Авторы: Попугаева Лариса Валерьевна, Кудряшова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ЦРР №2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы: "Приобщение дошкольников к народному творчеству, как часть патриотического воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы: «Приобщение дошкольников к народному
творчеству, как часть патриотического воспитания»
О широких возможностях народной культуры в воспитании детей,
говорили многие выдающиеся педагоги и учёные. В. Сухомлинский видел в
приобщении к народной культуре, в первую очередь, средство нравственного
воспитания ребёнка, становления и дальнейшего развития его фантазии,
средство формирования собственного мировоззрения маленького человека.
Е. И. Тихеева считала, что лишь приобщая ребёнка к народной культуре,
взрослые смогут развить образное мышление и обогатить речь малыша. В
свою очередь, такие известные авторы, как О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д.
Маханева, в своих работах показали неисчерпаемые возможности народной
культуры для творческого развития ребёнка, формирования у детей
представлений о народном искусстве. Интересные занятия, их
многообразные формы и увлекательные темы, знакомят ребят с богатейшим
миром народной культуры, становятся прочной базой для её познания.
Народная культура как раз и есть тот предмет, который человек должен
постигать, узнавать и изучать с самых первых своих шагов и на протяжении
всей своей жизни. Чем раньше будет начато знакомство детей с богатейшим
миром народной культуры, тем более высоких результатов удастся достичь.
Приобщение детей к истокам народной культуры, её богатству и
многообразию, пробуждает и раскрывает возможности для развития у детей
чувства патриотизма и духовности. Именно поэтому в дошкольном
образовании обращение к декоративно- прикладному и фольклорному
искусству своего народа является
традиционной практикой.
В нашем детском саду уже несколько лет ведётся работа по программе
О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры». Используя в своей работе эту программу, мы смогли
дать детям шанс почувствовать себя частичкой своего народа, своей великой
державы. Дети получили возможность учиться ценить и уважать прошлое и
настоящее, заботиться о будущем. Ведь только в этом случае можно
надеяться на поступательное, прогрессивное развитие подрастающего
поколения.
Основное направление в работе нашего детского сада - развитие
творчества ребёнка, развитие его памяти, фантазии, мира чувств,
индивидуальности и духовности. А в нашей группе огромное внимание
уделяется еще и патриотическому воспитанию. Освоение детьми
пространства и окружающей среды мы выстраиваем, учитывая культурные и
региональные традиции. Стараемся отразить в облике предметно-
развивающей среды те образы жизни, которые характерны для конкретного
ландшафта, истории нашего родного края.
Проводя углублённую работу по этой теме, мы стараемся посеять в
душах наших детей ростки любви, бережного отношения к чужому труду,
восхищения творением рук человека. Именно это и есть неиссякаемый
родник духовного, нравственного и познавательного развития ребёнка.
Люди различных национальностей живут на бескрайних просторах
нашей Родины. Но настоящая любовь к родному не должна иметь ничего
общего с национальной узостью и ограниченностью. Побуждать детей
уважать культуру и традиции других народов, относиться к ним аккуратно и
бережно –вот задача педагога, приобщающего ребенка к родной культуре.
Чтобы лучше понимать чужой народ, необходимо, прежде всего хорошо знать
свою национальную культуру. Это позволяет лишний раз убедиться, что
корни у различных культур общие и все жители Земли одного роду-племени и
одной религии - Природы.
Вся система работы нашего детского сада и нашей группы в частности,
содержит постепенное, ступенчатое развитие ребёнка на традициях народной
культуры. Одной из важных форм взаимного проникновения различных
направлений в работе по приобщению детей к русской народной культуре
является интеграция художественной и творческой деятельности детей.
Систематическое проведение интегрированных игр-занятий.
Чтобы достичь желаемого результата, пробудить интерес к этой теме,
необходимо затронуть эмоции и чувства ребёнка. Для этого в программу
интегрированных занятий мы обязательно включаем игры, забавы, элементы
фольклора, а так же практики, во время которых дети могут вместе со
взрослым изготовить что-то самостоятельно, своими руками.
Детское окружение должно включать в себя предметы, характерные для
русского народного быта. Всё это развивает ребёнка. Воспитывает у него
чувство прекрасного. Всем известна пословица: «Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать». Для этого мы в своей группе организовали центр
русского народного творчества. Большую помощь в пополнении центра
новыми экспонатами оказывают родители наших воспитанников. Они вместе
с детьми разыскивают у своих бабушек старинные предметы быта, игрушки,
вышивку и с удовольствием несут это в наш уголок. Дети с упоением
рассказывают об истории появления этих предметов в их семье. Такая
взаимная «поисковая» деятельность не только сплачивает родителей, детей и
педагогов, но и развивает познавательную активность ребёнка, воспитывает у
него чувство прекрасного. Дети начинают осознавать себя частичкой
великого народа.
В нашем уголке разместились глиняные, деревянные игрушки:
богородские, дымковские, матрёшки, свистульки; рукотворные обрядовые и
обережные куклы, куклы-скрутки. Часть предметов, занимающих много
места, мы передали в комнату этнографии «Русская изба», созданной в нашем
детском саду. Это и прялка с веретеном и с куделей, и глиняные горшки, и
кочерга с ухватом, и изделия народного промысла: шерстяные носки,
пуховые платки, павловопосадские платки, и многое другое.
Наши воспитанники очень любят посещать «Избу». Здесь мы проводим
инсценировки сказок, различные занятия и просто посиделки у самовара с
пирогами.
Тематические альбомы с фото или иллюстрациями по темам русских
народных росписей: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Гжель»,
«Хохлома» и др. помогают ребятам лучше познакомиться с красотой и
многообразием народного искусства. Вдохновившись увиденным, дети с
огромным удовольствием вначале используют тематические раскраски, затем
высказывают желание обучиться элементам росписи и лепки. И вот уже на 8
Марта малыш с гордостью несет маме чашку-гжель, ложку-хохлому или
дымковского коня!
Важнейшим условием успешного развития детей по ФГОС является
создание соответствующей предметно-развивающей среды. И наш центр
русского народного творчества, и комната этнографии «Русская изба»
полностью соответствуют требованиям государственного стандарта, т.к. это
не обычный музей, в котором экспонаты расположены за стеклом и
огорожены верёвкой. Здесь весь наглядный материал доступен и расположен
так, чтобы в любой момент каждый ребёнок мог подойти, потрогать, взять,
рассмотреть, поиграть, обыграть, попробовать все в деле. Только прикасаясь к
настоящим старинным предметам, дети чувствуют и свою принадлежность к
истории народа. Именно эти предметы, которые были сделаны руками их
далёких предков, смогут через время донести до ребёнка представление о
жизни людей в далёком прошлом.
Но перед тем как посетить этот музей, перед тем как начать пробовать
изготовлять игрушки своими руками, конечно, необходимо дать детям
первоначальный уровень знаний, подготовить их к восприятию и усвоению
намеченной темы.
Мы знакомим детей с предметами народного быта, их названиями,
назначением, показываем и рассказываем, как правильно пользоваться ими.
Рассказываем детям, что свои творческие способности, стремления
простые люди могли проявлять только в создании необходимых бытовых
предметов. И при этом народные мастера не просто слепо копировали
природу. Самобытные обряды представляли собой реальность, правду жизни,
окрашенную фантазией. Так появлялись сказочные росписи на прялках и
посуде, волшебные узоры в кружевах и вышивке, затейливые игрушки.
Дети живо откликаются на услышанное. С большим интересом
разглядывают узоры, составленные из сказочных птиц и животных,
невероятной красоты растений и цветов. С удовольствием играют в игры:
«Народные промыслы», «Угадай, чей силуэт», «Найди знакомый элемент»,
«Чьей росписи завиток». Очень нравится детям самостоятельно обводить
трафареты: матрёшек, дымковских барышень и всадников, птицы Сирен и
других, а затем раскрашивать, придумывая свой ритм узора. Дети с
удовольствием занимаются лепкой, аппликацией, конструированием.
Но начинаем знакомство с народной культурой, несомненно, с чтения и
рассказывания народных сказок, былин, разучивания песенок, потешек,
закличек, пословиц, поговорок. Для этого мы собрали картотеку устного
народного творчества, которую стараемся пополнять. Ведь невозможно в
полной мере привить ребенку любовь к родной культуре, не познакомив его с
устным народным творчеством, с русским фольклором.
Ведь в русском песенном фольклоре удивительным образом
смешиваются музыкальный ритм и слово. В устном творчестве нашего
народа отражены основные черты русского характера, его загадочная душа.
Моральные ценности народа: его представления о добре и зле, красоте,
истине и справедливости, любви и верности. Необыкновенно чётко и ясно
прослеживается глубокое уважение к труду, восхищение творением рук
человека. Фольклор выступает источником познавательного и нравственного
развития детей.
В своей работе мы активно используем фольклор и на игровых
занятиях, и в других режимных моментах. Так, на утренней гимнастике мы
сопровождаем упражнения весёлыми потешками. Используем потешки
при умывании детей, пробуждении, принятии пищи и мн. др. В русском
фольклоре удивительным образом перемешаны слово, напевность,
музыкальный ритм и яркая образность речи. Обращённые к детям
прибаутки, потешки, мирилки звучат нежно и ласково, выражают заботу
и нежность, уверенность в благополучном будущем малыша. В
пословицах и поговорках точно подмечены и оценены различные
жизненные ситуации. Высмеиваются недостатки и, напротив,
восхваляются достоинства, положительные качества людей
А как же изучать русскую культуру без народных игр и забав –
неотъемлемой части жизни русского народа?
Русские народные игры и забавы - это не только жанр устного
народного творчества. Они содержат в себе прекрасные возможности для
физического развития ребёнка. Такие игры развивают силу, ловкость,
быстроту движений, меткость. Разученные считалки, дразнилки, присказки
делают эти игры интересными и увлекательными. Мы разработали картотеку
народных игр для каждой возрастной группы, а так же систему проведения
совместных мероприятий для детей и взрослых по приобщению к народным
играм.
Проведение в детском саду традиционных народных праздников так же
подразумевает обязательное использование устного и музыкального
фольклора. Принимая активное участие в праздничных действиях,
проживая их эмоционально, вместе с друзьями, дети приобщаются к
различным сторонам общественной жизни, культуре и языку своего
народа.
В праздничных обрядах, как правило, задействуются не только
предметы, но и ритм, и музыка, и художественное слово. Обязательно
просматривается уважительное отношение к труду, отдаётся дань умелости и
мастерству человеческих рук, победе красоты и добра над злом и
безобразностью. И тут основными воспитательными средствами выступают
все компоненты народной культуры: песня, сказка, пословицы-поговорки,
различные художественные промыслы.
Для участия в таких праздниках мы всегда привлекаем родителей, т.к.
их участие в таких праздниках трудно переоценить. Это сближает поколения,
позволяет взрослым лучше узнать своего ребёнка, посмотрев на него со
стороны. Совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам не
только развивает ручную умелость, помогает освоению новых действий, но и
дарит ребёнку такое необходимое для него внимание близкого, родного
человека; способствует формированию умения работать коллективно,
прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свое мнение.
Родителей можно и нужно привлекать к активному участию и в самом
празднике. Это и самостоятельное исполнение музыкальных номеров, и
подготовка номеров вместе с детьми. А сколько радости приносят
совместные народно -подвижные игры! Несомненно, всё это приносит
неоценимую пользу разностороннему развитию детей.
Доброта, отзывчивость, умение и желание приходить на помощь,
человеколюбие, умение дружить, толерантность, интерес и любовь к своей
истории, гордость за свой народ и свою страну – вот те вечные человеческие
качества, которые мы хотим видеть в своих воспитанниках. И огромную
помощь в воспитании подрастающего поколения оказывает систематическая
работа по приобщению воспитанников к народной культуре.
К сожалению, уходят в прошлое бабушки и мамы, люлюкающие над
кроваткой малыша, рассказывающие своим детям сказки, поющие им на ночь
колыбельные песни. Поэтому на нас, педагогов, как никогда ложится
ответственность за то, будет ли грядущее поколение любить и уважать свою
культуру и культуру других народов, вырастут ли наши дети истинными
патриотами своей страны. Невозможно быть патриотом и разносторонне
развитой личностью, не зная и не уважая историю своих предков.