Напоминание

"Экологическое воспитание, формирование экологической культуры в ОУ" (из опыта работы)


Авторы: Дашкевич Елена Витальевна, Варенчук Ирина Анатольевна
Должность: учитель биологии, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "Новожилкинская СОШ"
Населённый пункт: с.Новожилкино
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Экологическое воспитание, формирование экологической культуры в ОУ" (из опыта работы)
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Экологическое воспитание, формирование экологической культуры в ОУ»

(из опыта работы)

Дашкевич Е.В., учитель биологии

Варенчук Ирина Анатольевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «Новожилкинская СОШ»,

с. Новожилкино

«Экос» - наш общий дом - планета Земля. В нем сейчас царит хаос и беспорядок, от которого страдаем

в первую очередь мы - люди. Мир неустойчив и агрессивен. Наблюдаются огромные противоречия между

культурой потребительства и возможностями биосферы. Все прогрессивное человечество осознает, что спасти

мир от окончательной разрухи сможет только образование, основанное на стратегии устойчивого развития. В

настоящее время перед образованием стоит задача экологизации знаний, организации всеобщего непрерывного

экологического

образования,

формирования

экологического

мировоззрения

и

экологической

культуры

школьников, поэтому экологическое воспитание и образование провозглашено приоритетным направлением

деятельности современной школы. Экологическое воспитание и экологическое образование – два процесса

формирования экологически грамотной личности. Экологическое образование даёт знания, умения и навыки,

необходимые для охраны окружающей среды, экологическое воспитание формирует гражданское сознание,

побуждает бережно относиться к природе [2].

Экологическое воспитание и обучение в нашей школе основано на ведущих педагогических принципах,

принятых в отечественной педагогике: гуманизации, научности, прогностичности, интеграции, непрерывности

и систематичности [4].

Проблемы экологической культуры

школьников является актуальной

и достаточно раскрытой в

научной и методической литературе.

Под экологической культурой мы понимаем - часть общечеловеческой культуры, которая определяет

характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в

системе ценностных ориентации и деятельности человека.

Над

проблемой

формирования

экологической

культуры

обучающихся

педагогический

коллектив

школы работает с 2009 года.

Участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся, но и педагоги и родители,

поэтому

основной

целью

экологического

воспитания

является:

формирование

экологической

культуры

личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

оптимизация

содержания

дополнительного

образования

и

программно

методического

обеспечения экологического образования в школе;

обеспечение

повышения

информированности

субъектов

образовательного

процесса

и

общественности о состоянии окружающей среды, на основании результатов проектно – исследовательской

деятельности учащихся.

развитие школьных традиций экологической направленности;

воспитание

у

обучающихся

экологически

правильного

поведения,

стремления

к

активной

практической деятельности по охране окружающей среды

повышение

практической

значимости

природоохранной

деятельности

субъектов

образовательного процесса;

Этапы формирования экологической культуры происходит три ступени обучения: начальная школа,

средняя школа, старшая школа.

Формирование экологической культуры осуществляется по следующим направлениям:

эколого-просветительская деятельность;

научно-исследовательская деятельность;

организация работы по формированию здорового образа жизни;

организация работы школьного объединения «Эколог»;

организация работы по международной программе «Эко-школы/Зеленый флаг».

В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе накоплен положительный опыт

работы по экологическому воспитанию обучающихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей,

которая охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа внутри классов, и учебная

работа на уроках биологии, и внеклассная кружковая работа с обучающимися.

В школе успешно реализуется программа развития экологической культуры, которая является частью

программы по экологическому образованию обучающихся. Разработана программа летнего экологического

лагеря «Радуга».

В 2007-2008 учебном году на основании диагностического исследования и анализа его

результатов

разработаны

Концептуальные

направления

экологического

образования

школьников

МБОУ

«Новожилкинская СОШ», определены системообразующие виды деятельности.

Для решения задач созданы следующие условия:

1) создана нормативно – правовая база программы экологического воспитания:

- разработаны:

Положение о совете по экологическому образованию и воспитанию;

Положение об экологическом отряде «Юный эколог»;

Положение о туристическом кружке «Паучки»;

Положение о работе школьного научного общества «Эрудит».

-ежегодно корректируется программа экологического воспитания, разрабатываются планы реализации

данной программы;

2) усовершенствованы методические и кадровые условия:

- организован постоянно действующий методический семинар – практикум для

педагогов по освоению и внедрению инновационных педагогических технологий, таких как метод проектов,

мультимедийных презентаций, исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов школы,

методические семинары классных руководителей по методикам интерактивных форм воспитания;

-регулярно проводятся заседания совета по экологическому образованию и воспитанию;

-создан банк методических разработок, классных часов, вечеров на экологические темы;

-обобщен опыт работы по экологическому образованию обучающихся учителя биологии Дашкевич Е.В.

-в 2009г. в результате сотрудничества с Иркутским институтом повышения квалификации работников

образования

25

педагогов

школы

прошло

обучение

по

курсу

«Организация

и

совершенствование

экологического,

эколого-гигиенического,

эколого-валеологического

образования

в

общеобразовательном

учреждении»

-

в

2010г.

2

педагога

дополнительного

образования

посетили

семинар–совещание

организаторов

туристско-краеведческой

работы

со

школьниками

в

Иркутской

области;

прошли

курсы

«Первичная

педагогическая профилактика наркотизма. Профилактика рисков дезадаптации у детей. Работа с УМК «Все

цвета, кроме чёрного». Сохранение здоровья обучающихся в образовательном пространстве».

-

в

2009

-

2010

учебном

году

2

педагога

прошли

курсы

по

теме

«Основные

тенденции

совершенствования физического воспитания детей и взрослых»;

- создана школьная медиатека, включающая в себя электронные учебные пособия и практикумы по

предметам естественно – научного цикла;

- в библиотеке школы имеются учебные пособия, научная литература по экологии для обучающихся 1-

11 классов, подборка газетных и журнальных статей экологической направленности.

3)

функционируют два кабинета информатики и кабинет ИКТ, проводятся

учебные занятия с

использованием инновационных образовательных технологий;

4) укрепляются и развиваются школьные традиции экологической направленности:

1.

- проведение для обучающихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов»,

«Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье», «Чтобы дольше жили книжки», «Мы-

за чистый район», «Энергосбережение в быту в условиях сельской местности» и др.

-

акции

«Чистая

улица»,

«Чистое

село»,

«Живи,

Родник»;

«Покорми

птиц»,

«Птичий

домик»,

«Берегите лесную красавицу», «Посади дерево», «Сбереги дерево» и др.;

-олимпиада по экологии и байкаловедению «Живи, Байкал»;

- защита исследовательских проектов по экологии;

- декада экологии (апрель);

- проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций: 22 марта - Всемирный день

воды (конференция «Вода - удивительное вещество!», выступление членов экоотряда со сказкой «Без чистой

воды ни туды и ни сюды»);

1 апреля - День птиц (КВН «Птичьи разговоры», акция «Встречаем крылатых друзей»);

7 апреля - День здоровья; 22 апреля – День Земли;

27 сентября - День туризма (туристический слет);

4 октября - День защиты животных (Интерактивная игра-викторина «Четвероногие герои книги», конкурс

фотографий «Эти забавный животные»);

20 ноября -международный день отказа от курения (конкурс презентаций, плакатов);

1 декабря - день борьбы со СПИДом (интернет - уроки, уроки –здоровья);

- конкурсы «ЭкоКолобок», «Экоручки», «Экология и творчество»;

- конкурс экосказок, листовок, плакатов экологического содержания, например, «Берегите лес от

пожара», «Защитим реки и озера», «ТБО и экология села» и др.

-

организацию

работы

школьных

кружков:

туристко-краеведческой,

физкультурно-спортивной,

художественно-эстетической направленности;

- организацию туристических походов.

Формы экологического образования должны соответствовать ценностям, интересам и потребностям

различных возрастных групп. Процесс экологического образования может быть успешным, если он охватывает

все уровни образования [2].

В школе создана база для развития экологической культуры школьников: факультативы, спецкурс

«Байкаловедение», кружок «Юный эколог», школьный пресс – центр «Ровесник», ИЗОстудия, краеведческий

музей, проводятся внеклассные и внешкольные мероприятия. На всех уроках школьного цикла отводится время

для изучения экологических аспектов данного предмета.

Экологическое воспитание осуществляется и через другие формы воспитательной работы: работу

пришкольного

летнего

оздоровительного

лагеря

«Радуга»;

озеленение

внутришкольных

помещений,

пришкольной территории; участие в экологических конкурсах, фестивалях, конференциях разных уровней,

например, участие в районном фестивале экологических отрядов, в областном общественном водоохранном

движении

«Чистые

воды

Прибайкалья»,

в

областных

конкурсах-

выставках

«Зеркало

природы»

в

отделе

природы ИОКМ, в областном конкурс творческих работ «Дети о лесе», «Сохраним лес живым», областном

конкурсе

школьных

экологических

газет,

региональном

конкурсе

детских

рисунков

«Помоги

лесу»,

литературном

конкурсе «Мое

любимое дерево» и др.. Ведется информационная работа среди населения:

пропаганда идей экологического образования и здорового образа жизни, антиреклама пива и табачных изделий,

акция «Биологическая опасность №1», «ТБО и правила их утилизации», «Энергосбережение».

Благодаря

постоянному

творческому

поиску

педагогов,

внедрению

новейших

технологий

МБОУ

«Новожилкинская СОШ» в своей деятельности добилась хороших результатов, среди которых победы на

предметных олимпиадах и научно-практических конференциях различных уровней. На протяжении двух лет

школа становилась победителем муниципального фестиваля «Экологических отрядов». Обучающиеся школы

ежегодно становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов по

экологии. Опыт школы по формированию экологической культуры был обобщён в виде методической копилки

«В гармонии с природой», куда вошли разработки уроков, внеклассных мероприятий и образовательные

проекты, направленные на формирование экологической культуры школьников. Но самым главным результатом

реализации программы экологического воспитания и образования является работа школы по международной

программе «Эко-школы/Зелёный флаг». Результатом работы

по данной программе наша школа получила 6

зеленых флагов как символ этой программы.

Таким образом, воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия,

а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных дел и индивидуальной работы.

За время реализации программы экологического образования произошло:

-

повышение

воспитательного

потенциала

мероприятий

и

школьных

традиций

экологической

направленности;

- повышение интереса участия в мероприятиях экологической направленности;

-

у

выпускников

школы

повышается

экологическая

культура,

формируется

личностное

самоопределение и экологически грамотное поведение, а также формируется потребность к ведению здорового

образа жизни.

Школьное

экологическое

образование

оказалось

привлекательным

для

обучающихся

во

многом

благодаря возможности участвовать в социально значимых делах при непосредственном участии родителей,

работников школы, общественности.

В 2015-2016 учебном году активизировалась роль родительской общественности: 72% родителей стали

участниками совместных семейных мероприятий, проводимых в рамках международной программы «Эко-

щколы/Зеленый флаг».

Надо отметить очень важный для социализации разных категорий детей: успешно

успевающих и слабоуспевающих, не испытывающих особых сложностей в социализации и детей из группы

«социального риска» момент - участие в социально значимых делах. Участие в социально – значимых делах

превращает ценности экологической культуры в ценности конкретной личности.

Считаем, что экологическая культура личности школьников формируется во взаимосвязи учебной и

внеучебной

работы,

семейного

воспитания,

в

процессе

приобретения

обучающимися

социального

и

личностного опыта и поэтому приоритетными становятся социально - проблемные экологические ситуации и

экологически – ориентированная учебно-социальная практика по их решению [1].

Экологическое воспитание в нашей школе получит дальнейшее развитие.

В работе по экологическому воспитанию, формированию экологической культуры школа поддерживает

тесные связи с дошкольным учреждением МБДОУ детским садом №19 с. Новожилкино; с МБУДО «Районный

центр внешкольной работы» п. Белореченск; с МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Ангарск;

ОГОБУ

ДОД

«Центр

развития

дополнительного

образования

детей

Иркутской

области»; с

Иркутской

региональной

общественной

организацией

«Байкальская

Экологическая

Волна»

по

вопросам

развития

экологического образования в регионе.

Список литературы

1.

Андреевских О.А. Формирование экологической культуры школьников О.А. Андреевских //Справочник

зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93

2.

Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии.

Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей. – М.: Горизонт,2007.-280с.

3.

Глущенко

О.

Завтра

начинается

сегодня:

формирование

экологической

культуры

у

детей.

О.

Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52 .

4.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.-

210с.



В раздел образования