Напоминание

Внеклассная работа по физической культуре с обучающимися с социальной группы риска


Автор: Полозова Оксана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребёнок г. Смоленска"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Внеклассная работа по физической культуре с обучающимися с социальной группы риска
Раздел: среднее образование





Назад




ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленск

Внеклассная работа

по физической культуре

с обучающимися с социальной группы риска

Учитель физической культуры: Полозова О.А

Смоленск 2016

В числе важнейших задач, которые стоят перед учителем физической культуры,

находится проблема воспитания потребностей и мотивов к занятиям учащихся физической

культурой. Спонтанный интерес, который испытывают младшие школьники ко всем занятиям, в

том числе занятиям физической культурой, в среднем возрасте начинает снижаться. Чаще всего

теряют интерес к физической культуре учащиеся, которые не добиваются успехов в данной

деятельности и поэтому не получают подкрепления в виде положительных переживаний.

Потребность обычно определяют как необходимость учащегося выполнить какую-

либо деятельность. Когда потребность сознается учащимся, возникает побудительная сила к

действию – мотив. Воспитание потребностей и мотивов – это единый педагогический процесс.

Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируют потребности учащихся, и,

наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывают положительную мотивацию к занятиям

физической культурой.

Учителю нужно строить учебно-воспитательный процесс на основе двух составляющих:

1.

Понимания учащимися важности систематических занятий физической

культурой для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты

тела и т.д

2.

Получения положительных эмоций в процессе выполнения физических

упражнений и достижения важных для учащихся целей.

К основным видам потребностям, которые лежат в основе воспитания

положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, относятся: потребность в

активной двигательной деятельности, потребность в общении и совместной деятельности,

самоутверждении в коллективе, в познании интересных новых сведений о двигательной

деятельности, в эстетических переживаниях на занятиях физическими упражнениями.

Для удовлетворения потребности в активной двигательной деятельности учителю

следует строить уроки таким образом, чтобы они были насыщены достаточным объемом

разнообразных физических упражнений. Слишком большой объем малоинтенсивных,

малоэмоциональных упражнений приводит в конце концов к потере интереса учащихся. Важно,

что удовлетворить эту потребность можно при систематической насыщенной движениями

активности школьников как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности

– на переменах.

Для удовлетворения потребностей школьников данного возраста к совместной

деятельности и общению важно учитывать дружеские привязанности и симпатии при

составлении групп, совместно осваивающих двигательные действия на уроках физической

культуры. В процессе занятий желательно, чтобы учащиеся могли обращаться друг с другом.

Важно также поощрять совместную деятельность учащихся. Например, потребности в общении

и совместной деятельности успешно воспитываются при подготовке мест занятий, при

выполнении многих игровых упражнений, при проведении командных эстафет, в процессе

использования спортивных игр.

В возрасте 12 – 15 лет актуальной становится потребность к самоутверждению в

коллективе. Именно поэтому во время уроков учителю важно подчеркивать достижения

учащихся в двигательной деятельности, обращать внимание на нравственные поступки.

Эстетические потребности проявляются в данном возрасте наиболее сильно.

Предметом эстетического воспитания могут быть красиво оформленная обстановка на месте

занятий физической культурой (чистый и ярко покрашенный зал, красочные плакаты).

Важной стороной деятельности учителя по воспитанию у школьников

положительной мотивации к занятиям физической культурой является пропаганда здорового

образа жизни. Помимо сведений, сообщаемых учителем на уроках, большое мест о должно

отводиться наглядной пропаганде в виде стендов с материалами о значении привычек здорового

образа жизни и занятий физической культурой, таблиц с режимами для школьников разного

возраста, плакатов с упражнениями, полезными для здоровья и с необходимой нагрузкой.

В итоге всех указанных мероприятий необходимо создать в школе среду, которая бы

формировала привычки и мотивы школьников к занятиям физической культурой или спортом.

Важно помнить, что только совокупность различных форм и средств позволит выполнить

чрезвычайно сложную задачу по воспитанию потребностей и мотивов школьников к

регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Воспитание нравственных качеств у школьников 12 – 15 лет имеет большое значение

для становления характера и приобретение моральных устоев. На занятиях физической

культурой можно успешно воспитывать эти качества, поскольку сама физкультурная

деятельность создает для этого всевозможные ситуации. В число наиболее существенных

нравственных качеств входят честность, вежливость, доброта, уважение к людям,

взаимопомощь.

Для воспитания нравственных качеств в процессе занятий физическими

упражнениями важную роль играют беседы на эстетические темы, личный пример учителя

физической культуры и всего педагогического коллектива школы, наглядная агитация. Эти

мероприятия позволят создать у школьников представления о нравственном поведении. Однако

одни представления о нравственности неограничивают вопросов воспитания. Важным этапом

является формирование навыков поведения через упражнение. С этой целью учителю

физической культуры нужно использовать складывающиеся ситуации во время занятий

физическими упражнениями и специально создавать учебные ситуации, которые способствуют

воспитанию вышеуказанных нравственных качеств. Третьим этапом воспитания нравственных

качеств является этап приобретения учащимися навыков нравственного поведения – внедрение

в повседневную деятельность привычки.

Для воспитания навыков нравственного поведения через упражнение учитель

физической культуры должен, как отмечалось, специально создавать учебные ситуации, в

которых учащиеся проявляли бы взаимопомощь, честность во время соревнований, уважение к

соперникам.

Важно, чтобы нормы поведения вошли в привычку школьников, и они умели бы

действовать в соответствии с этими принятыми в обществе норами. Нравственное поведение

должно стать обычным повседневным делом, а не чем-то, о чем вспоминают изредка. Для этого

школьники должны сравнивать свое поведение в жизни с установленными нравственными

нормами. Процесс совершенствования навыков нравственного поведения длительный,

требующий повседневного, ежеминутного внимания учителя физической культуры и всего

педагогического коллектива.

Нравственное воспитание не должно заканчиваться только стенами школы. Важную

роль в этом направлении принадлежит родителям учащихся. Создание климата в семье

способствующего воспитанию нравственности и поведения в соответствии с установленными

нравственными нормами, - чрезвычайно важный аспект нравственного воспитания. Для того

чтобы регламентировать действия родителей учащихся в этом направлении, учителю

физической культуры рекомендуется чаще устраивать родительские собрания, где сообщать

основные сведения по нравственному воспитанию школьников. Нужно проводить

индивидуальные беседы с родителями и учащимися, где обсуждать трудности, возникающие

перед семьей по проблемам нравственного воспитания. Очень полезно проводить совместные

занятия физической культурой школьников и родителей в режиме секционных спортивных

мероприятий.

Воспитание различных волевых проявлений личности школьников – трудоемкий

процесс, который должен постоянно осуществлять на уроках физической культуры, на

удлиненных переменах, во время внеклассной и самостоятельной деятельности учащихся.

Волевые качества постепенно снижают свой уровень, и их воспитание перестает давать нужный

эффект, если это делать не регулярно. Для успешного воспитания воли учителю физической

культуры нужно постоянно изучать своих учеников, подбирая для них индивидуальные занятия.

Постепенно нужно сформировать способность к мобилизации своих возможностей, с

основанной на знании своей личности, своих и слабых и сильных сторон.

Физические упражнения и подвижные игры во внеурочное время

Основные задачи:

1.

Организовывать отдых в процессе учебного дня с целью повышения

работоспособности.

2.

Содействовать формированию положительного отношения к

организованной коллективной деятельности, повышению объема знаний и

навыков.

3.

Содействовать закаливанию организма и повышению уровня физического

развития и двигательной подготовленности.

4.

Способствовать формированию интереса к физическим упражнениям,

навыков самостоятельных занятий, сознательной дисциплины, творческой

инициативы.

Для учащихся 5 – 8 классов целесообразно применение подвижных игр с элементами

баскетбола, футбола, волейбола. В этом случае решаются не только оздоровительные задачи, но

и задачи развития основных физических качеств, закрепление изучавшихся ранее технических

приемов, а также развитие творческих способностей.

Учитывая интересы учащихся, а также материальную базу можно использовать

спортивные игры по упрощенным правилам. Надо учитывать, что физиологическое воздействие

игры требует от проводящего ее умение дозировать нагрузку, уменьшая или увеличивая

продолжительность и время отдыха.

Для этого можно использовать новые способы: проводить игру с кратковременными

интервалами или без них; увеличивать или уменьшать время игры или число ее отдельных

моментов; изменять расстояние для пробежек, размеры участков для игры, число препятствий;

увеличивать или уменьшать число играющих в командах.

Стаж моей работы учителя физической культуры 15 лет. Последние три года я занимаюсь

во внеурочное время спортивными играми (футбол, баскетбол, волейбол) с ребятами

социальной группой риска в количестве 10 человек. Возрастной состав команды 14 – 16 лет. Это

учащиеся 8 – 9 классов, которые состоят на учете в детской комнате милиции и на школьном

учете. Ребята расторможенные, процессы возбуждения преобладают над процессами

торможения. Учитывая их индивидуальные особенности нужно воспитывать потребности к

занятиям физической культуры. Именно эти учащиеся теряют интерес к занятиям и поэтому с

большим трудом воспринимают положительные стороны занятиями физическими

упражнениями. Стараясь развивать интерес к спортивным играм следует приводить интересные

примеры из жизни великих людей (олимпийских чемпионов), рассказывать о реальных

событиях, сложных ситуациях, которых можно избежать при помощи спортивных навыках.

Любимой игрой моих воспитанников является футбол. Они знают все великих

футболистов, основные команды российского и зарубежного футбола, следят за турнирной

таблицей. Всячески поддерживая этот интерес и желание ребят быть похожими на знаменитых

футболистов администрация школы организовала секцию футбола в нашей школе-интернате.

Администрация школы всячески поддерживает занятия с детьми группы риска (куплена

спортивная форма, мячи, арендуются спортивные залы для тренировок, организуются выезды

на спортивные турниры).

Постепенно в процессе тренировок у ребят формируются качества такие как:

взаимопомощь, честность, уважение к соперникам. На своих тренировках мы иногда обсуждаем

поведение отдельных учащихся это очень полезно для воспитания нравственности. Например,

ученик 8 класса Костя Ф. постоянно нарушает дисциплину на уроках, но имеет склонность к

оказанию помощи к более слабым товарищам, то я использую это обстоятельство. Это позволит

воспитывать чувство товарищества и постепенно изменит желание нарушать дисциплину.

Трудные подростки часто либо недооценивают либо переоценивают свои возможности и

воспитание воли поможет им не только адекватно оценить свои силы, но и познать свойства

своего характера. Для этого они регулярно выполняют мои задания, которые связаны с

преодолением трудностей.

Несмотря на то, что в этой команде собраны ребята социальной группы риска, только они

защищают честь школы на городских и областных спортивных турнирах. С каждым годом

улучшая свои результаты. Их достижения видны из таблицы.

Спортивные игры

2012 – 2013 г

2013 – 2014 г

2014 – 2015 г

Футбол

V место

III место

I место

Баскетбол

III место

II место

III место

Волейбол

III место

III место

III место

Работая с детьми социальной группой риска я привожу к выводу, что авторитет

учителя играет большую роль в воспитании нравственных и волевых качеств трудных

подростков.



В раздел образования