Напоминание

"Развитие творческого потенциала личности в подростковом возрасте"


Автор: Хрони Елена Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Багеровская СОШ №1
Населённый пункт: п. Багерово, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческого потенциала личности в подростковом возрасте"
Раздел: полное образование





Назад





«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов,

ни гениев» Д.И. Менделеев



«В гениальности девяносто девять

процентов труда и один процент вдохновения»



Т. Эдисон

«…Кто испытывал наслаждение творчества, для того

все другие наслаждения уже не существуют», -

утверждал А.П. Чехов.


«Развитие творческого потенциала

личности в подростковом возрасте»

Работу выполнила:

Работу выполнила:

педагог-психолог

педагог-психолог

Хрони Елена Николаевна

Хрони Елена Николаевна

Республика Крым

Республика Крым

Ленинского района,

Ленинского района,

МБОУ Багеровская СОШ №1

МБОУ Багеровская СОШ №1



Цель работы: выявить основные психолого-педагогические условия

для развития творческих способностей подростков.

Предмет исследования:

Предмет исследования:

диагностика,

диагностика, развитие творческих

способностей учащихся, методы и приёмы, влияющие на развитие

творческих способностей.

Объект исследования:

ученики 6-9классов.

База исследования:

МБОУ Багеровская СОШ №1 Республика Крым

МБОУ Багеровская СОШ №1 Республика Крым

Гипотеза исследования:

для проявления творческого потенциала

необходимо :

1) мощная внутренняя мотивация,

2) влияние на подростка творческой личности,

3) правильная организация творческой деятельности подростка.

 Анализ психологической литературы.  Проведение наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью.  Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие творчества.  Провести опытно-психологическую работу исследовательского характера.

Основными методами выявления творчески-одарённых

детей являются:

наблюдение;

интервью (опрос учащихся);

анкеты для родителей, учителей, учащихся;

диагностика личностного развития и её анализ;

Тест «Способен ли ты защитить свою позицию»;

Тест на определения уровня воображения;

Тест на определение творческого потенциала;

опросник для определения творческих наклонностей

у школьников;

изучение мотивационной сферы учащихся

(М.В.Матюхина)

Всего респондентов: 212 человек. Из них учащиеся 6-10 кл.- 90 человек. Родителей – 80 человек. Учителя, руководители кружков - 42 человека.
1. «Можно ли положительно оценить проводимые в школе творческие мероприятия?» Да – 80% нет –20% 2. Перечислите занятия, на которых развиваются ваши творческие способности?» В рейтинге предметов: Да – 60% Труд Музыка ИЗО Физкультура Да -40% Русский язык Математика Иностранный 3. «Нравятся ли вам ваши творческие занятия в кружках или это решение ваших родителей?» Да-61% Нет- 39% Решение родителей

Вопрос родителям
«Есть ли у ребёнка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?» Есть – 50% Затрудняются сказать – 50%
Вопрос учителям
«Какими качествами должен владеть педагог?» Преобладает ответ: Необходимо иметь богатое воображение и нестандартное мышление.

Всего – 70 участников (100%).

Победителей – 11 (16%).

Всего участников- 14 человек (20%). Победителями стали – 11 человек (16%).
 Из числа 90 учащихся  54 ученика (60%) – творчески заняты;  36 учеников (40%) – не проявили интереса.

внутренние

внешние

Социальные

факторы
Стереотипы Критика Семейный климат Заниженная самооценка Стресс Школьное обучение Недостаточный уровень саморегуляции Дефицит времени Отношения со сверстниками

1 блок – организационно - волевые качества
• терпение, воля, самоконтроль.  метод наблюдения;
2 блок –ориентационные свойства личности –


самооценка, интерес к занятиям.  Анкета «Уровни самооценки», Анкета «Оцени себя»  Анкета «Изучение мотивов выбора определённой деятельности»;
3 блок
-
поведенческие качества -
• конфликтность, сотрудничество.  Анкета «Межличностные отношения».

Занятость учащихся по направлениям.

1 - спортивная одарённость – 9 учеников (25%);

2- литературная одарённость -8 учеников (22%).

3-артистическая одарённость - 7 учеников (19%);

- музыкальная одарённость - 7 учеников (19%);

4 -интеллектуальная одарённость – 1 ученик(3%);

5 -способность к научной работе-2 учеников(6%);


Срок диагностики

показатели

Первый год

обучения

Второй год обучения

Третий год

обучения

Начало

уч.года

Конец

уч. года

Начало

уч.года

Конец

уч. года

Начало

уч.года

Конец

уч.

года
1.Организапционно- волевые качества: 1.1.Терпение 1.2.Воля 1.3.Самоконтроль 2.Ориентационные качества 2.1.Самооценка 2.2.Интнрес к занятиям в детском объединении 3.Поведенческие качества: 3.1.Конфликтность 3.2.Тип сотрудничества 4.Личностные достижения учащегося Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________ Возраст___________________________________________________________ Название детского объединения______________________________________ Ф.И.О.педагога ____________________________________________________ Дата начала наблюдения_____________________________________________







1

1

. Необходим мониторинг одарённости.

. Необходим мониторинг одарённости.

2. Составлены рекомендации для учителей, родителей по проблеме

2. Составлены рекомендации для учителей, родителей по проблеме

подготовки творческих учеников.

подготовки творческих учеников.

3.Необходимо расширить систему дополнительного образования.

3.Необходимо расширить систему дополнительного образования.

4. Организовать содержательную и постоянную работу с семьями

4. Организовать содержательную и постоянную работу с семьями

творческих детей.

творческих детей.

Уже есть результаты в конкурсе «Крым в моём сердце» из

этого количества ребят приняли участие 8 человек в разных

номинациях. Это уже первый шаг к победе.

Творчески развитый человек обязательно будет работать

лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески

развитый выпускник школы найдет соратников и друзей,

будет иметь свои симпатии. Его переход к самостоятельной

жизни, несомненно, облегчится.


В раздел образования