Напоминание

Использование современных развивающих технологий в формировании речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Автор: Сакова Инна Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №1" общеразвивающего вида
Населённый пункт: п. Ракитное Белгородской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование современных развивающих технологий в формировании речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№1» общеразвивающего вида

Использование современных развивающих технологий в

формировании речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи

Сакова Инна Павловна,

учитель-логопед,

МДОУ «Детский сад №1»

общеразвивающего вида

2017

Сакова Инна Павловна

Содержание:

Информация об опыте.............................................................................................3

Технология опыта.................................................................................................... 8

Результативность опыта........................................................................................13

Библиографический список..................................................................................15

Приложение к опыту............................................................................................. 16

2

Сакова Инна Павловна

I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Формирование

опыта

происходило

на

базе

муниципального

дошкольного

образовательного

учреждения

«Детский

сад

№1»

общеразвивающего вида в процессе работы в дошкольном логопедическом

пункте с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Возникновение опыта связано с тем, что автор на протяжении многих

лет

работает

с

дошкольниками,

имеющими

диагноз

фонетико-

фонематическое недоразвитие речи (далее ФФН). Это речевое недоразвитие

связано с нарушением процессов формирования произносительной системы

родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие

дефектов восприятия и произношения фонем [1]. Параллельно развитию речи

у детей происходит и формирование речевого дыхания. Если речевое дыхание

в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по

мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно

развивается

патологически,

препятствуя

своевременному

формированию

звукопроизношения,

развитию

связной,

грамматически

правильно

оформленной речи.

Для

оценки

сформированности

речевого

дыхания

у

детей

старшего

дошкольного возраста с ФФН автором опыта использовалась методика Е.Ф.

Архиповой с элементами методики А.И. Максакова. Методика представлена 4

заданиями по результатам выполнения, которых определялись: тип дыхания,

целенаправленность

и

сила

воздушной

струи,

длительность

внеречевого

выдоха, особенности фонационного дыхания, характер речевого дыхания[2]

(приложение

№1).

Первичное

обследование

речевого

дыхания

детей,

посещающих дошкольный логопедический пункт, было проведено в сентябре

2013года. Анализ протоколов обследования показал, что у 5 дошкольников

(63% всех детей с ФФН) не сформирован грудно-брюшной (смешанный) тип

дыхания,

являющийся

оптимальным

для

правильного

развитий

речи

(приложение №2). Из них - у 39% дошкольников (3 ребенка) определен

брюшной тип дыхания и 25%, (2 ребенка) грудной тип дыхания. И только у

39%, что составляет 3 ребенка, было отмечено наличие смешанного типа

дыхания.

Длительность

фонационного

выдоха

определялась

с

использованием

секундомера. Так, выявлено, что 76% дошкольников, что составляет 6 детей,

имеют низкие показатели (низкий и очень низкий уровни) длительности

внеречевого выдоха (от 3 сек до 6 сек) и только 25% дошкольников (2

ребенка) имеют средние показатели длительности внеречевого выдоха, при

этом в группе обследуемых не отмечается детей с длительностью выдоха

выше

средней.

Также

отмечено,

что

при

выполнении

задания

при

произнесении

звуков

у

некоторых

детей

дрожал

голос,

чувствовалась

прерывистость в произнесении, что свидетельствовало: дети по возможности

пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких.

3

Сакова Инна Павловна

Характер

речевого

дыхания

определялся

в

процессе

речевой

деятельности детей на слух и визуально. Проверка количества слов, которые

дети

могли

произносить

на

одном

выдохе

без

дополнительного

добора

воздуха, показала, что 39% (3 ребенка) смогли вполне успешно справиться с

заданием, т.к. осуществили до 3 вдохов, 13% (1 ребенок) - 4-6 вдохов и 50%

дошкольников (4 ребенка) - 7-9 вдохов. Многие дети сразу же после чтения

стихотворения

производили

вдох,

что

говорило

о

невозможности

дальнейшего

речевого

высказывания.

Читая

стихотворение,

дети,

как

правило,

совершали

вдох

перед

каждой

новой

строкой,

причем

многие

начинали свое высказывание на остаточном выдохе, т. е. перед чтением не

делали вдоха. Но что примечательно, для произнесения 4-5 слов детям не

хватало воздуха, так как в конце чтения они вновь его добирали.

Таким образом, в коррекционную работу со старшими дошкольниками,

имеющими

фонетико-фонематические

недоразвитие

речи,

должна

включаться работа на формирование речевого дыхания. В логопедической

науке и практике для этого традиционно используются: занятия, игровые

задания и упражнения, дидактические игры, дыхательная гимнастика. Автор

опыта кроме традиционных форм, апробировал в своей работе развивающие

технологии, предложенные современными исследователями, и считает их

эффективными

и

интересными

старшим

дошкольникам

с

фонетико-

фонематическим недоразвитием речи.

Актуальность опыта

Актуальность данного направления обусловлена тем, что:

с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи,

увеличивается

степень

сложности

речевого

недоразвития

у

детей,

поступивших в дошкольные логопедические пункты;

недостаточно

разработаны

вопросы

положительной

мотивации

правильного

дыхания

в

ходе

коррекции

речи,

образности,

формирования

внимания к ощущениям в акте дыхания;

использования нестандартного оборудования и нетрадиционных форм

организации

образовательной

деятельности,

оптимизирующих

процесс

постановки речевого дыхания;

отсутствием

в

логопедической

литературе

практических

и

методических

разработок

по

использованию

современных

развивающих

технологий в условиях дошкольных логопедических пунктов.

Возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения

данной категории детей. В связи с этим в последние годы получила широкое

применение практика использования современных развивающих технологий

по

формированию

правильного

речевого

дыхания

у

детей

с

ФФН,

направленных на целенаправленное воздействие на дыхательную систему

организма ребёнка. Такая работа является как частью занятий по коррекции

различных сторон речевой деятельности детей с ФФН, так и специально

организованной

образовательной

деятельностью

по

решению

задач

формирования речевого дыхания.

4

Сакова Инна Павловна

Но

чаще

всего

они

рекомендованы

для

работы

в

группах

компенсирующего и комбинированного видов. Эта работа часто строится в

форме фронтальных или подгрупповых занятий, игр, игр – соревнований и

др.

Эти

формы

организации

детей

и

организации

образовательной

деятельности

не

являются

типичными

для

дошкольного

логопедического

пункта. Здесь в основном планируются индивидуальные или подгрупповые

(2-3 человека) формы. Выход из такого положения – адаптация современных

развивающих технологий к условиям дошкольного логопедического пункта.

Отсюда

возникает противоречие между тем, что в логопедической и

педагогической

литературе

разработаны

и

апробированы

современные

развивающие технология и невозможностью их использования в условиях

дошкольного логопедического пункта без адаптации.

Обнаруженное противоречие способствовало тому, что автор, опираясь

на

современные

научные

исследования,

методические

разработки

и

практический

опыт

использования

развивающих

технологий

с

детьми,

имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, адаптировал их к

условиям дошкольного логопедического пункта.

Внедрение

в

практическую

деятельность

учителей-логопедов,

работающих с детьми в дошкольных логопедических пунктах современных

развивающих технологий, может служить одним из средств оптимизации

процесса коррекции речи и эффективно дополнять традиционные методы и

приёмы работы учителя - логопеда.

Ведущая

педагогическая

идея

опыта

заключается

в

определении

путей повышения эффективности коррекционной работы по формированию

речевого

дыхания

старших

дошкольников

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием речи посредством использования современных развивающих

технологий в условиях дошкольного логопедического пункта.

Длительность работы над опытом

Работа проводилась поэтапно в течение трёх лет.

I этап - начальный - сентябрь - октябрь 2013 года. Этап предполагал

обнаружение

проблемы,

сбор

и

систематизацию

теоретических

и

практических

материалов

по

данному

разделу,

подбор

диагностического

материала для выявления уровня сформированности

речевого дыхания у

старших

дошкольников

с

фонетико

-

фонематическим

речевым

недоразвитием.

II этап - основной - октябрь 2013 года-апрель 2016 года. На основном

этапе была проведена работа по организации коррекционной деятельности на

пяти этапах работы над речевым дыханием: составление плана работы, с

учетом

традиционных

для

дошкольного

логопедического

пункта

форм

и

технологий; адаптация современных развивающих технологий к условиям

дошкольного

логопедического

пункта;апробация

адаптированных

форм

работы развивающих технологий.

5

Сакова Инна Павловна

III этап - контрольный: апрель-май 2016 года. На данном этапе была

проведена

повторная

диагностика,

сделан

сравнительный

анализ

и

соответствующие выводы.

Диапазон опыта

Диапазон

опыта

представлен

системой

работы

учителя-логопеда

по

формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с

ФФН

с

использованием

современных

развивающих

технологий,

адаптированных к условиям дошкольного логопедического пункта.

Теоретическая база опыта

В основе опыта работы лежат теоретические исследования:

о

несформированности

речевого

дыхания

у

детей

с

речевой

патологией

(Л.И.

Белякова

[3],

И.И.

Ермакова,

М.В.

Ипполитова,

Е.В.

Лаврова и др.

в

области

особенностей

развития

речевого

дыхания

у

детей

с

фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко и др.);

в области использования развивающих технологий для формирования

речевого

дыхания

у

детей

с

речевыми

нарушениями

(Акименко

В.М.,

Беляковой Л.И., Кукушкиной О.И. и др.) [1].

В процессе работы над опытом была проанализирована законодательная

и нормативно-правовая документация по организации коррекционной работы

в дошкольном логопедическом пункте и практический опыт дошкольных

образовательных

организаций

и

отдельных

учителей-логопедов

по

использованию развивающих технологий в формировании речевого дыхания

старших дошкольников с ФФН.

Проблемой развитию физиологического и речевого дыхания у детей с

нарушениями речи занимались такие авторы коррекционных методик, как

Л.С. Волкова, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, В.И. Селиверстов, М.Е. Хватцев

и

др.

[8].

Актуальность

этой

проблемы

они

обосновывали

тем,

что

речевое дыхание

-

основа

звучащей

речи,

источник

образования

звуков,

голоса, а также является составляющей общего здоровья.

В исследования Л.И. Беляковой [3], И.И. Ермаковой, М.В. Ипполитовой

Е.В. Лавровой и др. доказывается, что у детей с речевой патологией имеются

нарушения речевого дыхания.

Л.И. Белякова пишет: «Если речевое дыхание в онтогенезе формируется

у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой

функции,

то

у

детей

с

речевыми

нарушениями

оно

развивается

патологически.В

процессе

речевого

высказывания

у

них

отмечаются

задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной

клетки, дополнительные вдохи. У таких детей отмечается недостаточный

объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также

укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение

отдельных слов происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на

выдохе» [3].

6

Сакова Инна Павловна

В логопедической науке и практике вопросами изучения особенностей

развития речи при фенетико-фонематическом недоразвитии занимались Р.Е.

Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Г.Е. Чиркина, Т.Б. Филичева, В.В. [13]

Коноваленко, С.В. Коноваленко [7] и др. Они считали, что система обучения

и

воспитания

детей

дошкольного

возраста

с

ФФНР

включает

в

себя

коррекцию речевого дефекта, в том числе и развитие речевого дыхания, и

подготовку к полноценному обучению грамоте.

В . Т.

Ф и л и м о н о в а ,

и с с л е д у я

о с о б е н н о с т и

ф о н е т и к о -

фонематическогонедоразвитии

речи,

проана лизирова ла

у р о в е н ь

сформированности речевого дыхания при речевой патологии всравнении с

нормой.

Автор опыта проанализировала работы современных исследователей по

использованию

в

процессе

формирования

речевого

дыхания

старших

дошкольников

с

речевыми

патологиями

развивающих

технологий.

Это

работы Акименко В.М., Беляковой Л.И., Кукушкиной О.И.и др.

Акименко В.М. в работе «Развивающие логопедические технологии»

описывает

авторскую

технологию

по

использованию

специальных

упражнений и пантомимических сценок [1].

Белякова Л.И. считает важным в работе по формированию речевого

дыхания

логопедический

массаж.

Она

описывает

апробацию

системы

логопедического массажа Дьяковой Е.А. В работе «Использование новых

технологий в логопедии» пишет: «В последнее время приобрел широкую

известность метод логопедического массажа не только среди специалистов

России, но и за рубежом. Автором разработки системы логопедического

массажа

как

новой

коррекционной

технологии,

является

кандидат

наук,

доцент кафедры логопедии МПГУ, старший научный сотрудник ММА им.

И.М. Сеченова, автор более чем 50 печатных работ, в том числе нескольких

монографий, Дьякова Е.А.» [14].

В

процессе

подготовки

опыта

автор

познакомился

с

практическим

опытом использования развивающих технологий в формировании речевого

дыхания

дошкольных

образовательных

организаций Тюменской

области,

Кемеровской

области,

г.

Москвы,

г.

Белгорода

и

конкретных

учителей-

логопедов [2, 4, 6].

Ознакомившись с работами ведущих педагогов в данной

области,

имеющиеся

методики

были

адаптированы

для

использования

в

коррекционной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием

речи в условиях дошкольного логопедического пункта.

Новизна опыта

Новизна

опыта

заключается

в

рационализации,

усовершенствовании

отдельных

сторон

работы

учителя-логопеда,

а

именно

в

использовании

современных

развивающих

технологий

в

работе

над

формированием

речевого дыхания в условиях дошкольного логопедического пункта. Автором

разработан перспективный план формирования речевого дыхания с учетом

традиционных для дошкольного логопедического пункта форм и технологий;

адаптация современных развивающих технологий к условиям дошкольного

7

Сакова Инна Павловна

логопедического

пункта;

апробация

адаптированных

развивающих

технологий.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного

опыта

Данный опыт работы может быть использован учителями-логопедами,

работающими в дошкольных логопедических пунктах и воспитателями групп

дошкольных образовательных организаций.

Раздел II. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является:

обеспечение положительной динамики уровня сформированности речевого

дыхание

у

старших

дошкольников

с

фонетико-фонематиче ским

недоразвитием

речи

через

использование

современных

развивающих

технологий.

Достижение

планируемых

результатов

предполагает

решение

следующих задач:

1.

Изучить

теоретическую

и

методическую

литературу

по

проблеме

использования современных

развивающих

технологий

в

формировании

речевого дыхания у детей с ФФН.

2.

Систематизировать

диагностические

материалы

по

теме

опыта.

Организовать

первичную

диагностику

старших

дошкольников

по

оценке

сформированности

речевого

дыхания

у

детей

старшего

дошкольного

возраста с ФФН.

3.

Организовать

систематическую

планомерную

коррекционную

работу

формированию речевого дыхания у старших дошкольников с ФФН.

4.

Отслеживать

результаты

коррекционной

работы

с

использованием

развивающих технологий при формировании речевого дыхания у старших

дошкольников с ФФН.

Эти задачи решались на разных этапах работы над опытом.

Первый этап. На этом этапе решались задачи по изучению теоретической и

методической

литературы

по

проблеме

использования

развивающих

технологий

в

коррекционной

работе

учителя-логопеда

в

условиях

дошкольного логопедического пункта.

Изучение

словарной,

педагогической,

логопедической

литературы

и

практической работы учителей логопедов

дошкольных образовательных

организаций показало, что тема формирования речевого дыхания у детей с

речевыми патологиями широко представлено в литературе. Определены цели,

задачи

и

принципы

логопедической

работы,

в

основном

обозначено

содержание работы при различных речевых патологиях. Среди основных

форм

работы

в

группах

дошкольных

образовательных

организаций

компенсирующего

и

комбинированного

вида

определены:

занятия,

игры,

игровые задания и упражнения, дыхательная гимнастика. При этом, задачи

формирования речевого дыхания решались, как часть фронтального занятия

из лексической темы и как специальные занятия, построенные на заданиях и

упражнениях только на речевое дыхание. Для организации образовательной

деятельности

в

логопедическом

пункте

эти

формы

работы

не

являются

8

Сакова Инна Павловна

типичными, так как коррекционная работа организуется в индивидуальной

или подгрупповой (2-3 ребенка) форме.

На рис 1. «Направления организации коррекционной работы в условиях

дошкольного

логопедического

пункта»

указаны

основные

направления

организации коррекционной работы по формированию речевого дыхания в

условиях дошкольного логопедического пункта.

Рис. 1 Направления организации коррекционной работы в условиях

дошкольного логопедического пункта

Именно

по

этим

направлениям

определялись

основные

формы

организации образовательной коррекционной деятельности иеё содержание

на втором основном этапе работы над опытом.

Содержание образования и средства достижения цели

Коррекционная работа по развитию речевого дыхания у детей дошкольного

возраста с ФФН делится на пять этапов, которые должны проходить в

строгой последовательности, что указано в таблице 1.

Таблица 1

Этапы формирования речевого дыхания у детей с ФФН

Этапы

работы

Цель коррекционной

работы

Традиционные

формы, методы

и приемы

Современные

развивающие

технологии

Подготовка к

развитию

грудобрюш-

ного

(диафрагмаль

ного) типа

дыхания

Улучшение функции

внешнего дыхания ребенка,

а также развитие ощущений

движения органов дыхания,

главным образом

диафрагмы и передней

стенки живота, что

Дыхательные

игры и

упражнения на

логопедических

занятиях:

«Качели»,

«Бегемотик»,

Здоровьесбере-

гающие

технологии

Телесно -

ориентирован-

ные

технологии.

9

т

р

а

д

и

ц

и

о

н

н

ы

е

ф

о

р

м

ы

р

а

б

о

т

ы

т

р

а

д

и

ц

и

о

н

н

ы

е

ф

о

р

м

ы

р

а

б

о

т

ы

с

в

к

л

ю

ч

е

н

и

е

м

с

о

в

р

е

м

е

н

н

ы

х

м

е

т

о

д

о

в

а

к

т

и

в

и

з

а

ц

и

и

д

о

ш

к

о

л

ь

н

и

к

о

в

р

а

з

в

и

в

а

ю

щ

и

е

т

е

х

н

о

л

о

г

и

и

ф

о

р

м

ы

р

а

б

о

т

ы

п

о

с

о

т

р

у

д

н

и

ч

е

с

т

в

у

с

п

е

д

а

г

о

г

а

м

и

г

р

у

п

п

и

р

о

д

и

т

е

л

я

м

и

Сакова Инна Павловна

Этапы

работы

Цель коррекционной

работы

Традиционные

формы, методы

и приемы

Современные

развивающие

технологии

соответствует

грудобрюшному типу

дыхания.

«Зеркало»,

«Ныряльщики за

жемчугом»

Песочная

терапия

1-3 упражнения

(технология

В.А. Акименко)

Развитие

грудобрюшно

го

(диафрагмаль

ного) типа

дыхания

дальнейшее развитие

сократительной активности

диафрагмальной мышцы,

развитие умения

осуществлять короткий,

резкий вдох и плавный,

длительный выдох,

дифференциация носового и

ротового вдоха и выдоха, а

также развитие

координаторных отношений

между двумя функциями:

дыханием и движениями

туловища или конечностей.

Игры и

упражнения на

развитие

«быстрых вдохов»

– «Собачки»,

«Мышки»,

«Маршировка»,

«Насос», а на

выработку

длительного

неречевого выдоха

– «Воздушный

футбол»,

«Листопад»,

«Осенние листья»

Пальминг;

Использованиеэ

лементов

дыхательной

гимнастики

А.Н.

Стрельниковой

2-3 и 2-4

упражнения

(технология

В.А. Акименко)

Развитие

фонационног

о выдоха

развитие фонационного

(озвученного) выдоха.

Внимание детей

направляется не на

«быстрый вдох», а на

звучание голоса в процессе

выдоха,

способствующееразвитию

координации между

дыханием, голосом и

артикуляцией.

Игры и

упражнения: «Пой

со мной», «Звуки

вокруг нас»,

«Пропоем звук

[л]», «Паровоз» и

др.

Кластеры

Игровые

технологии;

7-8 упражнения

(технология

В.А. Акименко)

Развитие

речевого

дыхания

развитие собственного

речевого дыхания –

правильного сочетания

вдоха и выдоха во время

произнесения слогов, слов и

фраз: говорить необходимо

на выдохе, нельзя добирать

воздух во время

Звуковые речевые

игры:

«Волшебные

слоги», «Веселая

песенка»,

«Веселое

путешествие» и

др.

Игровые

технологии

Информационн

ые технологии

10,15

упражнения

(технология

В.А. Акименко)

10

Сакова Инна Павловна

Этапы

работы

Цель коррекционной

работы

Традиционные

формы, методы

и приемы

Современные

развивающие

технологии

произнесения слов и фраз,

речь должна быть плавной.

Развитие

речевого

дыхания в

процессе

произнесения

текста.

тренировка речевого

дыхания в произнесении

прозаического и

стихотворного текста.

Игры и

упражнения:

«Яблоко» и др.,

занятия по темам:

«Волшебники и

фантазеры»

Синквейны,

Технология

наглядного

моделирования;

Сказкотерапия

1-3 упражнения

(технология

В.А. Акименко)

Вышеперечисленные

виды

развивающих

технологий

нельзя

рассматривать

в

логопедии

как

самостоятельные,

они

становятся

частью

общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух

времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы

для учителя-логопеда.

На начальном этапе работы детям дают элементарные теоретические

представления

о

дыхательной

системе

человека.

Наиболее

эффективной

технологией здесь является создание «дерева дыхания» в форме кластера.

Понятие «дерево дыхания» предложено в медицине доктором Витковским.

Применительно

к

детям

дошкольного

возраста

это

пособие

выглядит

следующим

образом.

На

схематичное

дерево

размещают

поочередно

картинки

органов

дыхания

человека,

сопровождая

рассказом

учителя

логопеда.

Для

полного

заполнения

всех

«листьев

дерева»

картинками

необходимо несколько занятий.

Плакат «дерево дыхания» размещается в

кабинете и напоминает детям о правильном использовании органов дыхания.

Обязательным на всех этапах работы над речевым дыханием является

использование упражнений и пантомимических сценок, разработанных В.А.

Акименко.

Она

пишет:

«У

любого

специалиста,

работающего

с

детьми,

имеющими

речевые

нарушения,

должна

быть

возможность

быстрого

и

эффективного выбора методики для конкретного ребенка» [1]. Интересны

пантомимические

сценки,

которые

автор

опыта

проводит

с

детьми

на

начальном

этапе работы над речевым дыханием. К примеру, упражнение

«Цветочный магазин» - делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При

этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, закрепите вдох толчком

живота, подтяните низ живота (как кашель). После этого начинайте выдох

медленно и плавно на п-ффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра

опускаются, вдох короткий, выдох длинный (Приложение №3).

О д н о й

и з

н а и б о л е е

и н т е р е с н ы х

ф о р м

р а б о т ы

с р е д и

здоровьесберегающих

технологий

является

дыхательная

гимнастика

А.Н.

11

Сакова Инна Павловна

Стрельниковой

(Приложение

№4).

В

настоящее

время

она

широко

используется

в

практике

многих

учителей-логопедов.

В

условиях

логопедического пункта её используют в индивидуальной форме. Комплексы

этой гимнастики подразделяются на части и разделы. Для эффективности

работы

с

данной

гимнастикой

необходима

тесная

связь

с

семьями

воспитанников, так как имеются некоторые противопоказания, и возникает

необходимость частых повторений

Телесно-ориентированные технологии используются для поддержания

работоспособности

на

протяжении

всего

занятия

и

снятия

мышечного

напряжения.

Это:

приёмы

релаксации

по

контрасту

с

напряжением

в

сочетании

с

упражнениями

по

профилактике

нарушений

зрения,

снятия

напряжения глазных мышц - Пальминг. Пальминг - это древнее упражнение

из практики йогов. Применение кинезиологических упражнений (комплекс

движений)

позволяет

активизировать

межполушарное

взаимодействие

у

детей

с

речевыми

нарушениями,

повышать

их

стрессоустойчивость,

улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и

внимания, настроения и самочувствия (Приложение №5).

Среди

игровых

технологий

выделяются

задачные,

компьютерные,

диалоговые, тренинговые и др. Проблема применения игровых технологий в

образовательном

процессе

в

педагогической

теории

и

практики

не

нова.

Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день

остаются

«инновационной

технологией».

Целью

использования

игровой

технологии в логопедической практики является повышение мотивации к

занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы,

развитие

высших

психических

функций.

Игрушка,

как

герой

помогает

создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.

Технология

наглядного

моделирования.

Традиционная

технология

наглядного моделирования позволяет детям наглядно видеть длительность

произношения звука на выдохе или просто длительность безречевого выдоха

(модель длительности выдоха).

Информационные технологии важны при подборе иллюстративного и

дидактического

материала

к

занятиям,

дополнительного

познавательного

материала к играм и упражнениям.

Одной из эффективных и доступных технологий в логопедической науке

является песочная терапия. Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф

(швейцарский юнгианский аналитик) считает, что метод песочной терапии

отличается

от

других

форм

арт-терапии

простотой

манипуляций,

возможностью создания новых форм, кратковременностью существования

создаваемых образов.

В

логопедии

песочная

терапия

используется

для

формирования

длительного

неречевого

выдоха.

К

примеру,

дыхательные

упражнения

«Найди

друга»

или

игра

«Песочный

ветер».

Детям

предлагается

сказать

приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране,

задувая

предметы

в

песок;

можно

также

выдувать

углубления,

ямки

на

12

Сакова Инна Павловна

поверхности песка (озера, вулканы, горы). Для этих игр можно используются

одноразовые трубочки для коктейля. При выдохе ребенок легко дует на свои

ладони с песком, сдувая его в песочницу.Закончить игры с песком можно

стихами:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Таким образом, делаем выводы о том, что развивающие технологии в

деятельности

учителя-логопеда

при

систематическом

использовании

становятся

перспективным

средством

коррекционной

работы

с

детьми,

имеющими фонетико-фонематические нарушения речи (приложение №6).

Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и

помогают

достижению

максимально

возможных

успехов

в

преодолении

речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной

логопедической помощи инновационные методы и технологии, не требуя

особых

усилий,

оптимизируют

процесс

коррекции

речи

детей

и

способствуют оздоровлению всего организма.

Систематическая

и

целенаправленная

коррекционно-развивающая

работа

по

развитию

речевого

дыхания

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

речевыми

нарушениями

позволит

повысить

уровень

сформированности данной функции.

Раздел III. Результативность опыта

На третьем этапе работы над опытом была проанализирована динамика

сформированности речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием

речи

по

методике Е.Ф.

Архиповой с элементами методики А.И. Максакова.

В

таблице

1

указаны

показатели

обследования

по

результатам

диагностики за три последних года (итоговые таблицы по учебным годам

указаны в приложении 2). Средние показатели по результатам выполнения

четырех заданий указаны в таблице 2

Таблица 2

Средние показатели по результатам выполнения четырех заданий

Уровень

2013-2014 уч год

(%)

2014-2015 уч год

(%)

2015-2016 уч год

(%)

Очень низкий

6,3

0

0

Низкий

50

37,5

28,1

Средний

31,3

53,1

45

Высокий

9,4

9,4

12,5

Как

видим,

количество

детей

с

низким

уровнем

сформированности

речевого дыхания снизился на 21,9% (с 50 % до 28,1%),. Количество старших

13

Сакова Инна Павловна

дошкольников

со

средним

уровнем

сформированности

речевого

дыхания

увеличилось

на

13,7

%

31,3%

до

45%).

Высокий

уровень

сформированности речевого дыхания на май 2016 года был зафиксирован у

12,5%

детей

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием

речи.

Этот

показатель увеличился на 3,1% (с 9,4% до 12,5%).

Более

наглядно

эти

результаты

указаны

на

рис.2

«Динамика

сформированности речевого дыхания»

О

ч

е

н

ь

н

и

з

к

и

й

Н

и

з

к

и

й

С

р

е

д

н

и

й

В

ы

с

о

к

и

й

0

10

20

30

40

50

60

6,3

50

31,3

9,4

0

28,1

45

12,5

2013-2014 уч год (%)

2014-2015 уч год (%)

2015-2016 уч год (%)

%

Рис. 2 Динамика сформированности речевого дыхания

Таким образом, результаты диагностики на конец 2015-2016 учебного

года доказали результативность использования выбранных технологий, форм

и методов работы.

14

Сакова Инна Павловна

Библиографический список:

1.

Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко.

Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.

2.

Артемьева,

Н.Н.

Развитие

речевого

дыхания

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

ОНР

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

s://solncesvetразвитие-речевого-дыхания-у-детей-ста/,

свободный.

-

Загл. с экрана.

3.

Белякова,

А.И.,

Гончарова

Н.Н.,

Шишкова,

Т.Г.

Методика

развития

речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

- М.: Книголюб,

2004. – 56 с.

4.

Горчакова, А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления

нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, № 2. –С.

29-30.

5.

Зубко, И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, 2007. № 4. – 114-120 С.

6.

Кабарова, И.П. Коррекционно-развивающие технологии в логопедической

работе с детьми, имеющими нарушение речевого развития. [Электронный

ресурс]. – Режим доступа: s://infourokstatya-korrekcionnorazvivayuschie-

tehnologii-v-rabote-logopeda-1172326.html/, свободный. - Загл. с экрана.

7.

Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Хлоп-топ. М., Гном и Д, 2003. –

21с.

8.

Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников. – СПб, Союз, 2001. -256 с.

9.

Новиковская

О.А.

Развиваем

общие

речевые

навыки.

//

Дошкольная

педагогика.- 2001. - №2. – С. 44-46.

10. Поворова, И.А. Практикум для заикающихся. Санкт-Петербург: Союз,

1 9 9 9

[ Э л е к т р о н н ы й

р е с у р с ] .

Р е ж и м

д о с т у п а :

yandexclck/jsredir?from, свободный. - Загл. с экрана.

11. Рамачарака,

Йог

Наука

о

дыхании

индийских

йогов.

Дыхание

по

восточным методам как средство физического, умственного, душевного и

духовного

развития. –

Петроград:

1916.

[Электронный

ресурс]:

Режим

д о с т у п а : log-inbooks/nauka-o-dykhanii-indiiyskikh-iyogov-iyog-

ramacharaka-rukovodstva/, свободный. - Загл. с экрана

12. Уильям Бейтс Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. - М.: 1990.

[Электронный

ресурс]:

Режим

до ступа: modernlibbooks/beyts,

свободный. – Загл. с экрана.

13. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития

речи у

детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – СПб: Айрис-Пресс,-

2008. – 224 С.

14. Ястребов, Л.И. Развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного

возраста с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

[studbooks/1307226/psihologiya/, свободный. - Загл. с экрана.

15

Сакова Инна Павловна

Приложение

1.

Приложение №1 - Диагностическая методика «Оценка сформированности

речевого

дыхания».

Автор

методики

Е.Ф.

Архиповой

с

элементами

методики А.И. Максакова.

2.

Приложение №2 - Протоколы обследования речевого дыхания у детей с

фонетико-фонематическим недоразвитие речи

3.

Приложение

№3

- Комплекс

дыхательных

упражнений

(технология

Акименко В.М.)

4.

Приложение №4 – Комплексы парадоксальной дыхательной гимнастики

А.Н. Стрельниковой.

5.

Приложение №5 - Пальминг – гимнастика для глаз

6.

Приложение

№6

План

конспект

подгруппового

занятия

на

формирование речевого дыхания у старших дошкольников с ФФН

16



В раздел образования