Напоминание

Инновационные формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.


Автор: Гордеева Гульнара Талгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с "Сказка"
Населённый пункт: с. Алкино-2
Наименование материала: статья - презентация
Тема: Инновационные формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные формы и методы работы с родителями по

экологическому воспитанию.

Всё хорошее в людях

- из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали

актуальными?

Причина

в

деятельности

человека

в

природе,

часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был

ребенком.

Вот

почему

так

велика

роль

дошкольных

учреждений

в

экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Наша

задача — показать родителям необходимость воспитания у детей

экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культура —это

знания,

практические навыки,

эстетические переживания,

эмоциональное отношение,

практические поступки

и поведение детей

(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе,

умение любоваться ее красотой и т. д.).

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Методами взаимодействия с родителями в ДОУ являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный

настрой

на

общение

является

тем

самым

прочным

фундаментом,

на

котором

строится

вся

работа

педагогов

группы

с

родителями.

В

общении

воспитателя

с

родителями

неуме стны

категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная

администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется

«моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных

форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями

ежедневно,

и

именно

от

него

зависит,

каким

будет

отношение

семьи

к

детскому

саду

в

целом.

Ежедневное

доброжелательное

взаимодействие

педагогов

с

родителями

значит

гораздо

больше,

чем

отдельное

хорошо

проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Воспитатель,

общаясь

с

родителями,

должен

чувствовать

ситуацию,

настроение

мамы

или

папы.

Здесь

и

пригодится

человеческое

и

педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и

вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,

осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих

собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды

педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки

с емьи

в

сложных

педагогиче ских

ситуациях,

д е м о н с т р а ц и я

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи

и искреннее желание помочь.

4. Серьезная подготовка ко всем мероприятиям.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями

необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество,

а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут

негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно

использовать как

традиционные

формы

работы

такие

как:

родительские

собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные. Но все

эти

формы

должны

основываться

на

педагогике

сотрудничества.

Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию

мы рассмотрим на примере нашего детского сада.

Инновация

это

внедренное

новшество,

обладающее

высокой

эффективностью, но только такое, которое серьезно повышает эффективность

действующей системы.

Работу следует проводить в двух направлениях:

педагог — родитель

педагог — ребенок — родитель.

В нашем детском саду в своей работе с родителями по экологическому

воспитанию мы используем следующие инновационные формы работы:

1.

Экологические акции

2.

Экологические проекты

3.

Экологические праздники

4.

Экологические сказки

5.

Участие в выставках, конкурсах

6.

Пешие походы.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к

фактам

безответственного

поведения

людей

в

природе,

например,

не

затушенным

кострам,

оставленному

мусору.

Для

приобретения

опыта

поведения в природной среде можно использовать такую форму работы как

создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям

вместе с детьми дома.

Ле стничный

марш среднего

подъезда

детского

сада

посвящен

«Безопасности детей», в том числе и правилам поведения в природе.

Наш детский сад особое внимание уделяет экологическому воспитанию

не только детей, но и их родителей.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в

мероприятиях

экологической

направленности,

помогают

участие

в

экологических акциях:

- «Кормушка»,

-«Продлим жизнь отходам»,

- «Сохраним березку русскую»,

-«Экологическая полиция».

Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки,

собирают пластиковые бутылки, картон и делают из них

поделки,

готовят костюмы к дефиле,

оформляют плакаты, запретные знаки.

Одной

из

инновационных

форм

работы

являются

экологические

проекты. В нашем детском саду проведены следующие проекты:

- «Мои друзья – дождевые черви»

- «Маленькие огородники»

- «Дерево нашего участка»

- «Елочка – колкая иголочка»

- «Рябина кудрявая»

- «Береза»

- «Золотистый клен»

- «Люблю березку русскую».

Большую

помощь

в

организации

и

проведении

проекта

оказывают

родители.

Они

оформляют

плакаты,

книжки-малышки,

атрибуты

к

дидактическим, сюжетно-ролевым играм, различные поделки.

Установить

теплые

неформальные

отношения

между

педагогами

и

родителями, а также более доверительные отношения между родителями и

детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего

детского

сада

является

участие

родителей

в

театрализованных

играх

экологического

содержания,

в

которых

родители

и

дети

являются

равноправными

участниками - «Масленица», «Праздник русской березки -

Троица»,

«Осень

в

гости

просим»,

экологическая

сказка

«Есть

у

дерева

друзья».

«Масленица»

«Праздник русской березки - Троица»

«Осень в гости просим»

«Есть у дерева друзья».

Очень нравится детям и родителям пешие походы в лес. Где родители

не только играют роли сказочных героев, но и с удовольствием участвуют

совместно с детьми в командных играх.

«Пеший поход в лес»

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяют укрепить

взаимодействие

детского

сада

с

семьями

воспитанников,

активизировать

педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения

конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться

родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

В нашем детском саду ежегодно проводятся следующие конкурсы, в

которых участвуют родители, дети и педагоги: «Огород на окне», «Осенние

фантазии», «Лучший участок группы», «Лучшая кормушка», «Новогодняя

елочка», «Продлим жизнь отходам».

По итогам конкурса за призовые места мы награждаем участников

почетными грамотами, а остальным участникам объявляется благодарность.

От этого у родителей появляется больший интерес для участия в различных

конкурсах.

Наши

дети

и

родители

принимают

участи

не

только

в

конкурсах

детского сада, но и во всероссийских конкурсах таких как: «Золотая осень», в

экологической акции «Сохраним живую ель»

«Всероссийский конкурс «Осенняя фантазия»»

«Всероссийская экологическая акция «Сохраним живую ель»»

Наиболее

важным

в

информационно-просветительской

работе

с

родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных

материалов

для

родителей.

Это

могут

быть

информационные

стенды,

буклеты, памятки, стенгазета.

Для более эффективного сотрудничества для педагогов с родителями

необходимо учесть:

Памятка для родителей.

1)все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть

эстетично оформлены;

2)содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес

к этой информации быстро пропадет;

3)оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст

на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

4)содержание

предлагаемого

материала

должно

быть

действительно

интересно большинству родителей.

В работе с родителями для педагогов ДОУ самое главное - личная

убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить,

беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания

дошкольников.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Сказка» с. Алкино - 2 муниципального

района Чишминский район Республики Башкортостан

Сообщение

на РМО воспитателей

на тему: «Инновационные формы и методы работы с родителями по

экологическому воспитанию»

Подготовил воспитатель:

Гордеева Г.Т.



В раздел образования