Автор: Тимощенкова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "МК №5" (Филиал 1)
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РЕЧЬ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ"
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
(Филиал №1)
«РЕЧЬ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»
Учебно-методический комплекс
Подготовила
Тимощенкова О.Н
преподаватель психологии
Москва – 2016
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Цель дисциплины
- сформировать у студентов знания и умения в
области речи, и ее нарушений: причин возникновения нарушений речи и
условий профилактики.
2. Задачи дисциплины:
-
сформировать
у
студентов
устойчивые
представления
о
речи
и
ее
нарушениях, ее функциях и разновидностях;
- ознакомить студентов с основными группами причин возникновения и
динамикой развития речи;
3. Место дисциплины в подготовке.
Дисциплина
базируется
на
теоретико-методологических
основах
и
историческом
опыте
науки.
Междисциплинарные
связи
данного
курса
позволяют
в
рамках
изучения
психологии
речи
осуществить
интеграцию
знаний,
получаемых
по
другим
дисциплинам,
особенно
в
области
физиологии ВНД, психофизиологии.
Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических
знаний, практических навыков и умений в области выявления нарушений
речи.
4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
Обучаемый, изучивший данную дисциплину, должен
иметь представление:
- о физиологических механизмах развития речи в норме и состоянии;
- об основных элементах речи в норме и патологии;
знать:
- историю развития учения о речи, основные направления исследования
речи;
- сущность речи как психологического процесса, его функции;
-
генезис
речи
:
основные
причины,
факторы
и
условия
возникновения
нарушений речи;
- классификацию и характеристику основных видов речи;
- основные направления профилактики нарушений речи;
уметь:
с
помощью
различных
методов
выявлять
наличие
патологии
речи
у
человека и стадию ее развития;
применять
техники
преодоления
речевых
нарушений
у
людей
разных
возрастов.
Введение
Речь - это сложная функциональная система, для формирования которой
требуется своевременное развитие мозговых структур и их согласованная
работа в сочетании с условиями социально-психологического влияния на
развитие к младенцев.
Язык - это система мышления и общения с окружающей средой Выделяют
специфические психологические операции, которые обеспечивают усвоение
языка и навыки ее использования Так, формирование звуковых образов у
слов связано с развитием способностей различать по звучанию составной и
фонематический состав слова, запоминать определенную последовательность
фонем в словах и звуковые образы слов Немалую роль в этом е диграе и
способность мозговых механизмов анализировать мышечные ощущения,
возникающие при имитации ребенком отдельных звуков и слов, а также
сохранять их (двигательная памятьть). В речи различают звуки и смысловую
сторону. Эти две стороны речи друг с другом тесно связаны. Уже самые
простые единицы речи — фонемы играют смыслоразличительную роль. Тем
не менее каждая из двух сторон речи имеет характерные признаки и
особенности.
Дети в раннем, доречевом периоде развития издают речеподобные звуки. Но
эти звуки одинаковы у детей всех народов и не определяются языком, на
котором говорят окружающие. Этим звукам ребенка никто не обучал; он их
воспроизводит без цели и лишь непроизвольно выражает свое состояние. В
доречевы.х звуках ребенка преобладают те звуки, произвольный механизм
которых наиболее близок к механизму сосания и глотания. При всем отличии
звуков речи от доречевых звуков ребенка эти звуки, лепет ребенка образуют
основу для возникновения первых слов. Неслучайно первые слова: «мама»,
«папа», «баба» — сходны в различных языках. В дальнейшем ребенок
овладевает специфическими звуками речи, звуками, присущими языку
окружающих его людей, фонемами родного языка. В фонеме звуки
объединяются с значением.
Фонемы — исторически сложившиеся звуковые единицы языка. Фонема не
обязательно совпадает со звуками речи. Она может состоять и не из одного
звука.
Набор фонем в различных языках в той или иной мере различен. Различие
фонем в различных словах одного языка определяет различие их значений.
Укажем в виде примера на различие слов «код» и «кот», «дом» и «том», где
фонемы в начале или конце слова играют смыслоразличительную роль.
В процессе овладения родным языком фонемы образуют у человека прочные
стереотипы. Это определяет в ряде случаев большие трудности для взрослых
правильного произношения при изучении нового языка с непривычным
фонематическим строением.
Речь обычно произносится со звуком, с голосом; иногда человек использует
беззвучную, шепотную речь. У некоторых больных болезнь изменяет
голосовую сторону речи, ее звучность. Этот переход на беззвучную,
полностью или частично, речь вызывается нередко заболеванием
периферических органов речи.
Иногда же временная потеря голоса возникает на почве функциональных
нарушений нервной системы. Это бывает особенно часто при истерии. Эти
расстройства речи называют афониями. Чаще всего афонии возникают у
людей, для которых громкая речь является одним из важнейших моментов в
профессиональной деятельности. Афония при этом бывает связана иногда с
переутомлением и, возможно, представляет до какой-то степени реакцию
защитного (без осознания этого больным) характера. Необходимо учитывать
также различия в тембре звуков речи. При этом следует различать тембр речи,
тембр голоса и тембр отдельного звука. Тембр речи в большой мере
определяет ее выразительность, ее эмоциональную окрашенность. Тембр
голоса может быть высоким, низким (сопрано, бас). Тембр звука — это
индивидуальные акустические его признаки. Индивидуальные отличия
голосов разных людей весьма значительны.
При некоторых заболеваниях тембры речи и звуков существенно меняются,
например, при отдельных эндокринных заболеваниях. Важно различать звуки
речи по положениям, которые принимают периферические органы речи в
процессе звукопроизношения (артикуляция). У ребенка в начальном периоде
развития речи неправильное положение органов речи при произношении
звука ведет к неправильности произношения — к физиологическому
косноязычию. После 4 лет косноязычие уже обычно считается
патологическим и требует обеспечения лечебной педагогической помощи.
При косноязычии наблюдается искажение, замещение, пропуски,
смазанность произношения отдельных речевых звуков.
ВИДЫ РЕЧИ
Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя
речь и письменная речь.
Устная речь. В отличие от других видов речи характеризуется тем, что она
всегда непосредственно обращена к собеседнику и служит целям
непосредственного общения людей.
Устная речь — это речь, произносимая вслух. Ее называют также
экспрессивной речью. Она, как правило, является речью коммуникативной, т.
е. служащей целям коммуникации, общения.
В экспрессивной речи, в ее содержании, в темпе и ритме, в ее плавности
находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма
эмоционально, другие говорят даже об очень важных для них предметах,
явлениях, событиях без особых эмоций. Одни говорят лаконично, другие —
чрезмерно распространенно. Один в речи употребляет наиболее привычные
слова и выражения, а другие преимущественно пользуются книжным языком.
Особенно резко выступает «вычурность» речи у ряда больных шизофренией,
иногда с образованием «слов» — неологизмов, выдуманных больными.
Некоторые больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или,
наоборот, очень медленно. Больные эпилепсией часто говорят особенно
обстоятельно, и это соответствует тем изменениям личности, которые внесла
в нее болезнь.
В норме речь строится слитно, насколько этого требует смысл того, что
говорят. Речь в связи с этим у здорового человека отличается плавностью.
При некоторых органических и функциональных заболеваниях нормальная
плавность речи нарушается. Характерным примером таких нарушений
является заикание.
Большое влияние на возникновение, степень выраженности и стойкость
заикания оказывают особенности личности больного и его отношение к
своему дефекту. Среди больных заиканием встречается значительное число
лиц, страдающих неврозами, так называемыми функциональными
расстройствами нервной системы. Заикание многие врачи считают
своеобразной формой невроза, сказывающегося главным образом в
расстройствах функции речи. Характерным симптомом этого невроза
является страх речи. Больные боятся говорить, чтобы не обнаружить перед
окружающими недостатки своей речи. Страх значительно затрудняет
нормальное речевое общение больных, вызывает усиление заикания. В части
случаев страх речи бывает настолько выражен, что становится
преобладающим в картине заикания.
Важную сторону звучной или экспрессивной речи представляет ее
выразительность, которая во многом зависит от интонации — смены
ударений, акцентов, тембров. Богатство интонаций — модулирование
голосовых средств — зависит от особенностей личности и особенностей
специального речевого обучения и воспитания. Дети, с которыми достаточно
выразительно говорят, которым взрослые регулярно вслух выразительно
читают, сами все больше приобретают способность богатой интонации речи.
Иногда обеднение интонаций, малая способность пользоваться для
выразительности речи голосовыми средствами возникает у больных с
паркинсонизмом при поражениях подкорковой области головного мозга.
Иногда интонационное оскудение тесно связано с эмоциональным
оскудением личности, например у больного шизофренией.
В экспрессивной речи следует различать автоматизированную речь
(перечисление дней недели, месяцев, цифр и т. п.), отраженную речь
(непосредственное повторение сказанного другим человеком), называние,
диалогическую и повествовательную речь.
Эти формы речи, несколько отличные по своим механизмам, по-разному
могут нарушаться у больных. Непосредственное повторение слова, т. е.
повторение человеком ранее ему известного слова, только что
произнесенного другим лицом, — форма речи, относительно рано возникшая
в процессе развития речи и относительно реже нарушающаяся при патологии
речи. Так, например, большей частью заикающиеся способны повторять
отдельные слова и даже фразы без выраженных нарушений речи.
Процесс называния по физиологическим и психологическим своим
особенностям значительно отличается от повторения. Назвать предмет можно
только на основе более сложной системы связи, чем это имеет место при
повторении. Даже при относительно легких нарушениях речи и речевой
памяти иногда отмечаются нерезко выраженные нарушения называния
(начальный артериосклероз головного мозга).
Диалогическая речь — это умение вести разговор, в котором участвует не
менее двух собеседников.
Большое значение имеет повествовательная речь.
В повествовательной речи наиболее сильно проявляются нарушения речи,
даже относительно негрубые, так же как и уровень речевого и интеллектуалы
ного развития. В частности, здесь заслуживает внимания так называемый
активный словарь. Активным словарем принято называть количество тех
слов, которые употребляет отдельный человек в своей речи. Активный
словарь отличают от пассивного словаря — запаса слов, которым располагает
человек, но которые он не употребляет сам, а лишь способен понять в чужой
речи. Отставание активного словаря от того, который соответствовал бы
возрасту в данной социаль ной среде, говорит об отсталости в речевом
развитии. Уменьшение словаря, ранее имевшегося у больного, говорит о
нарушении речи или интеллекта.
Некоторые больные становятся ограниченными в речевой инициативе. Их
речь становится бедной по сравнению с речью перед заболеванием, они
малоактивны в речи. Такие расстройства речи нередко наблюдаются при
поражении лобных долей мозга (А. Р. Лурия, И. М. Тонконогий). В последние
годы снижение речевой активности вплоть до полного выключения
экспрессивной речи описано под названием акинетического мутизма при
поражении верхних отделов ствола головного мозга.
Важное значение имеют процессы восприятия человеком устной речи. Эти
процессы объединяют под названием импрессивная речь или сенсорная речь.
Процесс восприятия устной речи является сложным процессом. Он включает
в себя восприятие отдельных речевых звуков, фонем, слогов, слов и
предложений. При восприятии речи можно выделить два уровня, тесно
связанных друг с другом: восприятие речи, или анализ и синтез звуков,
достаточный для того, чтобы различались слова, и понимание речи, или
анализ и синтез смысловых значений в речи. В восприятии речи участвует не
только слуховой анализатор, но также и процессы артикуляции, внутренней
речи.
Внутренняя речь. Внутренней речью называют речь про себя и для себя.
Вместе с тем специальные исследования показывают, что и слова внутренней
речи строятся на основе движения периферических органов громкой речи.
Все виды сознательной деятельности связаны с речью, если не громкой,
вынесенной вовне, то с внутренней. Мышление, память, восприятие тесно
связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя
речь в самосознании, в регуляции поведения. Значение и смысл во
внутренней речи, как и формальная сторона внутренней речи, определяются
речевым опытом человека в общении с другими людьми.
При этом структура слова и фразы во внутренней речи отличается от
структуры их в громкой речи. В основном это различие определяется
различием задач громкой речи, с одной стороны, и внутренней речи — с
другой. Внутренняя речь не служит общению, она не должна быть понятна
другим людям, она может быть значительно свернутой, сокращенной, она
может больше использовать чувственные представления.
Письменная речь. На определенном уровне исторического развития общества
люди для своего расширяющегося общения друг с другом начинают
прибегать к знакомой речи, способной по своей форме преодолевать
трудности общения, связанные с расстоянием. Проходя через ряд стадий, эта
форма общения переходит к современным формам — письму и печати.
Говоря о письменной речи, следует иметь в виду две стороны ее,
соответствующие в известной мере экспрессивной и импрессивной речи:
чтение и письмо.
Чтение может быть громким (чтение вслух) и беззвучным (про себя),
соответственно более связанным с звучной или с внутренней речью. Следует
отметить, что наблюдаются больные, у которых более нарушено чтение
вслух, так же как и больные, у которых более страдает чтение про себя.
Нарушения чтения (алексии) могут вызываться как поражениями речевой
зоны коры головного мозга (вторичные алексии), так и поражениями
оптической зоны, теменно-затылочной области коры головного мозга
(первичная алексия). Различают также алексии по тому, что больше
затруднено: распознавание букв (литеральная алексия) или чтение слов
(вербальная алексия). Можно упомянуть о таких нарушениях чтения, которые
связаны с гемианопсией (выпадением части поля зрения) или с
неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить его по
вертикали, со строки на строку.
Физиологические и психологические основы прей цесса чтения до известной
степени изменяются с развитием умения читать. В частности, нарастающая
скорость чтения определяется известной сменой характера процесса. Чтение
слова у бегло читающего человека осуществляется без обязательного
считывания всех букв. Улавливание части их, опирающееся на контекст, на
общий смысл читаемого, заменяет здесь частично складывание отдельных
букв в слоги, а слогов в слова.
В основе процесса письма лежит сложная физиологическая система, частью
общая с той, которая лежит в основе процесса чтения. Следует различать в
процессе письма, с одной стороны, самое отражение громкой или внутренней
речи в письменных знаках, а с другой стороны — особенности речевого
процесса, входящего в процесс письма.
Письмо есть особая форма общения, особая форма речи, при которой человек
должен иметь чаще всего в виду общение с отсутствующим человеком
(людьми). Эти особые условия меняют и характер набора слов, лишают речь
наиболее привычных средств подкрепления речи жестами, мимикой. Не имея
перед собой собеседника, человек уже лишен возможности свои слова и
мысли соотносить со словами, мыслями, поведением собеседника или
слушателя. Письмо зато допускает в большей мере коррекцию и перестройку.
Развитие письменной речи, таким образом, связано с развитием самого
речевого процесса.
Наблюдаются различные формы нарушения уже развитой письменной речи и
задержки в ее развитии. Известны многообразные аграфии — расстройства
письма, обусловленные очаговыми поражениями в различных разделах
головного мозга: в оптической зоне, в речевой зоне, в двигательной зоне.
Иногда нарушение письма определяется личностными изменениями. Письмо
больных шизофренией, как и их устная речь, нередко приобретает черты
«вычурности» — непривычное распределение букв и слов, необоснованные
подчеркивания, росчерки и т. п.
Своеобразное нарушение письма получило в клинике название «писчий
спазм». При попытках письма в пальцах руки больного с писчим спазмом
возникают судорожные, спазматические расстройства, препятствующие акту
письма. Наиболее часто эти расстройства возникают у людей, профессия
которых связана с необходимостью много писать. В возникновении писчего
спазма играют важную роль психические причины, хотя здесь нельзя бывает
исключить и некоторую органическую основу расстройства.
Люди, привыкшие много писать, не придают особого значения процессу
самого письма, т. е. формальной его стороне, сосредоточивая основное
внимание на его содержании. Именно при таком, до известной степени
автоматизированном письме проявляются индивидуальные особенности
писания букв в слове — почерк.
Почерк в известной мере зависит от типа личности, от ее состояния. Иногда
по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях
личности, о состоянии писавшего (например, состояние эмоционального
возбуждения может проявиться в изменении почерка). Это позволяет в
некоторых случаях пользоваться анализом изменения почерка в судебно-
психиатрической экспертизе. Некоторые авторы предпринимали попытки
характеризовать здоровую личность по особенностям почерка (графология),
К этим попыткам следует относиться крайне осторожно. На образование
индивидуального почерка влияют очень многие факторы, и далеко не всегда
их можно учесть и правильно соотнести их влияние на формирование
почерка.
Патология речи
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности,
препятствующие полноценному речевому общению и социальному
взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место
отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи;
несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи
не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое
развитие индивида.
овременные
классификации
рассматривают
нарушения
речи
с
позиций
этиопатогенеза
(клинико-педагогическая
классификация)
и
в
аспекте
расстройства
психофизической
организации
речевой
деятельности
(психолого-педагогическая классификация).
Психолого-педагогическая
классификация
выделяет
нарушения
языковых
компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых
средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты
(ФФН + заикание, ОНР + заикание).
Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может
быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы,
вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды
онтогенеза.
На
стадии
внутриутробного
развития
и
родов
наиболее
неблагоприятное
воздействие
на
созревание
и
п о с л ед у ю щ е е
функционирование
мозговых
структур
ребенка
оказывают гипоксия
плода,внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы
после
рождения
–
травмы,
мозговые
инфекции.
Нарушения
речи
у
лиц
старшего
возраста,
как
правило,
связаны
с
сосудистыми
поражениями
головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга),
тяжелыми травмами
головы,опухолями
мозга,
нейрохирургическими
вмешательствами.
Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития
речи
у
детей,
могут
выражаться
в
отсутствии
должного
внимания
к
формированию
детской
речи
со
стороны
взрослых;
неправильной
речи
окружающих;
необходимости
усвоения
ребенком-дошкольником
одновременно
двух
языковых
систем;
излишней,
не
соответствующей
возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и
т. д.
Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей
служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции:
1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития
речи:
в
это
время
происходит
наиболее
интенсивное
формирование
психофизиологической
основы
речи,
и
нервные
механизмы
регуляции
речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось
бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в
критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.
Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или
иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организованной
логопедической
помощи.
Кроме
этого,
нарушения
речи
отрицательно
сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в
целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и
целенаправленная
и
своевременно
предпринятая
коррекция
позволяет
вернуть
человеку
радость
общения
и
предупредить
развитие
вторичных
психических наслоений.
Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается
в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах,
логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и
пр.),
в
системе
здравоохранения
(логопедических
кабинетах
при
поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских
центрах,
домах
ребенка
и
т.
д.),
частных
развивающих
центрах.
В
этих
учреждениях логопеды п р о в о д я т
к о н с у л ь т а ц и и ,
всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.
Профилактика
нарушений
речи
начинается
фактически
с
момента
зарождения
новой
жизни
и
продолжается
уже
после
рождения,
на
протяжении
всей
жизни.
Она
включает
в
себя
заботу
о
благоприятном
протекании
беременности,
нервно-психическом
и
физическом
здоровье
беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их
устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей
имеет речевая среда.
Причины нарушения речи
Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к
органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются
непосредственно произношения.
Причины органических нарушений головного мозга, приводящие к
развитию нарушения речи:
врождённые или приобретённые пороки нервной системы, в том числе
в результате стрессов и психоэмоциональных перегрузок;
доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга;
нарушения кровообращения в речевых секторах головного мозга.
Причины нарушения речи, касающиеся непосредственно произношения:
проблемы с различением звуков при отсутствии трудностей со слухом;
плохая подвижность языка и губ;
задержка психологического развития, которая приводит к задержке
речевого развития;
повреждение речевой зоны мозга в родах (она находится в области
макушки);
дефекты органов речи (заячья губа, короткая уздечка языка, нарушение
прикуса, «волчья пасть» и так далее);
многоязычная семья, формирующая нарушение речи;
Выделяют следующие нарушения речи
1 Нарушения развития речи:
- задержка речевого развития (ОМС) - характеризуется торможения темпа
формирования
в
основном
экспрессивной
речи
относительно
этапов
его
развития, возникает при депривации;
- общее
недоразвитие
речи -
обусловлено
нарушениями
созревания
мозговых систем (гностического и кинетического анализатора), имеет три
уровня:
1
-
зародыши
загальнозастосовуваного
речи
(слова
односложно
структуры, мимика, движения)) 2 - больше слов, появляются предложения с
неправильной
грамматической
структурой
и
искаженной
произношением
некоторых звуков 3 - страдает лексиграматична структура речи
- алалия -
характеризуется
отсутствием
и
врожденной
неразвитостью
аспектов речи, в котором есть локальное поражение речевых анализаторов: 1
- алалия моторная - больной понимает язык, но не в состоянии высказаться ь,
недоразвитие речевого праксиса (зона Брока), 2 - алалия сенсорная - не
понимает
речевых
сигналов
и
речи
не
развивается
(зона
Вернике),
3
-
сенсомоторная алалия - и то, и другое
- задержка
речевого
развития,
в
основе
которой
лежит
вторичное
недоразвитие
речи вызвано
первичным
поражением
анализаторов
(слух,
зрение) или тотальным недоразвитие психики (умственная отсталость)
2 Распад речи:
-
афазия -
локальный
распад
из-за
поражения
речевых
и
других
зон,
причастных
к
формированию
и
регуляции
речевой
функции
Характерна
полная
или
частичная
потеря
речи
зависимости
от
места
локального
поражения ния различають:
o моторная афазия - характерная неспособность к выражения, построения
слов и предложений (выраженная апраксия), трудности в воспроизведении
двигательной программы вещания;
o акустико-гностическая
афазия -
нарушение
понимания
речи,
ее
фонетики, предметности слова, \"Речевая окрошка\" - больной ищет слова для
выражения мнения;
o акустико-мнестической
афазия -
нарушение
понимания
р еч и ,
диссоциация
между
относительно
сохраненной
способностью
повторение
отдельных слов и нарушение возможности повторения 3-4 слов - теряется
возможность восприятия сложных фраз, нарушение ния экспрессивной речи,
подбора предложений, нарушения чтения и письма
o семантическая
афазия -
возникают
специфические
мнестические
расстройства - не может подобрать необходимое слово; трудно составить
сложные
по
содержанию
и
грамматической
построением
предложения,
параллельно - нарушение операций счета
3 Нарушение красноречивым функции речи:
-
дизартрия -
это
нарушение
красноречивым
стороны
р еч и
(звуковоспроизводящей и просодической) из-за нарушения артикуляционного
праксиса
вследствие
органического
поражения
центральной
и
периферической
иннервации
органов
говорят
ения
(губ,
неба,
языка,
голосовых связок и т.п.) - сосудистого, травматического, инфекционного,
врожденного характера
- дислалия - нарушение звукопроизношения, при этом слух нормальный,
сохранена иннервация речевого аппарата
4 Нарушение ритма речи - заикание - это нарушение процесса речи: его
темпа, ритма и коммуникативной функции; преимущественно через судороги,
возникающие
в
артикуляционном
и
дыхательном
аппарате
(тонические
заикания - влечет звук, клонические заикания - \"прыгает\" звукuot; звук).
5 Нарушение
коммуникативной
функции
речи: недоразвитие
коммуникативной
функции
речи
как
средства
общения
и
организации
поведения ребенка; расстройство коммуникативной функции речи - мутизм
(полная немота).
Механизмы речи в онтогенезе
Психология речевого онтогенеза получает разъяснение при
исследовании дословесного периода в онтогенезе ребенка. Выявлено, что,
появившись на свет, человеческое дитя обладает способностью выражать с
помощью голосовых проявлений свое внутреннее психологическое
состояние.
Первые голосовые экспрессии новорожденного - реакции крика - имеют две
стороны: внешнюю (голосовые проявления) и внутреннюю (детские
аффекты, эмоции). И это характерная черта любого речевого проявления.
Речь человека на протяжении всей его жизни по своей сути представляет
собой выражение психического (эмоции, желания, мысли) с помощью голоса
или другого движения. Поэтому первый детский крик следует считать
психофизиологическим зародышем будущей речи, содержащим в себе ее
главное качество - внешнее звуковое выражение внутреннего психического
состояния.
Важнейшей особенностью природно-заложенных в ребенке
психофизиологических механизмов является спонтанность их проявления.
Одним из свидетельств независимости первичных вокальных проявлений
(крика, плача, гуления, лепета, других вокализацй) от социума является факт
их идентичности у всех детей мира, как слышащих, так и глухих от
рождения. Многие внешние впечатления воздействует на зреющий в мозге
младенца механизм будущей речи и языка. Важным оказывается и материал
языка, звучащего вокруг. Однако на раннем этапе он - не определяющий
фактор. Во всей линии раннего речевого онтогенеза решающую роль
играет саморазвитие комплекса заложенных при рождении реакций
младенца (Ушакова, 2004б). Каждая из них играет важную роль в
строительстве внутреннего языкового мира, любое отклонение -
нефункционирование, выпадение из своего временного такта - вызывает
трудно восполнимые нарушения в нормальном ходе психического развития.
Человеческий мозг, подобно остальным органам тела, наделен потребностью
и способностью выведения вовне, экспрессии, образующихся в нем
внутренних активных состояний. Речевая экспрессия осуществляется через
различные двигательные органы. Артикуляционный аппарат - лишь один из
возможных каналов реагирования. В раннем онтогенезе, например,
психическое возбуждение ребенка распространяется не только на
звукообразующие, но и многие другие органы: мышцы рук, ног, лица. У
людей "говорящими" бывает мимика, пантомимика, общее двигательное
поведение. В субъективном плане активность, направленная на оречевление
некоторого содержания, находящегося в сознании, представляет собой
намерение высказаться, т.е. интенцию.
Интенциональная активность имеет врожденный характер, формы ее
проявления одинаковы у новорожденных по всему миру независимо от типа
усваиваемого языка.
Новый этап речевого развития ребенка наступает ко времени его первого дня
рождения. В этом возрасте при нормальном развитии дети обнаруживают
способность в известных пределах понимать речь окружающих, употреблять
первые слова, а порой и словосочетания.
Это значит, что речеязыковой механизм ребенка выполняет следующие
речевые функции:
- воспринимает речевые звуки, различает на слух элементы речи
окружающих людей; ему доступно произнесение некоторых речевых звуков;
- способен понимать речь окружающих (на основе различения звуков),
использовать в некоторых случаях слова для выражения содержания своего
психологического состояния;
- в той или иной мере владеет начатками грамматики.
Рассмотрим данные, которыми располагает современная наука для
характеристики перечисленных операций.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение речи и языка.
2. В чем принципиальное отличие речи человека и сигналов, используемых
для общения животными?
3. Расскажите об анатомо-физиологических механизмах речи.
4. Что такое фонема?
5. Что вы знаете о косноязычии?
6. Опишите особенности дизартрии. В чем их отличие от косноязычия?
7. Расскажите о смысловой стороне речи.
8. Перечислите основные виды речи.
9. Опишите особенности заикания.
10. Какие формы экспрессивной речи вы знаете?
11. Что такое импрессивная речь?
12. Что называют внутренней речью?
13. Расскажите о письменной речи.
14. Что такое афазия?
15. Какие основные формы афазии вы знаете?
16. Расскажите об основных методах исследования речи.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.О. Вы и младенец. – М, 1991.
2. Бельтюков В.И. Саморазвитие неживой и живой природы. М., 1997. С. 224.
3. Бельтюков В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка //
Теоретические и прикладные исследования психологии речи. – М., 1988. С.
72-91.
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и
усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977.
5. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка // Вопросы
психологии, 1973. С. 105-115.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,
1961.
7. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных
наблюдений, Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.
8. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. – М.: "Наука", 1967.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд. М.: "Советская Россия",
1979.
10. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1999.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.
13. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М, 1978.
14. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.,
Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
15. Психофизиологические механизмы речи. (Монография) М., "Наука", 1979,
- 247 с.
16. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы.
17. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии //
Психологический журнал, т. 20, № 3, 1999 г., С. 59-70.
18. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Латынов В.В., Цепцов В.А., Алексеев К.И.
Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса // 2000, Изд.
"Алетейя", СПб., 316 с.
19. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.
20. Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности //
Психол. журн., 2004, №2, С.5-18.