Напоминание

Социально-коммуникативное развитие дошкольника


Автор: Горбачева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО Видновский специализированный дом ребенка
Населённый пункт: город Видное, Московской область
Наименование материала: статья
Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

Тема: Экологическое воспитание дошкольника.

Раздел: дошкольное воспитание

«Прикоснись к природе всем сердцем»

Как известно проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в

настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также

воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла

огромные масштабы. Формирование эколого-нравственной культуры начинается с детства и

продолжается всю жизнь. Поэтому большое значение приобретает экологическое воспитание.

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «У ребёнка необходимо воспитывать

любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного

человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Целью моей работы по экологическому воспитанию является: формирование начал

экологической культуры старших дошкольников. понимание ценности жизни и здоровья и их

зависимости от окружающей среды. Для себя я поставила следующие задачи:

• Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления

окружающей среды;

• Развивать представления, об опасных для природы действий человека;

• Воспитывать бережное отношение к природе;

• Природоохранное поведение.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого

положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на

основополагающие идеи и понятия экологии. Существуют следующие формы организации

детей, методы и приемы ознакомления их с природой. В разряд наиболее значимых методов

ознакомления детей с природой выдвигается наблюдение. Оно важно еще и тем, что оно лежит

в основе разных видов деятельности: труд по уходу за животными и растениями,

изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы.

Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми

дошкольного возраста. Большие возможности в воспитании экологических чувств по

отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать

интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

Немаловажную роль в экологическом воспитании играет познавательно-исследовательская,

опытно-экспериментальная деятельность в процессе эксперимента: – дети получают реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими

объектами и со средой обитания. – идет обогащение памяти ребенка, активизируется его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. – развивается речь ребенка, так как

ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и

выводы. – происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения. Успешно решать поставленные задачи помогает

решать развивающая предметно-пространственная среда группы, которая состоит из разных

элементов, каждый из них выполняет свою функциональную роль - художественная литература;

- дидактические, настольно-печатные игры; - наглядные пособия; - картотеки игр

экологического и природоведческого содержания; - макеты; - оборудование для опытно-

экспериментальной деятельности; - картотека опытов и экспериментов; - уголок природы

Оптимальная реализация эколого – развивающей среды происходит в том случае, когда дети

постоянно окружены объектами природы.

Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей.

Музыкальным руководителем был организован «Осенний праздник», задачами которого было:

Закреплять и расширять знания детей о приметах осени. Развивать творческое воображение,

память, внимание, речь. Формировать самостоятельность, доброжелательность,

коммуникабельность, готовность оказать помощь через игры. Воспитывать любовь к природе,

трудолюбие. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи

экологического воспитания, оказывается влияние на формирование детской личности. Давайте,

вместе с Вами, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля

и реки, Это все для нас навеки!

Т. Н. Чернявская,

воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад № 5"

Воспитатель старшей группы «Золотые ключики» Балаганская К.Е.

Беседа «Кора деревьев». Цель: Формировать представление о коре деревьев. Задачи: Уточнить

понятие «кора», для чего она служит дереву. Закрепить значения о деревьях, растущих у нас в

детском саду. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст. Уточнить и расширить

знания о том, для чего нужна древесина. Познакомить детей с лечебными свойствами коры и

деревьев. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к

ним. Словарная работа: древесина, кора, береста. Материал: кусочки коры деревьев березы,

сосны, тополя, картинки различный деревьев, акварель,кисть,бумага для рисования,

изображение лесника. Ход занятия. Воспитатель: Дети, в выходные дни я была в лесу. В

лесу было красиво. Гуляя по лесу, встретила человека, который осматривал деревья, насыпал

корм в кормушки для животных и птиц. Как вы думаете, кто это был? -А кто такой лесник? Я

шла по тропинке и нашла вот эти кусочки (показываю). Как вы думаете, что это? (кора

деревьев). -А с каких деревьев? - Для чего деревьям нужна кора? (она защищает от солнца,

мороза, ветра, от того, что бы не вытекал сок). Молодцы! Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете

про что эта загадка. Нам в дождь и зной поможет друг, Зеленый и хороший

Потянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (дерево). -А из чего состоит дерево? (Корень,

ствол, ветки, крона). Молодцы. Физкультминутка. Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесу

Логти согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. Плавно руками помашемЭто к нам птицы

летят. Как они сядут, покажем. Крылья мы сложим назад. -Дети, скажите какая кора на стволе?

Какая на веточках?

(На стволе толстая, на веточках тонкая в виде кожицы.) А что находится под корой деревьев?

(Древесина). -Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок. -Скажите, а

можно по коре определить возраст дерева и с какого дерева кора? (показываю кору сосны).

Описываем. Сосна стройная, красивая. Словно стрелы уходят вверх прямые сосновые стволы.

Внизу кора грубая и шершавая светло - коричневая, а вверху - тонкая золотисто-оранжевая. Чем

ценна сосна? (Ствол сосны дает строительный материал, а смолу называют «живица лечебная»,

заживляет раны соком хвои и настоем почек. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны

успокаивают организм человека). (показываю кору тополя). Высокий, стройный тополь с

зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы.

Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные

деревья (сосна, ель). Что делают из древесины тополя (бумагу). -А из почек тополя? (крема,

духи, одеколон). (показываю кору березы). Расскажите какое это дерево? Дерево старое, ствол

внизу темный, покрытый грубой, морщинистой корой, а вверху более светлое, серебристо

белое. На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза

дышит. В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Береза после зимы

принаряжается в более белые сарафаны, они сбрасывают испортившиеся за зиму верхний ствол

бересты. Чем полезна береза? (получают березовый сок). Да, березовый сок лечебный,

витаминный. Что надо сделать, чтобы береза не болела после сбора сока? (Замазать глиной,

землей, чтобы не было «кровавых слез»). – Что еще? (Ветки березовые, веники - хворь

выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази). - Правильно, в давние

времена, когда не было еще бумаги, люди писали на бересте. Сейчас рисуют картины. - А еще

дети, березу называли деревом счастья. Березка – символ России. -Дети, скажите от чего гибнут

деревья? (От мороза, насекомых, ветра, люди недобросовестно относятся: рубят деревья,

ломают). -Кого из птиц называют «Лесной доктор» (Дятел). Назовите деревья, которые растут в

детском саду. (Клен, тополь, рябина, береза).

-Какую пользу приносят деревья? Они забирают вредные вещества, а выделяют кислород,

который нужен человеку. Правильно. -Деревья это украшение нашей земли, так давайте ее

беречь. А сейчас мы с вами нарисуем красивую аллею березок. Дети рисуют березу. В конце

занятия любуемся красивыми березками, вручаю медальки «Юнный эколог».



В раздел образования