Автор: Малкова Александра Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 88"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: Статья.
Тема: "Нравственность в процессе воспитания дошкольников."
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Г.БРАТСКА
Статья.
"Нравственность в процессе воспитания дошкольников."
Автор:
Малкова А.Л.
2017 г.
Нравственность в процессе воспитание дошкольников.
С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей
роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский,
И.
Гербарт,
Л.Н.
Толстой,
К.Д.
Ушинский
признавали
огромную
роль
нравственности
в
развитии
и
формировании
личности,
эта
проблема
приобретает
большое
значение
и
в
системе
современного
воспитания
дошкольников. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой
культурой
отношений
между
людьми,
естественно,
что
такое
общество
обуславливает
необходимость
нравственной
воспитанности
каждого
человека.
Воспитание - передача общественно-исторического опыта новым поколениям
с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь.
Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса
общественного
воспитания.
Необходимость
регулирования
обществом
поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:
во-первых,
выработку
нравственных
требований,
которые
находят
отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в
виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла;
во-вторых,
внедрение
этих
требований
и
связанных
с
ними
представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы
он
смог
направлять
и
констатировать
свои
действия,
а
также
участвовать в процессе регулирования общественного поведения, то
есть
предъявлять
требования
к
другим
людям
и
оценивать
их
поступки.
Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое
включает
формирование
у
человека
соответствующих
убеждений,
нравственных
склонностей,
чувств,
привычек,
устойчивых
моральных
качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или
ином
обществе
определяется,
прежде
всего,
его
целями.
Последние
же
обусловлены
характером
общественных
отношений
и
соответствующей
идеологией.
Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и
дошкольных учреждениях. Ведущую роль в нравственном воспитании детей
играет
школа,
где
формируются
нравственные
понятия
и
убеждения
и
вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.
Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение,
поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются
нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и
привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты
характера.
Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной
деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно
назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает
возможным
существование
всех
прочих
целей
и
находится
не
столько
впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.
Педагогический энциклопедический словарь трактует "воспитанность"
как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью,
как
правило,
понимают
учтивое,
вежливое
поведение
человека,
отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умение общаться с
окружающими его людьми в различных ситуациях.
В широком смысле
воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения,
принятых
в
данном
обществе,
но
и
внутреннюю
культуру
человека,
отражающуюся в его мировоззрении.
Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать
содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование
соответствующих
личностных
качеств.
Это
содержание,
в
частности,
включает в себя:
-отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам
(гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
-отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное
благо, дисциплина труда);
-отношение
к
общественному
достоянию,
материальным
ценностям
и
природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и
личных вещей, экологическая культура);
-отношение
к
людям
(демократизм,
коллективизм,
гуманность,
культура
общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);
-отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и
личной
жизни,
принципиальность,
нетерпимость
к
нарушениям
общественного порядка).
Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не
только
в
его
содержании.
Не
менее
важно
детально
осмыслить,
какого
человека
можно
считать
нравственным
и
в
чем,
собственно
говоря,
проявляется настоящая сущность нравственности вообще.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила
и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,
как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он
правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в
качестве
контроля
выступают
его
собственные
взгляды
и
убеждения.
Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек
поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения
учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации
ее
таким
образом,
чтобы
она
способствовала
формированию
у
них
положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.
Таким
образом,
нравственное
воспитание
представляет
собой
целенаправленный
процесс
формирования
положительных
моральных
отношений в системе на этой основе соответствующих личностных качеств.
Список используемой литературы:
1.
Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие
личности. - М., 2012ю -243 с.
2.
Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012. - 345
с.
3.
Немов Р.С. Психология: В 3х кн.- 3еизд. - М., 2011 - 454 с.
4.
Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение,
2012. - 303 с.