Автор: Андреева Надежда Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40 "Радость"
Населённый пункт: город Новочебоксарск
Наименование материала: мастер-класс для воспитателей
Тема: "Неклассические художественные техники в реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Андреева Надежда Геннадьевна
Мастер-класс для воспитателей «Неклассические художественные
техники в реализации ФГОС ДО.
Цель:
расширит ь
знания
пед агогов
ч ере з
знакомст во
с
неклассическими
художественными
техниками,
как
средство
развития
инициативы, самостоятельности и творческих способностей детей.
Задачи:
-
познакомить
педагогов
с
неклассическими
художественными
техниками – рисование с помощью бумажных салфеток, работа с ватными
дисками
-
научить
практическим
умениям
в
области
изобразительной
деятельности с использованием нескольких неклассических художественных
техник в рисовании.
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов.
- создать условия для профессионального общения, самореализации и
стимулирования роста творческого потенциала участников;
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: р и с у н к и ,
в ы п о л н е н н ы е
в
н е к л а с с и ч е с к о й
художественной технике; гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы
бумаги, бумажные салфетки, ватные диски, цветы, вырезанные из бумажных
салфеток, влажные салфетки на каждого педагога .
Применение: в работе кружка, в повседневной НОД по рисованию, в
работе с родителями.
Предварительная
работа:
обработка
специальной
литературы
по
данной
теме;
подготовка
оборудования,
оформление
выставки
работ,
выполненных в неклассической художественной технике.
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер-класса:
«Неклассические художественные техники в реализации ФГОС ДО».
Согласно ФГОС ДО, который вступил в силу 1 января 2014 г, одной из
главных задач дошкольного образования является задача развития у детей
творческого мышления и самостоятельности.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного
образования
является
поддержка
инициативы
детей
в
различных
видах
деятельности (п.1.3. подп.4 ФГОС). Поддержка инициативы является также
условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
(п.3.1.
подп.5).
Задача
педагога
–
развивать
творческие
способности
и
самостоятельность детей.
Развитие детской
инициативы
и
самостоятельности особенно
эффективно
происходит
при
решении
задач
о б р а з о ват е л ь н о й
области «Художественно – эстетическое развитие».
Все
дети
в
детстве
рисуют,
но
это
получается
не
у
всех
детей
одинаково,
одному
ребёнку
достаточно
небольшой
помощи,
а
другому
требуется много времени.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать,
потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Как
увлечь такого ребёнка изобразительным творчеством? Именно для таких
детишек
существуют
"Неклассические
художественные
техники" (Этот
термин использует Светлана Викторовна Погодина в своей парциальной
программе «Шаг в искусство»),
В
своей
работе
я
использую
парциальную
авторскую
программу
С.В.Погодиной «Шаг в искусство», целью которой является художественно-
эстетическое
развитие
детей,
формирование
художественно-творческих
способностей посредством использования неклассических художественных
техник.
Задачи
программы «Шаг
в
искусство» создают
условия
для
свободного
экспериментирования
с
изобразительными
материалами
и
инструментами,
художественными
техниками
и
приемами,
а
так
же
воспитание
художественного
вкуса
и
чувства
гармонии. Детям
дается
в о з м о ж н о с т ь
в ы б о р а изобразительного
м ат е р и а л а.
Они
проявляют инициативу
и
самостоятельность
в
этом
выборе.
Эти
задачи
направлены на реализацию федерального государственного образовательного
стандарта. (Согласно ФГОС ДО п. 3.2.1. подп.6 возможность выбора детьми
материалов,
видов
активности,
участников
совместной
деятельности
и
общения.)
Дошкольники
в
этот
эксперимент
включаются
легко.
Это
очень
интересные
и
лёгкие
в
исполнении
виды
деятельности,
в
которых
используются различные нестандартные инструменты и приёмы рисования.
Именно такие необычные способы рисования будут
способствовать развитию
творческих
качеств
личности
ребенка
. В
концепции
ФГОС
в
качестве
конечного
результата
образовательной
деятельности
ДОО
фиксируется
портрет
первоклассника,
в
котором
одно
из
важнейших
мест
отводится
развитию творческих качеств личности ребёнка.
Опыт
работы
показал,
что
овладение
неклассической
техникой
изображения
доставляет
дошкольникам
истинную
радость.
Они
с
удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей.
Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их
многообразие,
им
доставляет
огромное
удовольствие
сам
процесс
выполнения.
Рисование с
использованием
неклассических
техник
способствует
снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает
пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел,
работать
с
разнообразным
материалом,
развивает
мелкую
моторику
рук,
творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время работы
дети получают эстетическое удовольствие.
Приобретая опыт рисования в
неклассической
художественой
технике,
ребенок
преодолевает
неуверенность,
и
дальнейшее
творчество
будет
доставлять
ему
только
удовольствие.
Сегодня я предлагаю вам побыть художниками и изобразить натюрморт
«Цветы
в
вазе»,
используя
в
работе
сразу
несколько
неклассических
художественных техник.
Для этого нам понадобится гуашь, кисти, мягкий пластилин, бумажные
салфетки,
ватные
диски,
пакетики
чая,
пищевые
красители
и
влажные
салфетки.
Итак,
приступаем.
Прежде
всего
нам
надо
провести
линию
стола.
Берем круглую кисточку, набираем любой цвет и проводим полоску по всей
ширине листа. Мы разделили наш лист на две части. Начинаем тонировать
(закрывать) лист бумаги. В верхней части мы используем три цвета: белый и
два на выбор (желтый, оранжевый). Набираем гуашевую краску, широкой
кисточкой вытираем гуашь о лист бумаги и набираем еще два цвета. Не
нужно закрашивать всю поверхность листа, а только легкими движениями,
слегка натирать кисть. Берем влажные салфетки и протираем: либо по дуге,
либо
вертикально,
либо
по
углам,
как
вам
удобно.
По
дуге
интереснее
получается , здесь у нас дополнительный эффект – эффект драпировки.
(складки,
ткани) Это мы делаем, чтобы показать разницу плоскости. Для
нижней части используем только два цвета: белый (вытираем кисть о лист
бумаги) и еще один из тех, которые мы уже брали (желтый). И точно так же
влажной салфеткой протираем, но для плоскости стола движения только
горизонтальные.
Таким образом мы легко и быстро закрыли всю поверхность листа. Это
можно использовать со второй младшей группы.
Теперь
приступаем
к
цветам. Первый
цветок
мы
изобразим
с
помощью салфетки. Мы берем обыкновенную белую салфетку без рисунков,
в верхней части нужно намочить то место, где у нас будет располагаться
цветок, приложить салфетку и опять намочить (малярной кистью), а потом
закрываем красками. Влажные салфетка придает рисунку фактурность.
Второй цветок делаем по-другому. Берем ватный диск, разъединяем,
смачиваем лист бумаги, где будет крепиться наш цветок, прикладываем диск
ворсистой частью
и смачиваем водой. Мы работаем без клея. Придаем
немножко
форму,
поправляем
пальцами,
создаем
интересные
формы
для
бутонов, пока сырой, делается хорошо и расписываем гуашью. И на ватный
диск гуашь ложится идеально, не оставляя пробелов. Цвета сохраняются
сочными,
яркими
даже
при
высыхании
работы.
Дополняем
несколькими
деталями наш цветок (сердцевина, тычинки)
Третий
цветок делаем точно такой же, как первый из салфетки, но
чуть-чуть поменьше и раскрасим .
Последние
два
цветочка
изобразим
тоже
из
салфетки,
но
другим
способом.
Мы
возьмем
салфетку,
где
уже
изображены
цветы.
Вырезаем
цветы, разъединяем салфетку, оставляем только верхний слой. Дальше точно
так
же,
заготовку
прикладываем,
смачиваем
водой,
прижимаем.
Цветок
присоединился
очень
плотно,
раскрашиваем, (сердцевину
тоже) можно
изменить цвета, использовать сразу несколько оттенков.
Этот прием хорошо использовать на начальной стадии, когда дети еще
не понимают как можно было бы изобразить тот или иной цветок. В данном
случае
салфетка
помогает
немножко
пофантазировать.
У
ребенка
есть
изображение,
есть
форма,
есть
цвет,
по
которым
только
отрабатываем
гуашью. А потом он обязательно нарисует такой цветок рядом.
Теперь приступаем к вазе. Для вазы мы берем белый цвет
и любой
другой.
Набираем
одновременно
два
цвета,
ставим
точку
и
круговыми
движениями
создаем
силуэт
вазы.
Дугообразными
движениями
прорисовываем верх и низ. Ваза получается легкой и объемной. Теперь
рисуем стебли, листья. Стебли идут к вазе. Белой краской ставим блик, с
противоположной стороны отмечаем тень.
Сейчас я на одной работе показала вам сразу несколько техник. С
детьми все и сразу не используем, только по одной. Потому что, когда много
техник они путаются, у них разбегаются глаза. Сначала отрабатываем одну
технику,
в
следующий
раз
еще
одну,
Только
тогда
у
них
создается
определенная база изобразительного опыта.
Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес?
- Где вы можете их использовать?
-
С
какими
непредставленными
способами
Вы
хотели
бы
познакомиться?
- Уважаемые, коллеги! Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие
в мастер- классе, за чудесные картины. Благодарю за сотрудничество!