Автор: Иванюхина Раиса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №58
Населённый пункт: г. Щелково, Московская область
Наименование материала: Разработка сценария образовательной ситуации
Тема: Заучивание стихотворения С.Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Заучивание
стихотворения С.Есенина «Белая
береза» с использованием
мнемотаблицы» (
Художественно-
эстетическое развитие
)
Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7лет).
Цель занятия: - сформировать умение заучивать стихотворения с
помощью мнемотаблиц;
- активизировать чувственное восприятие художественного
текста;
-учить интонационно передавать нежность, любование зимней
природой;
-тренировать мыслительные операции, развивать речь, память,
внимание, образное мышление;
-воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.
Ход занятия:
1.
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в
игровую деятельность, активизировать речь детей.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Дети, а вам нравится любоваться природой? Почему?
Выслушав все ответы, воспитатель обращает внимание детей
на иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи.
-Как называются картины, на которых мы можем увидеть
изображение природы во всей ее красе? (пейзаж)
-Что вы видите на картинах? (ответы детей).
-Какое дерево чаще всего рисовали художники?(березу)
-Многие великие художники любили рисовать березу. Береза –
самое любимое дерево русского народа. О ней сложено много
песен, сказок стихов. Когда великий русский композитор М.И.
Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он
остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился
белой березе. А какое красивое стихотворение о березе
написал русский поэт Сергей Есенин! Называется оно «Белая
береза».
-Вы хотите выучить его наизусть и рассказать дома?
2.Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1)актуализировать знания детей о русской березе как символе
России; 2)содействовать в восприятии детьми литературного текста ;
3)вызывать эмоциональный отклик на него.
2.1.Словесно-речевая игра «Плетем венок» (под мелодию песни «Во
поле береза стояла»). Дети подходят по одному и, называя слова,
подходящие к слову «береза», образуют хоровод.
2.2. Береза- символ нашей Родины. Ее считают русским деревом.
Прекрасные стихи о зимней березе принадлежат великому поэту С.
Есенину (показать портрет) .
-Послушайте стихотворение «Белая береза» (чтение стихотворения).
Беседа по содержанию.
-Понравилось ли вам это стихотворение?(ответы детей)
-О чем это стихотворение?(о зимней березе)
-Какою увидел березу поэт?(укрытую снегом)
-С чем сравнивает поэт березовые ветки?(с белой бахромой)
-Что такое «бахрома»?
-«И горят снежинки в золотом огне»- что значит «горят?». Как
сказать по-другому?(блестят, сверкают).
-У какого времени года такие краски?
-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?(ответы детей)
-Каким голосом нужно рассказывать о березе?(неторопливо, не очень
громко).
Воспитатель еще раз читает стихотворение.
3.Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для формирования
представлений о мнемотаблице;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации
затруднения, понимания его причины;
3)тренировать мыслительные операции, развивать речь, память,
внимание, образное мышление.
Далее воспитатель задает детям вопрос:
-Кто может рассказать стихотворение «Белая береза»?
-Почему не смогли ? (потому что не запомнили ).
-Что нужно сделать, чтобы запомнить?
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1)актуализировать способы получения информации;
2)сформировать представление о мнемотаблице;
3)сформировать умение пользования таблицей.
Дети предлагают свои способы и варианты запоминания
стихотворений.
Далее воспитатель говорит о том, что чтобы легче и быстрее
запомнить стихотворение , люди придумали мнемотаблицы. Это
такая схема, в которой заложено все содержание стихотворения. Для
того, чтобы запомнить стихотворение, надо нарисовать в таблице все
то, что поможет выучить стихотворение и при чтении внимательно
следить за таблицей.
Детям рисуют мнемотаблицы.
5.Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1)
организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение;
2)закрепить умение детей работать с мнемотаблицами;
3)
тренировать мыслительные операции, развивать речь, память,
внимание, образное мышление.
Физкультминутка «Берёзка».
Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями
вперёд.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой .сесть.
Воспитатель читает стихотворение по таблице, дети
внимательно следят.
-А теперь давайте вместе расскажем стихотворение по
мнемотаблице (затем дети повторяют индивидуально).
6. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: сформировать первичный опыт
осмысления собственной деятельности, фиксации достижения
запланированного результата и условий, которые позволили его
достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
-О чем мы сегодня с вами говорили?
-Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
-Что вам помогло так быстро запомнить и рассказать
стихотворение С. Есенина «Белая береза»?
Воспитатель хвалит детей . Мнемотаблицу по стихотворению
помещает на видное место.