Напоминание

Заучивание стихотворения С.Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы


Автор: Иванюхина Раиса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №58
Населённый пункт: г. Щелково, Московская область
Наименование материала: Разработка сценария образовательной ситуации
Тема: Заучивание стихотворения С.Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Заучивание

стихотворения С.Есенина «Белая

береза» с использованием

мнемотаблицы» (

Художественно-

эстетическое развитие

)

Возрастная группа: Подготовительная к школе (6-7лет).

Цель занятия: - сформировать умение заучивать стихотворения с

помощью мнемотаблиц;

- активизировать чувственное восприятие художественного

текста;

-учить интонационно передавать нежность, любование зимней

природой;

-тренировать мыслительные операции, развивать речь, память,

внимание, образное мышление;

-воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.

Ход занятия:

1.

Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в

игровую деятельность, активизировать речь детей.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Дети, а вам нравится любоваться природой? Почему?

Выслушав все ответы, воспитатель обращает внимание детей

на иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи.

-Как называются картины, на которых мы можем увидеть

изображение природы во всей ее красе? (пейзаж)

-Что вы видите на картинах? (ответы детей).

-Какое дерево чаще всего рисовали художники?(березу)

-Многие великие художники любили рисовать березу. Береза –

самое любимое дерево русского народа. О ней сложено много

песен, сказок стихов. Когда великий русский композитор М.И.

Глинка возвращался на родину, то, переехав границу, он

остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился

белой березе. А какое красивое стихотворение о березе

написал русский поэт Сергей Есенин! Называется оно «Белая

береза».

-Вы хотите выучить его наизусть и рассказать дома?

2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1)актуализировать знания детей о русской березе как символе

России; 2)содействовать в восприятии детьми литературного текста ;

3)вызывать эмоциональный отклик на него.

2.1.Словесно-речевая игра «Плетем венок» (под мелодию песни «Во

поле береза стояла»). Дети подходят по одному и, называя слова,

подходящие к слову «береза», образуют хоровод.

2.2. Береза- символ нашей Родины. Ее считают русским деревом.

Прекрасные стихи о зимней березе принадлежат великому поэту С.

Есенину (показать портрет) .

-Послушайте стихотворение «Белая береза» (чтение стихотворения).

Беседа по содержанию.

-Понравилось ли вам это стихотворение?(ответы детей)

-О чем это стихотворение?(о зимней березе)

-Какою увидел березу поэт?(укрытую снегом)

-С чем сравнивает поэт березовые ветки?(с белой бахромой)

-Что такое «бахрома»?

-«И горят снежинки в золотом огне»- что значит «горят?». Как

сказать по-другому?(блестят, сверкают).

-У какого времени года такие краски?

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?(ответы детей)

-Каким голосом нужно рассказывать о березе?(неторопливо, не очень

громко).

Воспитатель еще раз читает стихотворение.

3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1)создать мотивационную ситуацию для формирования

представлений о мнемотаблице;

2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации

затруднения, понимания его причины;

3)тренировать мыслительные операции, развивать речь, память,

внимание, образное мышление.

Далее воспитатель задает детям вопрос:

-Кто может рассказать стихотворение «Белая береза»?

-Почему не смогли ? (потому что не запомнили ).

-Что нужно сделать, чтобы запомнить?

4.Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1)актуализировать способы получения информации;

2)сформировать представление о мнемотаблице;

3)сформировать умение пользования таблицей.

Дети предлагают свои способы и варианты запоминания

стихотворений.

Далее воспитатель говорит о том, что чтобы легче и быстрее

запомнить стихотворение , люди придумали мнемотаблицы. Это

такая схема, в которой заложено все содержание стихотворения. Для

того, чтобы запомнить стихотворение, надо нарисовать в таблице все

то, что поможет выучить стихотворение и при чтении внимательно

следить за таблицей.

Детям рисуют мнемотаблицы.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1)

организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение;

2)закрепить умение детей работать с мнемотаблицами;

3)

тренировать мыслительные операции, развивать речь, память,

внимание, образное мышление.

Физкультминутка «Берёзка».

Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями

вперёд.

И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила. Поклоны головой .сесть.

Воспитатель читает стихотворение по таблице, дети

внимательно следят.

-А теперь давайте вместе расскажем стихотворение по

мнемотаблице (затем дети повторяют индивидуально).

6. Осмысление (итог) занятия.

Дидактические задачи: сформировать первичный опыт

осмысления собственной деятельности, фиксации достижения

запланированного результата и условий, которые позволили его

достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

-О чем мы сегодня с вами говорили?

-Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

-Что вам помогло так быстро запомнить и рассказать

стихотворение С. Есенина «Белая береза»?

Воспитатель хвалит детей . Мнемотаблицу по стихотворению

помещает на видное место.



В раздел образования