Напоминание

Из опыта работы: "Приобщение дошкольников к народному творчеству, как часть патриотического воспитания"


Авторы: Попугаева Лариса Валерьевна, Кудряшова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ЦРР №2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы: "Приобщение дошкольников к народному творчеству, как часть патриотического воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы: «Приобщение дошкольников к народному

творчеству, как часть патриотического воспитания»

О широких возможностях народной культуры в воспитании детей,

говорили многие выдающиеся педагоги и учёные. В. Сухомлинский видел в

приобщении к народной культуре, в первую очередь, средство нравственного

воспитания ребёнка, становления и дальнейшего развития его фантазии,

средство формирования собственного мировоззрения маленького человека.

Е. И. Тихеева считала, что лишь приобщая ребёнка к народной культуре,

взрослые смогут развить образное мышление и обогатить речь малыша. В

свою очередь, такие известные авторы, как О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д.

Маханева, в своих работах показали неисчерпаемые возможности народной

культуры для творческого развития ребёнка, формирования у детей

представлений о народном искусстве. Интересные занятия, их

многообразные формы и увлекательные темы, знакомят ребят с богатейшим

миром народной культуры, становятся прочной базой для её познания.

Народная культура как раз и есть тот предмет, который человек должен

постигать, узнавать и изучать с самых первых своих шагов и на протяжении

всей своей жизни. Чем раньше будет начато знакомство детей с богатейшим

миром народной культуры, тем более высоких результатов удастся достичь.

Приобщение детей к истокам народной культуры, её богатству и

многообразию, пробуждает и раскрывает возможности для развития у детей

чувства патриотизма и духовности. Именно поэтому в дошкольном

образовании обращение к декоративно- прикладному и фольклорному

искусству своего народа является

традиционной практикой.

В нашем детском саду уже несколько лет ведётся работа по программе

О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры». Используя в своей работе эту программу, мы смогли

дать детям шанс почувствовать себя частичкой своего народа, своей великой

державы. Дети получили возможность учиться ценить и уважать прошлое и

настоящее, заботиться о будущем. Ведь только в этом случае можно

надеяться на поступательное, прогрессивное развитие подрастающего

поколения.

Основное направление в работе нашего детского сада - развитие

творчества ребёнка, развитие его памяти, фантазии, мира чувств,

индивидуальности и духовности. А в нашей группе огромное внимание

уделяется еще и патриотическому воспитанию. Освоение детьми

пространства и окружающей среды мы выстраиваем, учитывая культурные и

региональные традиции. Стараемся отразить в облике предметно-

развивающей среды те образы жизни, которые характерны для конкретного

ландшафта, истории нашего родного края.

Проводя углублённую работу по этой теме, мы стараемся посеять в

душах наших детей ростки любви, бережного отношения к чужому труду,

восхищения творением рук человека. Именно это и есть неиссякаемый

родник духовного, нравственного и познавательного развития ребёнка.

Люди различных национальностей живут на бескрайних просторах

нашей Родины. Но настоящая любовь к родному не должна иметь ничего

общего с национальной узостью и ограниченностью. Побуждать детей

уважать культуру и традиции других народов, относиться к ним аккуратно и

бережно –вот задача педагога, приобщающего ребенка к родной культуре.

Чтобы лучше понимать чужой народ, необходимо, прежде всего хорошо знать

свою национальную культуру. Это позволяет лишний раз убедиться, что

корни у различных культур общие и все жители Земли одного роду-племени и

одной религии - Природы.

Вся система работы нашего детского сада и нашей группы в частности,

содержит постепенное, ступенчатое развитие ребёнка на традициях народной

культуры. Одной из важных форм взаимного проникновения различных

направлений в работе по приобщению детей к русской народной культуре

является интеграция художественной и творческой деятельности детей.

Систематическое проведение интегрированных игр-занятий.

Чтобы достичь желаемого результата, пробудить интерес к этой теме,

необходимо затронуть эмоции и чувства ребёнка. Для этого в программу

интегрированных занятий мы обязательно включаем игры, забавы, элементы

фольклора, а так же практики, во время которых дети могут вместе со

взрослым изготовить что-то самостоятельно, своими руками.

Детское окружение должно включать в себя предметы, характерные для

русского народного быта. Всё это развивает ребёнка. Воспитывает у него

чувство прекрасного. Всем известна пословица: «Лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать». Для этого мы в своей группе организовали центр

русского народного творчества. Большую помощь в пополнении центра

новыми экспонатами оказывают родители наших воспитанников. Они вместе

с детьми разыскивают у своих бабушек старинные предметы быта, игрушки,

вышивку и с удовольствием несут это в наш уголок. Дети с упоением

рассказывают об истории появления этих предметов в их семье. Такая

взаимная «поисковая» деятельность не только сплачивает родителей, детей и

педагогов, но и развивает познавательную активность ребёнка, воспитывает у

него чувство прекрасного. Дети начинают осознавать себя частичкой

великого народа.

В нашем уголке разместились глиняные, деревянные игрушки:

богородские, дымковские, матрёшки, свистульки; рукотворные обрядовые и

обережные куклы, куклы-скрутки. Часть предметов, занимающих много

места, мы передали в комнату этнографии «Русская изба», созданной в нашем

детском саду. Это и прялка с веретеном и с куделей, и глиняные горшки, и

кочерга с ухватом, и изделия народного промысла: шерстяные носки,

пуховые платки, павловопосадские платки, и многое другое.

Наши воспитанники очень любят посещать «Избу». Здесь мы проводим

инсценировки сказок, различные занятия и просто посиделки у самовара с

пирогами.

Тематические альбомы с фото или иллюстрациями по темам русских

народных росписей: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Гжель»,

«Хохлома» и др. помогают ребятам лучше познакомиться с красотой и

многообразием народного искусства. Вдохновившись увиденным, дети с

огромным удовольствием вначале используют тематические раскраски, затем

высказывают желание обучиться элементам росписи и лепки. И вот уже на 8

Марта малыш с гордостью несет маме чашку-гжель, ложку-хохлому или

дымковского коня!

Важнейшим условием успешного развития детей по ФГОС является

создание соответствующей предметно-развивающей среды. И наш центр

русского народного творчества, и комната этнографии «Русская изба»

полностью соответствуют требованиям государственного стандарта, т.к. это

не обычный музей, в котором экспонаты расположены за стеклом и

огорожены верёвкой. Здесь весь наглядный материал доступен и расположен

так, чтобы в любой момент каждый ребёнок мог подойти, потрогать, взять,

рассмотреть, поиграть, обыграть, попробовать все в деле. Только прикасаясь к

настоящим старинным предметам, дети чувствуют и свою принадлежность к

истории народа. Именно эти предметы, которые были сделаны руками их

далёких предков, смогут через время донести до ребёнка представление о

жизни людей в далёком прошлом.

Но перед тем как посетить этот музей, перед тем как начать пробовать

изготовлять игрушки своими руками, конечно, необходимо дать детям

первоначальный уровень знаний, подготовить их к восприятию и усвоению

намеченной темы.

Мы знакомим детей с предметами народного быта, их названиями,

назначением, показываем и рассказываем, как правильно пользоваться ими.

Рассказываем детям, что свои творческие способности, стремления

простые люди могли проявлять только в создании необходимых бытовых

предметов. И при этом народные мастера не просто слепо копировали

природу. Самобытные обряды представляли собой реальность, правду жизни,

окрашенную фантазией. Так появлялись сказочные росписи на прялках и

посуде, волшебные узоры в кружевах и вышивке, затейливые игрушки.

Дети живо откликаются на услышанное. С большим интересом

разглядывают узоры, составленные из сказочных птиц и животных,

невероятной красоты растений и цветов. С удовольствием играют в игры:

«Народные промыслы», «Угадай, чей силуэт», «Найди знакомый элемент»,

«Чьей росписи завиток». Очень нравится детям самостоятельно обводить

трафареты: матрёшек, дымковских барышень и всадников, птицы Сирен и

других, а затем раскрашивать, придумывая свой ритм узора. Дети с

удовольствием занимаются лепкой, аппликацией, конструированием.

Но начинаем знакомство с народной культурой, несомненно, с чтения и

рассказывания народных сказок, былин, разучивания песенок, потешек,

закличек, пословиц, поговорок. Для этого мы собрали картотеку устного

народного творчества, которую стараемся пополнять. Ведь невозможно в

полной мере привить ребенку любовь к родной культуре, не познакомив его с

устным народным творчеством, с русским фольклором.

Ведь в русском песенном фольклоре удивительным образом

смешиваются музыкальный ритм и слово. В устном творчестве нашего

народа отражены основные черты русского характера, его загадочная душа.

Моральные ценности народа: его представления о добре и зле, красоте,

истине и справедливости, любви и верности. Необыкновенно чётко и ясно

прослеживается глубокое уважение к труду, восхищение творением рук

человека. Фольклор выступает источником познавательного и нравственного

развития детей.

В своей работе мы активно используем фольклор и на игровых

занятиях, и в других режимных моментах. Так, на утренней гимнастике мы

сопровождаем упражнения весёлыми потешками. Используем потешки

при умывании детей, пробуждении, принятии пищи и мн. др. В русском

фольклоре удивительным образом перемешаны слово, напевность,

музыкальный ритм и яркая образность речи. Обращённые к детям

прибаутки, потешки, мирилки звучат нежно и ласково, выражают заботу

и нежность, уверенность в благополучном будущем малыша. В

пословицах и поговорках точно подмечены и оценены различные

жизненные ситуации. Высмеиваются недостатки и, напротив,

восхваляются достоинства, положительные качества людей

А как же изучать русскую культуру без народных игр и забав –

неотъемлемой части жизни русского народа?

Русские народные игры и забавы - это не только жанр устного

народного творчества. Они содержат в себе прекрасные возможности для

физического развития ребёнка. Такие игры развивают силу, ловкость,

быстроту движений, меткость. Разученные считалки, дразнилки, присказки

делают эти игры интересными и увлекательными. Мы разработали картотеку

народных игр для каждой возрастной группы, а так же систему проведения

совместных мероприятий для детей и взрослых по приобщению к народным

играм.

Проведение в детском саду традиционных народных праздников так же

подразумевает обязательное использование устного и музыкального

фольклора. Принимая активное участие в праздничных действиях,

проживая их эмоционально, вместе с друзьями, дети приобщаются к

различным сторонам общественной жизни, культуре и языку своего

народа.

В праздничных обрядах, как правило, задействуются не только

предметы, но и ритм, и музыка, и художественное слово. Обязательно

просматривается уважительное отношение к труду, отдаётся дань умелости и

мастерству человеческих рук, победе красоты и добра над злом и

безобразностью. И тут основными воспитательными средствами выступают

все компоненты народной культуры: песня, сказка, пословицы-поговорки,

различные художественные промыслы.

Для участия в таких праздниках мы всегда привлекаем родителей, т.к.

их участие в таких праздниках трудно переоценить. Это сближает поколения,

позволяет взрослым лучше узнать своего ребёнка, посмотрев на него со

стороны. Совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам не

только развивает ручную умелость, помогает освоению новых действий, но и

дарит ребёнку такое необходимое для него внимание близкого, родного

человека; способствует формированию умения работать коллективно,

прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свое мнение.

Родителей можно и нужно привлекать к активному участию и в самом

празднике. Это и самостоятельное исполнение музыкальных номеров, и

подготовка номеров вместе с детьми. А сколько радости приносят

совместные народно -подвижные игры! Несомненно, всё это приносит

неоценимую пользу разностороннему развитию детей.

Доброта, отзывчивость, умение и желание приходить на помощь,

человеколюбие, умение дружить, толерантность, интерес и любовь к своей

истории, гордость за свой народ и свою страну – вот те вечные человеческие

качества, которые мы хотим видеть в своих воспитанниках. И огромную

помощь в воспитании подрастающего поколения оказывает систематическая

работа по приобщению воспитанников к народной культуре.

К сожалению, уходят в прошлое бабушки и мамы, люлюкающие над

кроваткой малыша, рассказывающие своим детям сказки, поющие им на ночь

колыбельные песни. Поэтому на нас, педагогов, как никогда ложится

ответственность за то, будет ли грядущее поколение любить и уважать свою

культуру и культуру других народов, вырастут ли наши дети истинными

патриотами своей страны. Невозможно быть патриотом и разносторонне

развитой личностью, не зная и не уважая историю своих предков.



В раздел образования