. В нашем детском саду проведены следующие проекты:
- «Мои друзья – дождевые черви»
- «Маленькие огородники»
- «Дерево нашего участка»
- «Елочка – колкая иголочка»
- «Рябина кудрявая»
- «Береза»
- «Золотистый клен»
- «Люблю березку русскую».
Большую
помощь
в
организации
и
проведении
проекта
оказывают
родители.
Они
оформляют
плакаты,
книжки-малышки,
атрибуты
к
дидактическим, сюжетно-ролевым играм, различные поделки.
Установить
теплые
неформальные
отношения
между
педагогами
и
родителями, а также более доверительные отношения между родителями и
детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего
детского
сада
является
участие
родителей
в
театрализованных
играх
экологического
содержания,
в
которых
родители
и
дети
являются
равноправными
участниками - «Масленица», «Праздник русской березки -
Троица»,
«Осень
в
гости
просим»,
экологическая
сказка
«Есть
у
дерева
друзья».
«Масленица»
«Праздник русской березки - Троица»
«Осень в гости просим»
«Есть у дерева друзья».
Очень нравится детям и родителям пешие походы в лес. Где родители
не только играют роли сказочных героев, но и с удовольствием участвуют
совместно с детьми в командных играх.
«Пеший поход в лес»
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяют укрепить
взаимодействие
детского
сада
с
семьями
воспитанников,
активизировать
педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения
конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться
родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
В нашем детском саду ежегодно проводятся следующие конкурсы, в
которых участвуют родители, дети и педагоги: «Огород на окне», «Осенние
фантазии», «Лучший участок группы», «Лучшая кормушка», «Новогодняя
елочка», «Продлим жизнь отходам».
По итогам конкурса за призовые места мы награждаем участников
почетными грамотами, а остальным участникам объявляется благодарность.
От этого у родителей появляется больший интерес для участия в различных
конкурсах.
Наши
дети
и
родители
принимают
участи
не
только
в
конкурсах
детского сада, но и во всероссийских конкурсах таких как: «Золотая осень», в
экологической акции «Сохраним живую ель»
«Всероссийский конкурс «Осенняя фантазия»»
«Всероссийская экологическая акция «Сохраним живую ель»»
Наиболее
важным
в
информационно-просветительской
работе
с
родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных
материалов
для
родителей.
Это
могут
быть
информационные
стенды,
буклеты, памятки, стенгазета.
Для более эффективного сотрудничества для педагогов с родителями
необходимо учесть:
Памятка для родителей.
1)все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть
эстетично оформлены;
2)содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес
к этой информации быстро пропадет;
3)оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст
на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
4)содержание
предлагаемого
материала
должно
быть
действительно
интересно большинству родителей.
В работе с родителями для педагогов ДОУ самое главное - личная
убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить,
беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания
дошкольников.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Сказка» с. Алкино - 2 муниципального
района Чишминский район Республики Башкортостан
Сообщение
на РМО воспитателей
на тему: «Инновационные формы и методы работы с родителями по
экологическому воспитанию»
Подготовил воспитатель:
Гордеева Г.Т.