Напоминание

"Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"


Автор: Файзрахманова Оксана Анваровна
Должность: воспитатель-логопедической группы
Учебное заведение: МАДОУ №24 детский сад "Березка"
Населённый пункт: город Белебей Республики Башкортостан
Наименование материала: педагогический проек
Тема: "Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ детский сад комбинированного вида №24

«Березка» г.Белебея муниципального района

Белебеевский район

Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Использование дидактических игр в коррекционной работе с

детьми старшего дошкольного возраста»

Разработала: воспитатель МАДОУ № 24

Файзрахманова Оксана Анваровна

г.Белебей

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, Дай

мне сделать — и я пойму.

Конфуций

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

Цель проекта, задачи

Этапы реализации проекта

Продукты проектной деятельности

Перспектива

Актуальность проекта

Ожидаемые результаты

Описание использования дидактического

пособия «Развивайка» и дидактических игр

к нему в коррекционной работе с детьми

старшего дошкольного возраста.

Приложения (фотоматериалы)

Список литературы

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

Паспорт проекта:

Тема: «Использование дидактических игр в коррекционной работе с

детьми старшего дошкольного возраста»

Разработчик: воспитатель старшей логопедической группы МАДОУ

№24 Файзрахманова О.А.

Вид: методические разработки дидактических игр к пособию

«Развивайка»

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

По характеру контактов: внутри группы.

По составу участников: индивидуально, подгрупповое.

По продолжительности: долгосрочный (учебный год).

Цель проекта: Разработать и апробировать игру «Развивайка» для

детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в

соответствии с ФГОС

Задачи

:

1. Обучать детей выделять заданный звук в

речевом потоке. Формировать умение давать

характеристику звука. Автоматизировать

поставленные звуки, обучать

дифференцировать их.

2. Закреплять навык подбора слова (картинки)

с заданным звуком, находить место звука в

слоге, слове.

3. Развивать познавательную процессы:

внимание, память, мышление. Развивать

мелкую моторику руки.

4. Развивать умения использовать в речи

интонационные средства выразительности.

Интеграция ОО: познавательное развитие,

художественно-эстетическое, социально-

коммуникативное.

Актуальность

проекта

:

Игра

является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она

является определяющим фактором в развитии личности, в том числе влияет на один

из

важнейших

познавательных

процессов

человека

речь.

Дидактические

игры

являются

мощнейшим

средством

для

развития

речи

у

детей

и

имеют

большое

значение

для

воспитания.

Они

способствуют

глубокому

познанию

детьми

окружающей действительности – предметов, действий, отношений между людьми,

совершенствованию

внимания,

памяти,

наблюдательности

и

мышления.

Главное

назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено,

вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Игра развивает ребенка, делает его счастливым. В игре развивается воображение

ребенка,

память,

фантазия,

мышление,

внимание,

он

радуется

своим

первым

открытиям, совершенным в игре. Во время игры устанавливаются доброжелательные

взаимопонимания между взрослыми и детьми. Воспользовавшись этой игрой, вы

пробудите детей к активной деятельности, разовьете интерес к игре, научите детей

объединяться

в

группы

самостоятельно,

соблюдать

в

процессе

игры

правила

поведения и т.д.

Овладение речью – это сложный многосторонний процесс и развитие речи ребенка, является

одной из главных педагогических задач в дошкольном воспитании. Именно речь помогает

познавать окружающий мир, формирует взгляды и убеждения, помогает понять друг друга,

ощутить

себя

полноценным

человеком

в

обществе

и

всесторонне-развитой,

гармоничной

личностью.

Речевое развитие каждого ребенка уникально, и любое его нарушение отрицательно

сказывается

на

формировании

личности,

снижает

познавательную

активность,

замедляет

развитие морально-волевой сферы и мешает общению со сверстниками и взрослыми. Поэтому

основными

целями

работы

логопедической

группы

является

коррекция,

развитие

и

совершенствование

всех

сторон

устной

речи

ребенка

(звуковая

культура

речи,

словарная

работа, грамматический строй речи, связная речь).

У детей с ОНР нарушения звукопроизношения являются одним из симптомов общего

недоразвития

речи.

Коррекция

различных

нарушений

произношения

является

одной

из

основных

задач

индивидуальной

работы

с

детьми.

При

различных

дефектах

звукопроизношения

коррекционная

работа

направлена

на

развитие

артикуляционной

моторики, на развитие речевого и фонематического слуха.

Проблема

В текущем учебном году, работая с детьми 5-6 лет, я

обратила

внимание

на

то,

что

у

детей

слабо

развиты

д и а л о г и ч е с к а я

р е ч ь ,

с в я з н а я

р е ч ь ,

с о ц и а л ь н о

коммуникативные

навыки.

У

меня

возникло

стремление,

организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил

им

новое,

интересное,

был

связан

с

радостью

познания,

побудили

меня

к

разработке

дидактического

пособия

«Развивайка»

и

дидактических

игр

к

нему.

Данное

пособие

предназначено

для

образовательной

и

коррекционной

работы

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста.

Предлагаю

Вашему

вниманию

дидактическое

пособие

«

Развивайка

»,

изготовленное

своими

руками

совместно

с

детьми

.

Ожидаемый результат:

Образовательный эффект

Данное дидактическое пособие способствует:

формированию элементарных математических представлений (о количестве,

форме);

формированию целостной картины мира, расширению кругозора;

развитию

компонентов

устной

речи

(формированию

с л о ва р я ,

совершенствованию фонематического слуха, согласованию слов в предложении,

развитию связной речи).

Коррекционный эффект:

"Развивайка» также способствует:

развитию зрительного восприятия;

развитию ориентировки на микроплоскости;

развитию мелкой моторики и осязания;

развитию внимания, памяти, мышления и воображения.

Дидактическое

пособие

позволит

воспитателю

логопедической

группы

достигать

положительных

результатов

в

коррекционной

и

общеобразовательной

работе,

т.к.

дети

с

удовольствием идут на контакт с ней. Их привлекает и необычный образ игрушки, и ее название, и

возможность поиграть с ней. Интерес у ребенка будет более живым, ярким и полным, если

предложить ему принять участие в изготовлении данного пособия.

Данное пособие можно использовать в различных вариантах игр и упражнений (в зависимости

от возраста детей и уровня их развития). Можно использовать пособие в работе с детьми, начиная

с 3-х лет.

Рекомендуемое дидактическое пособие разрабатывалось в соответствии с требованиями ФГОС.

Оно обладает многофункциональностью, доступностью в изготовлении, безопасностью.

Продукт проектной деятельности:

дидактическое пособие «Развивайка» с комплектом

дидактических игр.

Этапы

реализации

проекта

:

1.«Подготовительный»:

сентябрь-октябрь

Сбор

информации,

литературы,

дополнительного

материа ла.

Использование

компьютерных

технологий,

подбор

иллюстративного

материала. Обработка информационного материала.

Опрос родителей и детей о том, какие книги читают дома. Обсуждение

проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта.

Озвучивание темы проекта, постановка целей и задач, выдача домашнего

задания.

Вовлечение

детей

в

решение

проблемы

через

игровые

ситуации

и

дидактическую игру, способствуя возникновению мотивации к творческой

деятельности.

Участие родителей в изготовлении пособия.

Воспитатель

дети

Ежедневное чтение сказок.

Проведение занятий игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).

Рисование иллюстраций к сказкам, лепка, аппликация сюжетов.

Отгадывание и толкование загадок математического характера.

Заучивание отрывков из сказок.

Воспитатель

родители

дети

Консультация для родителей: «Роль дидактической игры для развития и обучения детей дошкольного

возраста».

Индивидуальные беседы- консультации.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала.

Воспитатель

Оформление и пополнение книжного уголка сказками, центров активности детей, разработка дидактических

игр.

2.

Основной

:

ноябрь-август

организация и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактической игры

«Развивайка» .

Проведение

с

детьми

дидактических

игр

по

познавательному,

речевому,

художественно-эстетическому

направлениям.

Варианты

игр

и

упражнений

:

Варианты

игр

по

познавательному

развитию

.

"

Количество

и

счёт

"

Задачи: формировать умение считать.

Ход игры: Воспитатель предлагает сосчитать

предметы

на

картинке

и

закрепить

результат

числом.

Решение

логических

задач. (закрепить результат выполнением

решения ).

«7

дней

недели

»

Задачи:

формирование знаний детей дней недели, классифицировать их на рабочие и

выходные дни, закрепление цифр от 1 до 7 , развивать речь, память ,внимание.

Ход:

Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того , чтобы дети

лучше

запоминали

названия

дней

недели

,

они

обозначаются

крышечкой

определенного цвета. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели

угадывается,

какой

день

недели

по

счету:

понедельник

первый

день

после

окончания

недели,

вторник

второй

день,

среда

середина

недели,

четверг

четвертый день, пятница – пятый день , а суббота – шестой воскресенье – седьмой и

они

являются

выходными

днями

недели.

Детям

предлагается

построить

последовательность дней недели .

- Первым в дом недели приходит Понедельник. Этот человечек нарядился в синий наряд.

Он любит все синее. Синие , синие васильки необычной красоты.

- Вторым в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым вдруг.

Ели человечки на обед семь оранжевых конфет

- Третий в дом недели приходит Среда. Этот человечек любит все зеленое. Цвет зеленый ,

цвет весенний. Цвет природы оживления.

- Четвертым в дом недели приходит Четверг. Этот человечек любит все голубое. Он

сверкает голубым , словно речка изо льдин .Бледно – синею поземкой и сосулькой

сладко – звонкой.

- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот человечек любит все желтое , он нарядился

в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке , в масле , что лежит в

масленке, в каждом спелом колоске, в солнце , в сыре и в песке.

- Шестым в дом недели приходит Суббота

- Седьмым в дом недели приходит Воскресенье . Эти человечки нарядились в красный

цвет. Ели человечки помидоры и болтали всякий вздор.

Варианты

игр

по

Социально

коммуникативному

развитию

Игра

«

Домашние

и

дикие

животные

»

Задачи:

обобщить и расширить

представления

детей

о

домашних

и

диких

животных.

Р а з в и в а т ь

у м е н и я

р а з л и ч а т ь

и

классифицировать

птиц

по

г р у п п а м ;

способствовать

развитию

мелкой

моторики

рук. Пробудить у детей бережное ,заботливое

отношение к животным и родной природе.

Ход:

Воспитатель

вкладывает

в

центральный

кармашек картинку с изображение леса . Дети

находят

среди

крышечек

с

изображением

животных , только животных обитателей леса

и вкручивают их на сектора. Объясняют свой

выбор. Можно загадать загадки о животных.

По такому принципу можно поиграть на

разные темы. Например: « Перелетные птицы

и

з и м у ю щ и е

п т и ц ы » ,

« Т р а н с п о р т »

(воздушный, наземный , поземный, водный и

т. д.)

Варианты

игр

по

речевому

развитию

Игра

«

Расскажи

сказку

»

Задачи:

ф о рм и р о ват ь

у

д е т е й

у м е н и е

самостоятельно выстраивать сюжет сказки в

логически верной последовательности;

Развивать

словарный

запас,

воображение

,

мышление , внимание, память.

Ход:

детям

предлагаются

картинки

:

например

сказок,

животных,

просто

сюжетные

к а р т и н к и

, а

т а к ж е

к р ы ш е ч к и

с

изображениями героев, предметов.

Дети выбирают картинку по своему

выбору и начинают придумывать свою сказку.

(действия с героями, их последовательность и

историю, ставя перед героями новые цели,

оценивают характер героев).

Игра

«

Учим

звуки

»

Игра

«

Учим

звуки

»

Задачи

:

Обеспечить

закрепление

правильного

произношения

звуков

,

способствовать

развитию

умения

дифференцировать

звуки:

различать

в

словах

,

выделять

слова

с

заданным

звуком,

упражнять

детей

в

отчетливом произношении слов , развивать

фонематический

слух.

Обучение

детей

навыкам

звуко

буквенного

анализа

и

синтеза слов. Закрепление понятий гласный –

согласный звук, твердый – мягкий согласный

звук.

Ход: Воспитатель читает детям загадку , дети ее

отгадывают. Затем воспитатель вкладывает в

центральный кармашек картинку ( отгадку) и

просит составить из цветных крышечек

к

этому слову подходящую схему.

Игра

"

Первый

звук

"

Задачи: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать

первый звук в названии картинок на домике.

Варианты

коррекционных

игр

Игра "Что изменилось?"

Задачи: развивать память, внимание.

Ход игры: Педагог располагает картинки в окошечки домика. Дети их рассматривают и

запоминают. Педагог просит детей закрыть глаза. Затем дети рассказывают о том,

что изменилось на домике.

Игра "Чего не стало?"

Задачи: развивать память, зрительное восприятие.

Ход игры: Педагог располагает картинки в окошечки домика. Дети их рассматривают и

запоминают. Педагог просит детей закрыть глаза. Педагог убирает одну картинку.

Затем дети рассказывают о том, какая картинка исчезла на домике.

Игра "Засели домик"

Задачи: развивать логическое мышление.

Ход

игры:

Посмотрите

на

картинки

в

домике.

Что

у

них

общего?

Заселите

недостающую квартиру подходящей картинкой.

3. «

Заключительный

»:

Презентация дидактического пособия и дидактических игр к нему в детском саду.(май)

Итоги

реализации

проекта

1.Совместная работа детей, родителей и воспитателя способствовала

обогащению эмоциональной сферы детей, повышению их

познавательной

активности.

2. В результате совместной деятельности дети получили возможность

оценить свои возможности, научились ценить выполненную работу. Стали по

другому относиться к играм; беречь. Игра ,изготовленная своими руками,

стала для них очень дорога.

3. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

4.Пособие

помогло

развить

у

детей

слуховое

восприятие,

умение

правильно и четко произносить звуки, речь наших детей стала выразительнее.

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

!



В раздел образования