Автор: Уздина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29 "Вишенка"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация совместной интегрированной деятельности родителей и детей"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Организация совместной интегрированной
деятельности родителей и детей»
Подготовил: воспитатель
Высшей категории
Ольга Александровна Уздина
г. Норильск
1
Статья
«Организация совместной интегрированной деятельности родителей
и детей»
Дитятко – что тесто: как замесил,
так и выросло.
Народная мудрость
Гордон Хинкли сказал: Дом – это основа добродетели. Если правильным
ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем.
Семья - одна из важнейших ценностей, созданных человечеством за всю
историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в
жизни человека.
Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно
помочь
ребенку
в
преодолении
трудностей
и
воспитании
полноценной
личности.
Вопросами
организации
педагогического
взаимодействия
с
семьей
воспитанников мы занимаемся в нашей группе много лет.
Чтобы,
сделать
каждую
встречу
с
родителями
познавательной
и
интересной, оказать им практическую помощь в решении педагогических
проблем,
обобщить
лучший
семейный
опыт
мы работали
в
нескольких
направлениях:
1.Информационно-аналитическое
2. Познавательное
3. Наглядно-информационное
4. Досуговое.
1.
Основной
задачей
информационно-аналитических
форм
организации
общения
с
родителями
является
сбор,
обработка
и
использование
данных
о
семье
каждого
воспитанника,
общекультурном
уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний,
отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в
психолого-педагогической
информации.
Только
на
аналитической
основе
возможно
осуществление
индивидуального,
личностно-ориентированного
подхода к ребенку, построения грамотного общения с родителями.
Собрать банк данных о проблемах, которые интересуют родители, нам
помогает
«Шкатулка
доверия».
Даем
возможность
родителям
анонимно
задать вопросы на волнующие их темы. При проведении консультаций, бесед,
собраний воспитатель или специалисты детского сада отвечает на вопросы
родителей.
Каждый день мы пользуемся «Дневником настроения», с помощью
которого родители и дети учатся внимательному отношению друг к другу.
Приходя в детский сад, родители и дети выкладывают на столе цветные
фишки, соответствующие их настроению ("красная - радостное, зеленая -
спокойное,
желтая
–
грустное».
Воспитатель
во
время
утренней
беседы
2
помогает
проанализировать
причины
эмоционального
состояния
членов
семьи.
Для
определения
эмоционального
неблагополучия
детей,
выявить
поведенческие
реакции
на
одни
и
те
же
ситуации
дома
и
в
саду
мы
используем
анкету
«Мой
ребенок»,
где
родителям
задаются
вопросы,
характеризующие сон, аппетит и эмоциональное состояние ребенка.
Для
анализа
и
оценки
ситуаций
в
семье
можно
предложить
анкету
«Семья
глазами
ребенка»,
которое
проводится
в
форме
стандартного
интервью.
Чтобы
определить
уровень
социального
развития
ребенка
родители
заполняют
анкету
«Индивидуальный
профиль
социального
развития
ребенка». Полученный профиль показывает, в какой области социализация
ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.
Для диагностики компетентности и престижности в детском восприятии,
особенности эмоциональных отношений с отцом можно использовать тест
опросник «Семейное интервью» (А.И.Захарова).
В конце года целесообразно использовать анкету Т.В. Кровова, которая
помогает нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для работы в
новом году.
Таким образом, собрав банк данных, мы переходим к следующему
направлению.
2.
Познавательное. Как правило, это работа педагога по обогащению
родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Изучив уровень информированности родителей, зачастую оказывается, что
родители не достаточно знают своих детей, их особенности, роли родителей в
развитии познавательной сферы детей. В помощь родителям организовали
клуб «Первые шаги».
Цель – клуба расширять знания родителей в восприятии своего ребенка
как личности, учитывая его интересы, повышать компетентность родителей
в вопросах речевого развития ребенка, оказывать помощь в овладении
практическими способами общения с ребенком. Приобретение навыков
анализа, причин поведения ребенка. Общая ориентация в проблемах
воспитания детей. Всего 6 занятий по 1,5 – 2 часа, один раз в месяц.
Тематика занятий «Когда я был маленький», «Услышь и пойми мои
чувства», «Эффективная коммуникация», «Трудный случай», «Ассоциации»,
«Семейные заповеди». Занятия включают в себя информационную часть,
тренинги,
упражнения,
домашние
задания,
релаксации,
индивидуальную
работу
с
семьей,
рефлексию.
Значимость
наших
встреч
в
объединении
родителей и детей в процессе совместной деятельности, эмоциях которые
одновременно переживаются детьми и родителями, совместном преодолении
проблемных ситуаций, радости
побед над злом и торжество добра. Мы
организуем
совместные
тренинги
с
родителями
«Видеть
мир
глазами
ребенка». На данных тренингах дети рисуют совместно с родителями на
3
световом стенде и в процессе рисования расширяются знания родителей о
возрастных
особенностях
ребенка,
родители
овладевают
навыками
конструктивных
способов
решения
конфликтов.
Обогащаются
и
активизируются
воспитательные
умения
родителей
в
организации
игр,
рассказывании сказок.
Проводим
дни
открытых
дверей,
где
родители
имеют
возможность
наблюдать за своим ребенком и принять участие в сюжетных играх, играх на
стендах «Мой мир», игротренингах по обучению комплексам упражнений по
кинезиологии, рисованию на световых стендах.
Инициировали
обмен
опытом
за
круглым
столом
по
темам:
«Продуктивная деятельность в семье», «Как мы отдыхаем», «Наши предки и
традиции»,
«У
нас
в
гостях
родители
выпускников».
На
встречу
приглашались
родители
выпускников,
которые
рассказывали,
как
дети
адаптировались в школе, какие у них успехи, чтобы они хотели посоветовать
родителям будущих школьников.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам
общения, как собрания, групповые консультации, тренинги. Мы сторонники
общения
с
родителями
на
основе
диалога,
открытости,
искренности
в
общении, отказ от критики партнера по общению. Общение происходит в
форме игр «Поле чудес», «Играем в сказку», «Когда я был маленький, как
мой ребенок», «Мозговой штурм». Семинары – практикумы «Кинезиология –
залог
здоровья»,
«Мой
ребенок
–
в
школе»,
«Феномен
–
дыхательная
гимнастика Стрельниковой», «Речевые режимы».
Также используем в работе «Устный педагогический журнал». Журнал
состоит из 3-6 страниц. Каждая страница журнала – это устное сообщение,
которое
может
быть
проиллюстрировано
дидактическими
пособиями,
рисунками,
поделками,
подбором
книг.
Родителям
и
детям
заранее
предлагается
литература
для
ознакомления
с
проблемой,
практические
задания, вопросы для обсуждения. Темы наших журналов «Роль сказки в
развитии детской эмоциональности», «Трудимся вместе», «Сказка лож, да в
ней намек», «Будущий первоклассник», «Как хорошо, что ты у меня есть».
Темы были актуальны для родителей, поэтому родители принимали участие с
удовольствием.
В рамках клуба «Первые шаги» работает филиал «Наши внуки». Мы
привлекли в клуб наше старшее поколение, которое, к сожалению, зачастую
остается
невостребованным,
уйдя
на
заслуженный
отдых.
Мы
решили
заполнить
этот
пробел
нашим
внимание,
желанием
вовлечь
их
в
нашу
групповую жизнь, а они с удовольствием незаметно для себя, с увлечением
передают свои знания и опыт. На встречах
решаются такие вопросы –
«Пословицы и поговорки о семье и семейном воспитании», «Что хранится в
бабушкином сундучке», «Бабушки и дедушки умеют все», «Готовить – это
4
просто», «Лучшее лекарство – лекарственные травы для чая». Темы встреч
пополняются.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов
и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание
ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
3. Наглядно – информационные формы организации общения педагога
и
родителей
решают
задачи
ознакомления
родителей
с
условиями,
содержанием и методами воспитания детей. Вся информация отражена в
родительском
уголке,
который
содержит
рубрики
«Логопед
советует»,
«Разговор
с
психологом»,
«Детское
творчество»,
«Если
ребенок
начал
заикаться», «Консультации для родителей «Ты меня понимаешь», «Праздники
и будни», «Делимся семейными традициями».
Знакомить родителей с информацией нам помогает печатная продукция в
виде
буклетов:
«Любой
массаж
начинается
с
зубной
щетки»,
«Релаксационные
упражнения»,
«Психофизическая
гимнастика»,
«Кинезиология – развивающая программа», «Улица полна неожиданностей».
И в виде памяток «Приемы самомассажа», «С ребенком нужно играть» и
т.д., а так же рекомендаций «Разминка между делом», где представлены
комплексы
релаксационных
гимнастик,
упражнения
для
органов
артикуляции, голосового аппарата.
Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных
ценностей у детей, каждой семьей разрабатываются семейные правила и
формы поощрения, которые представляются на выставках «Семейные
правила и герб моей семьи», «Девиз и герб группы». Родители привлечены к
оформлению развивающей среды группы, созданию и презентации музея
«Обереги, амулеты разных стран».
Для
решения
у
детей
проблем
в
эмоциональной
сфере,
сближения
родителей
и
детей
организуются
выставки-конкурсы
«Руки
папы,
ручки
мамы и мои ручонки» в рамках которой представляются работы совместного
семейного творчества «Вместе мы сила», «Моя планета», «Денежная единица
семьи и группы», «Мастерская путешествие по сказкам в номинации добро и
зло», «Веселая бусинка», «Смешарики празднуют Новый год», «Новый г од в
подводном царстве», «Елка – не традиционные технологии».
Создание фото газет «Наши деды и отцы», «Наши звезды», «Когда я был
маленький», «Моя семья и спорт », позволяет привлечь внимание родителей
к мероприятиям, проводимым в группе, детском саду.
У всех есть свои хобби – наши дети и родители не исключение. На
выставке семейных коллекций «Мои поросятки», «Динозаврики», «Марки»,
«Коллекция календарей «собачка»», «Фантики это интересно», «Головные
уборы», «Открытки бывают разные», «Семейный танец – семейное хобби»
ребята знакомятся с увлечениями семей своих сверстников. Причем, хочется
отметить, многие из коллекций родители собирали в детстве, а продолжили
со своими детьми.
5
Родители принимают участие в мастер - классах, которые проводят родители
группы «Театр - веселые овощи», «Волшебные башмачки», «Игры на кухне»,
«Оригами – весенние цветы». Они делятся опытом, как можно играть с
детьми на кухне во время приготовления обеда, как может башмачок
выполнять желания. Сделанный театр из овощей помог детям разыграть
сказку «Чипполино», а «Волшебные башмачки» мы используем для
Новогодних сюрпризов.
Мастер – класс проводят папы «Учимся забивать
гвозди, пользоваться отверткой», «Химики - волшебники», «Мастерим мебель
для кукол».
Достижения детей, родители видят в еженедельных выставках детского
творчества.
Досуговые
формы организации
общения
призваны
устанавливать
теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также
более доверительные отношения между родителями и детьми.
Конечно,
одной
из
форм
работы
являются
различные
праздники,
которые помогают создать эмоциональный комфорт в группе.
Развлечения «Коляда, я коляда», «Мамины сладости», «День семьи» где
каждая семья готовит любимое блюдо и представляет его в форме – сценок,
музыкальных реприз, стихов, девизов, танцев. Например, восточные сладости
были представлены веселым, семейным танцем «Если б я был султан». На
«Выпускной бал» родители радуют своих детей и сотрудников д/с танцами,
инсценировками. На 8 Марта репризами «Как нужно любить детей», «Коза и
козлята» и т.д. У нас проходят «Показы модной одежды – всякая всячина»,
где родители показывают свое мастерство в создании костюмов из подручных
материалов, заодно и обсуждаем глобальные вопросы «Как избавить планету
от мусора?», «Как помочь зимующим птицам?», «День рожденье праздник
детства». Мы уверены, что это эффективная форма общения помогающая
налаживать доброжелательные отношения с семьями воспитанников.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия, коснулись не
только семьи в целом, они отразились и на отцовских функциях. От папы
ожидается
не
только
умение
прокормить
семью,
но
и
умение
оказать
эмоциональную
поддержку,
способствовать
нормализации
семейных
отношений, а они к этому не готовы. Наша задача создать условия для
оптимизации социальных контактов отцов со своими детьми не только дома,
но и в детском саду. Совместная деятельность папы и ребенка является
наиболее эффективным методом. Папы участвуют в создании творческих
работах
для
выставок,
праздниках
и
развлечениях.
Организовываем
персональные
выставки
родителя
«Сказки
из
металла»,
«Фото
выставки
«Таймыр
бескрайний»,
«Дерево
в
сказках»,
«Папа
вырезает,
а
мы
фантазируем», «Цветы для мамочек».
В
рамках
циклов
занятий
«Профессии
наших
пап»,
«Как
помочь
птицам?» папы познакомили детей, как работать молотком, какие бывают
электроинструменты,
что
можно
с
помощью
них
сделать
и
смастерили
поделки.
6
Совместные проекты «Как сделать земной шар лучше?», «Наш Край –
чудеса нашего времени», «Моя семья», «Жалобная книга природы», «Мое
любимое
домашнее
животное»,
«Охраняем
животных
–
красная
книга
природы», «Поможем зимующим птицам», «Придумай семейную сказку»,
«Не навредим солнечной системе» родители и дети подбирают необходимый
материал по теме и на одном из заседаний клуба создают проект.
Родители
совместно с детьми создавали семейные коллажи «На Северном полюсе», «В
Африке гориллы, в Африке …». «Дружная семья», альбомы «Наши предки»,
«Спорт в нашей семье», «Любимые места отдыха в Норильске».
В
группе
создан
«Семейный
театр»
цель
которого
познакомить
родителей
с
драматизацией
как
методом
решения
внутрисемейных
и
личностных
проблем,
развитию
общей
моторики
у
детей.
Папы
изготавливают
декорации,
мамы
и
бабушки
помогают
изготовить
разные
виды
театра
и
ростовые
куклы.
Совместно
пишутся
сценарий,
распределяются роли, идут репетиции спектакля с участием детей и членов
семей. Были сыграны спектакли «Волк семеро козлят», «Лесная Аптека»,
«Новогодняя сказка», «Русские богатыри».
Проводимая
работа
позволяет
повысить
психолого-педагогическую
компетентность
родителей
в
вопросах
детско-родительских
отношений.
Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, учатся выражать
восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально
поддерживать своего ребенка. Эффективность избранных нами методов и
приемов
работы
с
родителями
отразилось
в
положительных
результатах
развития наших детей.
Литература:
1.
Доронова Т.Н. Жичкина А.Е. Защита прав и достоинств маленького
ребенка. Коррекция усилий семьи и детского сада.
2.
Справочник практического психолога. Психодиагностика / под ред.
С.Т. Посоховой. – М., АСТ; CC,Сова, 2005г.
3.
Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова. Педагогическая диагностика в детском
саду. М.,Просвещение. 2003г.
4.
И.А.Поварова. Коррекция заикания в играх и тренингах 2-е издание.
– СПб.: Питер,2004г.
5.
О.Л.Зверева, т.В.Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
6.
Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном
возрасте: Методическое пособие/сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрист-
пресс, 2005г.
7