Авторы: Дашкевич Елена Витальевна, Варенчук Ирина Анатольевна
Должность: учитель биологии, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "Новожилкинская СОШ"
Населённый пункт: с.Новожилкино
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Экологическое воспитание, формирование экологической культуры в ОУ" (из опыта работы)
Раздел: дополнительное образование
«Экологическое воспитание, формирование экологической культуры в ОУ»
(из опыта работы)
Дашкевич Е.В., учитель биологии
Варенчук Ирина Анатольевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Новожилкинская СОШ»,
с. Новожилкино
«Экос» - наш общий дом - планета Земля. В нем сейчас царит хаос и беспорядок, от которого страдаем
в первую очередь мы - люди. Мир неустойчив и агрессивен. Наблюдаются огромные противоречия между
культурой потребительства и возможностями биосферы. Все прогрессивное человечество осознает, что спасти
мир от окончательной разрухи сможет только образование, основанное на стратегии устойчивого развития. В
настоящее время перед образованием стоит задача экологизации знаний, организации всеобщего непрерывного
экологического
образования,
формирования
экологического
мировоззрения
и
экологической
культуры
школьников, поэтому экологическое воспитание и образование провозглашено приоритетным направлением
деятельности современной школы. Экологическое воспитание и экологическое образование – два процесса
формирования экологически грамотной личности. Экологическое образование даёт знания, умения и навыки,
необходимые для охраны окружающей среды, экологическое воспитание формирует гражданское сознание,
побуждает бережно относиться к природе [2].
Экологическое воспитание и обучение в нашей школе основано на ведущих педагогических принципах,
принятых в отечественной педагогике: гуманизации, научности, прогностичности, интеграции, непрерывности
и систематичности [4].
Проблемы экологической культуры
школьников является актуальной
и достаточно раскрытой в
научной и методической литературе.
Под экологической культурой мы понимаем - часть общечеловеческой культуры, которая определяет
характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в
системе ценностных ориентации и деятельности человека.
Над
проблемой
формирования
экологической
культуры
обучающихся
педагогический
коллектив
школы работает с 2009 года.
Участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся, но и педагоги и родители,
поэтому
основной
целью
экологического
воспитания
является:
формирование
экологической
культуры
личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
оптимизация
содержания
дополнительного
образования
и
программно
–
методического
обеспечения экологического образования в школе;
обеспечение
повышения
информированности
субъектов
образовательного
процесса
и
общественности о состоянии окружающей среды, на основании результатов проектно – исследовательской
деятельности учащихся.
развитие школьных традиций экологической направленности;
воспитание
у
обучающихся
экологически
правильного
поведения,
стремления
к
активной
практической деятельности по охране окружающей среды
повышение
практической
значимости
природоохранной
деятельности
субъектов
образовательного процесса;
Этапы формирования экологической культуры происходит три ступени обучения: начальная школа,
средняя школа, старшая школа.
Формирование экологической культуры осуществляется по следующим направлениям:
эколого-просветительская деятельность;
научно-исследовательская деятельность;
организация работы по формированию здорового образа жизни;
организация работы школьного объединения «Эколог»;
организация работы по международной программе «Эко-школы/Зеленый флаг».
В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе накоплен положительный опыт
работы по экологическому воспитанию обучающихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей,
которая охватывает разные стороны школьной жизни: это и воспитательная работа внутри классов, и учебная
работа на уроках биологии, и внеклассная кружковая работа с обучающимися.
В школе успешно реализуется программа развития экологической культуры, которая является частью
программы по экологическому образованию обучающихся. Разработана программа летнего экологического
лагеря «Радуга».
В 2007-2008 учебном году на основании диагностического исследования и анализа его
результатов
разработаны
Концептуальные
направления
экологического
образования
школьников
МБОУ
«Новожилкинская СОШ», определены системообразующие виды деятельности.
Для решения задач созданы следующие условия:
1) создана нормативно – правовая база программы экологического воспитания:
- разработаны:
Положение о совете по экологическому образованию и воспитанию;
Положение об экологическом отряде «Юный эколог»;
Положение о туристическом кружке «Паучки»;
Положение о работе школьного научного общества «Эрудит».
-ежегодно корректируется программа экологического воспитания, разрабатываются планы реализации
данной программы;
2) усовершенствованы методические и кадровые условия:
- организован постоянно действующий методический семинар – практикум для
педагогов по освоению и внедрению инновационных педагогических технологий, таких как метод проектов,
мультимедийных презентаций, исследовательской и проектной деятельности обучающихся и педагогов школы,
методические семинары классных руководителей по методикам интерактивных форм воспитания;
-регулярно проводятся заседания совета по экологическому образованию и воспитанию;
-создан банк методических разработок, классных часов, вечеров на экологические темы;
-обобщен опыт работы по экологическому образованию обучающихся учителя биологии Дашкевич Е.В.
-в 2009г. в результате сотрудничества с Иркутским институтом повышения квалификации работников
образования
25
педагогов
школы
прошло
обучение
по
курсу
«Организация
и
совершенствование
экологического,
эколого-гигиенического,
эколого-валеологического
образования
в
общеобразовательном
учреждении»
-
в
2010г.
2
педагога
дополнительного
образования
посетили
семинар–совещание
организаторов
туристско-краеведческой
работы
со
школьниками
в
Иркутской
области;
прошли
курсы
«Первичная
педагогическая профилактика наркотизма. Профилактика рисков дезадаптации у детей. Работа с УМК «Все
цвета, кроме чёрного». Сохранение здоровья обучающихся в образовательном пространстве».
-
в
2009
-
2010
учебном
году
2
педагога
прошли
курсы
по
теме
«Основные
тенденции
совершенствования физического воспитания детей и взрослых»;
- создана школьная медиатека, включающая в себя электронные учебные пособия и практикумы по
предметам естественно – научного цикла;
- в библиотеке школы имеются учебные пособия, научная литература по экологии для обучающихся 1-
11 классов, подборка газетных и журнальных статей экологической направленности.
3)
функционируют два кабинета информатики и кабинет ИКТ, проводятся
учебные занятия с
использованием инновационных образовательных технологий;
4) укрепляются и развиваются школьные традиции экологической направленности:
1.
- проведение для обучающихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов»,
«Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье», «Чтобы дольше жили книжки», «Мы-
за чистый район», «Энергосбережение в быту в условиях сельской местности» и др.
-
акции
«Чистая
улица»,
«Чистое
село»,
«Живи,
Родник»;
«Покорми
птиц»,
«Птичий
домик»,
«Берегите лесную красавицу», «Посади дерево», «Сбереги дерево» и др.;
-олимпиада по экологии и байкаловедению «Живи, Байкал»;
- защита исследовательских проектов по экологии;
- декада экологии (апрель);
- проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций: 22 марта - Всемирный день
воды (конференция «Вода - удивительное вещество!», выступление членов экоотряда со сказкой «Без чистой
воды ни туды и ни сюды»);
1 апреля - День птиц (КВН «Птичьи разговоры», акция «Встречаем крылатых друзей»);
7 апреля - День здоровья; 22 апреля – День Земли;
27 сентября - День туризма (туристический слет);
4 октября - День защиты животных (Интерактивная игра-викторина «Четвероногие герои книги», конкурс
фотографий «Эти забавный животные»);
20 ноября -международный день отказа от курения (конкурс презентаций, плакатов);
1 декабря - день борьбы со СПИДом (интернет - уроки, уроки –здоровья);
- конкурсы «ЭкоКолобок», «Экоручки», «Экология и творчество»;
- конкурс экосказок, листовок, плакатов экологического содержания, например, «Берегите лес от
пожара», «Защитим реки и озера», «ТБО и экология села» и др.
-
организацию
работы
школьных
кружков:
туристко-краеведческой,
физкультурно-спортивной,
художественно-эстетической направленности;
- организацию туристических походов.
Формы экологического образования должны соответствовать ценностям, интересам и потребностям
различных возрастных групп. Процесс экологического образования может быть успешным, если он охватывает
все уровни образования [2].
В школе создана база для развития экологической культуры школьников: факультативы, спецкурс
«Байкаловедение», кружок «Юный эколог», школьный пресс – центр «Ровесник», ИЗОстудия, краеведческий
музей, проводятся внеклассные и внешкольные мероприятия. На всех уроках школьного цикла отводится время
для изучения экологических аспектов данного предмета.
Экологическое воспитание осуществляется и через другие формы воспитательной работы: работу
пришкольного
летнего
оздоровительного
лагеря
«Радуга»;
озеленение
внутришкольных
помещений,
пришкольной территории; участие в экологических конкурсах, фестивалях, конференциях разных уровней,
например, участие в районном фестивале экологических отрядов, в областном общественном водоохранном
движении
«Чистые
воды
Прибайкалья»,
в
областных
конкурсах-
выставках
«Зеркало
природы»
в
отделе
природы ИОКМ, в областном конкурс творческих работ «Дети о лесе», «Сохраним лес живым», областном
конкурсе
школьных
экологических
газет,
региональном
конкурсе
детских
рисунков
«Помоги
лесу»,
литературном
конкурсе «Мое
любимое дерево» и др.. Ведется информационная работа среди населения:
пропаганда идей экологического образования и здорового образа жизни, антиреклама пива и табачных изделий,
акция «Биологическая опасность №1», «ТБО и правила их утилизации», «Энергосбережение».
Благодаря
постоянному
творческому
поиску
педагогов,
внедрению
новейших
технологий
МБОУ
«Новожилкинская СОШ» в своей деятельности добилась хороших результатов, среди которых победы на
предметных олимпиадах и научно-практических конференциях различных уровней. На протяжении двух лет
школа становилась победителем муниципального фестиваля «Экологических отрядов». Обучающиеся школы
ежегодно становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов по
экологии. Опыт школы по формированию экологической культуры был обобщён в виде методической копилки
«В гармонии с природой», куда вошли разработки уроков, внеклассных мероприятий и образовательные
проекты, направленные на формирование экологической культуры школьников. Но самым главным результатом
реализации программы экологического воспитания и образования является работа школы по международной
программе «Эко-школы/Зелёный флаг». Результатом работы
по данной программе наша школа получила 6
зеленых флагов как символ этой программы.
Таким образом, воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия,
а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных дел и индивидуальной работы.
За время реализации программы экологического образования произошло:
-
повышение
воспитательного
потенциала
мероприятий
и
школьных
традиций
экологической
направленности;
- повышение интереса участия в мероприятиях экологической направленности;
-
у
выпускников
школы
повышается
экологическая
культура,
формируется
личностное
самоопределение и экологически грамотное поведение, а также формируется потребность к ведению здорового
образа жизни.
Школьное
экологическое
образование
оказалось
привлекательным
для
обучающихся
во
многом
благодаря возможности участвовать в социально значимых делах при непосредственном участии родителей,
работников школы, общественности.
В 2015-2016 учебном году активизировалась роль родительской общественности: 72% родителей стали
участниками совместных семейных мероприятий, проводимых в рамках международной программы «Эко-
щколы/Зеленый флаг».
Надо отметить очень важный для социализации разных категорий детей: успешно
успевающих и слабоуспевающих, не испытывающих особых сложностей в социализации и детей из группы
«социального риска» момент - участие в социально значимых делах. Участие в социально – значимых делах
превращает ценности экологической культуры в ценности конкретной личности.
Считаем, что экологическая культура личности школьников формируется во взаимосвязи учебной и
внеучебной
работы,
семейного
воспитания,
в
процессе
приобретения
обучающимися
социального
и
личностного опыта и поэтому приоритетными становятся социально - проблемные экологические ситуации и
экологически – ориентированная учебно-социальная практика по их решению [1].
Экологическое воспитание в нашей школе получит дальнейшее развитие.
В работе по экологическому воспитанию, формированию экологической культуры школа поддерживает
тесные связи с дошкольным учреждением МБДОУ детским садом №19 с. Новожилкино; с МБУДО «Районный
центр внешкольной работы» п. Белореченск; с МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Ангарск;
ОГОБУ
ДОД
«Центр
развития
дополнительного
образования
детей
Иркутской
области»; с
Иркутской
региональной
общественной
организацией
«Байкальская
Экологическая
Волна»
по
вопросам
развития
экологического образования в регионе.
Список литературы
1.
Андреевских О.А. Формирование экологической культуры школьников О.А. Андреевских //Справочник
зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
2.
Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии.
Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей. – М.: Горизонт,2007.-280с.
3.
Глущенко
О.
Завтра
начинается
сегодня:
формирование
экологической
культуры
у
детей.
О.
Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52 .
4.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.-
210с.