Напоминание

"Градусная сеть. Параллели и меридианы".


Автор: Макарова Елена Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "ГИМНАЗИЯ №58"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Градусная сеть. Параллели и меридианы".
Раздел: среднее образование





Назад





Градусная сеть. Параллели и меридианы.
Макарова Елена Павловна, учитель географии МОУ «ГИМНАЗИЯ №58» города Саратова

Пояснительная записка.
Методическая разработка к УМК издательства «Дрофа». Учебный предмет- география, 5 класс, программа под редакцией В.П. Дронова, раздел «Географические модели Земли». Урок « Градусная сетка. Параллели и меридианы» проводится в 5 классе. Активизировать познавательную деятельность обучающихся и изучить материал в полном объёме позволяют различные приёмы и методы обучения. Использование презентации помогает получить наглядную информацию по теме.
Предметные результаты.
1. Формирование представления о линиях градусной сетки- параллелях и меридианах. 2. Формирование умений использовать знания об элементах градусной сетки для определения географического положения различных объектов.
Метапредметные и личностные результаты.

Регулятивные УУД
1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока). 2.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки) 3.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1.Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД
1.Сформировать умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в коллективе.
Тема урока
: «Градусная сетка. Параллели и меридианы»
Цели:
•Образовательная: способствовать усвоению обучающимися понятий темы урока. •Развивающая: продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, применять полученные знания на практике.
•Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению окружающих.
Вид разработки:
урок.
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы обучения:
индивидуальная, фронтальная
Литература для обучающихся:
1.В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение.5-6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012. 2. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение.5 класс. Рабочая тетрадь. -М.: Дрофа, 2012. 3.Атлас для 5 класса. -М.: Дрофа
Литература для учителя:
1.В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение.5-6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012. 2. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Методическое пособие к учебнику «География. Землеведение.5-6 класс». -М.: Дрофа, 2013. 3.Атлас для 5 класса. -М.: Дрофа
Образовательные ресурсы:
учебник, тетрадь, рабочий лист (Приложение 1), презентация (Приложение 2)
Оборудование:
шаблоны, мультимедийный проектор, физическая карта мира.
№п

/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельно

сть

обучающи

хся

Формируемы

е УУД
1. Организацио нный момент Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих Демонстри руют готовность к уроку. Регулятивные : настраиваютс я на работу
2. Актуализаци я знаний Для создания эмоционального настроя урок начинается с загадок.
Загадки.
Он на листок бумаги похож, Нашей Земли очень умный чертеж. Горы, равнины, моря, океаны, И города есть на нем, и страны… Что это такое?
(Географическая

карта)
40 тысяч километров По этой линии Земли Надо плыть, лететь и ехать Морем, воздухом, в пыли — По бескрайним океанам, Над горами, через лес; Быть отважным капитаном, Покорителем небес. Что это такое?
(Экватор)
Отвечают на вопрос. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Коммуникати вные: высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями Регулятивные : осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи 3. Совместное открытие знаний -Сегодня мы продолжим знакомство с географическими картами, а тему урока вы определите сами, выполнив задание
(Слайд 1).
- Какое слово получилось?
( С е т

к а)
- Это ключевое слово сегодняшней темы урока, Ко которая звучит так «
Градусная

сетка. Параллели

и меридианы». (Слайд 2).


-Внимательно посмотрите на географические карты. Они покрыты тонкими линиями, напоминающие сетку.
Зачем эти линии необходимы?

Почему нам важно изучить эту

тему?
Эти линии очень важны. Оказывается, только с помощью градусной сетки можно сделать географическую карту. Чтобы определить местонахождение какой-либо точки на Земле, нужно знать её широту и долготу, то есть Отвечают на вопросы. Записываю т тему урока в тетради. Отвечают на вопросы. Слушают, принимают участие в Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности Познавательн ые: умеют извлечь информацию из различных источников, сравнивают понятия, систематизир уют собственные знания Коммуникати вные: умеют задавать вопросы с целью получения необходимой информации
географические координаты места в градусах. В ЧС можно услышать, например, такое сообщение: «Горит тайга! Высылайте самолёт. Сообщаем координаты 55 градусов северной широты, 92 градуса восточной долготы». Или « Корабль терпит бедствие. Находится на 40 градусах южной широты, 160 градусах западной долготы». Эти несколько цифр и букв рассказывают, где именно нужна людям срочная помощь.


Задание 1.
По данному изображению необходимо самостоятельно дать определение понятия «параллель».
(Слайд 3). Сравните с определением

в учебнике. Какое из них полнее

отображает сущность параллели?
Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария (учитель показывает на карте)
Задание 2.
По данному изображению необходимо самостоятельно дать определение понятия «меридиан».
(Слайд 4). ). Сравните с

определением в учебнике. Какое из

них полнее отображает сущность

меридиана?
Начальный (нулевой, Гринвичский) меридиан делит Землю на Западное и Восточное полушария (учитель показывает на карте)
Задание 3.
Самостоятельно заполнить таблицу «Свойства параллелей и меридианов».
(Слайд 5).

Обучающимся также предлагается

шаблон таблицы с подсказками,

которым возможно пользование по

желанию. Ответы записываются

обучающимися на интерактивной

доске.

Свойства параллелей и меридианов
диалоге. Сравниваю т, высказыва ют своё мнение. Сравниваю т, высказыва ют своё мнение. Заполняют таблицу, записывают ответы на интерактив ной доске. для решения проблемы, уважают мнение других участников образовательн ого процесса Регулятивные : осознают недостаточно сть своих знаний
Свойства Меридиан ы Параллел и Направлени е Форма на карте полушарий Длина в км Длина в градусах Длина 1° Начало отсчета
Шаблон
Свойства Меридиан ы Параллели Направле ние Форма на карте полушар ий Длина в км Длина в градусах Длина 1° Начало отсчета С – _______ Средний -прямая линия, остальны е ________ ____ Половина длины экватора _______ км Половина длины окружнос ти ________ _ 111 км _________ – В Средняя - __________л иния, остальные дуги От 40 000 до 0 км Длина окружности ___________ _ От 111 до 0 км
________ _ меридиан Самая длинная параллель _________ 4. Применение знаний
Работа с интерактивной доской.

Задание

1.
На карте мира штриховкой разных цветов покажите Северное и Южное полушария
.(Слайд 6)

Задание

2.
На карте мира штриховкой разных цветов покажите Восточное и Западное полушария.
(Слайд 7)

Работа с физической картой мира.

Задание 3.
На карте мира покажите материки, лежащие целиком в Северном полушарии.
Задание 4.
На карте мира покажите материки, лежащие целиком в Южном полушарии.
Задание 5.
На карте мира покажите материки, лежащие в Северном и Южном полушариях.
Задание 6.
На карте мира покажите материки, лежащие целиком в Восточном полушарии.
Задание 7.
На карте мира покажите материки, лежащие целиком в Западном полушарии.
Задание 8.
На карте мира покажите материки, лежащие в Западном и Восточном полушариях.
Задание 9.
Определите, в каком направлении течёт река Нил.
Задание 10.
Определите, в каком направлении проходит Южное Пассатное течение.
Задание 11.
Определите, в каком направлении от Австралии расположена Африка.
12.
Вставьте пропущенные слова.
(Слайд 8)
Выполняют задания, заполняют рабочий лист. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Коммуникати вные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
5. Рефлексия Какие трудности возникли при изучении материала? Как вы с ними справились? Поставьте себе в рабочий лист оценку за урок. Отвечают на вопросы, обосновыва ют своё мнение. Познавательн ые: ориентируютс я в своей системе знаний – отличают новое от уже известного Личностные: стремятся к приобретени ю новых знаний Регулятивные : оценивают собственную деятельность на уроке 6. Домашнее задание Прочитать параграф 17, ответить на вопросы, определения выучить, творческое задание- придумать 3-4 вопроса или задания к изученной теме.

Приложение 1.

Рабочий лист по теме «Географическая сетка. Параллели и меридианы»

ученика (цы) 5 «Б» класса
____________________________________________________ 1. Пользуясь текстом параграфа 17 и физической картой полушарий, заполните таблицу «Свойства параллелей и меридианов» Свойства Меридианы Параллели Направление Форма на карте полушарий Длина в км Длина в градусах Длина 1° Начало отсчета 2. Пользуясь физической картой полушарий и мира, определите:
Задание 1.
Материки, лежащие целиком в Северном полушарии________________________ _____________________________________________________________________________ ___

Задание 2.
Материки, лежащие целиком в Южном полушарии___________________________ _____________________________________________________________________________ ____
Задание 3.
Материки, лежащие в Северном и Южном полушариях_______________________ _____________________________________________________________________________ _____
Задание 4.
Материки, лежащие целиком в Восточном полушарии__________________________ _____________________________________________________________________________ _____
Задание 5.
Материки, лежащие целиком в Западном полушарии___________________________ _____________________________________________________________________________ _____
Задание 6.
Материки, лежащие в Западном и Восточном полушариях______________________ _____________________________________________________________________________ _____
Задание 7.
Определите, в каком направлении течёт река Нил_____________________________
Задание 8.
Определите, в каком направлении проходит Южное Пассатное течение___________ _____________________________________________________________________________ _____
Задание 9.
Определите, в каком направлении от Австралии расположена Африка____________ _____________________________________________________________________________
Критерии для оценки (количество верных ответов):
0-3- «2» 4-6- «3» 7-8- «4» 9- «5»

Оценка
__________
Приложение 2.
Слайд 1. Слайд 2.
Слайд 3. Слайд 4.
Слайд 5. Слайд 6.
Слайд 7. Слайд 8.


В раздел образования