Автор: Кондратьева Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Верхнеспасская СОШ Нижнеспасский филиал
Населённый пункт: с. Нижнеспасское, Рассказовский район, Тамбовксая область
Наименование материала: Разработка урока "Обособленные определения"
Тема: Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Учитель русского языка Нижнеспасского филиала
МБОУ Верхнеспасской сош
Рассказовского района
Тамбовской области
Кондратьевой Ольги Анатольевны
Тема урока: Обособленные определения.
Цели:
1.
Обучающие:
повторить
и
закрепить
знания
учащихся
об
обособлении,
условиях
обособления
определений,
их
смысловых,
грамматических,
интонационных и пунктуационных признаках.
2.
Практические:
развить
навыки
логического
чтения;
развить
умения
выразительно
читать
с
интонацией
обособления,
составлять
тексты
с
использованием обособленных определений.
3.
Воспитательная:
воспитывать
творческое
отношение
к
учебным
занятиям,
развивать чувство языка.
Ход урока
Тема урока: «Обособление определений
»
Цель урока: определить условия постановки знаков препинания в предложениях с
обособленными определениями, отработать пунктуационные навыки в предложениях
с обособленными определениями;
Ход урока
Слайд….
1.
Учитель: Добрый день. Меня зовут Ольга Анатольевна Кондратьева. Я работаю
в Нижнеспасском филиале учителем русского языка и литературы. Сейчас
участвую в конкурсе «Учитель года» и буду проводить у вас урок. Для меня
участие в конкурсе – это маленькая победа над собой. Очень рада с вами
познакомиться. А у вас настроение рабочее? Тогда я уверена, что у нас всё
получится.
1
СЛАЙД
Сегодня урок у нас необычный. Работа будет построена следующим образом.
Перед каждым из вас на столе лежит рабочий лист, который поделён на два
поля: поле с заданием и поле самооценки. По окончании выполнения задания
вы должны оценить свою работу по следующим критериям:
Если вам было легко – 3 балла
Если испытывал затруднение – 2 б.
Если было трудно – 1 б.
Если не справились – 0.
- А сейчас послушайте музыкальный фрагмент и подумайте, какие чувства он у вас
вызывает….. СЛАЙД
2.
Звучит музыкальный отрывок из песни «День Победы» Д. Тухманова.
-Какую песню вы прослушали? Правильно, ребята, вы прослушали начало песни Д.
Тухманова «День Победы».
Какое настроение вызвал у вас прослушанный музыкальный отрывок в исполнении
Льва Лещенко? Выразите его с помощью определений.
Слайд. Ученик: радостное, ликующее, торжественное, волнующее, созидающее,
возвышающее, чудесное, преобразующее, бодрое, вызывающее чувство гордости,
победоносное, вдохновляющее.
Учитель: Вот такие чувства испытывал русский народ 70 лет назад в день
окончания ВОВ и продолжаем испытывать мы, потомки наших прадедов, победно
завершивших эту кровавую битву за Родину. Как называются эти художественные
определения в русском литературном языке?
Слайд . Ученик: эпитетами.
- А чем в предложении являются эпитеты? (определением)-
- (Какими бывают определения?) На какие виды делятся определения
(согласованные и несогласованные)
- А по структуре? (распространённые и нераспространённые)
(обособленные и необособленные)
- Давайте вспомним, какие называются обособленными. (Обособленные
выделяются интонацией и запятыми)
- Определите, исходя из этого, тему нашего урока.
«Обособленные определения»
СЛАЙД
2
- Поставьте перед собой цели сегодняшнего урока, продолжив фразу:
Слайд….
1. Хочу узнать…
2. Хочу научиться…..
3. Хочу понять……
4. Хочу уметь…….
Слайд…
Обратимся к рабочим листам.
- Прочитайте самостоятельно предложения из задания № 1 и скажите, что их
объединяет?
1) Волнующее, идущее от самого сердца, ликование на праздничном Параде 9
Мая перешло и слилось в единый хор голосов известной песни Тухманова «День
Победы»
2) Радостные и торжественные, они (песни) вызывали чувство гордости за свою
непобедимую страну.
3) Преобразующие мир мелодии победных песен воспитывают наше
подрастающее поколение в духе патриотизма.
4) Звуки песни, ликующие, победные, вызывали в людях чувство гордости за
свою Родину.
- Какая тема их объединяет?
Ученик: Их объединяет тема влияния патриотических песен на наше общество.
- Чем осложнены предложения? (обособленными и необособленными
определениями)
- Прочитайте предложения, в которых есть обособленные определения. (1,2,4)
Подчеркнём определения и выделим определяемое слово. (3 ученика отвечают.)
3
- В каком из этих предложений вам знакома постановка знаков препинания. (4)
Объясните, почему здесь обособляется определение? (стоит после опр. Слова
существительного)
- А в каком из них не обособляется определение, не отвечает условиям
обособления.(3) Найдём в нём определение и определяемое слово. Составим
схему этого предложения.
- А давайте перестроим это предложение, чтобы оно соответствовало схеме 4
предложения. 3) Мелодии победных песен, преобразующие мир,
воспитывают наше подрастающее поколение в духе патриотизма.
- Запишите его к себе в лист. Проверьте по слайду.
Давайте выясним,
От чего же зависит обособление определений
1. От места по отношению к определяемому слову
- Ребята, рассмотрите 1 и 2 предложения, выделите условия, при которых
определения обособляются в виде схем, при затруднении, обратитесь к учебнику,
параграф 37
- проверим, что у вас получилось. Почему у нас в первом предложении определение
обособляется? (оно имеет обстоятельственное значение причины. Его можно
перестроить в сложное предложение.)
Ликование на праздничном Параде 9 Мая перешло и слилось в единый хор голосов,
потому что оно волновало, шло от самого сердца.
А посмотрите, какой пример ещё приводится в учебнике.
Раненый осколком в плечо, капитан Сабуров не покидал строя. (обособляется, т.к.
имеет значение уступки. Сравните: Хотя капитан Сабуров был ранен осколком в
плечо, он не покинул строя.
- А здесь при каком условии мы обособляем определение?
2. При наличии дополнительного значения причины или уступки
- К какому условию обособления мы отнесём второе предложение?
3. Если определение относится к личному местоимению, то мы его обособляем
И какой пример мы не рассмотрели?
4
4. Если определения отделены от определяемого слова другими членами
предложения.
- Итак, о каких условиях обособления определений вы узнали?
Оцените свою работу. Как вы поняли материал?
Слайд….
-Составим схему алгоритма и запишем её в рабочие листы. Чем мы будем
руководствоваться при обособлении определений
Обособление определений
5
Чем выражено
определение?
Где стоит
определение?
Имеется ли дополнительное
значение уступки или
причины?
Есть ли другие члены
предложения между
определением и
определяемым словом?
Личное
местоимение
Не обособляется
Обособляется
НЕТ
Да
Не имеет
Имеет
После
определяемого
слова
Перед
определяемым
словом
Существительное
Оцените свою работу.
6. Для закрепления изученного материала устно выполним упр. 371 Учебника.
Прочитайте самостоятельно предложение и, пользуясь алгоритмом, найдите
предложения,
Слайд . 1 ряд – где определение относится к личному местоимению. 1, 3
2 ряд – где определение стоит после определяемого слова
существительного – 2, 4, 6, 8
3 ряд - где определения имеют дополнительное значение причины. 5,.
- А какое предложение мы не внесли в таблицу, почему?
(7, Потому что между определением и определяемым словом есть другие слова)
Оцените свою работу.
Слайд…
7.
Работа в парах.
- Возьмите лист с заданием.
Прочитайте текст
(1) Детское воображение Александра было поражено картиной
военных подвигов. (2) С упорством и настойчивостью, появившимися уже
в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности……… (4)
Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью
закалиться……. (6) Отец, между делом читавший нотации, пытался
отвлечь от чтения военных книг. (7) Но это только способствовало
усилению его природной замкнутости и заставило его еще сильнее
пристраститься к избранному им поприщу.
(8) Счастливый случай помог юному Суворову избежать намеченной
для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.
Анализ.
1. Озаглавьте текст
6
2.Какая теса этого текста
3.Основная мысль
4 Расставьте знаки препинания.
Проверьте свою работу по слайду.
Слайд…
1р. Найдите предложения, где определение стоит после определяемого слова 2, 6
2 р. – относится к личному местоимению 4.
3 р. – не обособляется 7, 8
Оцените свою работу.
8.
- Обособление определений на письме является одним из трудных
заданий на ЕГЭ государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Результаты экзаменов прошлых лет показывают, что каждый третий
ученик допускает ошибки при обособлении определений. Чтобы у вас
эти вопросы не вызвали никаких проблем при сдаче экзамена, мы с вами
сейчас потренируемся в их выполнении.
Задание № 5.
Прочитайте формулировку этого задания. Что нам надо знать, чтобы выполнить
его? (что такое однородные определения……..как они обособляются …..)
Какой вы выбрали ответ? Давайте проверим. ____________27. Оцените работу
Прочитайте 6 задание
1.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
- Что здесь нам нужно знать? (условия обособления определений)
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно
продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на
протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Какой ответ у вас получился?
Ответ:______1,2_________________________Оцените свою работу
Слайд….
7
8. Рассмотрите репродукцию картины ……………………………
-
Ребята,
хочу
представить
вашему
вниманию
картину
«Победа»
Пётра
Александровича Кривоногова, советского живописца-баталиста, заслуженного
деятеля искусств РСФСР, автора многих известных работ на тему Великой
отечественной войны. Кривоногов был одним из тех художников, которым
довелось участвовать в последних боях за Берлин, штурмовать Рейхстаг. Уже
тогда задумал художник создать картину, в которой, как он говорил, "должен
был звучать гимн победе над фашистской Германией". За картину "Победа"
(1948, ГТГ) художник был удостоен Государственной премии.
Пётр
Александрович
долго
работал
над
полотном,
решая
сложные
композиционные и живописные задачи. Трудно было сочетать объем большого
архитектурного сооружения и стоящих у его подножия воинов, но Кривоногов
удачно
справился
с
этим,
противопоставив
мрачному
ритму
колонн
и
огромному зданию бурную волну народного ликования и торжества победы.
Картина стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом
.
Составьте 5-7 предложений по данной картине, используя предложения с
обособленными и необособленными определениями.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Были ли использованы обособленные и необособленные определения?
- Чья работа вам больше понравилась?
Оцените свою работу…
- Сделайте вывод, для чего нужны определения в тексте?
Ученик.
Они делают речь богаче, выразительнее, создают образ, точно и кратко выражают
мысль.
-
Наше занятие подходит к концу, а помните, с чего оно начиналось? Правильно,
со слова «ПОБЕДА». А какой смысл вы вкладываете в это слово? Какую сегодня,
пусть маленькую, но победу одержали вы?
Слайд….
9. Давайте подведем итоги нашего занятия.
Я прошу вас выразить свою победу с помощью фраз:
- на сегодняшнем уроке я вспомнил….
- я узнал …
8
- сегодня я научился…
- на уроке мне особенно запомнилось…
- мне понравилось….
10. Посмотрите на лист самооценки и подведите итоги.
Сложите ваши баллы.
Если у вас получилось число 20 – 21 – поставьте оценку «5»
Если 16- 19 – «4»,
Если 11 – 15 – «3»,
Д.З. П. 37, знать алгоритм.
1. Выписать из повести И. С. Тургенева «Ася» 5-7 предложений с обособленными
определениями.
Или
2. Составить по картине Айвазовского «Лунная ночь» 5-7 предложений (упр. 372)
...Горит рейхстаг. Над площадью висят клубы дыма. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками,
пулями выщерблены колонны. И всюду наши бойцы, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные
и взволнованные.
Над куполом рейхстага реет красное Знамя Победы, и в воздух летят пилотки, взметнулись
руки с винтовками, автоматами-звучит могучее русское "Ура!".
9