Автор: Пучкова Инна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ С(К)ШИ №37
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с проблемами слуха"
Раздел: начальное образование
Пучкова Инна Владимировна
учитель начальных классов первой категории
МКОУ С(К)ШИ № 37
Социализация детей с проблемами слуха, через реализацию проекта
«Надежда».
Главной задачей, стоящей перед школой для детей с проблемами слуха
является
задача
воспитания
социально-адаптированной
личности.
Это
подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией, к трудовой
деятельности
совместно
с
другими
членами
общества.
Поэтому
макроперспектива, главная цель, которую ставит для себя каждый сурдопедагог
– это социализация ребёнка с проблемами слуха, органичное вхождение его в
общество слышащих людей.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является отношение
общества к людям с нарушенным слухом. Неслышащие дети без должного
обучения становятся замкнутыми, неестественными в общении не только со
взрослыми,
но
и
со
сверстниками.
Они
боятся
незнакомой
обстановки
и
незнакомых людей.
Одним
из
необходимых
условий
положительного
развития
ребенка
с
нарушенным слухом является его воспитание, формирующее такие качества
личности,
которые
способствуют
бесконфликтному
включению
ребенка
в
разные
сферы
игровой,
деловой
и
общественной
жизни
и
полноценному
функционированию в этих областях.
Ребенок с нарушениями слуха должен участвовать во всех мероприятиях
наравне с другими – он может читать стихотворения, танцевать, играть на
музыкальном
инструменте,
общаться.
Это
один
из
важных
шагов
в
социализации таких детей – публичность учит преодолевать стеснительность и
даже страх перед незнакомой аудиторией.
В 2015-2016 учебном году мой первый класс принимает активное участие
в реализации проекта «Надежда» совместно с детским садом №215 «Кораблик
детства».
Цель
проекта: преодоление
границ
между
обществом
и
детьми
с
нарушениями слуха при помощи специально организованной, спланированной
проектной деятельности.
Задачи проекта:
1.
Выведение
детей
с
нарушениями
слуха
за
рамки
своей
школы,
включение
их
в
коллектив
слышащих
с
целью
создания
условий
для
психического и эмоционального развития.
2.
Проведение
пропедевтической
работы
с
неслышащими
и
слышащими детьми.
3.
Привлечение
внимания
родителей
слышащих
детей,
педагогов
ближайших детских садов и школ к проблеме социального взаимодействия
неслышащих школьников с социумом.
4.
Использование
разнообразных
видов
совместной
деятельности,
способствующих
практическому
освоению
типичных
ситуаций
общения,
способов социального поведения.
Работа над проектом проводилась поэтапно:
на
первом
этапе
проведена
беседа
психолога
с
коллективом
воспитанников и педагогов детского сада, был составлен план работы,
заключен договор, дети познакомились друг с другом в новой для них
обстановке – в детском саду;
на втором этапе воспитанники детского сада приходили в ОУ, где с ними
проводились разнообразные совместные внеклассные мероприятия;
на заключительном, третьем этапе, планируется совместное проведение
Праздника.
В ходе реализации проекта достигнуты первоначальные результаты:
в
группе
детей
-
участников
проекта,
создалась
дружеская
атмосфера, дети научились лучше понимать друг друга;
в
общении
со
слышащими
взрослыми
и
детьми
ребята
с
нарушенным
слухом
развивали
самостоятельное
общение;
речевую
коммуникативность
в
ролевом
информационном
взаимодействии;
анализировали своё поведение, речь, настроение в ходе таких встреч и занятий.
Таким
образом,
можно
с
уверенностью
сказать,
что
специально
организованная деятельность по развитию у детей с нарушениями слуха навыков
общения со слышащими людьми позволяет корректировать их представление о
неслышащих и слышащих людях, толерантности, способствует эмоциональному
и социальному развитию детей, адаптации в социуме.