Автор: Москвина Елена Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Вечерняя школа" №28
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.
Раздел: среднее образование
МБОУ «Вечерняя школа» № 28
Активизация познавательной деятельности на уроках истории и
обществознания.
Москвина Е.В.
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
истории
и
обществознания
является
одним
из
актуальных
вопросов
педагогической практики и единого оптимального ответа на него пока нет. С
давних времен педагоги разных стран думали и предлагали решения этой
проблемы.
Наиболее
интересные
концептуальные
положения,
методы,
удачные
методические
приемы
были
предложены
Л.Н.
Толстым
и
К.Д.
Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Т.И. Шамовой и другими
педагогами.
В
наше
время информационные технологии
развиваются
все
быстрее и быстрее, а у школьников появляются новые приоритеты, другие
способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать
уровень
сложности
учебного
материала.
Однако,
чем
сложнее
ученику
воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее
удержать его внимание и активность на уроках.
В
современной
педагогической
науке
активность
в
познании
как
«деятельное
состояние
ученика,
которое
характеризуется
стремлением
к
учению,
умственным
напряжением
и
проявлением
волевых
усилий
в
процессе
овладения
знаниями».
Например,
Т.И.
Шамова
смотрит
на
познавательную активность как на «качество личности, проявляющееся в
отношении
к
содержанию
и
процессу
деятельности,
в
стремлении
к
эффективному
овладению
знаниями
и
способами
их
получения,
в
мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения».
В
активизации
познавательной
деятельности
большую
роль
играет
побуждение
учеников
к
осмыслению
логики
и
последовательности
в
изложении учебного материала, к выделению в нем главных тезисов, смысла.
Без
осмысления
учениками
структуры
материала,
понимания
хода
рассуждений,
по
какой-нибудь
проблеме,
активность
учеников
будет
занижена. Для этого существуют неисчерпаемые возможности традиционных
методов активизации познавательной деятельности учащихся, таких как:
1.
Словесные методы (рассказ, лекция, чтение).
2.
Наглядные
методы
(демонстрация
натуральных,
экранных
наглядных пособий).
3.
Практические методы (семинары, практикумы).
Деятельность
ученика
в
процессе
усвоения
знаний
зависит
от
его
физических и умственных способностей, а так же от воспитания ученика, от
его
социального
опыта.
Следовательно,
стремление
ученика
к
обучению
зависит не только от ученика и учителя, но и от семьи, родителей, которые
закладывают
основу
всего
воспитания,
основу
мировосприятия.
Если
родители не дают должного воспитания своему ребенку, то учитель может
только направить, но не изменить в корне воспитание своего ученика.
Чтобы учащиеся осознавали необходимость активизации в получении
знаний,
учитывают
различные
факторы,
побуждающие
учеников
к
активности.
Это,
например,
может
быть
профессиональный
интерес,
заключающийся в актуальности проблемы, рассматриваемой на уроке. Для
этого учитель
составляет план урока таким образом, чтобы ученик был
заинтересован в получении им знаний на уроке. Таким фактором является
творческий,
игровой
характер
форм
и
предлагаемых
заданий
(Например,
изучение тем: «Великие географические открытия», «Быт и нравы сословий
России 19в.» и т.д.).
Д л я
а к т и в и з а ц и и
с т р е м л е н и я
у ч е н и ко в
к
п о з н а н и ю ,
заинтересованности в изучении предмета, используют наглядные пособия,
настенные карты и т.д.
Современные ученики увлекаются различными
видами гаджетов, компьютерами,
электроникой. Соответственно, можно
выявить
пункты
взаимодействия
современных
технологий
с
давней
проблемой
активизации
познания.
Так,
планы
уроков
могут
содержать
необходимый
учебный
материал
в
необычной
форме
–
в
форме
игры,
презентаций на интерактивной доске, которые включали бы в себя анимацию,
возможность выбора варианта ответа и другое. (Например, темы, связанные
с изучением основ права, Конституции РФ и т.д.)
В современной педагогике разработаны некоторые приемы активизации
познавательной деятельности учащихся, в числе которых прием проблемного
обучения,
прием
эвристического
обучения,
прием
исследовательского
обучения и прием наблюдения. Данные приемы активизации разнятся по
построению урока, так как они включают в себя разные способы передачи
ученикам информации. Следовательно, приемы обучения играют большую
роль в активизации познавательной деятельности.
«Обучение обладает возможностью выявления потенциала у каждого
школьника
в
развитии
способности
размышления
и
творческих
способностей». Этот потенциал нужно увидеть и раскрыть в каждом ученике,
уметь его развивать и применять в нужном обучающем русле. Для этого к
активизации
познания
надо
подходить
с
творческой
точки
зрения.
«Творческая
деятельность
ученика
рассматривается
как
высшая
форма
проявления познавательной деятельности, которая взаимосвязана с выходом
за пределы рассматриваемой проблемы, с поиском новых оригинальных,
способов ее решения».
Наиболее эффективными способами активизации познания учащихся,
на мой взгляд, являются:
Стимулирование
коллективной
формы
работы,
взаимодействие
учеников в учении.
Включение
учеников
в
решение
проблемных
ситуаций.
Коллективная работа учеников способствует лучшему запоминанию учебной
информации,
развитию
межличностных
отношений
школьников
и
коммуникабельности.
Использование дидактической игры, дискуссий.
Полезно
использовать
на
уроках
самостоятельное
выделение
учащимися
самого
смысла
в
речи
учителя.
Это
способствует
лучшему
вниканию
в
сущность
новой
темы,
учит
разделять
материал
на
важные
логические части. Важно также, чтобы учащийся самостоятельно занимался
саморазвитием.
Используя разные способы, методы и приемы активизации познания
школьников,
учителю
необходимо
также
учитывать
индивидуальные
интеллектуальные возможности учеников.
Таким образом, необходимость мотивирования ученика, активизации
его
познавательной
деятельности
в
соответствии
с
его
интересами
и
увлечениями,
профессиональной
направленностью
и
мышлением
имеет
непреходящее значение.