Напоминание

"Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы"


Автор: Новикова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: г. Малая Вишера Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ

ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

«Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок,

который мы можем ему сделать».

Уважаемые

коллеги,

хочу

поделиться

с

вами

опытом

работы

по

ознакомлению

детей

второй

младшей

группы

(3-4

года)

с

книжной

культурой, детской литературой. Ведь

книга является неотъемлемой частью

жизни

ребенка

дошкольного

возраста.

Я

не

открыла

никаких

новых

методик,

просто

в

процессе

работы

выявились

некоторые

приемы

и

способы, которые позволили мне наиболее продуктивно вести данную

работу.

Все дети любят рифмованную речь, поэтому на начальном этапе я

подобрала интересные и выразительные произведения русского народного

творчества:

песенки,

потешки

(для

одевания,

умывания,

утишения,

хвальбы и т.п.), прибаутки,

забавные игровые приговорки, активно их

использовала в образовательном процессе, в ходе режимных моментов, в

повседневной

жизни

детей.

Этот

прекрасный

речевой

материал

дети

быстро запоминали, начинали сами употреблять в подходящих ситуациях.

Когда

мы

перешли

к

чтению

стихов

детских

поэтов,

у

детей

уже

выработалась привычка четко воспринимать на слух рифмованную речь,

понимать содержание, они более полно могли слышать и сопереживать.

Чтобы усвоить и закрепить прочитанное, мы часто проигрывали ситуации,

описанные

в

литературных

произведениях.

Это

создавало

живой

эмоциональный фон, помогало сохранить интерес к чтению. Это не было

театрализацией, это была именно игра по сюжету. Дети добавляли какие-то

свои

изменения,

варианты.

Такие

игры

способствуют

раскрепощению

ребенка, развитию фантазии, умению взаимодействовать с друзьями. И

вызывают интерес к чтению – а в какую еще игру мы сможем поиграть?

1

Следующим этапом было чтение русских народных сказок. Русские

сказки – это, по-моему, настоящие стихи в прозе. Они ритмичны, слова в

них очень точно подобраны и расставлены. Они легко воспринимаются на

слух,

легко

запоминаются,

они

добры

и

полны

юмора.

Дети

с

удовольствием

слушали

чтение

воспитателя,

записи

на

электронных

носителях. И по собственной инициативе включали сюжеты сказок в свою

игровую деятельность. Сказки стали пособием не только на занятиях по

развитию речи, знакомству с книжной культурой. Они очень помогали

создать

мотивацию,

вызвать

интерес

и

в

других

видах

детской

деятельности. Этому опять-таки способствовало то, что сюжеты сказок

легко входят в игру, в, казалось бы, не связанную с литературой и книгой

деятельность. И в свою очередь, такая включенность в деятельность детей

литературных произведений, вызывала интерес к чтению, к книжке. Детям

было интересно узнавать, а что еще нового и удивительного скрывается за

обложкой книги. Естественно, мы читали не только стихи и сказки. Но

детская литература для этого возраста дает замечательную возможность

использовать в игре сюжеты книг, открывая детям окружающий мир и

п о м о г а я

п о н я т ь

с е б я

в

э т о м

м и р е .

Эти игры на литературные сюжеты оказали большое влияние на

развитие

речи

детей.

Поскольку

игра

была

на

знакомый

сюжет,

дети

стремились использовать услышанные и отложившиеся в памяти слова и

целые фразы. Речь детей заметно обогащалась, становилась свободнее,

образней. Этому способствовала и еще одна форма работы с литературой,

которая очень нравится нам всем. Это встречи с библиотекарем «В гости

книжка к нам пришла». На этих встречах дети не просто знакомятся с

очередной

книжкой.

Они

пытаются

вспомнить

содержание

книг

прочитанных раньше, обсудить вновь прочитанное произведение, учатся

делиться впечатлениями, отвечать на вопросы, рассматривают картинки

(иллюстрации)

в

книгах

и

пробуют

их

оживить,

проиграть

через

творческие

игры:

«Оживи

картинку»,

«Придумай

новую

сказку»,

2

отгадывают загадки, рисуют, высказывают свое мнение о соответствии

изображения и содержания прочитанного. Конечно, пока это достаточно

примитивно, на уровне «мне нравится, не нравится», но это дает толчок

развитию

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи.

И как закономерный итог – театрализация. Детям очень нравилось

ощущать

себя

внутри

сказки.

Они

активно

«проживали»

жизнь

персонажей. И хотели показать это зрителям. Чтобы удовлетворить эту

потребность

детей

мы

все

вместе:

воспитатель

и

дети

подготовили

спектакль по сказке «Курочка ряба». Родители приняли активное участие в

подготовке костюмов и декораций. «Артисты» очень старательно готовили

свои роли. Первыми зрителями были, конечно, родители. А затем мы

показали наш спектакль детям из других групп. Всем очень понравилось,

действительно

понравилось,

сужу

не

только,

по

отзывам,

но

и

по

непосредственной реакции зрителей. Сейчас мы выбираем материал для

нового спектакля, т.е. читаем, играем, обсуждаем. Что ценно – дети сами

п р е д л а г а ю т

п р о ч и т а т ь

в с е м

т о ,

ч т о

и м

ч и т а л и

д о м а .

Какой же вывод я хочу сделать из выше изложенного? Игра на основе

литературного сюжета является отличной мотивацией при ознакомлении

детей с детской литературой, прекрасно помогает в развитии речи детей,

способствует развитию фантазии, свободы в общении со сверстниками и

взрослыми. Конечно, это не ново, мы все стараемся обучать детей в игре,

но сюжетная литературная игра все-таки редко используется нами. А из

моего опыта видно, что это очень действенное средство. Надеюсь, моя

небольшая статья будет вам полезна, как мотивационный, побудительный

материал.

3



В раздел образования