Напоминание

Особенности полоролевой социализации дошкольников


Автор: Кожевова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГМАДОУДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Особенности полоролевой социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности

полоролевой

социализации

дошкольников

.

Подготовила

воспитатель

ЛГМАДОУДСОВ

№2 «

Брусничка

»

Кожевова

Т

.

Н

.

Проблема

полоролевой

социализации

,

включает

в

себя

вопросы

формирования

психического

пола

ребенка

,

психических

половых

различий

и

половой

дифференциации

и

находится

на

стыке

ряда

наук

(

социологии

,

биологии

,

медицины

,

социальной

педагогики

и

др

.).

Она

является

одной

из

важнейших

и

актуальнейших

проблем

,

так

как

без

ее

решения

невозможно

разработать

методы

адекватного

дифференцированного

подхода

к

воспитанию

детей

разного

пола

.

Цели

и

задачи

полового

воспитания

во

многом

определяются

интересами

общества

и

,

в

первую

очередь

,

направлены

на

укрепление

семьи

.

Полоролевое

развитие

детей

дошкольного

возраста

рассматривается

как

важная

часть

нравственного

воспитания

,

и

поэтому

,

признавая

необходимость

решать

общие

задачи

нравственного

воспитания

,

важно

учитывать

,

что

в

структуре

личности

представителей

мужского

и

женского

пола

отдельные

нравственные

качества

занимают

разное

место

и

имеют

разный

удельный

вес

.

Главное

в

полоролевом

воспитании

дошкольников

формирование

начал

мужественности

и

женственности

и

первых

идеалов

семейных

отношений

,

а

также

умения

доброжелательно

взаимодействовать

с

представителями

другого

пола

,

в

частности

,

приобретение

первого

опыта

трудового

сотрудничества

мальчиков

и

девочек

по

принципу

взаимодополнения

.

Важной

задачей

также

является

выяснение

значения

фактора

совместности

обучения

и

воспитания

для

полоролевого

развития

дошкольников

и

преодоления

существующей

разобщенности

мальчиков

и

девочек

в

детском

коллективе

.

Как

мужественность

,

так

и

женственность

являются

обобщенными

характеристиками

социально

одобряемых

качеств

мужчины

и

женщины

.

Для

женщин

желаемы

такие

качества

,

как

мягкость

,

особая

женская

доброта

,

терпение

,

стремление

опекать

,

заботиться

о

других

,

умение

понять

настроение

близких

людей

,

отзывчивость

,

способность

к

сопереживанию

,

чуткость

,

а

также

терпимость

,

милосердие

,

умение

помирить

и

простить

.

Мужественность

составляют

следующие

качества

:

эмоциональная

устойчивость

,

смелость

,

решительность

,

ответственность

,

рыцарское

отношение

к

представительницам

женского

пола

.

Качества

мужественности

и

женственности

не

возникают

сами

по

себе

.

Мужчинами

и

женщинами

в

социальном

смысле

не

рождаются

.

Ими

становятся

в

результате

целенаправленного

воспитания

,

которое

важно

начинать

как

можно

раньше

,

с

дошкольного

возраста

,

а

в

идеале

с

младенческого

.

В

зарубежной

психологии

,

в

отличие

от

отечественной

,

где

экспериментальные

исследования

по

проблеме

формирования

психического

пола

единичны

,

проводятся

тысячи

работ

,

посвященных

,

в

первую

очередь

,

раннему

генезису

полоролевой

социализации

,

половым

психическим

различиям

и

факторам

,

определяющим

эти

различия

.

Правда

,

основной

бум

имел

место

во

второй

половине

XX

века

.

Тем

не

менее

,

из

-

за

противоречивости

экспериментальных

данных

,

на

сегодняшний

день

в

психологии

пола

еще

остается

очень

много

неисследованных

спорных

вопросов

и

диаметрально

противоположных

взглядов

на

механизмы

полоролевой

социализации

,

на

содержание

и

перспективу

развития

половых

ролей

.

Отсутствие

у

нас

долгое

время

дифференцированного

в

зависимости

от

пола

воспитательного

подхода

привело

в

дальнейшем

к

формированию

«

усредненных

»

существ

.

У

мальчиков

не

воспитывались

такие

качества

мужественности

,

как

эмоциональная

устойчивость

,

выносливость

,

твердость

,

решительность

,

рыцарское

отношение

к

представительницам

женского

пола

.

А

у

девочек

такие

качества

женственности

:

мягкость

,

нежность

,

скромность

,

терпимость

,

стремление

к

мирному

урегулированию

конфликтов

.

Детей

не

готовили

к

выполнению

в

будущем

типичных

для

их

пола

семейных

ролей

. «

Бесполость

»

воспитания

способствовала

и

способствует

тому

,

что

немало

молодых

людей

в

силу

отсутствия

у

них

качеств

мужественности

испытывают

дополнительные

трудности

во

время

службы

в

армии

,

вступая

в

брак

,

оказываются

неспособными

выполнять

элементарную

мужскую

работу

в

доме

,

и

очень

часто

перекладывают

на

плечи

женщины

ответственность

за

семью

,

и

тем

более

,

за

воспитание

детей

.

Это

порождает

многие

семейные

конфликты

,

заканчивающиеся

разводом

.

У

представительниц

женского

пола

,

с

другой

стороны

,

не

формируется

терпеливость

,

умение

«

гасить

»

конфликты

,

поддерживать

тепло

семейного

очага

,

создавать

положительный

эмоциональный

настрой

мужу

и

детям

,

рационально

и

умело

организовывать

домашнее

хозяйство

.

С

каждым

годом

растет

число

деловых

женщин

,

для

которых

семья

и

дети

не

являются

важной

ценностью

в

жизни

.

Дефицит

научно

обоснованного

полоролевого

воспитания

в

дальнейшем

приводит

к

возрастанию

разводов

,

снижению

уровня

рождаемости

,

увеличению

числа

еще

не

распавшихся

,

но

неустойчивых

браков

.

Причиной

этого

,

по

-

мнению

многих

исследователей

,

является

несформированность

у

молодежи

представлений

о

дифференциации

мужских

и

женских

социальных

ролей

,

неумение

супругов

строить

взаимоотношения

в

семье

и

распределять

семейные

обязанности

.

Хотелось

бы

подчеркнуть

важность

проведения

в

нашей

стране

исследований

по

изучению

процесса

развития

психического

пола

,

которые

помогли

бы

направить

половое

воспитание

в

нужное

русло

.

От

этого

многое

зависит

в

формировании

личности

человека

,

а

именно

:

уверенность

в

себе

,

определенность

личностных

установок

,

и

,

в

конечном

счете

,

эффективность

общения

с

людьми

,

благополучие

отношений

в

семье

.

Рассматривая

пол

как

биосоциальное

свойство

человека

,

можно

предположить

,

что

половое

воспитание

ребенка

осуществляется

в

процессе

его

полоролевой

социализации

.

Полоролевая

социализация

-

неотъемлемая

часть

общего

процесса

социализации

,

которая

,

включает

в

себя

три

компонента

:

развитие

представлений

о

себе

,

как

о

представителе

определенного

пола

,

возникновение

полоролевых

предпочтений

и

ценностных

ориентаций

,

а

также

форм

поведения

,

соответствующего

полу

.

Ведущими

механизмами

полоролевой

социализации

можно

считать

родовую

идентификацию

и

половую

дифференциацию

.

Проявление

совокупности

признаков

того

или

иного

пола

может

быть

определено

через

понятия

фемининности

и

маскулинности

:

-

фемининность

-

это

набор

свойств

и

качеств

,

принадлежащих

женскому

полу

;

-

маскулинность

-

это

набор

свойств

и

качеств

,

принадлежащих

мужскому

полу

.

Психологи

утверждают

,

что

фемининность

и

маскулинность

не

просто

независимые

,

а

взаимодополняющие

переменные

,

так

что

каждый

индивид

характеризуется

тем

или

иным

их

сочетанием

.

Но

очевидно

то

,

что

у

мужчин

и

женщин

при

наличии

такой

совокупности

преобладают

лишь

какие

-

то

определенные

признаки

.

Отсюда

вытекает

задача

педагогов

развивать

у

девочек

феминные

,

а

у

мальчиков

маскулинные

признаки

.

Процесс

половой

социализации

и

развития

полового

самосознания

не

ограничивается

периодами

половой

зрелости

и

полового

созревания

.

Становление

полового

самосознания

ребенка

и

его

поведения

,

соответствующего

полу

,

проходит

долгий

путь

.

Как

известно

,

от

рождения

личность

ребенка

нейтральна

в

отношении

пола

.

Первое

осознание

психического

пола

начинается

со

второго

года

жизни

ребенка

и

закрепляется

на

третьем

году

,

когда

большинство

детей

уже

безошибочно

определяют

свой

пол

и

считают

себя

мальчиком

или

девочкой

.

Осознание

личностью

принадлежности

к

мужскому

или

женскому

полу

и

идентификация

себя

с

представителями

определенного

пола

,

у

которых

черты

«

мужественности

»

или

«

женственности

»

в

поведении

и

при

выполнении

половых

социальных

ролей

выражены

наиболее

отчетливо

,

является

важной

составной

частью

самосознания

личности

.

Эти

психические

различия

в

самосознании

индивидов

разного

пола

многие

авторы

,

как

мы

уже

отмечали

,

называют

«

психическим

полом

»

в

отличие

от

«

пола

биологического

».

Процесс

формирования

психического

пола

,

который

начинается

очень

рано

,

с

началом

развития

речи

ребенка

,

особенно

интенсивно

протекает

в

дошкольный

период

детства

.

Он

находит

отражение

в

соответствующих

представлениях

ребенка

.

В

частности

,

в

ответах

на

вопросы

взрослого

,

кем

будет

он

,

когда

вырастет

,

папой

или

мамой

,

дедушкой

или

бабушкой

,

в

его

ценностных

ориентациях

(

в

предпочтении

видов

деятельности

,

характерных

для

его

пола

,

в

мечтах

о

будущем

и

т

.

д

.),

а

также

в

своеобразной

половой

консолидации

со

сверстниками

своего

пола

.

Таким

образом

,

в

дошкольном

возрасте

формируется

система

потребностей

,

интересов

,

ценностных

ориентации

и

определенных

способов

поведения

,

характерных

для

того

или

иного

пола

,

а

также

намечаются

различия

у

мальчиков

и

девочек

в

некоторых

их

личностных

качествах

.

По

справедливому

утверждению

исследователей

,

образ

«

Я

»

не

только

регулирует

актуальное

поведение

,

но

и

имеет

регулятивно

-

планирующую

функцию

,

в

определенной

степени

готовя

индивида

к

выполнению

в

будущем

той

или

иной

социальной

роли

,

и

от

того

,

на

сколько

успешно

проходит

процесс

половой

социализации

,

многое

зависит

в

формировании

личности

.

Исследователями

выявлено

,

что

первые

различия

между

мальчиками

и

девочками

появляются

в

эмбриональный

период

:

под

влиянием

половых

гормонов

формируются

различия

не

только

в

анатомических

особенностях

пола

,

но

и

некоторые

особенности

развития

мозга

.

Кроме

вышеперечисленных

различий

,

у

дошкольников

разного

пола

проявляется

много

и

психических

особенностей

.

Ведь

процесс

полоролевой

социализации

дошкольников

не

ограничивается

восприятием

своего

сходства

с

представителями

того

же

пола

и

постепенного

обогащения

и

обобщения

представлений

о

половых

ролях

.

В

него

включается

формирование

типичных

для

пола

интересов

,

предпочтений

.

Особенно

ярко

разница

в

предпочтениях

мальчиков

и

девочек

проявляется

в

сюжетно

-

ролевых

играх

.

Дети

-

дошкольники

очень

рано

и

достаточно

точно

дифференцируют

«

мужские

»

и

«

женские

»

роли

в

игре

и

предпочитают

те

,

которые

соответствуют

их

полу

.

Мальчиков

привлекают

,

в

первую

очередь

,

роли

,

требующие

мужества

,

героизма

:

роли

моряков

,

летчиков

,

военных

,

спасателей

,

космонавтов

и

т

.

п

.

Девочек

роли

мамы

,

воспитательницы

,

врача

,

учительницы

,

парикмахерши

,

продавца

.

Изучение

игровых

предпочтений

детей

дошкольного

возраста

отечественными

авторами

свидетельствует

,

что

в

дошкольном

детстве

очень

ярко

проявляются

различия

в

выборе

характера

игр

у

мальчиков

и

девочек

.

Эти

различия

ни

менее

отчетливо

выступают

также

в

предпочтении

сверстников

своего

пола

в

качестве

партнеров

по

играм

.

В

дошкольные

годы

начинают

формироваться

и

различия

в

интересах

мальчиков

и

девочек

,

которые

проявляются

в

тематике

не

только

их

игр

,

но

и

рисунков

,

предпочитаемых

книг

,

музыкальных

произведений

,

в

особом

познавательном

отношении

к

различным

сторонам

действительности

.

По

каким

признакам

дети

определяют

свою

и

чужую

половую

принадлежность

,

до

конца

не

ясно

.

Уже

в

три

-

четыре

года

половая

принадлежность

ассоциируется

с

определенными

соматическими

(

образ

тела

,

включая

гениталии

)

и

поведенческими

свойствами

,

но

приписываемое

им

значение

и

соотношение

таких

признаков

могут

быть

различными

.

Важно

подчеркнуть

,

что

осознание

ребенком

своей

половой

роли

предполагает

и

определенное

отношение

к

ней

.

Во

-

первых

,

это

полоролевая

ориентация

,

представление

индивида

о

том

,

насколько

его

качества

соответствуют

ожиданиям

и

требованиям

мужской

или

женской

роли

.

Во

-

вторых

,

это

полоролевые

предпочтения

,

то

,

какую

половую

роль

индивид

предпочитает

;

это

выясняется

вопросами

типа

: «

Кем

бы

ты

предпочел

быть

-

мальчиком

или

девочкой

и

экспериментами

,

в

которых

ребенок

вынужден

выбирать

между

мужским

и

женским

образцом

или

ролью

.

Несовпадение

полоролевых

предпочтений

и

половой

идентичности

обычно

,

так

или

иначе

,

проявляется

в

поведении

ребенка

и

становится

предметом

обсуждения

и

оценки

со

стороны

взрослых

и

сверстников

.

Важная

роль

в

процессе

полоролевой

социализации

психологами

отводится

семье

,

социальным

ожиданиям

родителей

в

отношении

детей

разного

пола

и

воспитательным

воздействиям

,

применяемым

ими

к

своим

сыновьям

и

дочерям

.

Бесспорен

факт

,

что

фундамент

личности

ребенка

и

начала

качеств

мужественности

и

женственности

закладываются

в

семье

,

которая

является

первой

школой

его

воспитания

воспитания

его

нравственных

чувств

,

навыков

социального

поведения

и

особенно

в

дошкольный

период

детства

,

когда

формируются

«

основные

личностные

механизмы

».

Роль

второго

,

не

менее

важного

,

чем

семья

,

фактора

в

половой

социализации

ребенка

принадлежит

группе

сверстников

.

Оценивая

телосложение

и

поведение

ребенка

в

свете

своих

гораздо

более

жестких

,

чем

у

взрослых

критериев

маскулинности

/

феминности

,

сверстники

тем

самым

подтверждают

или

ставят

под

вопрос

его

половую

идентичность

и

половые

ориентации

.

Роль

группы

сверстников

для

мальчиков

и

девочек

несколько

отлична

.

Девочки

больше

,

чем

мальчики

,

как

известно

,

тяготеют

к

семье

,

к

взрослым

.

Особенно

велика

роль

группы

сверстников

для

мальчиков

,

у

которых

полоролевые

нормативы

и

представления

обычно

более

жестки

и

завышены

,

чем

у

девочек

.

Рамки

статьи

не

позволяют

рассмотреть

особенности

полоролевой

социализации

дошкольников

в

полной

мере

,

но

можно

сделать

вывод

,

что

эта

проблема

безусловно

является

актуальной

и

нуждается

в

дальнейшем

исследовании

не

только

в

психологии

,

но

и

в

педагогике

,

социальной

педагогике

,

социологии

и

т

.

д

.

Вопросы

полового

воспитания

детей

и

подростков

всегда

являлись

и

по

сей

день

являются

камнем

преткновения

всех

образовательных

учреждений

,

а

также

и

семьи

.

Необходимо

активизировать

процесс

обучения

методике

воспитательной

работы

в

данном

направлении

будущих

работников

образования

и

будущих

родителей

.

Тогда

,

со

временем

,

возможно

,

будут

исчерпаны

многие

социальные

,

социально

-

психологические

,

социально

-

педагогические

и

другие

проблемы

нашего

общества

.



В раздел образования