Автор: Новикова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: г. Малая Вишера Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы"
Раздел: дошкольное образование
«ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ
ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
«Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок,
который мы можем ему сделать».
Уважаемые
коллеги,
хочу
поделиться
с
вами
опытом
работы
по
ознакомлению
детей
второй
младшей
группы
(3-4
года)
с
книжной
культурой, детской литературой. Ведь
книга является неотъемлемой частью
жизни
ребенка
дошкольного
возраста.
Я
не
открыла
никаких
новых
методик,
просто
в
процессе
работы
выявились
некоторые
приемы
и
способы, которые позволили мне наиболее продуктивно вести данную
работу.
Все дети любят рифмованную речь, поэтому на начальном этапе я
подобрала интересные и выразительные произведения русского народного
творчества:
песенки,
потешки
(для
одевания,
умывания,
утишения,
хвальбы и т.п.), прибаутки,
забавные игровые приговорки, активно их
использовала в образовательном процессе, в ходе режимных моментов, в
повседневной
жизни
детей.
Этот
прекрасный
речевой
материал
дети
быстро запоминали, начинали сами употреблять в подходящих ситуациях.
Когда
мы
перешли
к
чтению
стихов
детских
поэтов,
у
детей
уже
выработалась привычка четко воспринимать на слух рифмованную речь,
понимать содержание, они более полно могли слышать и сопереживать.
Чтобы усвоить и закрепить прочитанное, мы часто проигрывали ситуации,
описанные
в
литературных
произведениях.
Это
создавало
живой
эмоциональный фон, помогало сохранить интерес к чтению. Это не было
театрализацией, это была именно игра по сюжету. Дети добавляли какие-то
свои
изменения,
варианты.
Такие
игры
способствуют
раскрепощению
ребенка, развитию фантазии, умению взаимодействовать с друзьями. И
вызывают интерес к чтению – а в какую еще игру мы сможем поиграть?
1
Следующим этапом было чтение русских народных сказок. Русские
сказки – это, по-моему, настоящие стихи в прозе. Они ритмичны, слова в
них очень точно подобраны и расставлены. Они легко воспринимаются на
слух,
легко
запоминаются,
они
добры
и
полны
юмора.
Дети
с
удовольствием
слушали
чтение
воспитателя,
записи
на
электронных
носителях. И по собственной инициативе включали сюжеты сказок в свою
игровую деятельность. Сказки стали пособием не только на занятиях по
развитию речи, знакомству с книжной культурой. Они очень помогали
создать
мотивацию,
вызвать
интерес
и
в
других
видах
детской
деятельности. Этому опять-таки способствовало то, что сюжеты сказок
легко входят в игру, в, казалось бы, не связанную с литературой и книгой
деятельность. И в свою очередь, такая включенность в деятельность детей
литературных произведений, вызывала интерес к чтению, к книжке. Детям
было интересно узнавать, а что еще нового и удивительного скрывается за
обложкой книги. Естественно, мы читали не только стихи и сказки. Но
детская литература для этого возраста дает замечательную возможность
использовать в игре сюжеты книг, открывая детям окружающий мир и
п о м о г а я
п о н я т ь
с е б я
в
э т о м
м и р е .
Эти игры на литературные сюжеты оказали большое влияние на
развитие
речи
детей.
Поскольку
игра
была
на
знакомый
сюжет,
дети
стремились использовать услышанные и отложившиеся в памяти слова и
целые фразы. Речь детей заметно обогащалась, становилась свободнее,
образней. Этому способствовала и еще одна форма работы с литературой,
которая очень нравится нам всем. Это встречи с библиотекарем «В гости
книжка к нам пришла». На этих встречах дети не просто знакомятся с
очередной
книжкой.
Они
пытаются
вспомнить
содержание
книг
прочитанных раньше, обсудить вновь прочитанное произведение, учатся
делиться впечатлениями, отвечать на вопросы, рассматривают картинки
(иллюстрации)
в
книгах
и
пробуют
их
оживить,
проиграть
через
творческие
игры:
«Оживи
картинку»,
«Придумай
новую
сказку»,
2
отгадывают загадки, рисуют, высказывают свое мнение о соответствии
изображения и содержания прочитанного. Конечно, пока это достаточно
примитивно, на уровне «мне нравится, не нравится», но это дает толчок
развитию
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической
речи.
И как закономерный итог – театрализация. Детям очень нравилось
ощущать
себя
внутри
сказки.
Они
активно
«проживали»
жизнь
персонажей. И хотели показать это зрителям. Чтобы удовлетворить эту
потребность
детей
мы
все
вместе:
воспитатель
и
дети
подготовили
спектакль по сказке «Курочка ряба». Родители приняли активное участие в
подготовке костюмов и декораций. «Артисты» очень старательно готовили
свои роли. Первыми зрителями были, конечно, родители. А затем мы
показали наш спектакль детям из других групп. Всем очень понравилось,
действительно
понравилось,
сужу
не
только,
по
отзывам,
но
и
по
непосредственной реакции зрителей. Сейчас мы выбираем материал для
нового спектакля, т.е. читаем, играем, обсуждаем. Что ценно – дети сами
п р е д л а г а ю т
п р о ч и т а т ь
в с е м
т о ,
ч т о
и м
ч и т а л и
д о м а .
Какой же вывод я хочу сделать из выше изложенного? Игра на основе
литературного сюжета является отличной мотивацией при ознакомлении
детей с детской литературой, прекрасно помогает в развитии речи детей,
способствует развитию фантазии, свободы в общении со сверстниками и
взрослыми. Конечно, это не ново, мы все стараемся обучать детей в игре,
но сюжетная литературная игра все-таки редко используется нами. А из
моего опыта видно, что это очень действенное средство. Надеюсь, моя
небольшая статья будет вам полезна, как мотивационный, побудительный
материал.
3