От туризма для себя к туризму для других- из опыта работы классного руководителя и педагога ДО
Автор: Работкина Любовь Алексеевна Должность: учитель технологии, педагог ДО Учебное заведение: МАОУ "СОШ №16" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: Статья Тема: От туризма для себя к туризму для других- из опыта работы классного руководителя и педагога ДО Раздел: среднее образование
От туризма для себя к туризму для других- из опыта работы классного
руководителя и педагога ДО
Школьный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период
первичной социализации, приобщение к миру общечеловеческих ценностей
установление отношений с миром природы. Практика показывает, что одной
лишь учебной работы недостаточно для воспитания активной гражданской
позиции. Необходимо использовать разнообразие форм внеклассной работы.
В течение многих лет главной целью программы развития МАОУ
«СОШ
№16»
являлось
формирование
экологической
культуры,
как
совокупности
экологического
сознания,
экологических
чувств
и
экологической деятельности. В 2007 году мною была разработана программа
по воспитательной работе для учащихся 5-9 класса «Экологическое движение
«ЭКОЗУС» ( ЭКОЗ нания, У беждения, С тиль жизни)», которая начала свою
реализацию
на
учащихся
5в
класса.
Работая
по
программе,
основными
видами
деятельности,
которой
были
познавательная,
просветительская
и
природоохранная,
я
понимала,
что
для
формирования
персональной
экологической
культуры
учащихся
большое
значение
имеет
изучение
природной окружающей среды и адаптация учащихся в природных условиях.
Поэтому
в
2008
году
мною,
уже
как
педагогом
ДО,
была
разработана
программа дополнительного образования «Юные туристы - экологи» которая
представляла, реальную возможность учащимся преодолеть разрыв между
теоретическими знаниями по экологии человека и окружающей среды и
жизненной практикой.
Развитие туризма невозможно без знания природных и культурно-
исторических ресурсов. Детей нужно воспитывать на том, что рядом, что
доступно. Поэтому в программу также был включен раздел «Краеведение».
«Подлинное краеведение – это всегда краелюбие» писал Д. С. Лихачев.
Педагогически правильно построенная работа с учащимися в туризме даёт
возможность
педагогу
совмещать
воспитательную
и
краеведческую
деятельность.
Совмещая
оба
этих
направления,
возможно,
решить
множество задач. Во-первых, это познание окружающего мира, ведь только
в природе можно воочию увидеть природные объекты, что особенно важно в
младшем возрасте, для которого характерно предметно-образное мышление.
Во-вторых,
прочность
усвоения
знаний
достигается
в
туристско-
краеведческой деятельности уже тем, что участник похода, путешествия, как
говорят, всегда проходит свой маршрут трижды - изучает его при подготовке,
совершает
сам
поход
и
обрабатывает
собранный
материал.
В
такой
интенсивной системе изучения прочность знаний достаточно высокая. В-
третьих,
при
туристко-краеведческой
работе
можно
успешно
решать
воспитательные
задачи,
такие
как
развитие
коллективизма,
трудолюбия,
целеустремленности и все это происходит не через устную декларацию, а в
практике
С 2007 по 2012 год учащиеся класса побывали в семи походах – сплавах,
путешествовали по рекам Пермского края: Сылва, Койва, Усьва, Чусовая,
Язьве,
посетили
такие
природные
памятники
природы,
как
Пашийская
пещера, Каменный город, Кунгурская ледяная пещера. Благодаря занятиям и
знаниям, приобретенным в объединении, учащиеся ежегодно участвовали
туристских слетах, школьного, районного, краевого уровня, где неоднократно
завоевывали призовые места, в 2009 году пять учащихся объединения стали
участниками команды города Перми и Пермского края на Всероссийском
слете
юных
туристов
-
краеведов.
Трижды
(2009,2010,2011)
ребята
участвовали
в
краевых
соревнованиях
«Школа
безопасности»,
где
необходимо
было
применить
знания
полученные
в
объединении
«Юные
туристы
-
экологи»,
(сертификаты,
дипломы),
Неоднократно
учащиеся
принимали участие в соревнования, применяя знания по ориентированию в
городе и на местности: 2009, 2010 – участники городских соревнований
«Большая Георгиевская Игра» (сертификат участников), 2009 – участники
историко - краеведческой игры «Пермь. Город открытий» (поощрительный
приз), участники краеведческого шоу – ориентирования (2011 – 3место, 2012
– сертификат) и интеллектуального шоу – ориентирования (2011- 1место,
2012-2
место,
2013-1место),
мероприятий
ГБОУ
ДОД
«Пермский
центр
«Муравейник» и др. мероприятиях.
Кроме того, что учащиеся объединения, в течение 3 лет принимали
активное
участие
в
различных
мероприятиях
туристко-эколого-
краеведческого направленности, в 8 классе у ребят появилась потребность
самим организовывать и проводить такие мероприятия. Поэтому в 2010 была
разработана
подпрограмма
начальной
инструкторской
подготовки.
Имея
багаж знаний основ туризма, с опытом участия в туристско-краеведческих и
экологических
мероприятиях
учащиеся
имели
возможность,
оказывать
помощь руководителю объединения в организации и проведении занятий для
младших
школьников
по
программе
обучения
туризму,
а
так
же
в
организации
и
проведении
мероприятий
туристско-краеведческой
и
экологической
направленности.
Ребята
работали
на
педагогику
и
одновременно, трудясь на ниве просвещения, сами попадали под влияние
воспитательного процесса. Усвоение материала программы позволило им
идти от туризма для себя к туризму для других.
Ребятами становятся разработчиками и организаторами районных
экологических
акций
«оБЕРЕГАй»,
«Район
-
цветущий
сад»,
школьных
туристических
слетов
и
веревочных
курсов
«Тропа
доверия»
для
одноклассников и младших школьников, интерактивных игр краеведческой
(«О
прошлом
для
настоящего»;
«40-летие
школы»)
и
экологической
направленности (ЭКОелки для младших и старших школьников)
Вопросы профессионального самоопределения молодежи становятся
все
более
актуальной
проблемой,
как
для
самой
личности,
так
и
для
общества.
И
здесь
туристско-экологическая
деятельность
в
силу
её
специфики и воспитательной среды предоставляет большие возможности в
деле профессиональной ориентации учащихся.
Разносторонняя направленность программы позволяет раскрыть в детях
их
интеллектуальные,
творческие,
физические
способности,
что
в
свою
очередь, способствует дальнейшему развитию личности.