Напоминание

Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.


Автор: Москвина Елена Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Вечерняя школа" №28
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Вечерняя школа» № 28

Активизация познавательной деятельности на уроках истории и

обществознания.

Москвина Е.В.

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью» (Л.Н. Толстой).

Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

истории

и

обществознания

является

одним

из

актуальных

вопросов

педагогической практики и единого оптимального ответа на него пока нет. С

давних времен педагоги разных стран думали и предлагали решения этой

проблемы.

Наиболее

интересные

концептуальные

положения,

методы,

удачные

методические

приемы

были

предложены

Л.Н.

Толстым

и

К.Д.

Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Т.И. Шамовой и другими

педагогами.

В

наше

время информационные технологии

развиваются

все

быстрее и быстрее, а у школьников появляются новые приоритеты, другие

способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать

уровень

сложности

учебного

материала.

Однако,

чем

сложнее

ученику

воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее

удержать его внимание и активность на уроках.

В

современной

педагогической

науке

активность

в

познании

как

«деятельное

состояние

ученика,

которое

характеризуется

стремлением

к

учению,

умственным

напряжением

и

проявлением

волевых

усилий

в

процессе

овладения

знаниями».

Например,

Т.И.

Шамова

смотрит

на

познавательную активность как на «качество личности, проявляющееся в

отношении

к

содержанию

и

процессу

деятельности,

в

стремлении

к

эффективному

овладению

знаниями

и

способами

их

получения,

в

мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения».

В

активизации

познавательной

деятельности

большую

роль

играет

побуждение

учеников

к

осмыслению

логики

и

последовательности

в

изложении учебного материала, к выделению в нем главных тезисов, смысла.

Без

осмысления

учениками

структуры

материала,

понимания

хода

рассуждений,

по

какой-нибудь

проблеме,

активность

учеников

будет

занижена. Для этого существуют неисчерпаемые возможности традиционных

методов активизации познавательной деятельности учащихся, таких как:

1.

Словесные методы (рассказ, лекция, чтение).

2.

Наглядные

методы

(демонстрация

натуральных,

экранных

наглядных пособий).

3.

Практические методы (семинары, практикумы).

Деятельность

ученика

в

процессе

усвоения

знаний

зависит

от

его

физических и умственных способностей, а так же от воспитания ученика, от

его

социального

опыта.

Следовательно,

стремление

ученика

к

обучению

зависит не только от ученика и учителя, но и от семьи, родителей, которые

закладывают

основу

всего

воспитания,

основу

мировосприятия.

Если

родители не дают должного воспитания своему ребенку, то учитель может

только направить, но не изменить в корне воспитание своего ученика.

Чтобы учащиеся осознавали необходимость активизации в получении

знаний,

учитывают

различные

факторы,

побуждающие

учеников

к

активности.

Это,

например,

может

быть

профессиональный

интерес,

заключающийся в актуальности проблемы, рассматриваемой на уроке. Для

этого учитель

составляет план урока таким образом, чтобы ученик был

заинтересован в получении им знаний на уроке. Таким фактором является

творческий,

игровой

характер

форм

и

предлагаемых

заданий

(Например,

изучение тем: «Великие географические открытия», «Быт и нравы сословий

России 19в.» и т.д.).

Д л я

а к т и в и з а ц и и

с т р е м л е н и я

у ч е н и ко в

к

п о з н а н и ю ,

заинтересованности в изучении предмета, используют наглядные пособия,

настенные карты и т.д.

Современные ученики увлекаются различными

видами гаджетов, компьютерами,

электроникой. Соответственно, можно

выявить

пункты

взаимодействия

современных

технологий

с

давней

проблемой

активизации

познания.

Так,

планы

уроков

могут

содержать

необходимый

учебный

материал

в

необычной

форме

в

форме

игры,

презентаций на интерактивной доске, которые включали бы в себя анимацию,

возможность выбора варианта ответа и другое. (Например, темы, связанные

с изучением основ права, Конституции РФ и т.д.)

В современной педагогике разработаны некоторые приемы активизации

познавательной деятельности учащихся, в числе которых прием проблемного

обучения,

прием

эвристического

обучения,

прием

исследовательского

обучения и прием наблюдения. Данные приемы активизации разнятся по

построению урока, так как они включают в себя разные способы передачи

ученикам информации. Следовательно, приемы обучения играют большую

роль в активизации познавательной деятельности.

«Обучение обладает возможностью выявления потенциала у каждого

школьника

в

развитии

способности

размышления

и

творческих

способностей». Этот потенциал нужно увидеть и раскрыть в каждом ученике,

уметь его развивать и применять в нужном обучающем русле. Для этого к

активизации

познания

надо

подходить

с

творческой

точки

зрения.

«Творческая

деятельность

ученика

рассматривается

как

высшая

форма

проявления познавательной деятельности, которая взаимосвязана с выходом

за пределы рассматриваемой проблемы, с поиском новых оригинальных,

способов ее решения».

Наиболее эффективными способами активизации познания учащихся,

на мой взгляд, являются:

Стимулирование

коллективной

формы

работы,

взаимодействие

учеников в учении.

Включение

учеников

в

решение

проблемных

ситуаций.

Коллективная работа учеников способствует лучшему запоминанию учебной

информации,

развитию

межличностных

отношений

школьников

и

коммуникабельности.

Использование дидактической игры, дискуссий.

Полезно

использовать

на

уроках

самостоятельное

выделение

учащимися

самого

смысла

в

речи

учителя.

Это

способствует

лучшему

вниканию

в

сущность

новой

темы,

учит

разделять

материал

на

важные

логические части. Важно также, чтобы учащийся самостоятельно занимался

саморазвитием.

Используя разные способы, методы и приемы активизации познания

школьников,

учителю

необходимо

также

учитывать

индивидуальные

интеллектуальные возможности учеников.

Таким образом, необходимость мотивирования ученика, активизации

его

познавательной

деятельности

в

соответствии

с

его

интересами

и

увлечениями,

профессиональной

направленностью

и

мышлением

имеет

непреходящее значение.



В раздел образования