Автор: Белобородова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКБОУ "Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии у детей с нарушением слуха.
Раздел: дошкольное образование
Роль экспериментальной деятельности в
познавательном развитии у детей с нарушением слуха.
Одна из важнейших задач начального естествознания – исследование
причинно-следственных зависимостей необходимо знать физические
закономерности, на которых они основаны, но даже простейшие зависимости
дети, а особенно дети с нарушением слуха осознают с трудом. Как
следствие, не полностью реализуются потенциальные возможности
начальных основ естествознания в развитии у детей таких качеств, как
любознательность, стремление к знаниям. Недостаточно развиваются
воображение и ассоциативное мышление – основа творческой деятельности.
На занятиях в детском саду, в ходе простейших наблюдений можно
получить разнообразные сведения об окружающей природе. Однако
необходимо, проводя экспериментирования, учитывать возрастные
педагогические, психологические особенности здоровья детей и соблюдать
ряд методических требований. Специально проведенные психолого-
педагогические исследования (Л.В. Занков, Т.А. Ковальчук, М.И. Радзиевская
и др.) позволили установить следующее :
1.
Умозаключения детей основываются на собственном практическом
опыте, а не на словесной информации, которую они получают от
воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические
методы (проводить опыты в группе и на улице).
2.
Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому
наблюдения за длительными процессами, например сезонными
изменениями в природе, наталкиваются на объективные трудности.
Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между
ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными
промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы
быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях (как тает
снег, дует ветер, пёрышко летит).
3.
Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание
в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо
тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные
признаки которых очевидны (вата – мягкая, камень –твёрдый).
4.
Существенные признаки, которые учитывают дети при обобщении,
ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых
понятий перед сложными (холодно, тепло).
5.
В силу эюцентричности мировосприятия дети не воспринимают не
только окружающий мир как объект исследований, но и себя в роли
субъекта познания. Поэтому необходимо формировать
исследовательские позиции в ходе простейших опытов по
ознакомлению с наиболее общими физическими закономерностями,
используя при этом элементарные измерения (ростомер, сантиметр).
6.
Дети не умеют наблюдать, т.е. не могут самостоятельно формулировать
и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание
наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие,
точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так,
чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно (исследовать воду
на вкус, найти в сухом бассейне игрушку).
7.
Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто
ошибаются даже в том случаи, когда факты сами по себе им известны.
Причина в том, что знания отношений – абстрактные понятия, не
имеют образного воплощения. Значит, необходимо специально обучать
детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать
причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения
фактов (зарисовка опытов).
8.
Возрастные особенности психики ребенка – двигательная активность,
низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности,
крайне бедный личный жизненный опыт и слабое здоровье, развитие
речи диктует воспитателю необходимость использовать на занятиях
адекватные методы и методические приемы: дидактические игры,
занимательный материал, сказочность, наглядность и т.п. Наглядность
должна быть яркой, интересной, привлекательной. Что бы ребёнок
самостоятельно обследовал объекты.
Экспериментирование может использоваться в различных видах
организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои
первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием
рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома,
учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе
должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всеми
необходимыми (лабораторная посуда простые приборы, объекты живой и
неживой природы, сухой бассейн).
Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и
младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и
глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; ловят
ветерок; пробуют делать пену, пускают мыльные пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти
ответы на трудные вопросы: как поймать воздух? Почему осенью много луж?
Зачем растение пьет? И т.п.
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники,
расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук.
Живая природа-это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, как
распускаются цветы? Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «
проверим слух», «гибкая косточка», «стук сердца» и т.п.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт
поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать
творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.