Автор: Онищенко Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №4
Населённый пункт: город Шимановск Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исследования в области орфографической грамотности"
Раздел: начальное образование
Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом
письменной речи. Значит, орфографический навык - это речевой навык. Вот
почему занятия по орфографии связываются с работой
по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли
через этап "совмещения" двух задач:"выражать свои мысли в письменной форме,
соблюдать при этом орфографические нормы" [Богоявленский].
Исследования в области орфографической грамотности.
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая
перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее
возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли
может быть решена окончательно.
Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать
явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который
помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее
распространенной причиной низкой орфографической грамотности
учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных
упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
1) навык письма,
2) умение анализировать слово с фонетической стороны,
3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова
орфограмму, требующую проверки,
4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным
классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои
знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения,
осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит,
наконец, к овладению навыком.
Для решения такой нелегкой задачи я выработала определенную систему
упражнений. За многие годы работы убедилась, что детям в процессе обучения
хочется самим открывать что – то новое для себя. Развитие познавательных
интересов и потребностей ребенка во многом зависит от того, насколько он
вовлекся в творческий и познавательный поиск.
«Формирование навыков грамотного письма в начальной школе»- это тема, которая
занимает особое место в моей педагогической практике.
Работая много лет с детьми, я отметила, что дети чаще всего допускают ошибки в
словах с безударной гласной в корне.
Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет
орфографическое действие.
Орфографическое действие – это деятельность пишущего, который намеренно
обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.
П. С. Жедек в орфографическом действии выделяет две ступени:
1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с
правилом).
Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык.
М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник решая
орфографические задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид;
3) определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть
составить алгоритмы решения;
5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность
ставить перед собой орфографические задачи.
Ребенка важно научить:
1) ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
2) устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения
орфографической задачи;
3) осуществлять орфографический самоконтроль.
Таким образом, индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения
орфографии, заключается в тщательном изучении индивидуальных различий
усвоения правописания каждым отдельным учеником и их учёте в учебном
процессе.
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.
К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:
1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными
упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться
на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и
пользуются им для приобретения нового»;
«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им
учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить
главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему
изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны
предшествовать письменным».
Актуальность. Формирование орфографического навыка в начальной школе с
учетом вариантов орфограмм - важная общеметодическая задача. Вариантность
дидактического материала упражнений по русскому языку с учетом трудностей, с
которыми сталкиваются учащиеся - общий методический вопрос. Изучение
вариантов орфограммы помогает нам выяснить суть затруднений учащихся
(затруднений лингвистического характера). В таком случае затруднения учащихся
получают точную и конкретную характеристику. Упражнения по орфографии,
составленные с учетом трудностей, какие возникают у учащихся при изучении
программного материала, будут способствовать основательному закреплению
знаний учащихся по теоретическому курсу грамматики и овладению речевыми
навыками и навыками правописания.
Цель: разработать методику изучения правила написания безударной гласной в
корне слова.
Задачи:1.Выявить психолого-педагогические основы формирования
орфографического навыка в начальной школе.
2.Изучить лингвистические предпосылки написания безударной гласной в корне
слова.
а) изучить морфологический принцип орфографии;
б) рассмотреть вариантность дидактического материала;
в) отобрать варианты орфограммы "правописание безударной гласной в корне
слова ", которые должны изучаться в начальной школе;
г) разработать методику изучения темы "правописание безударной гласной в корне
слова" с учетом вариантов орфограммы.
Гипотеза : если будем изучать тему с учетом вариантов орфограммы, то это поможет
выяснить, как рациональнее всего изучать трудные для учащихся случаи. А это, в
свою очередь, будет способствовать тому, что учащиеся с меньшей затратой
времени и сил закрепят знания по теоретическому курсу грамматики и овладеют
необходимыми речевыми и правописными навыками.
Методы исследования:
Теоретический:
- анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической
литературы с целью выяснения объективной картины в исследуемой нами области.
Социолого-педагогический:
- анализ письменных работ учащихся;
- беседы с учащимися, учителями, родителями.
- наблюдение за процессом обучения.
Экспериментальный:
- проведение контрольных срезов;
- анализ контрольных работ.
Метод моделирования:
-составление плана эксперимента, конспектов уроков по вышеуказанной теме.
Таким образом, индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения
орфографии, заключается в тщательном изучении индивидуальных различий
усвоения правописания каждым отдельным учеником и их учёте в учебном
процессе.
Первый этап работы над определением безударной гласной начинается еще в 1
классе в период обучения грамоте. Мы научились с детьми слышать звуки,
определять их количество в слогах, затем в словах. Различать гласные и согласные,
ударные и безударные звуки.
Второй этап – отрабатываем умение определять сильную и слабую позицию
гласного звука.
Задание: спишите слова. В каждом слове обозначьте сильную позицию знаком /,
гласную в слабой позиции выделите зеленой точкой внизу.
Трава, весна, дома, гроза, скала, дворы, сова, часы.
Вывод: гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный
звук всегда произносится сильнее, громче остальных звуков и слышится отчетливо
ясно. Это сильная позиция.
Третий этап – освоение способа записи слов с пропуском букв в слабой позиции.
Чтобы записать безударный звук буквой, ее нужно сначала узнать, а это не просто.
Проверять букву будем позднее, а пока, вместо гласной буквы в слабой позиции
будем ставить прочерк.
Задание: Спишите слова, пропустив гласную в слабой позиции. Поставьте ударение.
Слова, лесник, окно, морской, кормить.
Запись в тетрадях: слова, лесник, окно, морской, кормить.
Сл-ва, л-сник, -кно, м-рской, к-рмить.
Сравниваем произношение с написанием. Сделали открытие (один звук может
«посылать» на письменную работу две буква: то а,то о; и или е.
Такому звуку нет доверия. Он «опасное место». Договариваемся отмечать такие
звуки значком, предупреждающим об опасности – зеленой точкой – сигналом.
Четвёртый этап – Отработка умения определять, какой звук указывает на букву, а
какой может обозначаться разными буквами.
Тр (а, о) ва, в (е, и) сна, с (о, а)сна, ст (и, е) на, м(я, и)чи.
Вывод: ошибку можно допустить, если в слове есть выбор букв в слабой позиции а-
о, е-и, я-и.
Замечаем, что нет выбора букв, если в слабой позиции ы, у, ю.
Урок, рывок, ключи.
Если имеется выбор букв - это орфограмма.
Но как же не ошибиться в выборе буквы и не сделать орфографическую ошибку?
Пятый этап – Выбор правильного варианта (отрабатывается после знакомства с
темой «Корень и однокоренные слова».)
Задание: Спишите слова. Докажите правильность написания гласной буквы в слабой
позиции.
Тр-ва, в-сна, ст-на, с-сна, м-чи.
Запись в тетрадях: травы- трава, вёсны- весна ,стены- стена ,сосны- сосна, мяч- мячи.
Очень часто ребёнок как слышит слово, так его и пишет. Эффективными методами в
предупреждении ошибок при списывании являются:1) так называемый «волшебный
квадрат». Он позволяет детям списывать слоги, слова, предложения без ошибок.
2)метод пропуска буквы, в написании которой сомневаешься.3) ежедневные
подчёркивания изученных орфограмм и их объяснение.
Важно научить ученика видеть орфограмму, определить её вид и правило
написания.
В результате исследования безударных гласных в корне слов, проверяемых
ударением, определили последовательность работы над орфограммой:
1.
Поставь в слове ударение.
2.
Выдели корень.
3.
Выдели безударную гласную в корне зелёной точкой.
4.
Подбери проверочное слово.
5.
Напиши без ошибок.
Длительная работа над темой «Безударные гласные в корне слов» даёт
возможность вести её последовательно от простого к сложному по следующим
этапам:
1.
Определение безударной гласной в слове.
2.
Работа с группами слов (белый, белок, белеет, побелел; синяк, посинел,
синий).
3.Наблюдение над группами слов (хитрец, хитрый, хитрит)
Дом. А как напишем д-ма, д-машний?
Сад. А как напишем с-ды, с-довник?
Лес. А как напишем л-сной, л-сник?
4.Работа по учебнику как сообщение накопляемых знаний.
5. Работа над группами однокоренных слов с подчёркиванием проверочного слова.
Сначала она проводится с записью на доске, а потом под диктовку с перемещением
проверочного слова с первого места в середину и на конец.
Глаз – глаза – глазной
Слепой – ослеп - ослепил
Моряк - морской- море.
6.
Работа с текстом по теме: списывание с доски, списывание из учебника,
диктанты зрительные, предупредительные, объяснительные.
7.
Комментирование предложений.
8.
Работа с группами слов с помощью проговаривания, которая переходит в
работу с карточками. (Технология С.Н. Лысенковой).
Карточки.
1.
Объясните написание выделенных гласных.
Освещение, угадал, завязать, дрожать, колоть (дрова).
2.Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритм.
Св-зать(свитер), искреннее сож- ление, медленно созр-вать, в-сит вниз головой.
3.Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочные слова. (Особое внимание
следует обратить на слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по
смыслу и написанию.
Зап-вать лекарство, зап- вать песню.
Пос-деть от горя, пос-деть у ворот.
Зал-зать раны, зал-зать на дерево.
Скр-пить дружбой, скр-петь пером.
4.Вставить пропущенные буквы, на полях объяснить их написание.
Грозы, даль. Гроза удалялась.
Я об-жал вокруг дома.
Гр-за постепенно ут-хала.
. Он старался прим-рить поссорившихся ребят.
В магазине прим-ряли костюм к празднику.
5.Подчеркни слова с орфограммой в корне:
Покр(а, о)снел, вет(а, о)чка, л(е, и) сной, пр(а, о )плыл, тр(е, и) щат ,м(е, и)док, п(а, о)
левой, (е, я)довитый, с(и, е) неет.
Выпиши подчёркнутые слова, вставляя нужные буквы. Проверь.
Работа над темой «Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением».
Учителя в школе, обучающие детей призваны решать наиглавнейшую задачу –
научить детей работать с книгой. Самостоятельно извлекать и анализировать
информацию и на этой основе формировать устойчивую потребность в
самообразовании.
«Легко запомнить лишь то, в чём есть система» - гласит житейская мудрость.
Начиная со второго класса, работа над словарём проводится ежедневно, на
каждом уроке русского языка.
Словарная работа занимает очень важное место на уроке и требует постоянного
поиска практического материала и приёмов обучения.
Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением.
В начальном курсе грамматики основными являются следующие знания и умения:
а) различение гласных и согласных звуков, правильное их произношение и
написание;
б) соблюдение графических правил – ча - ща, чу - щу, жи - ши, способы обозначения
мягких согласных, употребление ъ и ь знаков, перенос слова;
в) употребление заглавных букв;
г) различение ударных и безударных звуков в слове, правописание безударных
гласных корня, приставок...
д) различение парных звонких и глухих согласных,
е) различение значимых частей слова;
ж) различение приставок и предлогов;
з) установление связи слов в предложении;
и) различение частей речи и их основных грамматических категорий;
к) различение главных и второстепенных членов предложения;
л) умение различать написания, определяемые словарем, и правильно их писать.
Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, так как в отношении их не
может быть никаких правил. Поэтому методика
обучения их написанию опирается на очень простое положение: написание каждого
слова надо запомнить.
Наиболее эффективного запоминания словарных слов, слова предлагаемые
программой разделила на группы.
1группа Слова, с сочетанием –оро-.
Воробей, ворона, сорока, город, мороз, корова, дорога, огород, горох, хорошо,
скоро.
- Что общего в этих словах? (есть сочетание – оро-.)
-Выделяем его простым карандашом.
Чтобы лучше запомнить эти слова, сочинили стихотворение:
«Запомни хорошо и скоро,
Слова, с простым сочетанием – оро -.
Город, огород, дорога,
Горох, корова, сорока,
Ворона и воробей.
Запомни их поскорей.
Записывая, не спеши,
ОРО в этих словах напиши».
Слова дети записывают в словарик. Выделяют орфограмму. Составляем и
записываем в тетрадь несколько предложений. Дома рядом со словарным словом в
словарике по желанию наклеивают соответствующую картинку.
В течение двух недель эти словарные слова включаю в различные виды работы на
уроке: диктанты предупредительные, объяснительные, выборочные, картинные;
отгадывание загадок, запись цепочки слов, родственных слов, составление и запись
словосочетаний, составление и разгадывание ребусов, кроссвордов, запись
предложений по опорным словам, составление и запись сочинений по опорным
словам,…
2группа. Слова, с сочетанием- оло-.
Молоко, молоток, болото, около, колодец, колокол.
Знакомимся со словами молоко, около, колодец. Читаем отрывок из рассказа Н.
Сладкова.
Жил – был у бабушки кот. Звали его Мурлыкой. Больше всего на свете он любил
молоко. Летом кот уважал молоко холодное. Только достанет бабушка кувшин с
молоком из колодца, а Мурлыка тут как тут около бабушки. Налакается холодного
молока и на завалинку. Холодный живот на солнышке греет.
Дальше идёт работа над словарными словами.
- Какие слова с сочетанием –оло- встретились в тексте?
1.Выпишите в тетрадь слова: молоко, холодное, колодец, около.
2.Выделите корень, поставьте ударение.
3.Выделите орфограммы в корне.
4.Что общего в этих словах? (есть сочетание –оло-)
- Подчеркните лишнее слово.(холодное)
- Почему? (в этом слове безударная гласная в корне проверяемая холодное – холод)
5.Работа над предложениями, в которых встречаются словарные слова.
Домой даю задание: выбрать и выписать в тетрадь из газет, журналов,
художественной литературы предложения или небольшие отрывки, в которых
встречаются слова с сочетанием –оло-. Слабым детям сама даю карточки, с текстами
из которых они выбирают нужные предложения.
Такая работа ребятам очень нравится! В классе проводим проверку домашнего
задания, выясняем, написание каких из этих слов нужно запомнить, а в каких
безударную гласную в корне можно проверить.
3группа. Слова, с безударной гласной е.
Медведь, пенал, петух, тетрадь, ребята, деревня, берёза, беседа, человек, иней,
жёлтый, адрес, железо, лагерь, песок, сверкать, север, сегодня, сейчас, теперь,
тетрадь, ученик, учитель, дежурный..
Работу провожу отдельно над каждым словом.
Медведь – мёд ведаю.
Пенал – пе (пе на л ) - ребус
Л
Петух - вспоминаем песенку из сказки «Кот, лиса и петух»:
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок…
Тетрадь – это слово написано на обложке вашей тетради, если сомневаетесь в
написании, загляните на обложку.
Ребята –
бята ( ребус )
4 группа. Названия месяцев и дней недели.
Декабрь, январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь.
Понедельник, четверг.
Работа над словарными словами трудная и в то же время интересная. Словарные
диктанты показывают, что в словах с непроверяемой безударной гласной в корне
ученики стали делать меньше ошибок.
Работа над темой «Состав слова».
Работать над составом слова учителю приходится в течение всего периода обучения
русскому языку. Элементы словообразовательного разбора вводятся на уроке
ежедневно: разобрать слово по составу, узнать слово по схеме, подобрать
однокоренные слова и т. д.
При знакомстве с однокоренными словами ставятся следующие цели:
- научить детей находить общую часть в группе родственных слов;
- обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне
независимо от того, в какой фонетической позиции они находятся;
- добиться осознанного понимания признаков родства слов и предупредить
ложные аналоги, основанные на звуковом сходстве корней;
- попутно закрепить навыки распознавания частей речи по вопросам;
- обогатить словарь учащихся.
В соответствии с этими целями я подбираю типы упражнений:
1. Списать родственные слова, обозначить условными выделениями общую
часть.
2. Прочитать, назвать общую часть родственных слов и пропущенную букву устно
подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить
общую часть родственных слов.
3. К данному слову подобрать родственные слова, обозначить общую часть.
4. Списать родственные слова, обозначить общую часть, к каждому слову устно
поставить вопрос.
5. Прочитать записанные на доске слова, списать первое слово, приписать к нему
только родственные слова.
6. К слову, отвечающему на вопрос что? подобрать родственные слова,
отвечающие на вопросы какой? что делает?, обозначить общую часть.
7. Сначала списать слова, отвечающие на вопрос что? потом - на вопрос что
делает? и на конец, на вопрос, какой? Общую часть родственных слов выделить.
8. К словам с безударной гласной подобрать родственные слова с ударной
гласной.
9. Записать предложения под диктовку, найти в них родственные слова.
Выполняя эти упражнения ученики будут не только закреплять знания по
словообразованию, но и совершенствовать навыки правописания безударных
гласных в корне слова.
Как правильно написать слова п(а, о)лёт, п(а, о)левой, д(а,о)машний…
Правильно написать слова помогает умение видеть строение (состав) слова
Значимыми частями слова являются корень, приставка, суффикс, окончание.
Изучение словообразования начинается во втором классе на материале
однокоренных слов.
В третьем классе одним из центральных разделов является раздел «Состав слова».
Его изучение закладывает основы орфографической грамотного письма. На
протяжении всего учебного года проводится работа над правописанием корня слов
и приставок.
В процессе изучения частей слова заполняем таблицу
корень
Главная значимая часть
слова. Общая часть
родственных слов.
Ход
Ходить
Поход
приставка
Значимая часть слова.
Находится перед корнем.
При помощи приставок
образуются новые слова.
Ход
Поход
Подход
Переход
суффикс
Значимая часть слова.
Находится после корня.
Служит для образования
новых слов.
Ход
Походка
Обходчик
Походный
окончание
Значимая изменяемая
часть слова. Служит для
связи слов в
предложении.
Переход
Нет перехода
Подошёл к переходу
Воспользовался переходом
При работе над изучением состава слова используем метод наглядного
моделирования.
1.
раздаю каждому ученику по 4 конверта (приставки, корень, суффиксы,
окончания).
Используя один корень и разные части слова составляем слова:
лет, полет, перелет, полетел, прилетели, летная, летчик и др.
2.
Составляем словосочетания: улетели на юг, летная школа, прилетели к нам и
т.д.
3.
Составляем предложения:
Птицы улетели на юг. Открылась летная школа и т.д.
4.
Еще одним из способов наглядно увидеть что корень, приставка,
суффикс, и окончание – это части слова, проделываем такую работу: Написанные
на карточке слова разрезаем или сгибаем, т.е. делим на части:
Для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных (также
и для парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных) учащимся
необходимо владеть совокупностью знаний и умений:
умение различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные,
умение находить ударный слог;
умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходства и
различия;
умение разбирать слово по составу;
умение подбирать однокоренные слова;
умение изменять форму слова.
Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать
безударную гласную в корне, ученик должен проделать следующие умственные
операции-«шаги»:
«ориентировочный», предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и
установит, в какой части слова он находится;
если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный:
проверяемый или непроверяемый;
если проверяемый, то проверить его, т.е. использовать правило, если
непроверяемый, вспомнить или посмотреть в словаре.
Работа над ошибками.
Особое значение в работе над формированием навыков грамотного письма придаю
коллективной работе над ошибками. Практика показывает, что чаще всего дети
ошибаются в написании безударной гласной в корне слова, поэтому все свое
внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при
закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы.
Ежедневно в начале урока проводим работу над ошибками, допущенными в
предыдущей классной работе.
Проверяя тетради я 1. Зачеркиваю ошибку. При работе над ошибками ученик
исправляет ее простым карандашом.
2. Подчеркиваю неправильное написание буквы в слове.
3. Подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка.
4. Выношу ошибки в виде черточек на полях в той строчке, где была допущена
ошибка.
5. Количество ошибок указываю цифрой.
Это делаю для того, чтобы научить детей самопроверке.
Чтобы научить детей видеть в слове орфограмму, использую еще один способ,
который предлагают П.Я. Гальперин и С.А. Кабыльницкая. Он заключается в том, что
учитель делает «описки», которые ученик должен увидеть и устранить. Такая работа
стимулирует детей на поиск решения задачи. Дети делают вывод, что при письме не
нужно спешить и требуется проверка написаного.
Большое внимание уделяю работе на повторение, для того, чтобы при изучении
нового материала не забывался ранее изученный. Чтобы этого не происходило,
оставляю несколько минут в конце каждого урока и
провожу «экзамен». Для этого заготовила карточки с заданиями на повторение.
Выслушиваем и анализируем ответы двух –трех учащихся. Также мной практикуется
совместная деятельность учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – учитель. Такая
деятельность позволяет создать атмосферу сотрудничества, когда учащимся дается
возможность поспорить, додумать… Часто к нам на уроки приходят друзья
«Почему?» и «Потому!», (это куклы – рукавички, сделанные самими ребятами в
кружке рукоделия, роли которых исполняют сами дети). Они спорят друг с другом,
отвечают на поставленные вопросы и в итоге приходят к общему мнению. Учу
комментированному письму с указанием орфограмм. Это один из сложных видов
работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке; письму
по памяти, выборочному списыванию, письму под диктовку.
ВЫВОД: итак, работа над формированием правильного, грамотного письма
постоянно меняется в зависимости от индивидуальных
особенностей каждого ученика, но основными элементами являются:
•
Звукобуквенный анализ слов.
•
Использование зеленого цвета, для обозначения «опасных мест».
•
Выполнение работы над ошибками.
•
Использование способа «описки» или «опечатки».
•
Исследовательская деятельность учащихся.
Представленная мною система работы позволяет добиться следующих результатов:
1. Развитие коммуникативных, творческих, познавательных качеств личности;
образной логической речи.
2. Формирование умений и навыков грамотного письма и речи.
3. Рост эмоциональной личностной удовлетворенности.
4. Повышение качеств знаний.
В ходе исследования
— предпринята попытка изучить состояние данной проблемы в научной -
методической литературе;
— исследована степень сформированности орфографического навыка у детей
младшего школьного возраста;
— установлена взаимосвязь между сформированностью орфографического навыка
и уровнем развития долговременной памяти;
— проверена эффективность разработанной системы управлений по
формированию орфографического навыка.
Исследование проблемы убедило с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее
решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоконтроля.
В процессе исследования мы вышли не только на определение условий, но и
системы управления, способствующих развитию и росту орфографической
грамотности учащихся