Автор: Балова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Незнайка"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОНСПЕКТ НОД по Программе "Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие старшего дошкольника через экономическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД
по
Программе «Структура и содержание системы заданий, направленных на
развитие старшего дошкольника через экономическое воспитание»
Раздел «Наши семьи»
Тема: «Обязанности членов семьи»
Старшая возрастная группа
Выполнила:
Балова Ольга Ивановна
КОНСПЕКТ НОД
по Программе «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие
старшего дошкольника через экономическое воспитание»
Раздел «Наши семьи»
Тема: «Обязанности членов семьи»
Старшая возрастная группа
Цель: Познакомить детей с обязанностями членов семьи.
Задачи:
1.
Познакомить с понятием «домашние обязанности».
2.
Дать представление о том, какие обязанности в семье могут выполнять дети.
3.
Воспитывать желание помочь взрослым в их труде.
Методические приемы:
Наглядный: Рассматривание картинок: «Чудесное место для жизни», «Кто,
что
делает
в
семье?»;
иллюстраций
к
стихотворениям:
«Не
мешайте
мне
трудится» Е. Благиной, «Помощница» А. Барто, «Я один у мамы сын» А.
Усановой, «Мы теперь бревно осилим».
Практический: Рисование на тему: «Мои обязанности в семье».
Словесный: Беседы по картинкам: «Чудесное место для жизни», «Кто, что
делает
в
семье»,
«Какие
обязанности
у
членов
ваших
семей?»;
чтение
стихотворений детьми «Не мешайте мне трудится» Е. Благиной, «Помощница»
А. Барто, «Я один у мамы сын» А. Усановой, «Мы теперь бревно осилим».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: картинки «Чудесное место для жизни»,
«Кто, что делает в семье?»; иллюстрации к стихотворениям: « Не мешайте мне
трудится»
Е.
Благиной,
«Помощница»
А.
Барто,
«Я
один
у
мамы
сын»
А.
Усановой, «Мы теперь бревно осилим»; большая конфета, чайная чашка, носовой
платок, таз; игрушечная пила, ведерко, лейка, бревно.
Раздаточный материал: листы альбомные, цветные карандаши.
Организация детей:
Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу:
ответы у доски;
Специальные задания, требующие качественного выполнения: рисование на
тему: «Мои обязанности в семье».
Предварительная работа:
Предложить родителям дома подготовить с детьми рассказ о том, какие
обязанности
выполняют
дома
члены
вашей
семьи.
Чтение
рассказа
И.
Пивоваровой
«Сочинение»
(о
том,
как
девочка
помогла
маме).
Беседа
по
содержанию рассказа.
План занятия
I Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл.
Правильно, это гном Эконом. Гном Эконом живёт в большой и дружной семье
гномов, где все друг другу помогают. Они вместе ходят на работу и вместе
выполняют
обязанности
по
дому.
А
вы,
ребята,
знаете,
что
такое
домашние
обязанности? Давайте расскажем гному Эконому, какие обязанности выполняют
дома члены вашей семьи.
Рассказы 3-4 детей. Если дети затрудняются с рассказами, задаю наводящие
вопросы: Какие обязанности у членов в ваших семьях? Кто готовит? Стирает?
Застилает постель? Выносит мусор? Забивает гвозди? Чинит кран?
Воспитатель. Скажите, ребята, а зачем ваши родственники стирают,
убирают, шьют, готовят? Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
II Беседа по картине «Чудесное место для жизни».
Воспитатель. Ребята, гном Эконом принёс собой интересные картины. Он
хочет их вам показать. Давайте внимательно рассмотрим одну из них.
- Что вы видите на картине?
- Эта картина называется «Чудесное место для жизни»
- Как вы думаете, ребята, почему так называется картина?
- Нравится людям жить в этом месте? Почему вы так думаете?
- Кто из вас хотел бы жить в таком же месте?
- Можно ли в жизни создать условия, аналогичные нарисованным на картине?
Как?
Вывод. На этой картине показано место, где живет много разных семей,
которые вместе отдыхают, работают, стараются создать «Чудесное место для
жизни».
Ребята, гном Эконом предлагает вам отдохнуть и сделать с ним
минизарядку.
Физкультминутка
Моя мамочка стирает,
Папа гвозди забивает,
Я со своей сестрою Валей
Игрушки с пола собираю
Бабушка ужин на стол накрывает,
Дедуля комнатные цветы поливает…
У нас семья большая,
Создаем уют себе мы сами.
Скажите, ребята, а можно ваш дом назвать «Чудесным местом для жизни?»
У каждого человека есть обязанности в семье. Он выполняет их не только для
себя, но и для других членов семьи.
Сообщение темы занятия:
Воспитатель. Сегодня на нашем занятии мы поговорим о домашних
обязанностях членов семьи. Для этого гном Эконом принёс вот такие картины.
Беседа по картинам «Кто, что делает в семье?»
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим с вами картины и ответим на
вопрос: «Кто, что делает в семье?» Я буду читать начало предложения, а вы
продолжите, называя члена семьи.
Воспитатель.
Распиливает дерево…(дедушка)
Поливает лук…(сын)
Моет посуду…(мама)
Пылесосит пол… (папа)
Ухаживает за собакой ...(дочь)
Ремонтирует дверь ….(папа)
Готовит еду …(мама)
Пылесосит …(мама)
Подметает пол …(дочь)
Вяжет …(бабушка)
Заправляет постель … (сын), пылесосит … (дочь)
Ухаживает за кроликами …(сын)
Ухаживает за цветами …(мама)
Вывод. Определенные обязанности по дому может выполнить любой член
семьи. Например, пылесосить пол может и мама, и папа, и бабушка, и дедушка, и
дети. Ремонтировать дверь, готовить еду могут только взрослые члены семьи.
Воспитатель. А, сейчас мы вместе с гномом Экономом послушаем
стихотворения,
которые
приготовили
ребята
и
ответим
на
вопрос:
какие
обязанности у ребят?
Читают заранее подготовленные дети.
Не мешайте мне трудится: я водицы принесу
И колодезной водицей всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте, а хотите в лейку лейте!
Поливайте огород – он ведь тоже воду пьет.
Е. Благинина
Помощница
У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
А. Барто
****
Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь
Постирать платочки
Мыло пенится в корыте –
Я стираю, посмотрите!
А. Усанова
***
Мы теперь бревно осилим –
Пилим, пилим, пилим, пилим!
Раз-два, раз-два –
Будут на зиму дрова!
Воспитатель. Спасибо нашим артистам. Гному Эконому очень понравилось.
Это его любимые стихотворения. Он даже принёс иллюстрации к ним. Давайте,
ребята,
рассмотрим
эти
иллюстрации
к
стихотворениям
(«Не
мешайте
мне
трудится» Е. Благиной, «Помощница» А. Барто, «Я один у мамы сын» А. Усанова,
«Мы теперь бревно осилим»). Скажите, какие обязанности у ребят?
Воспитатель. Ой, что-то гном Эконом притомился. Давайте ребята
поможем ему отдохнуть. А самый лучший отдых – это движение.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Топаем ногами
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
Руки развести пошире,
Наклонится – три, четыре
И на месте поскакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель. Мы с вами немного отдохнули. А теперь нарисуем, какие
обязанности у вас в семье. Эти рисунки мы подарим Гному Эконому, чтобы он
показал их другим гномам.
III Итог
Воспитатель. Молодцы, все старались, рисовали. Гному Эконому очень
понравились все ваши рисунки. О чём мы с вами говорили на нашем занятии? Так
что же такое «домашние обязанности»? Домашние обязанности – это то, что
каждый день делают дома ваши папы и мамы, бабушки и дедушки, старшие
братья и сестры. Благодаря выполнению домашних обязанностей у вас дома
чисто,
уютно,
на
столе
всегда
вкусная
еда,
растут
красивые
цветы
и
живут
домашние
питомцы.
Гному
Эконому
очень
у
нас
понравилось.
Ему
было
интересно с вами познакомиться, но ему пора домой. Давайте скажем гному
Эконому до свидания и пригласим прийти ещё раз в гости.