Автор: Каманова Светлана Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Алтунинская ООШ
Населённый пункт: с.Алтунино
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛТУНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНАЯ ШКОЛА
« Советский тыл в годы
Великой Отечественной войны»
Автор:
учитель истории и обществознания
МБОУ Алтунинская оош
Каманова Светлана Ивановна
.
д. Алтунино
2015 год
1
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся
научится»)
Повышенный («обучающийся
получит возможность
научиться»)
Цель – предмет
(предметный
результат)
Обучающиеся научатся
характеризовать состояние
советской экономики в годы
войны, анализировать о вклад в
о б щ е е
д е л о
п о б е д ы
в н е с л и
тыловики - работники оборонных и
г р а ж д а н с к и х
п р е д п р и я т и й ,
изобретатели и ученые, труженики
сельского
хозяйства,
деятели
культуры;
Русская
Православная
Церковь
.
Обучающиеся получат возможность
уяснить основные цели, источники и
факторы послевоенного
экономического развития.
Цель – способ
(метапредметный
результат)
Обучающиеся откроют способ
анализировать материал,
рассуждать, самостоятельно
находить в источниках
подтверждение своим
предположениям, аргументировать
свою
точку зрения.
Обучающиеся получат возможность
преобразовывать текстовый
материал в схемы
….
Цель – ценность
(личностный
результат)
Обучающиеся убедятся в том, что
благодаря трудовому подвигу
советского человека, и его
преданности Родине страна смогла
приблизить Победу.
Обучающиеся получат
возможность для формирования
позиции
уважения к советскому
народу, который героически
трудился в тылу.
Исходное
состояние
обучающихся:
- имеют опыт;
- знают (факты,
процессы,
явления, понятия)
- могут
определять;
- могут
сравнивать,
доказывать,
аргументировать,
сопоставлять;
- могут
контролировать,
оценивать и т.д
-Имеют опыт работы с текстом, историческими документами
-знают основные события, термины и понятия значительных
процессов и основных событий, их участников первой половины ХХ
века;
- могут планировать работу на уроке
- могут работать с электронным приложением и
терминологическим словарем;
- могут контролировать свою деятельность и деятельность
товарища, оценивать достижения на урок;
- могут сравнивать точки зрения, аргументировать свое мнение
2
Формы оценки
планируемых
результатов
Предметный результат
Метапредметный
результат
Личностный
результат
- О с в о е н и е
з н а н и й
п о
теме«Советский тыл в
годы ВОВ»
-формирование
умений
р а б о т а т ь
с
н о в о й
информацией
по
теме
(анализировать,
отбирать,
выделять,
обобщать);
- формирование умения
решения
проблемной
ситуации;
- формирование умения
выстраивать
речевые
высказывания;
- формирование умений
работать в статичных
г р у п п а х
и
п а р а х
(коммуникативные );
-
формирование
уважительног
о отношения к
истории своей
с т р а н ы
к а к
основы
гражданской
позиции
россиянина.
Ход урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.Организац
ионный блок
(1мин)
-
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь,
что мы с вами плодотворно
поработаем. В течение урока вы
будете работать индивидуально, в
парах, в группах. Я попрошу вас
-Приветствие учителя
стоя, проверяют
готовность рабочих мест к
уроку
3
быть внимательными, помогать друг
другу, активно работать
2.
Мотивацион
ный блок
(4мин)
-
Трудно, наверное, было бы найти
в
истории
XX
века
событие,
которое объединило бы советский
н а р од
б ол ь ш е
ч е м
В е л и к а я
Отечественная
война.
Это
было
время,
когда
каждый
советский
человек
не
только
чувствовал
ответственность за страну, но и мог
повлиять на ход истории. Говоря о
героических
подвигах
советских
солдат
на
фронтах
войны,
нельзя
забывать и о тех самых людях, без
которых были бы невозможны эти
подвиги
Давайте
послушаем отрывок из поэмы
М. Исаковского «Русской женщине» и
попробуем сформулировать тему
нашего урока.
- О чем будем говорить на уроке?
Как может быть сформулирована
тема урока?
-
Сегодня мы будем говорить о
тружениках тыла
Эпиграфом к уроку очень подходит
высказывание В.О Ключевского « В
истории России войны – это тяжкий
труд всего народа» В этом
высказывании, на мой взгляд, кроется
и проблемный вопрос, который мы
должны разрешить на уроке.
Рассмотрение проблемы.
Формулируют тему урока
с помощью
мотивирующего приема.
Записывают тему в
тетрадь.
Высказывают
предположения решения
проблемы
Информацио
нный блок
(15 мин)
Нападение Германии коренным
образом изменило быт и жизнь
советских людей. Если в начале
люди верили, что агрессор будет
разбит в короткие сроки, то очень
быстро этот миф был развеян по
мере быстрого продвижения врага
по Советской земле и по мере того
Прослушивание
грамзаписи
4
Практическа
я работа (15
мин)
насколько этот враг был жесток. В
результате народ очень быстро
осознал, что решается судьба не
только Советской власти, но и
Отечества.
3
июля
1941
г
к
Советскому
народу по радио обратился Сталин
- Почему в своем обращении он
говорит «Братья и сестры»?
- Как оценил Сталин характер
войны?
Работа в группах.
Организует работу в группах.
(В карточках прописаны
индивидуальные задания (для
слабых учащихся). Учитель
определяет в каждой группе
ученика для выполнения такого
задания.)
Проверка.
Организует прослушивание
выступлений учащихся. В нужный
момент включаются аудиозаписи
песен «Темная ночь» в исполнении
М. Бернеса, лирических песен в
исполнении К. Шульженко, Л.
Руслановой, видеоролик
«Фронтовая бригада».
Выполняют работу в
группах.
Ответы детей.
Первичное
закрепление.
(5 мин)
Работа в парах.
Организует парную работу.
Решение кроссворда.(Зад.5 рабочей
тетради).
-Проверим.
Фронтальный опрос
Рефлексивн
ый блок (4
-Что
стоит
за
выражением
«трудовой подвиг»?
-Каков вклад тружеников тыла в
разгром врага? В чем он проявился?
Ребята подводят итоги
урока.
Работа тыла, в том числе,
- и каждого человека на
5
мин)
Каждый из нас после сегодняшнего
урока прочувствовал, как и почему
пришла к нам победа… Какую цену
мы
за
неё
заплатили.
Глазами
потомков
заглянули
в
прошлое,
попытались встать на место наших
предков, понять, что двигало ими в те
далёкие дни. И совершенно прав
поэт писавший:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она как правда нам нужна.
И в качестве рефлексии учащимся
предлагаю закончить предложения:
1.«Я горжусь…»
2.«Мне горько…»
своём месте, - это то, что
спасло страну от
фашизма.
Ответы ребят
Домашнее
задание
(1мин)
Повторить тему урока
Записывают домашнее
задание: п.31,
выбрать :1.составить
синквейн по теме,
2.подготовить сообщение
на тему «Женские
профессии в годы войны»,
3.Задание 3 из рубрики
«Учимся быть
историками».
Приложение 1. Карточки для работы в группах.
Карточка№1
Прочитайте пункт 2 параграфа 31 и исторический документ:
«О порядке вывода и размещения людских контингентов и ценного имущества
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР
27 июня 1941 г.
…В первую очередь эвакуации подлежат:
а)важнейшие промышленные ценности (оборудование-важнейшие станки и
машины), ценные сырьевые ресурсы и продовольствие (цветные металлы, горючее,
хлеб)и другие ценности, имеющие государственное значение;
б)квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуируемыми с
фронта предприятиями, население, в первую очередь молодежь, годная для военной
службы, ответственные советские и партийные работники.»
6
Ответьте на вопросы:
-Какие меры предприняло советское руководство для перевода экономики на
военный лад?
-Почему перемещение заводов и фабрик на восток страны многими расценивается
как подвиг советского народа?
-Каковы последствия эвакуации для развития промышленности?
-Что и почему эвакуировалось в первую очередь?
Сделайте вывод.
Индив.зад. Прочти отрывок «Из дневников тружеников тыла» и ответь на вопросы к
документу.
Карточка №2.
Прочитайте пункт 3 параграфа 31 и ответьте на вопросы:
1.Какие открытия и изобретения были совершены советскими учеными в годы
войны?
2.Как эти открытия помогли изменить положение на фронте?
3.Чем объясняется сохранение высоких требований к образованию в годы войны?
Сделайте вывод.
Выполните задание 3 рабочей тетради.
Карточка №3.
Прочитайте пункт 4 параграфа 31 и ответьте на вопросы:
1.Чему были посвящены произведения деятелей культуры во время войны?
2.Почему большое внимание уделялось произведениям на историческую тему?
3.Какое значение имели выступления артистов театра и кино на фронте, в
госпиталях, в тылу?
4.Каковы отличительные черты развития художественной культуры в годы войны?
Выполните задание 4 рабочей тетради.
Индив.зад. Прочти документ (на стр.226 учебника) «Из «Ленинградской поэмы»
О.Бернгольц» и ответь на вопросы.
Карточка №4.
Прочитайте пункт 5 параграфа 31 и ответьте на вопросы:
1.
Как и почему изменились взаимоотношения церкви и государства.
2.
Чем были вызваны перемены в отношениях государства и церкви?
3.
Выполните задание 1 рабочей тетради.
Инд. зад. Словарная работа. Объясни значение слова «местоблюститель». Прочти
документ «Пастырям… православной христовой церкви.22.06.1941 г.» (учебник
с.227) и ответь на вопрос.
7
8