Напоминание

"Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"


Автор: Каманова Светлана Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Алтунинская ООШ
Населённый пункт: с.Алтунино
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛТУНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНАЯ ШКОЛА

« Советский тыл в годы

Великой Отечественной войны»

Автор:

учитель истории и обществознания

МБОУ Алтунинская оош

Каманова Светлана Ивановна

.

д. Алтунино

2015 год

1

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся

научится»)

Повышенный («обучающийся

получит возможность

научиться»)

Цель – предмет

(предметный

результат)

Обучающиеся научатся

характеризовать состояние

советской экономики в годы

войны, анализировать о вклад в

о б щ е е

д е л о

п о б е д ы

в н е с л и

тыловики - работники оборонных и

г р а ж д а н с к и х

п р е д п р и я т и й ,

изобретатели и ученые, труженики

сельского

хозяйства,

деятели

культуры;

Русская

Православная

Церковь

.

Обучающиеся получат возможность

уяснить основные цели, источники и

факторы послевоенного

экономического развития.

Цель – способ

(метапредметный

результат)

Обучающиеся откроют способ

анализировать материал,

рассуждать, самостоятельно

находить в источниках

подтверждение своим

предположениям, аргументировать

свою

точку зрения.

Обучающиеся получат возможность

преобразовывать текстовый

материал в схемы

….

Цель – ценность

(личностный

результат)

Обучающиеся убедятся в том, что

благодаря трудовому подвигу

советского человека, и его

преданности Родине страна смогла

приблизить Победу.

Обучающиеся получат

возможность для формирования

позиции

уважения к советскому

народу, который героически

трудился в тылу.

Исходное

состояние

обучающихся:

- имеют опыт;

- знают (факты,

процессы,

явления, понятия)

- могут

определять;

- могут

сравнивать,

доказывать,

аргументировать,

сопоставлять;

- могут

контролировать,

оценивать и т.д

-Имеют опыт работы с текстом, историческими документами

-знают основные события, термины и понятия значительных

процессов и основных событий, их участников первой половины ХХ

века;

- могут планировать работу на уроке

- могут работать с электронным приложением и

терминологическим словарем;

- могут контролировать свою деятельность и деятельность

товарища, оценивать достижения на урок;

- могут сравнивать точки зрения, аргументировать свое мнение

2

Формы оценки

планируемых

результатов

Предметный результат

Метапредметный

результат

Личностный

результат

- О с в о е н и е

з н а н и й

п о

теме«Советский тыл в

годы ВОВ»

-формирование

умений

р а б о т а т ь

с

н о в о й

информацией

по

теме

(анализировать,

отбирать,

выделять,

обобщать);

- формирование умения

решения

проблемной

ситуации;

- формирование умения

выстраивать

речевые

высказывания;

- формирование умений

работать в статичных

г р у п п а х

и

п а р а х

(коммуникативные );

-

формирование

уважительног

о отношения к

истории своей

с т р а н ы

к а к

основы

гражданской

позиции

россиянина.

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.Организац

ионный блок

(1мин)

-

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь,

что мы с вами плодотворно

поработаем. В течение урока вы

будете работать индивидуально, в

парах, в группах. Я попрошу вас

-Приветствие учителя

стоя, проверяют

готовность рабочих мест к

уроку

3

быть внимательными, помогать друг

другу, активно работать

2.

Мотивацион

ный блок

(4мин)

-

Трудно, наверное, было бы найти

в

истории

XX

века

событие,

которое объединило бы советский

н а р од

б ол ь ш е

ч е м

В е л и к а я

Отечественная

война.

Это

было

время,

когда

каждый

советский

человек

не

только

чувствовал

ответственность за страну, но и мог

повлиять на ход истории. Говоря о

героических

подвигах

советских

солдат

на

фронтах

войны,

нельзя

забывать и о тех самых людях, без

которых были бы невозможны эти

подвиги

Давайте

послушаем отрывок из поэмы

М. Исаковского «Русской женщине» и

попробуем сформулировать тему

нашего урока.

- О чем будем говорить на уроке?

Как может быть сформулирована

тема урока?

-

Сегодня мы будем говорить о

тружениках тыла

Эпиграфом к уроку очень подходит

высказывание В.О Ключевского « В

истории России войны – это тяжкий

труд всего народа» В этом

высказывании, на мой взгляд, кроется

и проблемный вопрос, который мы

должны разрешить на уроке.

Рассмотрение проблемы.

Формулируют тему урока

с помощью

мотивирующего приема.

Записывают тему в

тетрадь.

Высказывают

предположения решения

проблемы

Информацио

нный блок

(15 мин)

Нападение Германии коренным

образом изменило быт и жизнь

советских людей. Если в начале

люди верили, что агрессор будет

разбит в короткие сроки, то очень

быстро этот миф был развеян по

мере быстрого продвижения врага

по Советской земле и по мере того

Прослушивание

грамзаписи

4

Практическа

я работа (15

мин)

насколько этот враг был жесток. В

результате народ очень быстро

осознал, что решается судьба не

только Советской власти, но и

Отечества.

3

июля

1941

г

к

Советскому

народу по радио обратился Сталин

- Почему в своем обращении он

говорит «Братья и сестры»?

- Как оценил Сталин характер

войны?

Работа в группах.

Организует работу в группах.

(В карточках прописаны

индивидуальные задания (для

слабых учащихся). Учитель

определяет в каждой группе

ученика для выполнения такого

задания.)

Проверка.

Организует прослушивание

выступлений учащихся. В нужный

момент включаются аудиозаписи

песен «Темная ночь» в исполнении

М. Бернеса, лирических песен в

исполнении К. Шульженко, Л.

Руслановой, видеоролик

«Фронтовая бригада».

Выполняют работу в

группах.

Ответы детей.

Первичное

закрепление.

(5 мин)

Работа в парах.

Организует парную работу.

Решение кроссворда.(Зад.5 рабочей

тетради).

-Проверим.

Фронтальный опрос

Рефлексивн

ый блок (4

-Что

стоит

за

выражением

«трудовой подвиг»?

-Каков вклад тружеников тыла в

разгром врага? В чем он проявился?

Ребята подводят итоги

урока.

Работа тыла, в том числе,

- и каждого человека на

5

мин)

Каждый из нас после сегодняшнего

урока прочувствовал, как и почему

пришла к нам победа… Какую цену

мы

за

неё

заплатили.

Глазами

потомков

заглянули

в

прошлое,

попытались встать на место наших

предков, понять, что двигало ими в те

далёкие дни. И совершенно прав

поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.

И в качестве рефлексии учащимся

предлагаю закончить предложения:

1.«Я горжусь…»

2.«Мне горько…»

своём месте, - это то, что

спасло страну от

фашизма.

Ответы ребят

Домашнее

задание

(1мин)

Повторить тему урока

Записывают домашнее

задание: п.31,

выбрать :1.составить

синквейн по теме,

2.подготовить сообщение

на тему «Женские

профессии в годы войны»,

3.Задание 3 из рубрики

«Учимся быть

историками».

Приложение 1. Карточки для работы в группах.

Карточка№1

Прочитайте пункт 2 параграфа 31 и исторический документ:

«О порядке вывода и размещения людских контингентов и ценного имущества

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР

27 июня 1941 г.

…В первую очередь эвакуации подлежат:

а)важнейшие промышленные ценности (оборудование-важнейшие станки и

машины), ценные сырьевые ресурсы и продовольствие (цветные металлы, горючее,

хлеб)и другие ценности, имеющие государственное значение;

б)квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуируемыми с

фронта предприятиями, население, в первую очередь молодежь, годная для военной

службы, ответственные советские и партийные работники.»

6

Ответьте на вопросы:

-Какие меры предприняло советское руководство для перевода экономики на

военный лад?

-Почему перемещение заводов и фабрик на восток страны многими расценивается

как подвиг советского народа?

-Каковы последствия эвакуации для развития промышленности?

-Что и почему эвакуировалось в первую очередь?

Сделайте вывод.

Индив.зад. Прочти отрывок «Из дневников тружеников тыла» и ответь на вопросы к

документу.

Карточка №2.

Прочитайте пункт 3 параграфа 31 и ответьте на вопросы:

1.Какие открытия и изобретения были совершены советскими учеными в годы

войны?

2.Как эти открытия помогли изменить положение на фронте?

3.Чем объясняется сохранение высоких требований к образованию в годы войны?

Сделайте вывод.

Выполните задание 3 рабочей тетради.

Карточка №3.

Прочитайте пункт 4 параграфа 31 и ответьте на вопросы:

1.Чему были посвящены произведения деятелей культуры во время войны?

2.Почему большое внимание уделялось произведениям на историческую тему?

3.Какое значение имели выступления артистов театра и кино на фронте, в

госпиталях, в тылу?

4.Каковы отличительные черты развития художественной культуры в годы войны?

Выполните задание 4 рабочей тетради.

Индив.зад. Прочти документ (на стр.226 учебника) «Из «Ленинградской поэмы»

О.Бернгольц» и ответь на вопросы.

Карточка №4.

Прочитайте пункт 5 параграфа 31 и ответьте на вопросы:

1.

Как и почему изменились взаимоотношения церкви и государства.

2.

Чем были вызваны перемены в отношениях государства и церкви?

3.

Выполните задание 1 рабочей тетради.

Инд. зад. Словарная работа. Объясни значение слова «местоблюститель». Прочти

документ «Пастырям… православной христовой церкви.22.06.1941 г.» (учебник

с.227) и ответь на вопрос.

7

8



В раздел образования