Напоминание

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии у детей с нарушением слуха.


Автор: Белобородова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКБОУ "Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии у детей с нарушением слуха.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль экспериментальной деятельности в

познавательном развитии у детей с нарушением слуха.

Одна из важнейших задач начального естествознания – исследование

причинно-следственных зависимостей необходимо знать физические

закономерности, на которых они основаны, но даже простейшие зависимости

дети, а особенно дети с нарушением слуха осознают с трудом. Как

следствие, не полностью реализуются потенциальные возможности

начальных основ естествознания в развитии у детей таких качеств, как

любознательность, стремление к знаниям. Недостаточно развиваются

воображение и ассоциативное мышление – основа творческой деятельности.

На занятиях в детском саду, в ходе простейших наблюдений можно

получить разнообразные сведения об окружающей природе. Однако

необходимо, проводя экспериментирования, учитывать возрастные

педагогические, психологические особенности здоровья детей и соблюдать

ряд методических требований. Специально проведенные психолого-

педагогические исследования (Л.В. Занков, Т.А. Ковальчук, М.И. Радзиевская

и др.) позволили установить следующее :

1.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом

опыте, а не на словесной информации, которую они получают от

воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические

методы (проводить опыты в группе и на улице).

2.

Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому

наблюдения за длительными процессами, например сезонными

изменениями в природе, наталкиваются на объективные трудности.

Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между

ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными

промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы

быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях (как тает

снег, дует ветер, пёрышко летит).

3.

Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание

в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо

тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные

признаки которых очевидны (вата – мягкая, камень –твёрдый).

4.

Существенные признаки, которые учитывают дети при обобщении,

ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых

понятий перед сложными (холодно, тепло).

5.

В силу эюцентричности мировосприятия дети не воспринимают не

только окружающий мир как объект исследований, но и себя в роли

субъекта познания. Поэтому необходимо формировать

исследовательские позиции в ходе простейших опытов по

ознакомлению с наиболее общими физическими закономерностями,

используя при этом элементарные измерения (ростомер, сантиметр).

6.

Дети не умеют наблюдать, т.е. не могут самостоятельно формулировать

и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание

наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие,

точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так,

чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно (исследовать воду

на вкус, найти в сухом бассейне игрушку).

7.

Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто

ошибаются даже в том случаи, когда факты сами по себе им известны.

Причина в том, что знания отношений – абстрактные понятия, не

имеют образного воплощения. Значит, необходимо специально обучать

детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать

причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения

фактов (зарисовка опытов).

8.

Возрастные особенности психики ребенка – двигательная активность,

низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности,

крайне бедный личный жизненный опыт и слабое здоровье, развитие

речи диктует воспитателю необходимость использовать на занятиях

адекватные методы и методические приемы: дидактические игры,

занимательный материал, сказочность, наглядность и т.п. Наглядность

должна быть яркой, интересной, привлекательной. Что бы ребёнок

самостоятельно обследовал объекты.

Экспериментирование может использоваться в различных видах

организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои

первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием

рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома,

учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе

должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всеми

необходимыми (лабораторная посуда простые приборы, объекты живой и

неживой природы, сухой бассейн).

Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и

младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и

глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; ловят

ветерок; пробуют делать пену, пускают мыльные пузыри.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти

ответы на трудные вопросы: как поймать воздух? Почему осенью много луж?

Зачем растение пьет? И т.п.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники,

расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук.

Живая природа-это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, как

распускаются цветы? Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «

проверим слух», «гибкая косточка», «стук сердца» и т.п.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт

поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать

творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.



В раздел образования