Авторы: Ситдикова Галия Фатиховна, Попова Мария Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №385 "Сказка"
Населённый пункт: город Ектеринбург
Наименование материала: Решение нестандартных проблем
Тема: Активные методы обучения
Раздел: дошкольное образование
Активные методы обучения.
Новая
парадигма
образования
XXI
века
основана
на
постоянно
изменяющихся условиях жизни и требует от специалистов ДОО проявлять
умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы.
Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная
педагогическая
мобильность.
Повышение
профессиональной
компетенции
педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это
способствует
проявлению
у
них
самостоятельности,
"подталкивает"
к
творческому
поиску,
развивает
способности
анализировать,
принимать
решения в различных проблемных ситуациях.
Л. С. Выготский сформулировал закон, по которому обучение влечет за собой
развитие,
так
как
личность
развивается
в
процессе
деятельности,
что
в
полной мере относится к детям дошкольного возраста. Все новообразования
впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная
педагогика отдает первенство в обучении активным методам. Теоретические
и практические основы проблемы использования активных методов обучения
изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова.
Среди
исходных
положений
теории
активных
методов
обучения
была
положена
концепция
«предметного
содержания
деятельно сти»,
разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является
деятельностью, направленной на освоение предметного мира.
Что такое активные методы обучения - АМО?
Активные
методы
обучения
-
это
система
методов,
обеспечивающих
активность и
разнообразие
мыслительной
и
практической
деятельности
учащихся в процессе освоения учебного материала.
Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в
образовании
используется технология
модерации, обеспечивающая
гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс.
При использовании активных методов обучения и модерации меняется роль
ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в
активного
участника
образовательного
процесса.
Эта
новая
роль
и
свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную
личность,
обладающую
всеми
необходимыми
навыками
и
качествами
современного
успешного
человека.
Основной
задачей
активных
методов
обучения
является
обеспечение
развития
и
саморазвития
личности
обучаемого
на
основе
выявления
его
индивидуальных
особенностей
и
способностей,
причем
особое
место
занимает
развитие
теоретического
мышления,
которое
предполагает
понимание
внутренних
противоречий
изучаемых
моделей.
Иными
словами,
активные
методы
обучения
-
это
обучение в деятельности.
К активным методам обучения (АМО) относятся:
проблемные ситуации,
обучение через деятельность,
обучение через игру,
групповая и парная работа,
деловые игры,
драматизация и театрализация,
творческая игра «Диалог»,
«Мозговой штурм»,
«Круглый стол»,
дискуссия,
метод проектов,
методы удивления, любования, уверенности, успеха,
метод эвристических вопросов,
игровое проектирование и др.
В
дошкольном
возрасте
привычной
формой
деятельности
является
игра,
поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе.
Естественная
игровая
среда,
в
которой
отсутствует
принуждение
и
есть
возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и
самостоятельность,
свободно
реализовать
свои
способности
и
образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих
целей.
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях,
они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.
Эмоциональный
настрой,
должная
мотивация
и
азартность
снимают
воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск
лучших
решений
позволяют
от рабатывать
и
с и с т е м ат и ч е с к и
совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства
всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и
делай!».
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию
самостоятельности
мышления,
помогающий
ребенку
сформировать
уверенность
в
собственных
возможностях.
Он
предусматривает
такую
систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в
процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это
обучение через деятельность
Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и
сбросить
излишнюю
напряженность,
возникшую
во
время
занятия.
Как
правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
Метод
эвристических
вопросов
целесообразно
применять
для
сбора
дополнительной
информации
в
условиях
проблемной
ситуации.
Эвристические
вопросы
служат
дополнительным
стимулом,
формируют
новые
стратегии
и
тактики
решения
творческой
задачи.
Не
случайно
в
практике
обучения
их
также
называют
наводящими
вопросами,
так
как
удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения,
правильного ответа.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей
для решения научных и практических проблем. Его цель – организация
коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей
решения проблем.
Моделирование
-
метод
обучения,
направленный
на
развитие
образного
мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование
объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях;
построение
моделей
реально
существующих
предметов
и
явлений,
в
частности
образовательных
систем.
Под
моделью
при
этом
понимается
система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные
свойства системы- оригинала, прототипа модели.
Исследовательский
метод
–
метод
обучения,
направленный
на
освоение
обучающимся
всех
этапов
проблемно-поисковой
деятельности,
развитие
исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все
этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя
процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Отличительные особенности АМО:
групповая
форма
организации
работы
участников
образовательного
процесса;
использование деятельностного подхода к обучению;
п р а кт и ч е с ка я
н ап р а вл е н н о с т ь
д е я т е л ь н о с т и
у ч а с т н и ко в
образовательного процесса;
игровой и творческий характер обучения;
интерактивность образовательного процесса;
включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
использование знаний и опыта воспитанников;
активизация в процессе обучения всех органов чувств;
рефлексия процесса обучения его участниками.
АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает
в
силу
учебной
ситуации
самостоятельно
принимать
творческие
по
содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные
решения;
развивают партнерские отношения;
повышают результативность обучения не за счет увеличения объема
передаваемой
информации,
а
за
счет
глубины
и
скорости
ее
переработки;
обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания
при минимальных усилиях участников процесса;
повышают результативность обучения не за счет увеличения объема
передаваемой
информации,
а
за
счет
глубины
и
скорости
ее
переработки;
обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.
Переход
к
активным
методам
обучения
начинаются
с
применения
интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов
обучения
можно
развить
способность
работать
в
команде,
осуществлять
совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои
позиции,
обосновывать
собственное
мнение
и
толерантно
относиться
к
чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Таким
образом,
использование
активных
методов
обучения
в
образовательном
процессе
дошкольного
образовательного
учреждения
способствует успешному освоению образовательной программы, в основе
которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности
с
дошкольниками
благоприятной
атмосферы
для
работы,
развитию
мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению
собственного
опыта
работы
и
изучению
опыта
коллег,
систематической,
комплексной работе и компетентности педагогов.