Напоминание

"Лучшие тематические родительские собрания"


Автор: Николаева Наталия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Зоряночка"
Населённый пункт: г. Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: Родительское собрание во 2 младшей группе на тему: "Воспитание толерантности у детей"
Тема: "Лучшие тематические родительские собрания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка родительского собрания во 2 младшей группе на

тему:

«Воспитание толерантности у детей» с применением метода фасилитации

«

SWOT. Анализ»

Форма проведения:

«Семинар «Есть мнение»

Цель собрания.

Способствовать дальнейшему сплочению родителей и педагогов через

рассмотрение и решение проблемы воспитания у детей толерантности.

Задачи.

Образовательная.

Помочь родителям быть более толерантными в отношениях с детьми; между

собой и с окружающими.

Развивающая.

Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная.

Применять полученные знания в процессе воспитания детей, в процессе

взаимоотношений.

Родители сидят за столиками по 5 – 6 человек.

Ход собрания.

Педагог – фасилитатор:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас.

Спасибо, что отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.

Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения – это «Как

воспитать у ребёнка толерантность?».

В чём же

актуальность данной проблемы:

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе

толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское

общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости,

озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и

поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной

необходимостью. Если говорить о современном мире, то можно сказать, что

он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить:

страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно

открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее

от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать

чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о

толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой

главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая

личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно,

недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Дошкольный возраст –

сензитивный, т.е. наиболее восприимчивый период для воспитания

нравственности и формирования толерантного поведения.

Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность. Давайте в

начале нашей встречи попробуем взглянуть на себя самого своими глазами.

Упражнение

“Волшебное озеро”.

- Сейчас Вы будете передавать друг другу эту шкатулку. Тот, кто получает

её, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы ему. (

В шкатулке – зеркало. Родители передают шкатулку друг другу, заглядывая в

неё)

Ответил Вам этот человек на вашу улыбку? (улыбнулся)

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем

уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением

толерантности.

Предлагаем провести игру – упражнение «Связующая нить». Ведущий

предлагает родителям клубок ниток, передаёт его первому игроку. Ему

предлагается представиться и назвать хорошую или плохую черту характера

своего ребёнка.

Итог: в ходе данного упражнения, выслушав друг друга, мы с вами проявили

внимание к каждому собеседнику, терпение, уважение, что является чертами

толерантности.

Педагог – фасилитатор:

- Предлагаю в начале нашей встречи сообща разгадать кроссворд по

предложенной теме. Разгадав его, мы уточним, что входит в понятие

«толерантность». Родителям предлагается кроссворд: « Гармония в

многообразии». ( Педагог задаёт вопросы, родители, обдумав, записывают

ответы на листе ватмана)

Следующий этап собрания.

Вопрос педагога – фасилитатора.

- Давайте вместе с вами придём к единому мнению:

как воспитать у ребёнка толерантность?

Родители высказываются, педагог после обобщает.

«Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны,

вам не трудно простить друг другу серьёзную обиду; если вы стараетесь

понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на

правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко

разрешать все конфликты.

Толерантность нужно воспитывать. При воспитании ребенка надо учитывать,

что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том,

отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным

примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того,

чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и

учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни

девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то,

каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына

- следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает,

что его не надо любить. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения,

уважительное отношение к нему является необходимым принципом

воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип

приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение

ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример

толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Ребенка с

самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель

отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное

отношение к ним - формируют толерантность ребенка.

К чему приводит агрессивность и непоследовательность родителей?

Во-первых: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных

ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и

оскорбления приводят к тому, что ребенок, ежедневно, наблюдая агрессию

взрослых, принимает это как норму жизни.

Ведь не зря психологи говорят:

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь

в этом мире.

Во- вторых: непоследовательность родителей в обучении детей правилам и

нормам поведения приводит к тому, что у детей формируется нравственный

стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же

навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и

это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению,

агрессии против родителей и других людей».

Следующий этап.

Вопрос педагога – фасилитатора.

- Давайте вместе с вами порассуждаем, какие

существуют проблемы в воспитании толерантности у детей

?

Педагог предлагает решить данный вопрос через игру «Солнышко наших

проблем». Родители пишут свои проблемы на вырезанных их цветной

бумаги детских ладошках, затем приклеивают их вокруг солнышка на листе

ватмана в виде лучиков.

Примеры проблем.

1. Не всегда честны и открыты с детьми.

2. При детях иногда негативно отзываемся о других.

3. Не всегда получается говорить с уважением о людях разных

национальностей.

4. Обижаем ребёнка.

5. Не знаю, как научить ребёнка не спорить.

6. Не всегда получается быть хорошим примером.

7. Неумение научить ребёнка оказывать помощь близким.

8. Не замечаем, что ребёнок проявляет отзывчивость, забываем похвалить.

9. Сами не замечаем красоту окружающей природы.

10. Ссылаемся на занятость, когда малыш просит о чём – то.

11. Не справляюсь с агрессией малыша.

12. Мало говорим ребёнку, что любим его.

13. Испытываю трудность при воспитании у малыша самооценки.

15. Не понимаю, как научить малыша вести себя в общественных местах

достойно, не капризничать, не требовать невозможного.

16. Не получается воспитать у малыша упорство в достижении какой – цели.

Обобщение педагога.

Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться

разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во

взаимоотношениях всех членов семьи.

Безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей,

их действиям и поступкам негативно сказывается на процессе социального

становления личности ребенка.

Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым,

найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. Ребенка с самого

рождения должна окружать родительская любовь. Психологи считают, что

ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию

взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни. Самое

главное – это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят

между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам

взаимоотношений, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.

Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих

действий, вызывает желание повторить их. Помните, что дети – зеркало

отношений и характеров родителей.

Следующий этап.

«Поделитесь опытом семейного воспитания».

Родители рассказывают, как они воспитывают в своём ребёнке

нравственность. Форма отчётов разная: один родитель представляет

презентацию на тему: «Наша семья - межнациональная»; другой

представляет видео на тему: «Воспитание любовью»; третий демонстрирует

стенгазету, где расположены снимки ребёнка, занимающегося с мамой

приготовлением пирожков, ухода за домашним существом – черепахой.

Следующий этап.

Педагог:

- А сейчас мы каждой подгруппе выдадим карточку, на которой написана

проблемная ситуация. Необходимо прийти к какому-то единому решению и

попробовать разрешить данную ситуацию.

Примеры проблемных ситуаций:

1. Если вы стали свидетелем наказания Вашего ребёнка воспитателем

группы, то, как Вы себя поведёте в данной ситуации?

2. Кому принадлежат приоритеты в правовом воспитании ребёнка: семье или

детскому саду?

3. Ваш малыш пытается отобрать у товарища игрушку на прогулке. Другой

малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?

4. Ваш ребёнок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним

поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим

делом. Ваши действия?

5. По телевизору идёт показ вашего любимого сериала, а вы никак не можете

уложить ребёнка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с

кровати. Ваши действия?

6. В магазине ваш ребёнок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно

потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребёнок упал на пол в

истерике: «Хочу игрушку-у-у! » Ваши действия?

Следующий этап.

Педагог:

- Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение,

взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

А сейчас мы предлагаем вам собрать «Цветок толерантности».

Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову «Толерантность».

(Родители отбирают из лепестков со словами, обозначающими

толерантность и интолерантность, только нужные и собирают цветок на

магнитной доске).

Педагог:

- Наша встреча близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям

овладеть навыками общения. Однако вряд ли можно говорить о том, что у

наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция

сформируется быстро. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет

нам надеется на успех.

Именно мы должны научить наших детей быть терпеливыми, уметь любить и

прощать.

«Педагогический подарок»:

Раздача памяток на тему: «Искусство наказывать и прощать»

и «Советы родителям»

Педагог предлагает родителям самим принять решение собрания через

упражнение «Искра толерантности».

- Я сейчас зажгу «Искорку толерантности» (воспитатель зажигает свечку, а

родители, передавая ее по кругу, заканчивают предложение: «Из

сегодняшнего разговора я поняла (понял), что необходимо…»

Решение собрания.

1. Следует чаще обсуждать в семейном кругу проблему поведения своего

ребёнка, давать оценку.

2. Необходимо пресекать некорректное поведение детей по отношению к

окружающим.

3. Следует разъяснять детям недопустимость лжи.

4. Чаще рассказывать ребёнку сказки нравственного содержания.

5. Проводить беседы с ребёнком о том, что такое «вежливость и хамство»

6. Следует чаще общаться с педагогами по вопросам, касающимся проблемы

нравственного воспитания детей и коррекции работы.

7. Необходимо развивать способность управлять своим личным поведением.

8. Помочь детям сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

9. Помочь ребёнку овладеть средствами общения со сверстниками.

10. Продолжить общение нашей группы через Интернет, делиться опытом по

разным вопросам.

11. Нужно быть самим хорошим примером для ребёнка.

12. Больше путешествовать с детьми, знакомя его с

достопримечательностями родного города.

13. Стараться постоянно проявлять чуткость к кому – либо.

14. Учить ребёнка быть благодарным.

15. Учить малыша не спорить по пустякам.

16. Учить ребёнка проявлять упорство и выдержку в каком – либо деле.

17. Обращать внимание на проявление ребёнком отзывчивости, поощрять за

это.

18. Почаще обнимать ребёнка и говорить ему слова: «Ты – самый хороший ,

я очень тебя люблю!»

19. Учить ребёнка оказывать поддержку, помощь тому, кому она необходима.

20. Воспитывать милосердие к животным, птицам.

21. Чаще беседовать с членами семьи о прошедшем дне, об удачах и

неудачах.

Спасибо за внимание и в заключении нам бы хотелось закончить словами

Фредерика Соломона Перлза:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально

Приложение

.

« Советы родителям».

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте

сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не

комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух

ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же

комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими

нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла

застегнуть любимое платье.

2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством

собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в

самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках,

характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите

традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и

с другими обычаями.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей.

Летние лагеря, путешествия в другие страны будут полезны любому, а

ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в

благотворительных программах.

5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш

многогранный мир. Конечно, не каждая семья в нашей стране может

позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т.д., но

посещение исторических мест и разных регионов Украины по бюджету почти

каждому.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные

моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно

объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом

деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха,

один рот и т.д.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый

«хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания

ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача

родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не

готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к

разговору как можно быстрее.

Кроссворд на тему:

«Гармония в многообразии»

1. Упорство и выдержка в каком – либо деле (терпение)

2. Уверенность в чьей – то искренности (доверие)

3. Чувство самоотверженности и сердечной привязанности

(любовь)

4. Умение простить (прощение)

5. Сочувствие чьей – то беде, неудаче (сопереживание)

6. Утвердительный ответ на просьбу (согласие)

7. Почтительное отношение к кому – либо (уважение)

8. Умение не вступать в разногласия, спор (неконфликтность)

9. Чувство признательности к кому – либо (благодарность)

10. Помощь, содействие (поддержка)

11. Умение с готовностью отозваться на чужую просьбу

(отзывчивость)

12. Умение быть отзывчивым (чуткость)

13. Неспособность к аморальным поступкам (порядочность)

Слова, обозначающие понятия «Толерантность» и «Интолерантность»

Терпимость

Игнорирование

Неумение слушать друг друга

Стремление разобраться

Уважение

Оскорбление

Похвала

Осуждение

Агрессия

Общительность

Любовь

Порядочность

Примирение

Почтение

Дружба

Неконфликтность

Умение владеть собой

Гневливость

Благодарность

Прощение

Сопереживание

Доверие

Стремление вступить в п

ререкания, спор

Презрение



В раздел образования