Напоминание

"Практическая орфоэпия"


Автор: Оссовская Мария Петровна
Должность: профессор кафедоры сценической речи
Учебное заведение: Театрального инстита имени Бориса Щукина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Практическая орфоэпия"
Раздел: высшее образование





Назад




Введение

Рабочая программа учебной дисциплины «Практическая орфоэпия»

разработана

н а

о с н о в а н и и

Федерального

го суд а р с т ве н н о го

образовательного стандарта высшего профессионального образования по

направлению подготовки (специальности) 52.05.01 Актерское искусство,

утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 24.12.2010 г. № 2058; учебного плана подготовки студентов,

одобренного

Ученым

советом

(Протокол

1

от

28.09.2011

г.)

и

утвержденного ректором института.

Трудоемкость курса «Сценическая речь» составляет 1 зачетная

единица (36 часов). Структурно курс состоит из разделов и тем.

Формы контроля – зачет без оценки в седьмом семестре для

студентов очной формы.

Данный вариант программы подготовлен для студентов актерского

факультета Театрального института имени Бориса Щукина.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели:

развитие

и

усовершенствование

природных

речевых

и

возможностей будущих актеров;

воспитание

орфоэпической

культуры

актера,

а

именно

владение навыками устной речи и нормированного произношения

русского языка.

Задачи:

приобретение безупречной, ненавязчивой дикции;

развитие речевого слуха;

овладение образцовым произношением согласно современным

нормам русского языка;

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной

программы

Учебная дисциплина «Практическая орфоэпия» – дисциплина по

выбору

вариативной

части

профессионального

цикла

основной

1

образовательной

программы

высшего

образования

по

направлению

подготовки (специальности) 52.05.01 Актерское искусство.

Занятия по данной дисциплине проводятся по группам. Студентам

необходимо

научиться

самостоятельно

отрабатывать

отдельные

навыки

нормированного произношения по индивидуальному заданию педагога.

Начиная с приобретения элементарных речевых технических

навыков, постепенно усложняя задачи, предмет «техника речи» (дыхание,

голос, дикция, орфоэпия, логика речи, стихосложение) переходит в предмет

«художественное чтение».

3.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование

следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

а) общекультурные компетенции:

способность

к

социальному

взаимодействию

на

основе

принятых

моральных

и

правовых

норм,

с

уважением

к

историческому

наследию

и

культурным

традициям,

а

также

с

толерантностью

к

другим

национальным

культурам,

со

способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, с

владением

методами

конструктивного

разрешения

конфликтных

ситуаций (ОК-7);

владение

средствами

самостоятельного,

методически

правильного использования методов физического самовоспитания и

укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня

физической

подготовленности

для

обеспечения

полноценной

социальной и профессиональной деятельности (ОК-9).

б) профессиональные компетенции:

способность к работе в многонациональном коллективе, в том

числе

и

над

междисциплинарными,

инновационными

проектами,

способность в качестве сотрудника участвовать в

формировании

команды,

принимать

решения

в

ситуациях

риска,

учитывая

цену

ошибки и оказывать помощь коллегам (ПК-2);

способность на научно – практической основе организовать

свой

труд,

самостоятельно

и

критично

оценить

результаты

2

собственной

деятельности,

владеть

навыками

самостоятельной

работы в сфере художественно-творческой деятельности (ПК-3);

готовность

к

саморазвитию,

повышению

квалификации

и

мастерства (ПК-9);

в художественно-творческой деятельности:

умение

общаться

со

зрительской

аудиторией

в

условиях

сценического представления, концерта, а также исполнять роль перед

кино- (теле-) камерой в студии (ПК-11);

готовность проявлять творческую инициативу во время работы

над ролью в спектакле, кино-, телефильме, цирковом или эстрадном

представлении (ПК-12);

способность

работать

в

творческом

коллективе

в

рамках

единого художественного замысла (ПК-13);

свободно

владеть

государственным

языком

Российской

Федерации – русским (артисты, прошедшие целевую подготовку для

работы

в

национальном

театре

республики

или

национального

округа Российской Федерации – языком соответствующего народа),

владеть искусством речи как национальным культурным достоянием

(ПК-14);

способность

к

овладению

авторским

словом,

образной

системой произведения, его содержательной, действенной, стилевой

природой (ПК-15);

умение

органично

использовать

все

возможности

речи,

ее

дикционной,

интонационно-мелодической

и

орфоэпической

культуры,

способность

вести

роль

в

необходимом

темпо

ритмическом,

интонационно

мелодическом

и

жанрово

стилистическом ансамбле с другими исполнителями (ПК-16);

умение с помощью актерского тренинга поддерживать свою

внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое

состояние (ПК-21);

в педагогической деятельности:

готовность проводить речеголосовые тренинги (ПК-23);

умение

работать

с

педагогической

и

искусствоведческой

литературой, анализировать произведения литературы и искусства,

пользоваться

профессиональными

понятиями

и

терминологией

(ПК-25).

3

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

теоретические и практические основы орфоэпии;

специфику речи на сцене и в кадре;

методы тренинга и избавления от говора (диалектных

произносительных неточностей)

Уметь:

работать

в

творческом

коллективе

в

рамках

единого

художественного замысла;

органично включать в творческий процесс все возможности

выразительной речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и

орфоэпической культуры;

профессионально

воздействовать

словом

на

партнера

в

сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и

приспособления речи;

создавать яркую речевую манеру и характерность образа;

вести

роль

в

едином

темпо-ритмическом,

интонационно-

мелодическом

и

жанрово-стилистическом

ансамбле

с

другими

исполнителями;

логически

мыслить

и

логично

говорить

в

условиях

сцены

и

профессионального общения в жизни.

Владеть:

способностью

к

общению

со

зрительской

аудиторией

в

условиях сценического представления (работы перед кино- (теле-)

камерой в студии);

искусством речи как национальным культурным достоянием;

мастерством

проведения

речеголосовых

и

орфоэпических

тренингов;

культурой мышления.

4. Структура дисциплины

Общая

трудоемкость

дисциплины

составляет

1

зачетная

единица,

36 часов.

Виды учебных занятий

Всего зачетных единиц/часов

4

очная форма обучения

заочная форма обучения

Аудиторные занятия

(всего)

0,67/24

-

В том числе:

Лекции

0,33/12

-

Практические занятия

0,33/12

-

Контроль самостоятельной

работы

-

-

Самостоятельная работа

(всего)

0,33/12

-

Формы контроля

7 сем. – зачет без оценки

-

Общая трудоемкость час.

зач.ед.

36

-

1

-

4.1.

Разделы, темы дисциплины, виды и трудоемкость

учебной

работы

Очная форма обучения

п/п

Наименование разделов и

тем дисциплины

Всего

зач.ед./

часов

Виды учебной работы и

трудоемкость (в часах)

Аудиторные

занятия

Фор

мы

конт

роля

Сам.

раб.

Всего

Лекц

Прак

Семестр 7

Трудоемкость дисциплины за

семестр час.

зач.ед.

36

24

12

12

зач.

без

оц

12

1

0,67

0,33

0,33

-

0,33

1.

Раздел 1. Введение в

дисциплину

6

4

2

2

-

2

1.1.

Тема 1. Норма произношения –

московский говор

3

2

1

1

-

1

1.2.

Тема 2. Индивидуальные

недостатки речи

(неточности

произношения)

3

2

1

1

-

1

2.

Раздел 2. Ударение в слове

6

4

2

2

-

2

2.1.

Тема 1. Изучение ритмических

конструкций слов

6

4

2

2

-

2

5

3.

Раздел 3. Произношение

гласных звуков

6

4

2

2

-

2

3.1.

Тема 1. Понятие редукции.

Таблица редукции

безударных гласных

1,5

1

0,5

0,5

-

0,5

3.2.

Тема 2. Правила йотации

гласных

1,5

1

0,5

0,5

-

0,5

3.3.

Тема 3. Произношение сочетаний

гласных АО; ОО; ОА; АА

и сочетаний гласных ЕИ;

ЕУ; ЕА; ЕО

3

2

1

1

-

1

4.

Раздел 4. Произношение

согласных звуков

6

4

2

2

-

2

4.1.

Тема 1. Произношение согласных:

Г; Ш, Ж, Ц; Ч, Щ.

0,5

0,5

-

0,5

-

-

4.2.

Тема 2. Закон ассимиляции

(уподобления)

0,5

0,5

0,5

-

-

-

4.3.

Тема 3. Слова с окончанием –БЛЬ;

-ВЛЬ

0,5

-

-

-

-

0,5

4.4.

Тема 4. Произнесение некоторых

сочетаний согласных.

(СШ-ЖШ; СЖ-ЗЖ; СЧ-

ЗЧ; ЩЧ; СЩ-ЗЩ; ЖЧ;

ТЩ; ТЧ-ДЧ; ТЦ-ДЦ; ТС-

ДС; ЧТ;ЧН)

2,5

1,5

0,5

1

-

1

4.5.

Тема 5.Произношение имен и

отчеств

1

1

0,5

0,5

-

-

4.6.

Тема 6. Смягчение согласных

1

0,5

0,5

-

-

0,5

5.

Раздел 5. Произношение

отдельных

грамматических форм

6

4

2

2

-

2

5.1.

Тема 1. Произношение окончаний

прилагательных и

некоторых глагольных

окончаний

6

4

2

2

-

2

6.

Раздел 6. Произношение

заимствованных слов

6

4

2

2

-

2

6.1.

Тема 1. Произношение Е и Э в

заимствованных словах

3

2

1

1

-

1

6.2.

Тема 2. Практическая работа над

прозаическим материалом

3

2

1

1

-

1

6.3.

Зачет

-

-

-

-

-

-

6

Семестр 7

Общая трудоемкость час.

дисциплины

зач.ед.

36

24

12

12

зач.

без

оц

12

1

0,67

0,33

0,33

-

0,33

5. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в дисциплину

Тема 1. Норма произношения – московский говор

Цели, задачи и место предмета в основной образовательной

программе.

Нормы

литературного

языка.

Нормы

литературного

произношения. Работа со словарем. Отличие устной и письменной речи.

Старомосковское

и

современное

произношение.

Прослушивание

эталонных записей актёров и чтецов для выработки профессиональных

речевых критериев.

Тема 2. Индивидуальные недостатки речи (неточности произношения)

Выявление

индивидуальных

орфоэпических

неточностей

произношения. Понятие «профессиональная речь». Выработка критериев

оценки речи учащихся.

Раздел 2. Ударение в слове

Понятие ударения в слове. Разноместность ударения. Практические

упражнения

на

развитие

речевого

слуха.

Понятие

ударного

слога

и

безударного слога. Их взаимодействие.

Тема 1. Изучение ритмических конструкций слов

Координация внимания и свободы мышц, координация внимания и

речевого слуха, координация внимания и исправления индивидуальных

речевых

недостатков.

Практические

упражнения,

направленные

на

закрепление полученных навыков.

7

Раздел 3. Произношение гласных звуков

Тема 1. Понятие редукции. Таблица редукции безударных гласных

Произношение безударных гласных А, О, Е, Я. Понятия:

«качественная редукция» и «количественная редукция». Ударные гласные

А, О, У, Э после Ч, Щ. Безударная гласная А после Ч, Щ. Предударная А

после

Ш,

Ж,

Ц.

Гласный

И

как

Ы.

Практические

упражнения,

направленные на закрепление полученных навыков.

Тема 2. Правила йотации гласных

Правила йотации. Практические упражнения, направленные на

закрепление полученных навыков. Сочетание безударных АО; ОА; АА;

ОО. Сочетание безударных ЕИ; ЕУ; ЕА; ЕО. Практические упражнения,

направленные на закрепление полученных навыков.

Раздел 4. Произношение согласных звуков

Тема 1. Произношение согласных Г; Ш,Ж,Ц; Ч,Щ.

Произношение согласных Г; Ш,Ж,Ц; Ч,Щ. Нормы сценической речи и

современного произношения.

Тема 2. Закон ассимиляции (уподобления)

Закон ассимиляции. Звонкие согласные в конце слова.

Тема 3.

Слова с окончанием –БЛЬ; -ВЛЬ

Слова с окончанием –БЛЬ; -ВЛЬ

Тема 4. Произношение некоторых сочетаний согласных.

(СШ-ЖШ; СЖ-ЗЖ; СЧ-ЗЧ; ЩЧ; СЩ-ЗЩ; ЖЧ; ТЩ; ТЧ-ДЧ;

ТЦ-ДЦ; ТС-ДС; ЧТ;ЧН)

Произношение некоторых сочетаний согласных. (СШ-ЖШ; СЖ-ЗЖ;

СЧ-ЗЧ; ЩЧ; СЩ-ЗЩ; ЖЧ; ТЩ; ТЧ-ДЧ; ТЦ-ДЦ; ТС-ДС; ЧТ;ЧН)

8

Тема 5. Произношение имен и отчеств

Произношение имен и отчеств. Транскрибирование текстов.

Получение навыков точного произношения.

Тема 6. Смягчение согласных

Смягчение согласных. Выпадение согласных звуков. Орфоэпический

разбор текстов. Получение навыков точного произношения

Раздел 5 . Произношение отдельных грамматических форм

Тема 1.

Произношение окончаний прилагательных и некоторых

глагольных окончаний

Окончания отдельных форм прилагательных. Окончания глаголов на

–СЯ;

–СЬ;

на

-АТ;

-ЯТ;

на

–ТСЯ;

--ТСЬ.

Практические

упражнения,

направленные на закрепление полученных навыков.

Раздел 6. Произношение заимствованных слов

Тема 1. Произношение Е и Э в заимствованных словах

Произношение буквы Е и Э. Безударный «О» в иноязычных словах.

Транскрибирование. Получение навыков точного произношения.

Тема 2. Практическая работа с художественным прозаическим

материалом

Транскрибирование художественных текстов. Воспитание навыка

совмещения теоретических положений с профессиональной практикой

Тема 2. Контрольный урок по специально составленным билетам

Разбор текстов из русской классической литературы. Чтение с листа.

Контроль сценической речи студентов на предмете «мастерство актера».

9

6. Уровень требований и критерии оценок

Контроль овладения студентами дисциплины «Практическая

орфоэпия» подразделяется на текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и

консультирования

студентов,

по

результатам

практических

занятий.

Формы текущего контроля знаний и умений: проверка домашних заданий

на

индивидуальных

и

групповых

занятиях,

выраженная

в

подборе

необходимых литературных примеров, в демонстрации приготовленных

этюдов

(на

заданные

педагогом

темы),

в

самостоятельном

изучении

и

осознанном знании теоретических основ предмета.

Контроль внеаудиторной самостоятельной учебной работы (вид

текущего контроля) реализуется в ходе каждого занятия.

Промежуточный контроль проводится в конце изучения каждого

раздела в форме контрольных уроков.

Итоговый контроль проводится в форме зачета без оценки.

Оценка работы студентов осуществляется комплексно с учетом:

оценки по итогам текущего контроля;

оценки по итогам промежуточного контроля;

оценки итогового освоения практических навыков в ходе зачета.

7. Вопросы по теоретическим основам дисциплины

Основные вопросы к контрольному уроку по орфоэпии

Напишите 5 слов

и сделайте орфоэпический разбор

и точно

произнесите:

1.

с ритмом/ — ;

2.

с ритмом— / — ;

3.

с ритмом— — / ;

4.

с ритмом -— /;

5.

с ритмом/ — — ;

6.

используя правила йотации гласных;

7.

с началом слов на безударные гласные О, Е, Я;

8.

с сочетаниями гласных ОО, ОА, АО, АА (в корне слов или на

стыке);

9.

используя правило произношения прилагательных на –ЫЕ, –

ИЕ;

10

10.

«предлог + слово», в которых предлоги НА, ЗА, ПО будут

сначала в предударной позиции, а затем в безударной;

11.

Как звучит правило, встречающееся в этих словах? Всегда ли

так будет произноситься: в итоге,

с

интригой,

под игрой,

над

Истрой, кот и мышь?

Напишите 5 слов, произнесите точно. Объясните произношение:

12.

в которых встречается сочетание согласных СШ, ЗШ (в корне и

на стыке слов);

13.

в которых встречается сочетание согласных СЖ, ЗЖ (в корне и

на стыке слов);

14.

в которых встречается сочетание согласных СЧ, ЗЧ (в корне и

на стыке слов);

15.

в которых встречается сочетание согласных ТЧ, ДЧ (в корне и

на стыке слов).

16.

Как в современной речи произносится сочетание ЧН?

17.

Как в современной речи произносится сочетание ЧТ?

18.

Напишите 6 слов, используя правило ассимиляции согласных.

В каких случаях не происходит ассимиляции.

19.

Произнесите: дрожжи, вожжи, позже, жжёт, сожжённая,

жужжание.

20.

Напишите

6

слов,

используя

правило

произношения

слов,

оканчивающихся на звонкий согласный.

Проставьте ударение. Произнесите. Например:

а) на оптовом рынке были закуплены овощи: свекла, морковь,

картофель, лук;

б) бочковое пиво гораздо качественнее, чем бутылочное;

в) журнал «Апостроф» уведомил читателей о проходивших по средам

семинарах;

г) украинская танцовщица тотчас убыстрила шаг;

д) от одного слова да на век ссора.

Протранскрибируйте предложение. Например:

а) подморозило. Выпал тонкий снежок;

б) день побелел, и небо было сухое светлое, но серое, будто над головой

протянули вымытую, подмёрзшую холстину.

(К. Паустовский)

8. Основные вопросы к контрольному уроку по логике речи

11

1.

Действие, задача, сверхзадача.

2.

Видения. Перспектива.

3.

Подтекст и контекст.

4.

Новое понятие.

5.

Сравнения.

6.

Противопоставления и сопоставления.

7.

Средства речевой выразительности.

8.

Речевой такт, логическая пауза и логическое ударение.

9.

Виды пауз.

10. Знаки препинания.

11.

Не читаемые запятые.

12.

Вводные слова и фразы.

13.

Инверсия.

14.

Определения.

15.

Дополнения и обстоятельства.

16.

Перечисления.

17.

Повторные слова, обобщающие слова, групповые

наименования.

18.

Период.

Разберите и прочитайте. Подбор текстов М.Н. Радциг. Например:

Как невозможно удержать кашля – сколько ни удерживай, он вырвется,

хотя бы это было при слушании слов самого великого человека или при

самой прекрасной и торжественной музыке, так невозможно удержаться

теперь у нас, в России, от высказывания, от крика боли при созерцании

тех ужасов, которые так спокойно совершаются.

(Л. Толстой)

Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою

хотите роскошною природой, накиньте на эту природу какое угодно

прозрачное и синее небо, я все-таки везде найду милые мне серенькие

тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моем сердце,

потому что душа моя хранит их, как лучшее свое достояние.

(М. Салтыков-Щедрин)

12

Театр ничуть не безделица… Это такая кафедра, с которой можно

много сказать миру добра. Отделите только собственно называемый

высший театр от всяких балетных скаканий, водевилей, мелодрам и тех

мишурно-великолепных зрелищ для глаз, угождающих разврату вкуса

или разврату сердца, и посмотрите на театр.

(Н. Гоголь)

Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не

случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца

в

конец,

кто

ни

разу

не

любовался

этою

величественной,

почти

необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не

есть обыкновенный большой город, каких тысяча…

(М. Лермонтов)

Уродство нашей разговорной речи с грехом пополам сходит для

домашнего обихода. Но когда с вульгарным говорком произносятся на

сцене звучные стихи о возвышенном, о свободе, об идеалах, о чистой

любви,

то

вульгарность

декламации

оскорбляет

или

смешит,

как

бальный туалет на мещанке.

(К. Станиславский)

9. Рекомендуемая литература

Аванесов

Р.И.

Русское

литературное

произношение.

М.,

Просвещение. 1972.

Алферова Л. Д. Исправление говоров. СПб.: СПбГАТИ, 2002.

Алферова

Л.

Д.

Речевой

тренинг:

дикция

и

произношение:

Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2003.

Алферова Л. Д., Васильева Л. Н. Нормативное сценическое

произношение

в

условиях

диалектного

окружения.

Петрозаводск:

ПетрГУ, 2005.

Алферова

Л.

Д.

Коррекция

говорного

произношения

в

сценической

речи:

Учеб.пособие

приложением

CD

аудиодиска).

СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006. 60 с. + CD.

Бруссер А. М., Оссовская М. П. 104 упражнения по дикции и

орфоэпии (для самостоятельной работы). М.: Реглант, 2005.

Бруссер А. М., Оссовская М. П. Глаголим.ру. Аудиовидео уроки

по технике речи. Часть 1. М.: ИПЦ «Маска», 2007. 56 с. + CD.

13

Бруссер А.М., Оссовская М. П. Правильная речь — путь к

успеху. 104 упражнения для самостоятельной работы. М.: Арт Хаус

медиа, 2009.

Васильев

Ю.

А.

Ритмы

сценической

речи:

Учебное

пособие.

СПб.: «Школа русской драмы», 2003.

Васильев Ю. А. Сценическая речь: ощущение — движение —

звучание. Вариации для тренинга: Учебное пособие. СПб.: Изд-во

СПбГАТИ, 2005.

Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи.

М., Советская Россия, 1964.

Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. М., Русские

словари, переиздание 1997.

Волконский С. Выразительное слово. Спб., 1913.

Леонарди Е. И. Дикция и орфоэпия. М., Просвещение, 1967.

Оссовская М.П. Орфоэпия. Теория и практика. М., 1998.

Оссовская М.П. Русские диалекты (наречия и говоры): Учебно-

методическое пособие по устранению произносительных диалектных

ошибок. М., 2000.

Оссовская

М.

П.

Русские

диалекты

(наречия

и

говоры):

Учебно-методическое

пособие

по

устранению

произносительных

диалектных

ошибок.

М.:

Институт

повышения

квалификации

работников телевидения и радиовещания, 2000.

Оссовская М. П. Московский говор в жизни и на сцене. М.:

Изд-во Театрального института им. Б. Щукина. 2003.

Оссовская М. П. Практическая орфоэпия: Учебное пособие.

М.: Изд-во «Реглант», 2005.

Оссовская М. П. Уроки орфоэпии (практическая орфоэпия). М.:

«ИЦП Маска», 2007.

Оссовская

М.

П.

Как

исправить

говор?

10

основных

произносительных ошибок (практикум для самостоятельной работы).

М.: Граница, 2009.

Петрова А.Н. Сценическая речь. М., Искусство, 1981.

Петрова А. Н. Искусство речи. М.: Аспект Пресс, 2008.

Пилюс

А.

И.

Техника

сценической

речи.

Произношение

и

произнесение:

Методическое

пособие

для

студентов I

курса

режиссерского

факультета

заочной

формы

обучения.

М.:

Издательство Театрального института им. Б. Щукина, 2007.

Пилюс А.И. Путь от привычного слова – к профессиональному:

Техника

сценической

речи.

Учебное

пособие

для

студентов

14

режиссерских

и

актерских

факультетов

театральных

вузов.

М.,

Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2012.

Промптова И. Ю. Диалектное и акцентное произношение как

выразительное речевое средство драматического актера. М., ВТО,

1972.

Савкова З.В. Энергия живого слова. Спб., 1991.

Савкова

З.

В.

Удивительный

дар

природы.

Голосо-речевой

тренинг: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, 2009.

Сладкопевцев В.В. Искусство декламации. Спб., 1910

Смирнова М. В. 2500 скороговорок. СПб.: Изд. Дом «Нева»;

М.: «ОЛИА-ПРЕСС Образование, 2003.

Смирнова М. В. Скороговорки в речевом тренинге: Учебное

пособие. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007.

Смирнова М. В. Дикционный тренинг: от звукосочетания к

скороговорке: Учебное пособие. СПб.; Ташкент. 2008.

Смирнова М. В. Скороговорки в речевом тренинге: Учебное

пособие. Изд. 2-е. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009.

Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И.

Ю. Промптовой. Изд. 2-е. М., 2000.

Сценическая речь в театральном вузе: Сб. статей / Сост. и отв.

ред. И. Ю. Промптова. Вып. 1. М.: Изд-во «ГИТИС», 2006.

Сценическая речь в театральном вузе: Сб. статей / Сост. и отв.

ред. И. Ю. Промптова. Вып. 2. М.: Российская академия театрального

искусства — ГИТИС, 2007.

Сценическая речь в системе Вахтанговской школы: сборник

статей и материалов / Сост. и науч. ред. А.М. Бруссер. – М., 2012.

Станиславский

К.С.

Работа

актера

над

собой.

Собрание

сочинений, том 3. М., Искусство, 1954.

Ушакова В. А. Орфоэпия. М., 1976.

Чарели

Э.М.

Как

работать

над

дикцией

и

голосом

актеру.

Иркутск, 1969.

Чарели Э.М. Учитесь говорить. Урал, 1991.

Штода Н. Н. Сценическая речь и речевое богатство пьес А. Н.

Островского. М.: РА Арсис-Дизайн, 2008.

Словари

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка

(под редакцией Штудинера М.А.), М., 2000.

15

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.

(Переиздан). М.,1995.

Зарва М.В. Русское словесное ударение. М., 2001.

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского

произношения. М., 1997.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

М., 1999.

Орфоэпический

словарь

русского

языка.

(Под

редакцией

Аванесова Р.И.), М., Русский язык, 1997.

Толковый словарь русского языка конца 20-ого века. Языковые

изменения. Спб., 2000.

Ушаков Д.Н. Русский язык (1928). М., 1995.

16



В раздел образования