Автор: Кожевова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГМАДОУДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Особенности полоролевой социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Особенности
полоролевой
социализации
дошкольников
.
Подготовила
воспитатель
ЛГМАДОУДСОВ
№2 «
Брусничка
»
Кожевова
Т
.
Н
.
Проблема
полоролевой
социализации
,
включает
в
себя
вопросы
формирования
психического
пола
ребенка
,
психических
половых
различий
и
половой
дифференциации
и
находится
на
стыке
ряда
наук
(
социологии
,
биологии
,
медицины
,
социальной
педагогики
и
др
.).
Она
является
одной
из
важнейших
и
актуальнейших
проблем
,
так
как
без
ее
решения
невозможно
разработать
методы
адекватного
дифференцированного
подхода
к
воспитанию
детей
разного
пола
.
Цели
и
задачи
полового
воспитания
во
многом
определяются
интересами
общества
и
,
в
первую
очередь
,
направлены
на
укрепление
семьи
.
Полоролевое
развитие
детей
дошкольного
возраста
рассматривается
как
важная
часть
нравственного
воспитания
,
и
поэтому
,
признавая
необходимость
решать
общие
задачи
нравственного
воспитания
,
важно
учитывать
,
что
в
структуре
личности
представителей
мужского
и
женского
пола
отдельные
нравственные
качества
занимают
разное
место
и
имеют
разный
удельный
вес
.
Главное
в
полоролевом
воспитании
дошкольников
–
формирование
начал
мужественности
и
женственности
и
первых
идеалов
семейных
отношений
,
а
также
умения
доброжелательно
взаимодействовать
с
представителями
другого
пола
,
в
частности
,
приобретение
первого
опыта
трудового
сотрудничества
мальчиков
и
девочек
по
принципу
взаимодополнения
.
Важной
задачей
также
является
выяснение
значения
фактора
совместности
обучения
и
воспитания
для
полоролевого
развития
дошкольников
и
преодоления
существующей
разобщенности
мальчиков
и
девочек
в
детском
коллективе
.
Как
мужественность
,
так
и
женственность
являются
обобщенными
характеристиками
социально
одобряемых
качеств
мужчины
и
женщины
.
Для
женщин
желаемы
такие
качества
,
как
мягкость
,
особая
женская
доброта
,
терпение
,
стремление
опекать
,
заботиться
о
других
,
умение
понять
настроение
близких
людей
,
отзывчивость
,
способность
к
сопереживанию
,
чуткость
,
а
также
терпимость
,
милосердие
,
умение
помирить
и
простить
.
Мужественность
составляют
следующие
качества
:
эмоциональная
устойчивость
,
смелость
,
решительность
,
ответственность
,
рыцарское
отношение
к
представительницам
женского
пола
.
Качества
мужественности
и
женственности
не
возникают
сами
по
себе
.
Мужчинами
и
женщинами
в
социальном
смысле
не
рождаются
.
Ими
становятся
в
результате
целенаправленного
воспитания
,
которое
важно
начинать
как
можно
раньше
,
с
дошкольного
возраста
,
а
в
идеале
–
с
младенческого
.
В
зарубежной
психологии
,
в
отличие
от
отечественной
,
где
экспериментальные
исследования
по
проблеме
формирования
психического
пола
единичны
,
проводятся
тысячи
работ
,
посвященных
,
в
первую
очередь
,
раннему
генезису
полоролевой
социализации
,
половым
психическим
различиям
и
факторам
,
определяющим
эти
различия
.
Правда
,
основной
бум
имел
место
во
второй
половине
XX
века
.
Тем
не
менее
,
из
-
за
противоречивости
экспериментальных
данных
,
на
сегодняшний
день
в
психологии
пола
еще
остается
очень
много
неисследованных
спорных
вопросов
и
диаметрально
противоположных
взглядов
на
механизмы
полоролевой
социализации
,
на
содержание
и
перспективу
развития
половых
ролей
.
Отсутствие
у
нас
долгое
время
дифференцированного
в
зависимости
от
пола
воспитательного
подхода
привело
в
дальнейшем
к
формированию
«
усредненных
»
существ
.
У
мальчиков
не
воспитывались
такие
качества
мужественности
,
как
эмоциональная
устойчивость
,
выносливость
,
твердость
,
решительность
,
рыцарское
отношение
к
представительницам
женского
пола
.
А
у
девочек
такие
качества
женственности
:
мягкость
,
нежность
,
скромность
,
терпимость
,
стремление
к
мирному
урегулированию
конфликтов
.
Детей
не
готовили
к
выполнению
в
будущем
типичных
для
их
пола
семейных
ролей
. «
Бесполость
»
воспитания
способствовала
и
способствует
тому
,
что
немало
молодых
людей
в
силу
отсутствия
у
них
качеств
мужественности
испытывают
дополнительные
трудности
во
время
службы
в
армии
,
вступая
в
брак
,
оказываются
неспособными
выполнять
элементарную
мужскую
работу
в
доме
,
и
очень
часто
перекладывают
на
плечи
женщины
ответственность
за
семью
,
и
тем
более
,
за
воспитание
детей
.
Это
порождает
многие
семейные
конфликты
,
заканчивающиеся
разводом
.
У
представительниц
женского
пола
,
с
другой
стороны
,
не
формируется
терпеливость
,
умение
«
гасить
»
конфликты
,
поддерживать
тепло
семейного
очага
,
создавать
положительный
эмоциональный
настрой
мужу
и
детям
,
рационально
и
умело
организовывать
домашнее
хозяйство
.
С
каждым
годом
растет
число
деловых
женщин
,
для
которых
семья
и
дети
не
являются
важной
ценностью
в
жизни
.
Дефицит
научно
обоснованного
полоролевого
воспитания
в
дальнейшем
приводит
к
возрастанию
разводов
,
снижению
уровня
рождаемости
,
увеличению
числа
еще
не
распавшихся
,
но
неустойчивых
браков
.
Причиной
этого
,
по
-
мнению
многих
исследователей
,
является
несформированность
у
молодежи
представлений
о
дифференциации
мужских
и
женских
социальных
ролей
,
неумение
супругов
строить
взаимоотношения
в
семье
и
распределять
семейные
обязанности
.
Хотелось
бы
подчеркнуть
важность
проведения
в
нашей
стране
исследований
по
изучению
процесса
развития
психического
пола
,
которые
помогли
бы
направить
половое
воспитание
в
нужное
русло
.
От
этого
многое
зависит
в
формировании
личности
человека
,
а
именно
:
уверенность
в
себе
,
определенность
личностных
установок
,
и
,
в
конечном
счете
,
эффективность
общения
с
людьми
,
благополучие
отношений
в
семье
.
Рассматривая
пол
как
биосоциальное
свойство
человека
,
можно
предположить
,
что
половое
воспитание
ребенка
осуществляется
в
процессе
его
полоролевой
социализации
.
Полоролевая
социализация
-
неотъемлемая
часть
общего
процесса
социализации
,
которая
,
включает
в
себя
три
компонента
:
развитие
представлений
о
себе
,
как
о
представителе
определенного
пола
,
возникновение
полоролевых
предпочтений
и
ценностных
ориентаций
,
а
также
форм
поведения
,
соответствующего
полу
.
Ведущими
механизмами
полоролевой
социализации
можно
считать
родовую
идентификацию
и
половую
дифференциацию
.
Проявление
совокупности
признаков
того
или
иного
пола
может
быть
определено
через
понятия
фемининности
и
маскулинности
:
-
фемининность
-
это
набор
свойств
и
качеств
,
принадлежащих
женскому
полу
;
-
маскулинность
-
это
набор
свойств
и
качеств
,
принадлежащих
мужскому
полу
.
Психологи
утверждают
,
что
фемининность
и
маскулинность
не
просто
независимые
,
а
взаимодополняющие
переменные
,
так
что
каждый
индивид
характеризуется
тем
или
иным
их
сочетанием
.
Но
очевидно
то
,
что
у
мужчин
и
женщин
при
наличии
такой
совокупности
преобладают
лишь
какие
-
то
определенные
признаки
.
Отсюда
вытекает
задача
педагогов
развивать
у
девочек
феминные
,
а
у
мальчиков
маскулинные
признаки
.
Процесс
половой
социализации
и
развития
полового
самосознания
не
ограничивается
периодами
половой
зрелости
и
полового
созревания
.
Становление
полового
самосознания
ребенка
и
его
поведения
,
соответствующего
полу
,
проходит
долгий
путь
.
Как
известно
,
от
рождения
личность
ребенка
нейтральна
в
отношении
пола
.
Первое
осознание
психического
пола
начинается
со
второго
года
жизни
ребенка
и
закрепляется
на
третьем
году
,
когда
большинство
детей
уже
безошибочно
определяют
свой
пол
и
считают
себя
мальчиком
или
девочкой
.
Осознание
личностью
принадлежности
к
мужскому
или
женскому
полу
и
идентификация
себя
с
представителями
определенного
пола
,
у
которых
черты
«
мужественности
»
или
«
женственности
»
в
поведении
и
при
выполнении
половых
социальных
ролей
выражены
наиболее
отчетливо
,
является
важной
составной
частью
самосознания
личности
.
Эти
психические
различия
в
самосознании
индивидов
разного
пола
многие
авторы
,
как
мы
уже
отмечали
,
называют
«
психическим
полом
»
в
отличие
от
«
пола
биологического
».
Процесс
формирования
психического
пола
,
который
начинается
очень
рано
,
с
началом
развития
речи
ребенка
,
особенно
интенсивно
протекает
в
дошкольный
период
детства
.
Он
находит
отражение
в
соответствующих
представлениях
ребенка
.
В
частности
,
в
ответах
на
вопросы
взрослого
,
кем
будет
он
,
когда
вырастет
,
папой
или
мамой
,
дедушкой
или
бабушкой
,
в
его
ценностных
ориентациях
(
в
предпочтении
видов
деятельности
,
характерных
для
его
пола
,
в
мечтах
о
будущем
и
т
.
д
.),
а
также
в
своеобразной
половой
консолидации
со
сверстниками
своего
пола
.
Таким
образом
,
в
дошкольном
возрасте
формируется
система
потребностей
,
интересов
,
ценностных
ориентации
и
определенных
способов
поведения
,
характерных
для
того
или
иного
пола
,
а
также
намечаются
различия
у
мальчиков
и
девочек
в
некоторых
их
личностных
качествах
.
По
справедливому
утверждению
исследователей
,
образ
«
Я
»
не
только
регулирует
актуальное
поведение
,
но
и
имеет
регулятивно
-
планирующую
функцию
,
в
определенной
степени
готовя
индивида
к
выполнению
в
будущем
той
или
иной
социальной
роли
,
и
от
того
,
на
сколько
успешно
проходит
процесс
половой
социализации
,
многое
зависит
в
формировании
личности
.
Исследователями
выявлено
,
что
первые
различия
между
мальчиками
и
девочками
появляются
в
эмбриональный
период
:
под
влиянием
половых
гормонов
формируются
различия
не
только
в
анатомических
особенностях
пола
,
но
и
некоторые
особенности
развития
мозга
.
Кроме
вышеперечисленных
различий
,
у
дошкольников
разного
пола
проявляется
много
и
психических
особенностей
.
Ведь
процесс
полоролевой
социализации
дошкольников
не
ограничивается
восприятием
своего
сходства
с
представителями
того
же
пола
и
постепенного
обогащения
и
обобщения
представлений
о
половых
ролях
.
В
него
включается
формирование
типичных
для
пола
интересов
,
предпочтений
.
Особенно
ярко
разница
в
предпочтениях
мальчиков
и
девочек
проявляется
в
сюжетно
-
ролевых
играх
.
Дети
-
дошкольники
очень
рано
и
достаточно
точно
дифференцируют
«
мужские
»
и
«
женские
»
роли
в
игре
и
предпочитают
те
,
которые
соответствуют
их
полу
.
Мальчиков
привлекают
,
в
первую
очередь
,
роли
,
требующие
мужества
,
героизма
:
роли
моряков
,
летчиков
,
военных
,
спасателей
,
космонавтов
и
т
.
п
.
Девочек
—
роли
мамы
,
воспитательницы
,
врача
,
учительницы
,
парикмахерши
,
продавца
.
Изучение
игровых
предпочтений
детей
дошкольного
возраста
отечественными
авторами
свидетельствует
,
что
в
дошкольном
детстве
очень
ярко
проявляются
различия
в
выборе
характера
игр
у
мальчиков
и
девочек
.
Эти
различия
ни
менее
отчетливо
выступают
также
в
предпочтении
сверстников
своего
пола
в
качестве
партнеров
по
играм
.
В
дошкольные
годы
начинают
формироваться
и
различия
в
интересах
мальчиков
и
девочек
,
которые
проявляются
в
тематике
не
только
их
игр
,
но
и
рисунков
,
предпочитаемых
книг
,
музыкальных
произведений
,
в
особом
познавательном
отношении
к
различным
сторонам
действительности
.
По
каким
признакам
дети
определяют
свою
и
чужую
половую
принадлежность
,
до
конца
не
ясно
.
Уже
в
три
-
четыре
года
половая
принадлежность
ассоциируется
с
определенными
соматическими
(
образ
тела
,
включая
гениталии
)
и
поведенческими
свойствами
,
но
приписываемое
им
значение
и
соотношение
таких
признаков
могут
быть
различными
.
Важно
подчеркнуть
,
что
осознание
ребенком
своей
половой
роли
предполагает
и
определенное
отношение
к
ней
.
Во
-
первых
,
это
полоролевая
ориентация
,
представление
индивида
о
том
,
насколько
его
качества
соответствуют
ожиданиям
и
требованиям
мужской
или
женской
роли
.
Во
-
вторых
,
это
полоролевые
предпочтения
,
то
,
какую
половую
роль
индивид
предпочитает
;
это
выясняется
вопросами
типа
: «
Кем
бы
ты
предпочел
быть
-
мальчиком
или
девочкой
?»
и
экспериментами
,
в
которых
ребенок
вынужден
выбирать
между
мужским
и
женским
образцом
или
ролью
.
Несовпадение
полоролевых
предпочтений
и
половой
идентичности
обычно
,
так
или
иначе
,
проявляется
в
поведении
ребенка
и
становится
предметом
обсуждения
и
оценки
со
стороны
взрослых
и
сверстников
.
Важная
роль
в
процессе
полоролевой
социализации
психологами
отводится
семье
,
социальным
ожиданиям
родителей
в
отношении
детей
разного
пола
и
воспитательным
воздействиям
,
применяемым
ими
к
своим
сыновьям
и
дочерям
.
Бесспорен
факт
,
что
фундамент
личности
ребенка
и
начала
качеств
мужественности
и
женственности
закладываются
в
семье
,
которая
является
первой
школой
его
воспитания
–
воспитания
его
нравственных
чувств
,
навыков
социального
поведения
и
особенно
в
дошкольный
период
детства
,
когда
формируются
«
основные
личностные
механизмы
».
Роль
второго
,
не
менее
важного
,
чем
семья
,
фактора
в
половой
социализации
ребенка
принадлежит
группе
сверстников
.
Оценивая
телосложение
и
поведение
ребенка
в
свете
своих
гораздо
более
жестких
,
чем
у
взрослых
критериев
маскулинности
/
феминности
,
сверстники
тем
самым
подтверждают
или
ставят
под
вопрос
его
половую
идентичность
и
половые
ориентации
.
Роль
группы
сверстников
для
мальчиков
и
девочек
несколько
отлична
.
Девочки
больше
,
чем
мальчики
,
как
известно
,
тяготеют
к
семье
,
к
взрослым
.
Особенно
велика
роль
группы
сверстников
для
мальчиков
,
у
которых
полоролевые
нормативы
и
представления
обычно
более
жестки
и
завышены
,
чем
у
девочек
.
Рамки
статьи
не
позволяют
рассмотреть
особенности
полоролевой
социализации
дошкольников
в
полной
мере
,
но
можно
сделать
вывод
,
что
эта
проблема
безусловно
является
актуальной
и
нуждается
в
дальнейшем
исследовании
не
только
в
психологии
,
но
и
в
педагогике
,
социальной
педагогике
,
социологии
и
т
.
д
.
Вопросы
полового
воспитания
детей
и
подростков
всегда
являлись
и
по
сей
день
являются
камнем
преткновения
всех
образовательных
учреждений
,
а
также
и
семьи
.
Необходимо
активизировать
процесс
обучения
методике
воспитательной
работы
в
данном
направлении
будущих
работников
образования
и
будущих
родителей
.
Тогда
,
со
временем
,
возможно
,
будут
исчерпаны
многие
социальные
,
социально
-
психологические
,
социально
-
педагогические
и
другие
проблемы
нашего
общества
.