Напоминание

урок русского языка


Автор: Дельцова Регина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: г. Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Практика применения психологических приёмов развития памяти у

учеников младшего школьного возраста

Дельцова Р.Л., учитель начальных классов

Г. Чебоксары, МБОУ «СОШ№31»

e-mail:Reginatusia@mail.

ru, тел.: 89023591467

открытый урок по русскому языку

в 3 классе

Тема: «Однородные члены предложения».

Развитие личности ученика в процессе обучения по усложнённой

программе».

Цели: 1. Закрепить представление об однородных членах предложения. (По

проблеме) Развивать ребёнка как личность.

2. Совершенствовать навык разбора предложений, умение определять

падежные окончания существительных 1-го и 2-го склонений.

(По проблеме) Развивать зрительно-логическую память и мышление,

концентрацию внимания.

3. Вызвать желание учащихся работать над собой, воспитывать в

себе трудолюбие.

Ход урока

1.

Песня «Ты – человек»

Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня к нам на урок опять пришёл Господин Жук. Назовите тему урока…

-Кого учит Жук?

(Составляется схема предложения: Жук учит стрекоз, пчёл, ос, муравьёв, сверчков,

мошек).

-Как насекомые пришли к учителю?

(Составляется схема предложения: Они пришли, прилетели, приползли).

-Какие ученики учатся?

(Составляется схема предложения: Ученики учатся прилежные, трудолюбивые).

-Как вы думаете, легко ли им учиться?..

2. Словарная работа. Чистописание.

Что обозначает смысл слова?

Легко Проговаривание. Определяем ударение.

Давайте определим, почему можно ошибиться в правописании этого слова.

Назовём его звуки.

[л'ихко] Можно ли проверить буквы: е,г?

Подбираем синоним, антоним к слову легко.

Каким членом предложения он может быть?

Показ буквы Лл. Прописываем в тетрадях следующее:

Л л Лл лм ле лв

Да, учиться нелегко ни насекомым, ни нам, людям. Учёба – это большой

нелёгкий труд. Какие пословицы о труде вы приготовили на урок? А я

приготовила следующую.

3.

Работа над темой урока.

сущ.И. сущ.Р. гл.наст.вр. пр. сущ.Р. гл.наст.вр.

Лень добра не делает, без хлеба обедает (пов., невоскл., распр.).

1.

Разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Один из учащихся разбирает данное предложение по членам и частям речи.

д/в Как узнал(а), что слова стоят в родительном падеже?

Разбери по составу однородные сказуемые.

2.

Работа по учебнику.

Упражнение 462 1) чтение заданий к упражнению

2) чтение текста

3)самостоятельное чтение

Спишите. Подчеркните однородные сказуемые.

Звон из кузницы несётся,

Звон по улице идёт.

Отдаётся у колодца

У заборов, у ворот.

Дружный, утренний, здоровый

Звон по улице идёт.

Выпишите словосочетания с однородными определениями [4 ч.2,с.92].

Какие однородные сказуемые подчеркнули? Назовите их. Какое словосочетание с

однородными членами выписали?

3.

Словарная работа.

1)

показываем нужную орфограмму

2)

запись учеником (по цепочке под диктовку)

3)

называем часть речи, у существительных – часть речи и склонение.

Голубой, жёлтый, малина, работа, рисунок, огород, однажды, хозяин, чёрный.

Физкультминутка

Психологическая разминка

1.

Встаньте. Одновременно отдайте честь правой рукой, а левая – вдоль

туловища. Поднимаем большой палец ладони левой руки, говорим: «Во!» и

хлопаем в ладоши. Меняем положение рук (три раза).

2.

Руки сжать, вытянуть вперёд. Опустить. Ещё раз.

3.

Руки за голову. Напрягаемся всем туловищем. Расслабьтесь.

4.

Берёмся за мочки ушей. Цокаем (восемь раз).

5.

А сейчас мы превратились в ворон. Взмахнули крыльями. Каркаем (три

раза)!

6.

Вытягиваем язык вперёд, пытаемся коснуться подбородка. 1!2!3!

Достаточно.

7.

Касаемся кончика носа – хохочем…

8.

Руки согнуты в локтях – играем пальчиками, мигаем глазками.

9.

Садитесь. Руки сжали, вытянули вперёд. Поставили на стол. Глаза

закрыли. Внушаем себе, проговаривая вслух: «Я в школе на уроке. Я

радуюсь этому. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Я хочу учиться.

Я готов работать. Работаю!!!» [5,с.37].

4.

Упражнение на запоминание прилагательных, обозначающих цвет.

Сегодня мы продолжаем упражнять свою зрительно-логическую память,

концентрировать внимание и развивать образное мышление.

На магнитной доске появляются цвета:

серый, синий, красный, зелёный, малиновый, белый, жёлтый, чёрный.

Смотрим на цвета, запоминаем их в нужной последовательности, придумываем

рассказ или какой-нибудь мультфильм по этим цветам. Дети выкладывают на

партах цветные квадратики и самостоятельно записывают имена

прилагательные в нужной последовательности [1,с.6].

Проверка написанного:

Как тебе удалось запомнить столько прилагательных? (Я придумал(а) рассказ…)

д/в Что называют именем прилагательным? Что такое суффикс?

Трудно было? У кого не получилось, не огорчайтесь. Мы будем продолжать

работать над развитием своего внимания, памяти, мышления. Для этого

обязательно будем упражняться.

5.

Работа над темой урока.

4.Работа по карточкам.

Индивидуальная работа для 2-х учащихся.

У. 392

Запишите существительные с данными

предлогами. Объясните и докажите их

правописание.

У. 351

Спишите. Определите падеж

выделенных существительных.

На (вишня), до (лужайка), за

(деревня), от (зной), к (дедушка), с (дед),

с (горка), на (палка), у (май), около

(роща), в (магазин), для (подруга), с

(герой).

Отец собирался ловить рыбу. Он

замазывал дырки в лодке смолой.

Марина помогала, и отец взял Марину

с собой в море.

Марина сидела в сетях и смотрела в

воду. На подводной полянке лежали

морские звёзды.

д/в Встретилось ли предложение с

однородным членом? Какое? Назови.

5.Упражнение 463 [4 ч.2,с.92].

1) чтение вслух

2) О чём сказка?

- О том, что надо упражняться, трудиться…

3) разбор заданий к упражнению

4) самостоятельное выполнение

Прочитайте сказку. Найдите однородные члены предложения. Какой частью речи

они выражены?

Однажды правая рука сказала левой:

-Я сею, огород поливаю, пишу, рисую, черчу. А ты бездельничаешь.

На это левая рука ответила:

- Чем же я виновата, если мой хозяин меня не упражняет? Пусть он начнёт

меня упражнять, я посею, огород полью, нарисую, начерчу не хуже тебя.

Спишите предложения с однородными членами. Укажите время глаголов.

6.Проверка выполненного

-Какие предложения списал(а)? Прочитай. Назови время глаголов. Какой у тебя

получился фразеологизм?

д/в Какие падежи похожи, а их надо отличать друг от друга?

6.

Подведение итогов урока.

-Чем занимались сегодня на уроке? Какую тему закрепили?

7.

Задание на дом:

Дома продолжите работу на запоминание прилагательных, обозначающих цвет. Для

этого составьте свою таблицу и придумайте рассказ. (Устно). А упражнение 454 с.

88 на повторение письменно.

8.

Обобщение – вывод

Человек всегда работает над собой, хоть это и нелегко бывает. Ведь он человек!

Давайте вспомним пашу песню.

Ведь ты – человек! Ты и сильный и смелый.

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой.

Использованная литература:

1.

Акимова М.К., Козлова Н..Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков

младших школьников. – М.:1993.

2.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как элемент учебной

деятельности. – Ростов-наДону:1983.

3.

Маркова А. Г., Лидерс Л.Г., Яковлева Е.К. Диагностика и коррекция

умственного развития в младшем школьном возрасте. – М.:2010.

4.

Телегина И.Д., Гагай В.,В. Виды учебной действий и их роль в развитии

учебной деятельности младших школьников. М.: 2006.



В раздел образования