Автор: Файзрахманова Оксана Анваровна
Должность: воспитатель-логопедической группы
Учебное заведение: МАДОУ №24 детский сад "Березка"
Населённый пункт: город Белебей Республики Башкортостан
Наименование материала: педагогический проек
Тема: "Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ детский сад комбинированного вида №24
«Березка» г.Белебея муниципального района
Белебеевский район
Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Использование дидактических игр в коррекционной работе с
детьми старшего дошкольного возраста»
Разработала: воспитатель МАДОУ № 24
Файзрахманова Оксана Анваровна
г.Белебей
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, Дай
мне сделать — и я пойму.
Конфуций
СОДЕРЖАНИЕ
•
Паспорт проекта
•
Цель проекта, задачи
•
Этапы реализации проекта
•
Продукты проектной деятельности
•
Перспектива
•
Актуальность проекта
•
Ожидаемые результаты
•
Описание использования дидактического
пособия «Развивайка» и дидактических игр
к нему в коррекционной работе с детьми
старшего дошкольного возраста.
•
Приложения (фотоматериалы)
•
Список литературы
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Паспорт проекта:
Тема: «Использование дидактических игр в коррекционной работе с
детьми старшего дошкольного возраста»
Разработчик: воспитатель старшей логопедической группы МАДОУ
№24 Файзрахманова О.А.
Вид: методические разработки дидактических игр к пособию
«Развивайка»
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
По характеру контактов: внутри группы.
По составу участников: индивидуально, подгрупповое.
По продолжительности: долгосрочный (учебный год).
Цель проекта: Разработать и апробировать игру «Развивайка» для
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в
соответствии с ФГОС
Задачи
:
1. Обучать детей выделять заданный звук в
речевом потоке. Формировать умение давать
характеристику звука. Автоматизировать
поставленные звуки, обучать
дифференцировать их.
2. Закреплять навык подбора слова (картинки)
с заданным звуком, находить место звука в
слоге, слове.
3. Развивать познавательную процессы:
внимание, память, мышление. Развивать
мелкую моторику руки.
4. Развивать умения использовать в речи
интонационные средства выразительности.
Интеграция ОО: познавательное развитие,
художественно-эстетическое, социально-
коммуникативное.
Актуальность
проекта
:
Игра
является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она
является определяющим фактором в развитии личности, в том числе влияет на один
из
важнейших
познавательных
процессов
человека
–
речь.
Дидактические
игры
являются
мощнейшим
средством
для
развития
речи
у
детей
и
имеют
большое
значение
для
воспитания.
Они
способствуют
глубокому
познанию
детьми
окружающей действительности – предметов, действий, отношений между людьми,
совершенствованию
внимания,
памяти,
наблюдательности
и
мышления.
Главное
назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено,
вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.
Игра развивает ребенка, делает его счастливым. В игре развивается воображение
ребенка,
память,
фантазия,
мышление,
внимание,
он
радуется
своим
первым
открытиям, совершенным в игре. Во время игры устанавливаются доброжелательные
взаимопонимания между взрослыми и детьми. Воспользовавшись этой игрой, вы
пробудите детей к активной деятельности, разовьете интерес к игре, научите детей
объединяться
в
группы
самостоятельно,
соблюдать
в
процессе
игры
правила
поведения и т.д.
Овладение речью – это сложный многосторонний процесс и развитие речи ребенка, является
одной из главных педагогических задач в дошкольном воспитании. Именно речь помогает
познавать окружающий мир, формирует взгляды и убеждения, помогает понять друг друга,
ощутить
себя
полноценным
человеком
в
обществе
и
всесторонне-развитой,
гармоничной
личностью.
Речевое развитие каждого ребенка уникально, и любое его нарушение отрицательно
сказывается
на
формировании
личности,
снижает
познавательную
активность,
замедляет
развитие морально-волевой сферы и мешает общению со сверстниками и взрослыми. Поэтому
основными
целями
работы
логопедической
группы
является
–
коррекция,
развитие
и
совершенствование
всех
сторон
устной
речи
ребенка
(звуковая
культура
речи,
словарная
работа, грамматический строй речи, связная речь).
У детей с ОНР нарушения звукопроизношения являются одним из симптомов общего
недоразвития
речи.
Коррекция
различных
нарушений
произношения
является
одной
из
основных
задач
индивидуальной
работы
с
детьми.
При
различных
дефектах
звукопроизношения
коррекционная
работа
направлена
на
развитие
артикуляционной
моторики, на развитие речевого и фонематического слуха.
Проблема
В текущем учебном году, работая с детьми 5-6 лет, я
обратила
внимание
на
то,
что
у
детей
слабо
развиты
д и а л о г и ч е с к а я
р е ч ь ,
с в я з н а я
р е ч ь ,
с о ц и а л ь н о
коммуникативные
навыки.
У
меня
возникло
стремление,
организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил
им
новое,
интересное,
был
связан
с
радостью
познания,
побудили
меня
к
разработке
дидактического
пособия
«Развивайка»
и
дидактических
игр
к
нему.
Данное
пособие
предназначено
для
образовательной
и
коррекционной
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста.
Предлагаю
Вашему
вниманию
дидактическое
пособие
«
Развивайка
»,
изготовленное
своими
руками
совместно
с
детьми
.
Ожидаемый результат:
Образовательный эффект
Данное дидактическое пособие способствует:
•
формированию элементарных математических представлений (о количестве,
форме);
•
формированию целостной картины мира, расширению кругозора;
•
развитию
компонентов
устной
речи
(формированию
с л о ва р я ,
совершенствованию фонематического слуха, согласованию слов в предложении,
развитию связной речи).
Коррекционный эффект:
"Развивайка» также способствует:
•
развитию зрительного восприятия;
•
развитию ориентировки на микроплоскости;
•
развитию мелкой моторики и осязания;
•
развитию внимания, памяти, мышления и воображения.
Дидактическое
пособие
позволит
воспитателю
логопедической
группы
достигать
положительных
результатов
в
коррекционной
и
общеобразовательной
работе,
т.к.
дети
с
удовольствием идут на контакт с ней. Их привлекает и необычный образ игрушки, и ее название, и
возможность поиграть с ней. Интерес у ребенка будет более живым, ярким и полным, если
предложить ему принять участие в изготовлении данного пособия.
Данное пособие можно использовать в различных вариантах игр и упражнений (в зависимости
от возраста детей и уровня их развития). Можно использовать пособие в работе с детьми, начиная
с 3-х лет.
Рекомендуемое дидактическое пособие разрабатывалось в соответствии с требованиями ФГОС.
Оно обладает многофункциональностью, доступностью в изготовлении, безопасностью.
Продукт проектной деятельности:
дидактическое пособие «Развивайка» с комплектом
дидактических игр.
Этапы
реализации
проекта
:
1.«Подготовительный»:
сентябрь-октябрь
Сбор
информации,
литературы,
дополнительного
материа ла.
Использование
компьютерных
технологий,
подбор
иллюстративного
материала. Обработка информационного материала.
Опрос родителей и детей о том, какие книги читают дома. Обсуждение
проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта.
Озвучивание темы проекта, постановка целей и задач, выдача домашнего
задания.
Вовлечение
детей
в
решение
проблемы
через
игровые
ситуации
и
дидактическую игру, способствуя возникновению мотивации к творческой
деятельности.
Участие родителей в изготовлении пособия.
Воспитатель
–
дети
Ежедневное чтение сказок.
Проведение занятий игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).
Рисование иллюстраций к сказкам, лепка, аппликация сюжетов.
Отгадывание и толкование загадок математического характера.
Заучивание отрывков из сказок.
Воспитатель
–
родители
–
дети
Консультация для родителей: «Роль дидактической игры для развития и обучения детей дошкольного
возраста».
Индивидуальные беседы- консультации.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала.
Воспитатель
Оформление и пополнение книжного уголка сказками, центров активности детей, разработка дидактических
игр.
2.
Основной
:
ноябрь-август
организация и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактической игры
«Развивайка» .
Проведение
с
детьми
дидактических
игр
по
познавательному,
речевому,
художественно-эстетическому
направлениям.
Варианты
игр
и
упражнений
:
Варианты
игр
по
познавательному
развитию
.
"
Количество
и
счёт
"
Задачи: формировать умение считать.
Ход игры: Воспитатель предлагает сосчитать
предметы
на
картинке
и
закрепить
результат
числом.
Решение
логических
задач. (закрепить результат выполнением
решения ).
«7
дней
недели
»
Задачи:
формирование знаний детей дней недели, классифицировать их на рабочие и
выходные дни, закрепление цифр от 1 до 7 , развивать речь, память ,внимание.
Ход:
Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того , чтобы дети
лучше
запоминали
названия
дней
недели
,
они
обозначаются
крышечкой
определенного цвета. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели
угадывается,
какой
день
недели
по
счету:
понедельник
–
первый
день
после
окончания
недели,
вторник
–
второй
день,
среда
–
середина
недели,
четверг
четвертый день, пятница – пятый день , а суббота – шестой воскресенье – седьмой и
они
являются
выходными
днями
недели.
Детям
предлагается
построить
последовательность дней недели .
- Первым в дом недели приходит Понедельник. Этот человечек нарядился в синий наряд.
Он любит все синее. Синие , синие васильки необычной красоты.
- Вторым в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым вдруг.
Ели человечки на обед семь оранжевых конфет
- Третий в дом недели приходит Среда. Этот человечек любит все зеленое. Цвет зеленый ,
цвет весенний. Цвет природы оживления.
- Четвертым в дом недели приходит Четверг. Этот человечек любит все голубое. Он
сверкает голубым , словно речка изо льдин .Бледно – синею поземкой и сосулькой
сладко – звонкой.
- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот человечек любит все желтое , он нарядился
в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке , в масле , что лежит в
масленке, в каждом спелом колоске, в солнце , в сыре и в песке.
- Шестым в дом недели приходит Суббота
- Седьмым в дом недели приходит Воскресенье . Эти человечки нарядились в красный
цвет. Ели человечки помидоры и болтали всякий вздор.
Варианты
игр
по
Социально
–
коммуникативному
развитию
Игра
«
Домашние
и
дикие
животные
»
Задачи:
обобщить и расширить
представления
детей
о
домашних
и
диких
животных.
Р а з в и в а т ь
у м е н и я
р а з л и ч а т ь
и
классифицировать
птиц
по
г р у п п а м ;
способствовать
развитию
мелкой
моторики
рук. Пробудить у детей бережное ,заботливое
отношение к животным и родной природе.
Ход:
Воспитатель
вкладывает
в
центральный
кармашек картинку с изображение леса . Дети
находят
среди
крышечек
с
изображением
животных , только животных обитателей леса
и вкручивают их на сектора. Объясняют свой
выбор. Можно загадать загадки о животных.
По такому принципу можно поиграть на
разные темы. Например: « Перелетные птицы
и
з и м у ю щ и е
п т и ц ы » ,
« Т р а н с п о р т »
(воздушный, наземный , поземный, водный и
т. д.)
Варианты
игр
по
речевому
развитию
Игра
«
Расскажи
сказку
»
Задачи:
ф о рм и р о ват ь
у
д е т е й
у м е н и е
самостоятельно выстраивать сюжет сказки в
логически верной последовательности;
Развивать
словарный
запас,
воображение
,
мышление , внимание, память.
Ход:
детям
предлагаются
картинки
:
например
сказок,
животных,
просто
сюжетные
к а р т и н к и
, а
т а к ж е
к р ы ш е ч к и
с
изображениями героев, предметов.
Дети выбирают картинку по своему
выбору и начинают придумывать свою сказку.
(действия с героями, их последовательность и
историю, ставя перед героями новые цели,
оценивают характер героев).
Игра
«
Учим
звуки
»
Игра
«
Учим
звуки
»
Задачи
:
Обеспечить
закрепление
правильного
произношения
звуков
,
способствовать
развитию
умения
дифференцировать
звуки:
различать
в
словах
,
выделять
слова
с
заданным
звуком,
упражнять
детей
в
отчетливом произношении слов , развивать
фонематический
слух.
Обучение
детей
навыкам
звуко
–
буквенного
анализа
и
синтеза слов. Закрепление понятий гласный –
согласный звук, твердый – мягкий согласный
звук.
Ход: Воспитатель читает детям загадку , дети ее
отгадывают. Затем воспитатель вкладывает в
центральный кармашек картинку ( отгадку) и
просит составить из цветных крышечек
к
этому слову подходящую схему.
Игра
"
Первый
звук
"
Задачи: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать
первый звук в названии картинок на домике.
Варианты
коррекционных
игр
Игра "Что изменилось?"
Задачи: развивать память, внимание.
Ход игры: Педагог располагает картинки в окошечки домика. Дети их рассматривают и
запоминают. Педагог просит детей закрыть глаза. Затем дети рассказывают о том,
что изменилось на домике.
Игра "Чего не стало?"
Задачи: развивать память, зрительное восприятие.
Ход игры: Педагог располагает картинки в окошечки домика. Дети их рассматривают и
запоминают. Педагог просит детей закрыть глаза. Педагог убирает одну картинку.
Затем дети рассказывают о том, какая картинка исчезла на домике.
Игра "Засели домик"
Задачи: развивать логическое мышление.
Ход
игры:
Посмотрите
на
картинки
в
домике.
Что
у
них
общего?
Заселите
недостающую квартиру подходящей картинкой.
3. «
Заключительный
»:
Презентация дидактического пособия и дидактических игр к нему в детском саду.(май)
Итоги
реализации
проекта
1.Совместная работа детей, родителей и воспитателя способствовала
обогащению эмоциональной сферы детей, повышению их
познавательной
активности.
2. В результате совместной деятельности дети получили возможность
оценить свои возможности, научились ценить выполненную работу. Стали по
другому относиться к играм; беречь. Игра ,изготовленная своими руками,
стала для них очень дорога.
3. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
4.Пособие
помогло
развить
у
детей
слуховое
восприятие,
умение
правильно и четко произносить звуки, речь наших детей стала выразительнее.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
!