Напоминание

"Нравственность в процессе воспитания дошкольников."


Автор: Малкова Александра Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 88"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: Статья.
Тема: "Нравственность в процессе воспитания дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Г.БРАТСКА

Статья.

"Нравственность в процессе воспитания дошкольников."

Автор:

Малкова А.Л.

2017 г.

Нравственность в процессе воспитание дошкольников.

С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей

роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский,

И.

Гербарт,

Л.Н.

Толстой,

К.Д.

Ушинский

признавали

огромную

роль

нравственности

в

развитии

и

формировании

личности,

эта

проблема

приобретает

большое

значение

и

в

системе

современного

воспитания

дошкольников. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой

культурой

отношений

между

людьми,

естественно,

что

такое

общество

обуславливает

необходимость

нравственной

воспитанности

каждого

человека.

Воспитание - передача общественно-исторического опыта новым поколениям

с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь.

Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса

общественного

воспитания.

Необходимость

регулирования

обществом

поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:

во-первых,

выработку

нравственных

требований,

которые

находят

отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в

виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла;

во-вторых,

внедрение

этих

требований

и

связанных

с

ними

представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы

он

смог

направлять

и

констатировать

свои

действия,

а

также

участвовать в процессе регулирования общественного поведения, то

есть

предъявлять

требования

к

другим

людям

и

оценивать

их

поступки.

Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое

включает

формирование

у

человека

соответствующих

убеждений,

нравственных

склонностей,

чувств,

привычек,

устойчивых

моральных

качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или

ином

обществе

определяется,

прежде

всего,

его

целями.

Последние

же

обусловлены

характером

общественных

отношений

и

соответствующей

идеологией.

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и

дошкольных учреждениях. Ведущую роль в нравственном воспитании детей

играет

школа,

где

формируются

нравственные

понятия

и

убеждения

и

вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение,

поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются

нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и

привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты

характера.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной

деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно

назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает

возможным

существование

всех

прочих

целей

и

находится

не

столько

впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.

Педагогический энциклопедический словарь трактует "воспитанность"

как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью,

как

правило,

понимают

учтивое,

вежливое

поведение

человека,

отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умение общаться с

окружающими его людьми в различных ситуациях.

В широком смысле

воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения,

принятых

в

данном

обществе,

но

и

внутреннюю

культуру

человека,

отражающуюся в его мировоззрении.

Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать

содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование

соответствующих

личностных

качеств.

Это

содержание,

в

частности,

включает в себя:

-отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам

(гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

-отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное

благо, дисциплина труда);

-отношение

к

общественному

достоянию,

материальным

ценностям

и

природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и

личных вещей, экологическая культура);

-отношение

к

людям

(демократизм,

коллективизм,

гуманность,

культура

общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);

-отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и

личной

жизни,

принципиальность,

нетерпимость

к

нарушениям

общественного порядка).

Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не

только

в

его

содержании.

Не

менее

важно

детально

осмыслить,

какого

человека

можно

считать

нравственным

и

в

чем,

собственно

говоря,

проявляется настоящая сущность нравственности вообще.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила

и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,

как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он

правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в

качестве

контроля

выступают

его

собственные

взгляды

и

убеждения.

Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек

поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения

учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации

ее

таким

образом,

чтобы

она

способствовала

формированию

у

них

положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Таким

образом,

нравственное

воспитание

представляет

собой

целенаправленный

процесс

формирования

положительных

моральных

отношений в системе на этой основе соответствующих личностных качеств.

Список используемой литературы:

1.

Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие

личности. - М., 2012ю -243 с.

2.

Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012. - 345

с.

3.

Немов Р.С. Психология: В 3х кн.- 3еизд. - М., 2011 - 454 с.

4.

Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение,

2012. - 303 с.



В раздел образования