Напоминание

От туризма для себя к туризму для других- из опыта работы классного руководителя и педагога ДО


Автор: Работкина Любовь Алексеевна
Должность: учитель технологии, педагог ДО
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: От туризма для себя к туризму для других- из опыта работы классного руководителя и педагога ДО
Раздел: среднее образование





Назад





От туризма для себя к туризму для других- из опыта работы классного

руководителя и педагога ДО
Школьный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщение к миру общечеловеческих ценностей установление отношений с миром природы. Практика показывает, что одной лишь учебной работы недостаточно для воспитания активной гражданской позиции. Необходимо использовать разнообразие форм внеклассной работы. В течение многих лет главной целью программы развития МАОУ «СОШ №16» являлось формирование экологической культуры, как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. В 2007 году мною была разработана программа по воспитательной работе для учащихся 5-9 класса «Экологическое движение «ЭКОЗУС» (
ЭКОЗ
нания,
У
беждения,
С
тиль жизни)», которая начала свою реализацию на учащихся 5в класса. Работая по программе, основными видами деятельности, которой были познавательная, просветительская и природоохранная, я понимала, что для формирования персональной экологической культуры учащихся большое значение имеет изучение природной окружающей среды и адаптация учащихся в природных условиях. Поэтому в 2008 году мною, уже как педагогом ДО, была разработана программа дополнительного образования «Юные туристы - экологи» которая представляла, реальную возможность учащимся преодолеть разрыв между теоретическими знаниями по экологии человека и окружающей среды и жизненной практикой. Развитие туризма невозможно без знания природных и культурно- исторических ресурсов. Детей нужно воспитывать на том, что рядом, что доступно. Поэтому в программу также был включен раздел «Краеведение». «Подлинное краеведение – это всегда краелюбие» писал Д. С. Лихачев. Педагогически правильно построенная работа с учащимися в туризме даёт возможность педагогу совмещать воспитательную и краеведческую деятельность. Совмещая оба этих направления, возможно, решить множество задач. Во-первых, это познание окружающего мира, ведь только в природе можно воочию увидеть природные объекты, что особенно важно в младшем возрасте, для которого характерно предметно-образное мышление. Во-вторых, прочность усвоения знаний достигается в туристско- краеведческой деятельности уже тем, что участник похода, путешествия, как говорят, всегда проходит свой маршрут трижды - изучает его при подготовке, совершает сам поход и обрабатывает собранный материал. В такой интенсивной системе изучения прочность знаний достаточно высокая. В- третьих, при туристко-краеведческой работе можно успешно решать воспитательные задачи, такие как развитие коллективизма, трудолюбия, целеустремленности и все это происходит не через устную декларацию, а в практике С 2007 по 2012 год учащиеся класса побывали в семи походах – сплавах, путешествовали по рекам Пермского края: Сылва, Койва, Усьва, Чусовая, Язьве, посетили такие природные памятники природы, как Пашийская
пещера, Каменный город, Кунгурская ледяная пещера. Благодаря занятиям и знаниям, приобретенным в объединении, учащиеся ежегодно участвовали туристских слетах, школьного, районного, краевого уровня, где неоднократно завоевывали призовые места, в 2009 году пять учащихся объединения стали участниками команды города Перми и Пермского края на Всероссийском слете юных туристов - краеведов. Трижды (2009,2010,2011) ребята участвовали в краевых соревнованиях «Школа безопасности», где необходимо было применить знания полученные в объединении «Юные туристы - экологи», (сертификаты, дипломы), Неоднократно учащиеся принимали участие в соревнования, применяя знания по ориентированию в городе и на местности: 2009, 2010 – участники городских соревнований «Большая Георгиевская Игра» (сертификат участников), 2009 – участники историко - краеведческой игры «Пермь. Город открытий» (поощрительный приз), участники краеведческого шоу – ориентирования (2011 – 3место, 2012 – сертификат) и интеллектуального шоу – ориентирования (2011- 1место, 2012-2 место, 2013-1место), мероприятий ГБОУ ДОД «Пермский центр «Муравейник» и др. мероприятиях. Кроме того, что учащиеся объединения, в течение 3 лет принимали активное участие в различных мероприятиях туристко-эколого- краеведческого направленности, в 8 классе у ребят появилась потребность самим организовывать и проводить такие мероприятия. Поэтому в 2010 была разработана подпрограмма начальной инструкторской подготовки. Имея багаж знаний основ туризма, с опытом участия в туристско-краеведческих и экологических мероприятиях учащиеся имели возможность, оказывать помощь руководителю объединения в организации и проведении занятий для младших школьников по программе обучения туризму, а так же в организации и проведении мероприятий туристско-краеведческой и экологической направленности. Ребята работали на педагогику и одновременно, трудясь на ниве просвещения, сами попадали под влияние воспитательного процесса. Усвоение материала программы позволило им идти
от туризма для себя к туризму для других.
Ребятами становятся разработчиками и организаторами районных экологических акций «оБЕРЕГАй», «Район - цветущий сад», школьных туристических слетов и веревочных курсов «Тропа доверия» для одноклассников и младших школьников, интерактивных игр краеведческой («О прошлом для настоящего»; «40-летие школы») и экологической направленности (ЭКОелки для младших и старших школьников) Вопросы профессионального самоопределения молодежи становятся все более актуальной проблемой, как для самой личности, так и для общества. И здесь туристско-экологическая деятельность в силу её специфики и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся. Разносторонняя направленность программы позволяет раскрыть в детях их интеллектуальные, творческие, физические способности, что в свою очередь, способствует дальнейшему развитию личности.


В раздел образования