Напоминание

Система работы старшего воспитателя с начинающими педагогами в ДОO


Автор: Борисова Ольга Ильинична
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 315"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород,Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы старшего воспитателя с начинающими педагогами в ДОO
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы старшего воспитателя с начинающими

педагогами в ДОO

Борисова Ольга Ильинична,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 315»,

г. Н. Новгород

"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на

опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается

напряженностью, важностью для его личностного и профессионального

развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный

воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного

образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере

дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой,

М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И.

Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов

профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают

те или иные трудности

Проблема заключается в недостатке практического опыта начинающих

специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной

педагогики и психологии. В отсутствии знаний по дошкольной педагогике и

психологии, т.к. многие начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад

– это выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя

различных профилей). Если начинающего педагога в такой ситуации просто

«отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного

подъема и эйфории неминуемо начнутся конфликты. У педагога могут

появиться сомнения в собственной состоятельности в профессиональной и в

личностной.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого

дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность,

что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация

и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного

профессионализма.

Многие начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности

во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики

администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не

успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни

тем более на инновации.

Чтобы этого не произошло, начинающему педагогу нужно целенаправленно

помогать, создать в ДОУ необходимые организационные, научно-

методические и мотивационные условия для профессионального роста и

более легкой адаптации начинающих педагогов в коллективе.

В детском саду работают и мастера, и начинающие неопытные педагоги.

И в этой связи возникает объективная потребность в организации разно-

уровневой, дифференцированной методической работы в учреждении с

учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей,

уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него

практического опыта работы с детьми.

Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации

педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня

востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-

личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой

личностный потенциал в современной системе воспитания и развития

дошкольника.

На основании анализа теоретических положений и практических

проблем адаптации начинающих педагогов к педагогической деятельности в

дошкольном образовательном учреждении, нами были определены цель и

задачи.

Цель:

Создание в ДОУ условий для профессионального роста начинающих

педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному

вхождению их в профессиональную деятельность.

Задачи:

1. Обеспечить условия наиболее легкой адаптации начинающих педагогов в

коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально,

укрепить веру педагога в себя;

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной

компетентности и профессионального мастерства начинающих педагогов,

обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения

профессиональными знаниями;

3. Совместно планировать карьеру начинающих педагогов;

4. Приобщать начинающих педагогов к корпоративной культуре учреждения,

объединять вокруг традиций ДОУ (под корпоративной культурой мы

понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности

учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации

внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности,

обеспечивающих стабильное функционирование и развитие).

Гипотеза:

Мы считаем, что если в процессе адаптации начинающих педагогов

использовать системный подход по повышению уверенности в своих силах,

профессиональной компетентности начинающих педагогов, то это позволит

начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду,

избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную

коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса,

формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и

педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть

свою индивидуальность и начать формирование собственной

профессиональной траектории.

В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по

повышению профессиональной компетентности начинающих педагогов, что

позволяет им быстро адаптироваться к работе в нашем детском саду,

избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную

коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность

и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Профессиональная адаптация начинающего педагога в процессе его

вхождения в образовательную среду начинается с:

трудовой мотивации, педагогическая направленность которой являются

важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены

в локальных нормативных актах ДОУ;

процессом его личностного и профессионального развития и

определена в методической работе ДОУ;

организации педагогического труда, при которой имеют место

максимальный учет личностных особенностей и уровня

профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и

профессионального роста воспитателя;

материально-технического обеспечения образовательного процесса в

соответствии с современными требованиями, что помогает педагогу

реализовать инновационные подходы.

Процесс повышения профессионализма начинающих педагогов строится с

учетом следующих факторов:

- уровня базового образования, насколько хорошо теоретически

подготовлены;

- индивидуальных особенностей личности;

- уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в

своей деятельности хочет добиться);

- наличия практического опыта общения с детьми.

Условно начинающих педагогов мы разделили на группы в зависимости от

полученного образования:

выпускники, имеющие специальное образование в области дошкольной

педагогики и психологии;

выпускники педагогических высших учебных заведений (других

специальностей).

Свою работу с начинающими педагогами мы строим с учетом трех аспектов

их деятельности.

Старший воспитатель-

начинающий педагог

Педагог-психолог -

начинающий педагог

Коллега - начинающий

педагог

- создание условий для

легкой адаптации

молодого специалиста

на работе;

- обеспечение

необходимыми

знаниями, умениями,

навыками;

- обеспечение

методической

литературой,

материалами

перспективного

планирования,

дидактическим

материалами,

знакомство с

методическим

кабинетом

- создание условий для

легкой адаптации

молодого специалиста

на работе;

- формирование

авторитета педагога,

уважения, интереса к

нему у педагогического

коллектива, детей и их

родителей

-оказание поддержки со

стороны коллег,

принятие начинающего

воспитателя

Разнообразные формы работы с начинающими педагогами способствуют

развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов

работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост

его профессиональной значимости. Для обучения начинающих педагогов в

нашем детском саду используются различные формы – это обучение на

рабочем месте, осуществление практики наставничества, участие в работе

методических объединений (ДОУ, района), самообразование, включающее

самостоятельное изучение основной образовательной программы, обучение

на курсах повышения квалификации, методическое сопровождение

деятельности молодых специалистов. Так же регулярно проводятся семинары

- практикумы, деловые игры, предусматривающие коллективную

деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с

использованием моделей, имитаций, ролей, Деловые игры позволяют более

полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и

причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем,

определять механизм их решения.

Формы работы с начинающими педагогами

Работа педагога-психолога ДОУ

консультирование

(индивидуальное, групповое);

семинары-практикумы;

педагогические советы;

индивидуальные консультации

Работа старшего воспитателя

теоретические семинары

(доклады, сообщения);

семинары-практикумы;

ролевые игры, деловые игры;

дискуссии, диспуты;

обсуждение открытых

мероприятий;

конкурсы педагогического

мастерства;

педагогические советы;

обсуждение передового

педагогического опыта и

рекомендации по его

распространению и внедрению;

разнообразные выставки,

отчеты по самообразованию;

педагогические чтения, научно-

практические конференции;

творческие группы;

методические объединения;

индивидуальные консультации;

педагогический фестиваль и

т.д.

В работе с начинающими педагогами мы используем разнообразные методы

диагностика

метод моделирования

анализ методических ситуаций разыгрывание ролей, игровых ситуаций

мозговой штурм

методы проблемного обучения

эвристическая беседа, диалог

исследовательский метод

Одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе является

метод моделирования и анализа методических ситуаций. Он помогает найти

обоснованное решение возникающих проблем, благодаря множеству

вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их

анализу.

Особое внимание в нашей работе уделяется:

пополнению багажа теоретических знаний начинающих педагогов,

развитию навыков практического применения полученных знаний,

подбору необходимой для изучения методической литературы,

знакомству с методическим кабинетом дошкольного учреждения,

выбору темы для самообразования.

Планирование и организация работы проводится по результатам изучения

потребностей педагогов в ходе анкетирования, тестирования, собеседования,

наблюдения за педагогической деятельностью, вопросов начинающего

педагога.

При составлении плана работы на учебный год мы учитываем загруженность

воспитателей и отсутствие у некоторых из них педагогического опыта.

Поэтому содержание «занятий для взрослых» основано на следующих

принципах:

доступности материала. При подборе рекомендаций и изложении

информации не используются сложные термины из области педагогики

и психологии. «Житейский» язык плюс актуальность вопроса

обеспечивают результат – наши коллеги получают необходимый

минимум педагогических знаний.

индивидуального подхода. Всегда учитываются пожелания самих

педагогов, в процессе бесед обязательно выясняются вопросы, которые

педагоги считают для себя наиболее актуальными.

практико-ориентированного подхода, который эффективнее в работе с

взрослыми людьми не меньше, чем с воспитанниками детского сада.

Занятия организуются в форме увлекательных тренингов или деловых

игр, в процессе которых педагоги выступают как в роли детей, так и в

роли взрослых. Теоретическая информация дается в виде беседы-

диалога с равноправными партнерами, которым предлагаются для

обдумывания проблемные ситуации.

системности, содержание работы логически и тематически связано с

планом работы ДОУ на год.

Проведение систематической работы по адаптации начинающих педагогов

проходит в несколько этапов:

I этап

1-й год работы

Период адаптации – самый сложный период, как для новичка, так и для

помогающих ему адаптироваться коллег, необходимо предупредить

разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить

веру в себя.

II этап

2-й год

Процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиска

лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в

работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

III этап

3-й год

Происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта

работы.

На основании содержательного анализа каждого этапа была разработана

модель организации работы с начинающими педагогами.

Год работы

Содержание

работы молодого

воспитателя

Содержание

работы старшего

воспитателя

Содержание

работы педагога-

психолога

I этап

1-й год работы

- начинающий

воспитатель

несколько дней под

руководством

старшего

воспитателя

работают с

группой детей. За

это время он

знакомится с

воспитанниками,

родителями,

помощником

воспитателя,

изучает режим дня

группы,

документацию и

т.д. Все возникшие

вопросы

обсуждаются после

рабочей смены.

- дидактическая

подготовка к

проведению ООД

и совместной

деятельности с

детьми, оценка его

педагогической

деятельности.

- заполнение

информационной

карты педагога.

- составление

совместного плана

работы с

начинающими

педагогами на год.

- выбор

методической темы

по

самообразованию.

- разработка

индивидуального

плана

профессиональног

о становления

начинающего

педагога.

- организация

взаимодействия

- помочь

начинающим

педагогам

адаптироваться к

работе в ДОО

познакомив его с

внутренними

правилами,

традициями и

условиями.

начинающих

педагогов и

коллектива ДОУ.

II этап

2-й год

- изучение опыта

работы коллег

своего учреждения

и других ДООё.

- повышение

своего

профессиональног

о мастерства –

посещение

методических

объединений

воспитателей,

конкурсы

профессиональног

о мастерства.

- привлечение к

показу занятий на

уровне детского

сада.

- приобщение

педагогов к

подготовке и

посильному

участию в

проведении

педагогических

часов,

педагогических

советов, деловых

играх, мастер-

классах, тренинги

и многое другое.

- проведение

праздников.

-

консультирование

по запросу.

III этап

3-й год работы

- складывается

система работы,

имеются

собственные

разработки.

- педагог внедряет

в свою работу

новые технологии.

- аттестация

педагога.

- оказание

методической

помощи по

запросу.

- аттестация

начинающих

педагогов.

-

консультирование

по запросу.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого

педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом

зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу надо

подходить дифференцированно.

В целом можно отметить, что целенаправленная комплексная работа с

начинающими педагогами приносит положительные результаты, как самим

сотрудникам, так и детям, ради которых и осуществляется вся эта объемная

работа:

развитие познавательного интереса к профессии;

освоение новых приемов работы с детьми;

развитие навыков самооценки;

развитие навыков самоконтроля;

появление желания заниматься самообразованием;

стремление к повышению квалификационной категории.

Хочется подчеркнуть, что в настоящее время:

Начинающие педагоги участвовали в открытых мероприятиях (РМО) – 1

педагог,

Педагогических советах – 2 педагога,

Участвовали в конкурсах – 4 педагога.

Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего педагога в

образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее ,

закрепляется его убеждение в правильности выбора профессии. В результате

наши молодые коллеги в этом году проходят аттестацию на первую

квалификационную категорию.

Продолжая работу по этой теме, мы рассчитываем:

повысить долю педагогических работников I и высшей

квалификационных категорий;

закрепить за начинающими педагогами педагогов-наставников

обеспечивающих необходимую помощь и поддержку на самом трудном

этапе вхождения в новый коллектив и профессию;

сформировать гибкость мышления, умение моделировать и

прогнозировать воспитательно- образовательный процесс, потребность

педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя

сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции,

дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой

инициативы, тогда начинающий педагог быстро и безболезненно входит в

педагогический коллектив.

Использование системного подхода по повышению профессиональной

компетентности начинающих педагогов позволяет им быстро адаптироваться

к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных

силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками

педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему

самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.



В раздел образования