Автор: Кондратьева Лидия Рахибовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДО "Детский сад №1"
Населённый пункт: п. Алексеевск Киренский район Иркутская область
Наименование материала: Адаптированная программа
Тема: Приобщение дошкольников к искусству классической музыки в условиях региональной отдаленности.
Раздел: дошкольное образование
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
2. Описание программы.
3. Цель.
4. Дидактические принципы.
5. Методическое сопровождение.
6. Методы и приёмы.
7. Творческий план самообразования.
8. Ступеньки успешности.
9. Цель и задачи 1 года адаптирования.
10. Цель и задачи 2 года адаптирования.
11.Цель и задачи 3 года адаптирования.
12.Перспективное планирование (средняя, старшая,
подготовительная).
13.Диагностика по методике К.В.Тарасовой:
-методика,
-уровни развития,
-форма протокола обследования.
14. Вопросник к программе «Синтез» К.В.Тарасовой.
15. Организационно-просветительская работа с родителями.
16. Организационно-методическая работа с педагогами ДОУ.
17. Приложение:
-консультации для родителей;
-консультации для педагогов;
-открытые мероприятия.
Наш небольшой посёлок Алексеевск находится на севере Иркутской области, на берегу
красавицы Лены. Посёлок окружает непроходимая тайга, что естественно обеспечивает
чистый воздух и красоту окружающей природы. Но факт территориальной отдаленности
нашего поселка от основных культурных центров России нельзя не учитывать в обучении и
воспитании дошкольников, тем более в воспитании их музыкальной культуры.
Процесс музыкального воспитания дошкольников я всегда старалась наполнить лучшими
образцами музыкальной классики, опираясь на авторские методики О.П.Радыновой, А.И.
Бурениной, Т.Суворовой.
Беспокоит, что современные дети постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений,
становятся менее отзывчивыми к чувствам других. Ведь годы дошкольного детства, когда
ребенок особенно чуток ко всему окружающему—самые продуктивные и результативные,
а непосредственно предшкольный период—решающий в его жизни. И очень важно,
именно в этот период, создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного
формирования личности ребёнка, определения его жизненной и гражданской позиции
общекультурных и общечеловеческих ценностей.
Современные методические разработки по музыкальному воспитанию позволили
скорректировать мою работу в сторону эмоциональной составляющей, т.е. максимально
активизировать эмоциональную сферу ребенка. В таком контексте мою работу можно
обозначить как новизна в работе по музыкальному восприятию дошкольников.
Тем более что все инновационные педагогические технологии последних лет (в их числе
«Концепция непрерывного образования «Школа-2100», Детский сад-2010»),
эмоциональное благополучие ребенка позиционирует сразу за его физическим развитием.
Своеобразным «инструментом» для формирования музыкально-эмоциональной культуры
ребенка, я выбрала программу «Синтез» творческого центра «Гармония» (К.В.Тарасова,
Т.Рубан, О. Кабачек, Т.Петрова, М.Шумова), которую вариативно использую в своей
работе.
Почему именно «Синтез?»
На самом деле причин могу назвать несколько. Остановлюсь на главных:
--синтез искусств, погружая ребенка как бы в трёхмерное пространство (музыки,
живописи, литературы), позволяет максимально активизировать эмоции ребенка.
--использование информационных обучающих программ позволяет интегрировать
аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильмы,
слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание дошкольников, благодаря
возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
--в 2007 году я защитила высшую квалификационную категорию по теме «Интегративное
воздействие искусств на эмоционально-творческое развитие личности ребенка»; а
«Синтез» является углублённым продолжением моей работы, так как суть предмета я
изучила теоретически и опробовала практически (индивидуальная программа
«Музыкальные фантазии»);
В ходе работы я пришла к выводу:
Общение ребенка с искусством с акцентом на эмоциональную сферу неизбежно ведет к
формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения. У
ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную
практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего.
Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера
способствует общему интеллектуальному развитию, позволяет повысить уровень
внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка
предшкольного возраста, будущего первоклассника. Сам процесс слушания музыки
уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение
определенного отрезка с последующей рефлексией на услышанное.
Таким образом, у будущего школьника формируются гностические и аналитические
способности.
Наблюдая за детьми на наших музыкальных встречах, я замечаю как искренне и
разносторонне они отзываются на музыку, впечатление от которой усиливается
живописным и литературными компонентами. Но для дошкольника характерно
находиться в «плену эмоций», его чувства быстро возникают и также быстро исчезают.
Главная цель моей работы по формированию эмоциональной культуры дошкольника
посредством синтеза искусств— сформировать у него позитивное мировосприятие и
эмоциональное мироощущение, так как, слушая и оценивая
музыку и произведения других видов искусства, дети получают уникальную возможность
как бы «тренировать» свое поведение, создавать «модель» отношений.
Думаю, не стоит объяснять, насколько усложнялась реализация этой цели в условиях
практически полного культурно-информационного вакуума.
И тем не менее, проработав соответствующий материал и максимально используя
программу «Синтез» К.В.Тарасовой, я пришла к выводу, что цель моей педагогической
работы может стать реальностью. Выделила для себя основные задачи.
1.Дать представление о разных способах отражения
действительности в искусстве в целом и в музыку в
частности.
2.Посредством музыкального восприятия на основе
синтеза искусств формировать позитивное
отношение к миру.
3.Максимально оптимизировать поиск путей общения
и пропаганды классического искусства, учитывая
ограниченные возможности в связи с
территориальной отдаленностью посёлка.
«Синтез»- информационно-обучающая программа».
(
описание программы)
Использование информационных технологий обучающих программ позволяет
интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной
форме (видеофильм, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание
детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Программа «Синтез» К.В.Тарасова, М.П.Петрова, Т.Г.Рубан—это программа
развития музыкального восприятия на основе синтеза трёх искусств—музыки,
художественной литературы и изобразительного искусства, представленная в
видеослайдах и видеофильмах, кассетах со студийной записью музыкальных
произведений. Из аннотаций слайдов каждый педагог может выбрать
информацию, доступную детям и необходимую для обогащения музыкального
художественного образа. Кроме этого, некоторые из них содержат
исторические и искусствоведческие данные, интересные самому педагогу.
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и
даны в порядке возрастающей сложности.
Особенно сложным восприятие музыкального образа является для ребенка
дошкольного возраста в связи с его возрастными особенностями. Известно, что
мышление дошкольника носит преимущественно наглядно-действенный и
наглядно-образный характер и оперирует представлениями о конкретных
предметах и явлениях. Информация, заключенная в абстрактном музыкальном
языке, поначалу недоступна ребенку. Поэтому главная задача программы:
помочь ребенку в понимании содержания музыкальных образов и овладении
сложным музыкальным языком, научиться воспринимать и анализировать
музыку.
Решение этой задачи связано с необходимостью использования
информационных программ для дошкольников, которой в данном случае
является «Синтез» К.В.Тарасова, представленная синтезом искусств- прежде
изобразительного искусства и художественной литературы. В процесс
восприятия включены элементы хореографии и пластики, т.к. движение— один
из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов
деятельности, в котором развивается весь комплекс музыкальных
способностей.
В структуре программы естественным было обращение к музыкальным
жанрам, в основе которых— органичный синтез нескольких искусств--
опере и балету. Чтобы они были доступны дошкольникам, предпочтение
отдано сказке в опере и балету. Чтобы они были доступны дошкольникам,
предпочтение отдано сказке в опере и балете: «Сказка о царе Салтане»
Н.А.Римский-Корсаков, С.Прокофьев «Золушка» и др.
Количество занятий по той или иной теме зависит от уровня развития и
способностей детей.
Работа по программе «Синтез» дает высокие результаты, как в плане
музыкального, так и художественного, и общего развития детей. Это позволяет
рассматривать работу по программе как продуктивную с точки зрения развития
музыкального восприятия и музыкальности в целом.
\
ФОРМИРОВАНИЕ
У
ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОЗИТИВНОГО
МИРОВОСПРИЯТИЯ
И
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
МИРООЩУЩЕНИЯ
.
Подразумевает совокупность знаний,
умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности,
их органическую взаимосвязь.
Предусматривает признание ведущей роли обучения
детей музыкальной деятельности в воспитании их
нравственной сферы, развития способностей
(музыкальных, художественных, интеллектуальных,
физических), познавательных процессов и личностных
новообразований.
заключается в последовательном освоении красоты
разнообразных направлений музыкального искусства-
народного, классического и современного.
Принцип деятельного
подхода
Принцип культуросообразности
Принцип полноты и
целостности
Подразумевает логическое усложнение задач
музыкального образования детей.
Обеспечивает организацию музыкального образования на основе
взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание,
средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии
музыкального развития ребенка
Ориентирует педагога на зону ближайшего развития
Предусматривает реализацию программы в условиях
личностно-ориентированной модели музыкально-
педагогического процесса.
Методическое сопровождение
Основная цель:
научить детей слышать, любить, понимать музыку, чувствовать
красоту.
Элементы музыкально-эстетического сознания.
Потребность в музыке: потребность (надобность, требующая удовлетворения), как
стимулятор активности человека, необходимая в любой деятельности.
Эстетическое переживание: душевное состояние, вызванное какими-либо ощущениями,
впечатлениями и выступающими для человека, как событие собственной жизни.
Эстетическая оценка: художественная форма отражения, предназначенная для
определения ценностных свойств вещей и явлений, их полезности, красоты с точки
зрения искусства.
Принцип последовательности
Принцип системности
Принцип гуманизации
Принцип развивающего
обучения
Инструментальные(соль
ные, ансамблевые и
оркестровые)
Марш, танцы,
колыбельная,
песня и др.
Вокальные
(сольные,ансамбл
евые, вокально-
инструментальны
е)
Театральные,
концертные,
камерные
По назначению
(прикладное)
По способу
исполнения
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ЖАНРЫ
По месту и
условиям
исполнения
По содержанию
Лирические,
этические и
драматические
Музыкальные средства выразительности:
лад, ритм, метр, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
СОЗНАН
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ, УСТАНОВКА,
ИНТЕРЕС К МУЗЫКЕ
.
ОПЫТ ВОСПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
ЗНАНИЯ.УМЕНИЯ, НАВЫКИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ: ПЕНИЕ, РИТМИКА,
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗ.ИНСТРУМЕНТАХ.
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ,
ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЧУВСТВА
ТВОРЧЕСКИЕ: ВОСПРИЯТИЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ, ПРОДУКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
.
ТВОРЧЕСТВО
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЩИЕ ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ,
КУЛЬТУРНЫЕ НАВЫКИ.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА,
ВКУС.
Ведущие компоненты
музыкальности
Музыкальные сенсорные способности
Эмоциональный отклик на
музыку
тембр
Музыкальный слух
динамика
длительность
высота
Ладовысотный слух
Основные музыкальные способности
Чувство ритма
Цель:
Воспитывать любовь к музыке, формировать у детей
оценочные суждения и потребность к музыке.
Развитие у детей музыкального
восприятия
Ознакомление с музыкальным
произведением
Обучение восприятию и оцениванию музыкального
произведения
Слушание музыки в повседневной жизни
Создание общего впечатления от музыки (ребенок узнает
произведения по памяти, самостоятельно делает его
анализ)
Факторы, влияющие на развитие восприятия
Выбор методов и приемов на
этапах знакомства с музыкой
Подбор музыкального
репертуара
Использование разнообразных
форм организации восприятия
музыки
Критерии
современная
Программно-
изобразительная
(о природе, игре,
животных)
Непрограммная
(ярко выражены
чувства, эмоции)
классика
доступность
Фольклор- детские попевки, песенки
Фрагменты классических произведений (опера, балет)
Музыкальные произведения зарубежных и отечественных
композиторов-классиков
Произведения современных композиторов, написанные
для детей
народная
художественность
Объяснение, рассказ,(показ
наглядности, просмотр
слайдов, видеосюжетов
Методы и
приёмы
Закрепление усвоенного
(повторное прослушивание)
Словесные: беседа,
пояснение,
разъяснение
Высказывания,
сравнения,
сопоставления детьми
Проблемного
изложения
Наглядно-слуховой, наглядно-
зрительный
репродуктивный
Эвристичный (частично-
поисковый)
Активизация
мыслительной
деятельности
дошкольников
Практический метод-показ
способов игры на
муз.инструментах
Объяснительно-
иллюстративный
Сочетание словесных и
практических
Самостоятельное решение
детьми поставленных
задач
исследовательский
Словесные, наглядно-
зрительные
Приобщать детей к искусству классической музыки
посредством синтеза искусств.
1.
1. Прохождение заочно курсовой подготовки в центре «Гармония» по
программе «Синтез» К.В.Тарасовой. 2010 год г.Москва -72 часа.
2. Обучающий семинар г.Киренск «Менеджмент организации. Построение
системы оценки качества в образовательном учреждении» 2010г.Очно. -36
часов.
3. Краткосрочное повышение квалификации в ОГАУО ДПО Институте
развития образования Иркутской области по ФГТ. 2.09.2011г- 10.09.2011г.-72
часа.
4. Курсы по ИКТ в учебном центре «Интек+». Лицензия №А936707.-66 часов.
2.
1. Организационно-методическая работа в рамках ДОУ.
-ведение ежегодной подписки на профессиональные журналы
«Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра».
-приобретение музыкальных дисков, дидактических пособий для работы с
детьми.
-изучение программы «Синтез» К.В.Тарасовой. 2006-2007г.
-адаптирование программы «Синтез» в работе с детьми с 2007-2008г.
-реализация проекта к программе «Синтез» в работе с детьми 5 года жизни.
2007-2008г.
-разработка адаптированной программы «Пути приобщения детей к
искусству классической музыки». 2010-2011г.
-поэтапная разработка диагностики к программе «Синтез».
-разработка проекта создания мини-музея «Музыкальных инструментов и
игрушек в условиях ДОУ». 2010-2011г.
-разработать конспекты открытых занятий для педагогов ДОУ по
ознакомлению дошкольников с муз. инструментами.2011-2012г.
-публикация конспекта занятия «Кто в теремочке живёт» из опыта работы в
журнале «Музыкальный руководитель» №3-2009г.стр8.
-представление своего педагогического опыта по театрализованной
деятельности на сайте РОО Киренского района «Бросайте детей в
творчество». 2008г.
-публикация в материалах Всероссийского Фестиваля педагогических идей
«Открытый урок» 2009-2010г. (на сайте Фестиваля, компакт-диске и в
сборнике тезисов) по теме «Интегрированные подходы в музыкальном
воспитании детей».
-участие в международном конкурсе «Русский лад» г.Новосибирск. 2010-
2011г.
-участие в международном конкурсе «Окно в искусство». 2011-2012г.
-участие во Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием «Развитие личностного потенциала участников
образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и
физического воспитания». 2011-2012г. г.Санкт-Петербург.
2. Организационно-методическая работа в рамках Р.М.О.
-участие в работе секции музыкальных руководителей района.
-организация открытых просмотров для муз.руководителей района на базе
ДОУ.
-руководство творческой группой ДОУ.
-посещение методического центра района по вопросам музыкального
воспитания детей.
-оказание помощи педагогу Воробьёвой Т.Ю. в подготовке к районному
конкурсу «Воспитатель года».2009г.
-участие в районных творческих неделях: театрализованное представление
«Федорино горе» (музыкальный спектакль), «Минута славы» 2009г.,
«Танцевальный калейдоскоп» 2010г., «Презентация программы «Синтез»
К.В.Тарасовой.
3.
Организационно-педагогическая работа.
1.-создание развивающей среды для художественно-эстетического развития
в ДОУ;
-подбор музыкальных инструментов по группам (струнные, ударные,
духовые, шумовые);
-оказание помощи педагогам по созданию условий для музыкального
развития детей в группах;
-оформление музыкального зала по сезонным и тематическим праздникам;
-организация гримёрной для детей и педагогов с элементами костюмов;
-изготовление дидактического материала, пособий для проведения
интегрированных занятий;
-разработка конспектов занятий, развлечений, праздников для детей;
-участие в работе педагогического совета ДОУ;
-консультации для педагогов: «Музыка и всестороннее развитие личности
ребёнка, значение ее в подготовке детей к школе», «Включение
художественно-творческих видов деятельности в сюжетно-ролевую игру»;
«Особенности проявления музыкальной одаренности», «Развитие
музыкальных способностей детей дошкольного возраста», «Голос-богатство
педагога».
-картотека для педагогов к видеоматериалам программы «Синтез».
4.
Организационно-педагогическая работа с детьми.
-проведение педагогической диагностики музыкальных способностей детей
ДОУ по методике К.В.Тарасовой (октябрь-май);
-проведение срезов по разделам программы «Синтез» по итогам данной
темы;
-организация открытых мероприятий по теме «Знакомство с музыкальными
инструментами» с использованием методического сопровождения к
программе «Синтез» К.В.Тарасовой, Т.Рубан. 2012г.
-участие в районной творческой неделе: показ открытых мероприятий для
педагогов района:
2007 год- Сказка-опера «Гуси-лебеди» р.н.с.;
2008 год- Театральное представление «Федорино горе»;
2009 год- Проект музыкального шоу «Минута Славы» (развитие творческих
способностей детей в разных видах деятельности);
-2010 год- Музыкальное представление «Танцевальный Калейдоскоп»;
2011 год-И.К.Т. Представление педагогам видеоматериалов к программе
«Синтез» по теме «Знакомство со старинными музыкальными
инструментами»;
2012 год- Открытые мероприятия по ознакомлению детей с симфоническим
оркестром (разработать).
5.
Организационно-педагогическая работа с родителями.
1.- Ознакомление родителей с новой программой «Синтез» К.В.Тарасовой на
групповых родительских собраниях. 2007-2008-2009г ;
2.-Работа семейного клуба «Сударушка» с 2006 года по следующим темам:
-Анкетирование родителей «Жанры музыкального искусства»;
-Знакомство с историей возникновения балета в России;
-Просмотр видео-мероприятия детьми «на Балу у Золушки»;
-Ознакомление с музыкальным жанром- оперой «Сказка о царе Салтане»;
- «Как смотреть с детьми балет?» (балет «Золушка» С.Прокофьева).
3. Консультации для родителей:
-«Мама, папа, пой со мной…»;
-«Ребенок на празднике взрослых»;
-«Как организовать детский праздник»;
-«Какие звуки окружают ребенка»;
-«Классика для детей для прослушивания дома» (консультация с
рекомендациями).
4. Конкурсы для родителей.
-Изготовление интересных шляпок для гримёрной;
-Музыкальные шумовые инструменты;
-Новогодняя игрушка;
-Фото-конкурс «Семейный праздник».
5. Мини-беседы по изготовлению костюмов к развлечениям, праздникам,
спектаклямю
6. Участие родителей в праздничных мероприятиях (Новогодний праздник,
театр, спектакли, музыкальные викторины).
6
. Обобщение опыта работы по адаптированию программы «Синтез»
К.В.Тарасовой, Т.Рубан.
-представление мультимедийной презентации адаптированной программы
«Приобщение дошкольников к искусству классической музыки».
7.
Выбор формы аттестации.
-Презентация адаптированной программы «Приобщение дошкольников к
искусству классической музыки».
Ступеньки успешности (к 7 годам)
1. Воспитан художественно-эстетический вкус и
музыкальная культура.
2. Знакомы с музыкальными понятиями: музыкальный
образ, музыкальные жанры (балет, опера); профессиями
(пианист, дирижёр, композитор, балерина, художник).
3. Знакомы с творчеством композиторов.
4. Получены дополнительные знания о старинных
музыкальных инструментах (гусли, лютня, клавесин,
орган).
5. Различают звучание инструментов (фортепиано, скрипка,
флейта, орган, лютня, клавесин).
6. Знают группы музыкальных инструментов
симфонического оркестра.
7. Проявляют интерес к экранным, звуковым и
аудиовизуальным сопровождениям по разным
музыкальным темам.
8. Углубленно знакомы с жанрами (опера, балет, симфония).
9. Используют полученные знания и умения в
продуктивной, танцевальной деятельностях, в
элементарном музицировании.
Цель и задачи 1 года адаптирования
(средняя группа)
РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К МУЗЫКЕ, ЖЕЛАНИЕ СЛУШАТЬ ЕЁ.
Задачи:
1.Познакомить с музыкальными жанрами (песня, танец,
марш).
2.Формировать навыки культуры слушания музыки (не
отвлекаться, слушать произведение до конца).
3.Развивать умение чувствовать характер музыки,
узнавать знакомые произведения.
4.Учить высказывать свои впечатления о прослушанном.
5. Формировать умение подыгрывать простейшие
мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане,
металлофоне.
6. Познакомить с русскими народными инструментами
(гусли, дудочка).
Цель и задачи 2 года адаптирования
(старшая группа)
РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, СПОСОБНОСТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ МУЗЫКУ.
Задачи:
1.Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,
народной и современной музыкой.
2. Продолжать знакомить с композиторами.
3.Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (опера,
симфоническая сказка).
4. Развивать музыкальную память через узнавание знакомых произведений.
5. Познакомить с группами музыкальных инструментов симфонического
оркестра (ударные, духовые, струнно-смычковые).
6. Совершенствовать навык различения звучания музыкальных инструментов
(фортепиано, скрипка, флейта, литавры).
7.Познакомить со старинными музыкальными инструментами (лютня,
клавесин, орган).
8.Учить играть в ансамбле, оркестре, развивать исполнительское мастерство.
9. Вызывать интерес к экранным, звуковым и аудиовизуальным
сопровождением при знакомстве с музыкальными инструментами, жанрами
(опера, симфония
).
Творчеством композиторов.
Цель и задачи 3 года адаптирования
(подготовительная группа)
ПРИОБЩАТЬ ДЕТЕЙ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, РАЗВИВАТЬ
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачи:
1.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать
художественно-эстетический вкус.
2.
Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий
эмоциональный отклик при восприятии классической музыки разных
эпох.
3.
Знакомить с музыкальными жанрами (опера, балет, симфония, концерт).
4.
Дать знания о профессиях (пианист, композитор, дирижер, певица, певец,
балерина и балеро, художник, музыкант и др.)
5.
Способствовать развитию мышления, фантазии. Памяти, слуха.
6.
Закреплять знания о музыкальных инструментах (симфонического
оркестра. Лютня, клавесин. орган, народных инструментов: гусли,
балалайка, трещотки, рожки), умение на слух различать их звучание.
7.
Совершенствовать навыки игры на ударных и шумовых инструментах,
умение исполнять музыкальные произведения в оркестре, в ансамбле.
8.
Вызывать интерес к экранным, звуковым и аудиовизуальным
сопровождениям при знакомстве с инструментами, музыкальными
жанрами, творчеством композиторов и т.д.
Перспективный план по программе
«Синтез» К.В.Тарасова, М.Л.Петрова
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Задачи:
Учить детей проявлять интерес к инструментальной музыке, различать характер
произведений и их жанр (танец, марш, песня), высказывать свое мнение об услышанной
музыке.
Создавать непринужденную обстановку во время прослушивания музыки. Способствовать
возникновению положительного эмоционального настроя, будить детскую фантазию и
воображение.
1 квартал. М.Васильевой.
Тема: «Песня танец марш».
СЕНТЯБРЬ
«Колыбельная» муз. А.Гречанинова.
«Марш» Л.Шульгина.
ОКТЯБРЬ
«Ах, ты, береза» р.н.м.
«Осенняя песенка» муз. Д.Васильева-Буглая, сл. Плещеева.
НОЯБРЬ
«Зайчик» муз. М. Матвеева.
«Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский.
2 квартал.
Тема: «Музыка о животных».
ДЕКАБРЬ
«Королевский марш льва» К.Сен-Санс.
«Лебедь» К.Сен-Санс.
«Аквариум».
ЯНВАРЬ
«Куры и петухи» К.Сен-Санс».
«Полет невылупившихся птенцов».
«Слон».
ФЕВРАЛЬ
«Кукушка в чаще леса» К.Сен-Санс.
«Длинноухие персонажи» К.Сен-Санс.
3 квартал
Тема: «Мой день», «Синтез».
МАРТ
«Утренняя песенка» Ф.Леденев стр.35
«Я гуляю без папы и мамы» С. Слонияхский.
«Драчун», «Обидели» В.Агафонников.
АПРЕЛЬ
«Сказки старой бабушки» С.Прокофьев.
«Музыкальный ящик» Г. Свиридов.
«Танец матрешек» А.Нагаев.
МАЙ
Тема: «Русские народные образы»
Знакомство с инструментами.
1.
Ложки, трещотки, рожки, свистульки, жалейка.
2.
Балалайка.
3.
Гусли звончатые. В.Кикта.
4.
«Звонили звоны» Г.Свиридов.
5.
«Сани с колокольчиками» В. Агафонников.
6.
«Парень с гармошкой» Г.Свиридов.
7.
«Кадриль» В. Агафонников.
СТАРШАЯ ГРУППА
Задачи:
Учить расширять жанры музыкальных произведений (марш,
танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание
мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление,
заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения
звуков по высоте в пределах квинты, звучание музыкальных
инструментов (клавишно-ударные, струнные, фортепиано, скрипка,
виолончель, балалайка).
1 квартал.
Тема: «Старинные музыкальные
инструменты»
Программное содержание: -Научить детей вслушиваться в старинные
мелодии и ритмы:
-помочь услышать красоту тембров лютни, клавесина, группы ударных
инструментов;
--познакомить с различными способами исполнения музыки.
СЕНТЯБРЬ
1.
Таблица музыкальных инструментов. Слушание Дукции. (ударные
инструменты). Просмотр видеосюжета.
2.
«Лютня». Слушание. «Ригерхар», просмотр видеосюжета.
3.
«Клавесин».
4.
Просмотр видеосюжета т/м прелюдии И.С.Баха.
5.
И.С.Бах. Познакомить с музыкой И.С.Баха.
6.
«Орган».
7.
Просмотр слайдов, видеосюжетов.
8.
Прослушивание музыки И.С.Баха.
ОКТЯБРЬ
Тема: И.Гайдн. «Симфония при свечах».
Программное содержание: -Прослушать «Симфонию при свечах»
И.Гайдна;
-Познакомить с группами инструментов симфонического оркестра;
-Познакомить с одной из версий возникновения этой симфонии.
1. Знакомство с биографией композитора, просмотр видеослайдов стр.25-
26.
2. Вспомнить названия инструментов (клавесин, лютню, медные духовые
инструменты).
3. Старинная виола, скрипка, виолончель.
4. Слушание симфонии.
5. «Менуэт».
6. Прослушивание финала; просмотр видеосюжета.
7. Повторное прослушивание частей.
8. Закрепление темы.
НОЯБРЬ
Тема: С.С.Прокофьев (
стр 94
)
Программное содержание: -Закрепить слуховые и визуальные
представления об основных музыкальных инструментах каждой из
четырех групп симфонического оркестра;
-Научить узнавать лейтмотивы главных героев персонажей сказки «Петя и
волк».
1.
Знакомство с биографией С.С.Прокофьева.
2.
Прослушивание «Марш», «Медленный вальс» из балета «Золушка».
3.
Просмотр видеосюжетов симфонической сказки «Петя и волк».
4.
Закрепление названий инструментов симфонического оркестра.
5.
Предложить детям нарисовать сюжеты к симфонической сказке «Петя
и волк».
2 квартал.
ДЕКАБРЬ
Тема: Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе
Салтане».
Программное содержание: -Познакомить детей с музыкальным жанрам
оперой «Сказка о царе Салтане»;
-Дать возможность услышать исполнение оперы, показать гармонию
сочетания окружающих предметов искусства с классической музыкой.
1. «Море». (слайд №69 рис И.Билибина «Бочка по морю плывёт»).
2. «Лебедь и коршун». (слайд №70 В. Конашевич «Лебедь и коршун»).
3. Ария Лебедь-птицы «Ты, царевич, мой спаситель». (слайд 72)
4. «Город Лебеденец». (слайд 73)
5. «Белка». (В.Конашевич «Белка» слайд №75)
6. «Тридцать три богатыря». (слайд №76 В.Конашевич «Тридцать три
богатыря»)
7. «Царевна-Лебедь». (Врубель «Царевна-Лебедь» слайд №77, В.Конашевич
«Царевна-Лебедь» слайд №78)
8. «Полет шмеля». (И.Билибин «Комар над морем» слайд №79)
Предложить детям нарисовать фрагменты услышанной музыки.
ЯНВАРЬ
Программное содержание: -Познакомить детей с балетом, как музыкальным
жанром П.И.Чайковского «Щелкунчик».
-Учить детей высказывать свои впечатления об услышанной музыке, отражать
свои впечатления в рисунках.
1. «Увертюра», «Марш». Просмотр видеосюжета.
2. « Выход Дроссельмейера». Закрепить полученные впечатления от первого
занятия.
3. «Щелкунчик», «Колыбельная Мари».
4. «Мыши», «Битва», «Превращение Щелкунчика», «Мари и Принц».
Просмотр видео.
5. Прослушивание фрагментов в аудиозаписи «Кофе» (Арабский танец), «Чай»
(«Китайский танец»). Просмотр видеозаписи.
6. Трепак (Русский танец), «Танец Феи Драже». Повторить пройденного,
прослушивание и просмотр видеозаписи.
7. «Дуэт Мари и Принца». (Просмотр видео).
8. «Дом-музей П.И.Чайковского в Воткинске».
Художественное творчество детей по балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского в
свободное время и на занятии по рисованию.
ФЕВРАЛЬ
Тема: В.А.Моцарт.
Программное содержание: -Познакомить с музыкой В.А.Моцарта, дать
почувствовать её необычайную красоту и гармонию.
-Познакомить детей с менуэтом на примере хореографической миниатюры
(видеозапись).
-Знакомить детей с музыкальными терминами: «увертюра», «концерт для
инструмента с оркестром». Закрепить понятие «симфония», «симфонический
оркестр».
1, 2, 3. Знакомство с жизнью и творчеством В.А.Моцарта. Просмотр
видеослайдов. №23-25, 15-17, 19-22, 26_28, 68-71.
4. «Менуэт» В.А.Моцарта. Видеосюжет.
5. Песня «Весенняя» в исполнении Галины Писаренко.
6,7,8. Знакомство с новым сочинением В.А.Моцарта: второй (медленной)
частью Концерта для фортепиано с оркестром №21.
МАРТ
Тема: М.И.Глинка. «Руслан и Людмила».
Программное содержание: Познакомить детей с фрагментами оперы
М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Дать небольшие знания о творчестве
композитора.
1.
«Увертюра». (слайд №51,50)
2.
«Каватина Людмила».
3.
Хор «Лель таинственный» и «Сцена похищения Людмилы», «Увертюра».
4.
«Сцена Фарлафа и Наины», «Рондо Фарлафа».
5.
«Речитатив и ария Руслана».
6.
«Ария Руслана» и «Сцена с Головой».
7.
«Марш Черномора».
АПРЕЛЬ
1.
«Марш Черномора», «Увертюра», «Сцена похищения Людмилы».
2.
«Увертюра».
3.
Рассказ о композиторе М.И.Глинке.
4.
Музыкальная викторина.
5.
«Болезнь куклы», «Новая кукла». П.И.Чайковского.
6.
«Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года»
А.Вивальди.
7.
«Органная токатта». И.С.Баха и другие произведения в звучании
органа.
МАЙ
Повторение знакомого материала.
1.
Группы инструментов симфонического оркестра.
2.
Старинные музыкальные инструменты.
3.
Музыкальные жанры (опера, балет).
4.
Диагностика.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
1 КВАРТАЛ.
Программное содержание: - Продолжать знакомить детей с оригинальной
музыкой XIII-XVIII веков.
- С помощью синтеза искусств ввести в круг художественных образов той
эпохи.
- Закреплять знания об инструментах симфонического оркестра.
- Дать возможность услышать исполнение симфонической музыки в
дворцовом интерьере: показать гармонию сочетания окружающих предметов
искусства (скульптуры, живописи, декоративно-прикладной мелкой пластики)
с классической музыкой.
СЕНТЯБРЬ
Тема: Старинные музыкальные инструменты.
Симфонический оркестр.
Программное содержание: - Вспомнить знакомый материал.
-Закрепить названия старинных музыкальных инструментов и инструментов
симфонического оркестра.
-Продолжать слушать старинные мелодии и ритмы.
-Напомнить лейтмотивы инструментов из симфонической сказки «Петя и
волк».
4 Занятия на закрепление инструментов.
4 Занятия фрагменты «Петя и волк» С.Прокофьева.
ОКТЯБРЬ
Тема: Блестящий Антонио Вивальди.
Познакомить с творчеством итальянского композитора А.Вивальди.
1.
Слушание фрагмента концерта из цикла «Времена года»- «Лето» передача
настроения музыки в творческом движении. (слайды №1,2,3,4. Портрет
А.Вивальди. «Венеция» А.Каналетто.
2.
«Лето». 3-я часть концерта из цикла «Времена года». «дети рисуют
музыку».
3.
«Охота». 3-я часть концерта «Осень» (слайд №1), дети рассказывают о
музыке, делятся своими впечатлениями.
4.
«Осень». 3-часть из цикла «Времена года». «Сицилиана». И.С.Баха.
Тема: В.А.Моцарт- светлый гений музыки.
1.
«Менуэт». До мажор «Весенняя»- напомнить детям биографию Моцарта
(просмотр видеосюжетов, слайдов №6,7,8,9,10).
2.
Увертюра к опере «Волшебная флейта».
3.
«Гавот», «Менуэт». (видеозапись).
4.
«Симфония №40 соль минор, 1-я часть экспозиция (аудиозапись).
просмотр слайдов.
5.
«Фантазия» ре минор (фрагменты).
6.
Повторить материал.
7.
Просмотр слайдов из жизни В.А.Моцарта.
8.
Прослушивание фрагментов.
НОЯБРЬ
Тема: М.И.Глинка—Пушкин русской музыки.
1.
«Увертюра».
2.
«Каватина Людмилы».
3.
Хор «Лель таинственный» и «Сцена похищения Людмилы»,
«Увертюра».
4.
«Сцена Фарлафа и Наины», «Рондо Фарлафа».
5.
Речитатив и ария Руслана.
6.
«Ария Руслана» и «Сцена с Головой».
7.
«Марш Черномора».
8.
«Марш Черномора», «Увертюра», «сцена похищения Людмилы».
2 КВАРТАЛ
ДЕКАБРЬ
1.
«Увертюра».
2.
Рассказ о М.И.Глинке.
3.
«Жаворонок».
4.
«Вальс-фантазия».
Тема: П.И.Чайковский- певец русской души.
«Времена года»
1.
Рассказ о П.И.Чайковском с просмотром слайдов. Прослушивание
«Февраль. Масленица», «Май. Белые ночи».
2.
«Август. Жатва», «Ноябрь. На тройке».
3,4. Повторить материал, прослушать фрагменты альбома «Времена года».
ЯНВАРЬ
1.
П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица», «Интродукция» (аудиозапись).
Просмотр в видеозаписи балета (фрагмент).
2.
«Появление фей». Рассказ начала сказки. Просмотр начала балета с
комментариями.
3.
«Фея Карабос», «Фея Сирени».
4.
«Адажио Авроры с четырьмя принцами».
5.
«Вальс», «Вариации Авроры».
6.
«Вариации принца Дезире».
7.
Симфонический антракт «Сон», «Адажио».
8.
«Кот в сапогах и белая Кошечка», «Фея Сирени».
ФЕВРАЛЬ
Тема: Н.А.Римский-Корсаков- композитор сказочник.
1.
Рассказ о композиторе с просмотром слайдов.
2,3,4. Опера «Сказка о царе Салтане». Прослушать фрагмент и просмотр
видеослайдов.
5,6,7,8. Просмотр мультипликационного фильма «Снегурочка» с музыкой
Римского-Корсакова.
3 КВАРТАЛ
МАРТ
Тема: Солнечный С.С.Прокофьев.
1.
Вспомнить с детьми творчество С.С.Прокофьева. Прослушивание в
аудиозаписи темы балета «Золушка».
2.
«Па-де-шаль». Просмотр видеофильма с фрагментом балета.
3.
«Мечты Золушки о бале».
4.
«Фея-нищенка».
5.
«Отъезд Золушки на бал», «Вальс».
6.
«Мазурка и выход Принца», «Большой вальс».
7.
«Золушка», «Марш» из оперы С.С.Прокофьева «Любовь к трём
апельсинам».
8.
«Вальс», «Полночь».
АПРЕЛЬ
1.
«Аморозо».
2.
Просмотр видеозаписи балета «Золушка».
3.
С.С.Прокофьев. «Утро», «Ходит месяц на луга».
МАЙ
1.Повторение пройденного материала.
2. Диагностика.
ДИАГНОСТИКА
Проблема диагностики музыкальных способностей- одна из самых
актуальных в музыкальной педагогике и психологии, поскольку она
связана с задачами профессионального и индивидуального отбора.
«Способности не только развиваются в процессе обучения, но и
формируются в ней» С.А.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов.
Трудности, которые испытывает практика диагностики музыкальных
способностей, связаны с недостаточной ценностью и не
разработанностью диагностики. Педагоги-музыканты, пытаясь
преодолеть эти трудности, создают собственные оригинальные
методики диагностики музыкальных способностей.
В своей работе я рассматриваю тот метод диагностики, который
предлагает К.В.Тарасова в монографии «Онтогенез музыкальных
способностей», дополнительно разработала вопросник для детей
старшего возраста по темам программы «Синтез» К.В.Тарасова.
На всех занятиях фиксировались показатели эмоциональной
отзывчивости на музыку и личностные проявления детей, что играет
главную роль при восприятии музыки. Об уровне эмоциональной
отзывчивости судила, наблюдая за детьми во время занятий по
слушанию музыкальному движению, оркестру и т.д.
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, всё
время отвлекается. Без настроения участвует в музыкальных движениях и игре
на детских музыкальных инструментах.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает
музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на
музыкальных инструментах.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку,
эмоционально реагирует на неё. Об этом свидетельствуют выражение его глаз,
мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит её повторить.
Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на
музыкальных инструментах.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: наблюдения за детьми во время музыкальных
занятий.
УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
Таблица №1
№
Ф.И.ребенка
Возраст
Высокий
Средний
Низкий
Примеча
ния
1
2
3
4
5 и
т.д.
Высокий-
Средний-
Низкий-
Репродуктивный компонент музыкального мышления.
Об уровне развития репродуктивного компонента музыкального мышления,
т.е. способности к восприятию и анализу музыки авторы методики судили по
словесным характеристикам, даваемым детьми.
Методика, основанная на словесных определениях характера и возможного
содержания музыки, имеет ряд недостатков, наиболее существенный из
которых связан с уровнем развития речи у детей, особенно у младших
дошкольников, мал словарный запас, на низком уровне в большинстве случаев
умение связно рассказать о чем-либо.
У детей дошкольного возраста в результате музыкальных занятий и стихийного
накопления музыкального опыта складывается определенная система
музыкальных значений, включающая интонационно-ритмические. Это
позволяет им определять общее настроение, характер музыкального
произведения и его возможное содержание.
Показатели уровней развития.
НИЗКИЙ: Ребенок не определяет вообще или неверно определяет общее
настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на
её звучании.
СРЕДНИЙ: Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по
содержанию пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной
выразительности, более тонко анализируя «музыкальную» ткань. Благодаря
этому, восприятие музыкального художественного образа становится более
адекватным, ребенок может почти точно определить программу-название
незнакомой пьесы. Обогащается и интерпретация музыки. Здесь она
основывается на возникающих под влиянием музыки конкретных
«внемузыкальных» ассоциациях, связанных с жизненным опытом.
ВЫСОКИЙ: При восприятии музыкального художественного образа у детей
появляется ориентация на самое информационно-яркое средство музыкальной
выразительности- мелодию и составляющие её компоненты. Ребенок легко
определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального
образа, сравнить пьесы между собой. Интерпретация музыки становится
значительно более развернутой. В ряде случаев это уже рассказ ребенка о
музыке, имеющий определенный сюжет.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Детям всех возрастных групп предлагается прослушать две контрастные по
общему настроению и содержанию пьесы. «Первая утрата» Р.Шумана и
«Шутка» И.Баха.
Детям подготовительной группы предложить послушать более сложное
произведение «Большой вальс» П.Чайковского из балета «Золушка».
Таблица№2
№ Ф.И.ребенка
Возраст
Высокий
Средний
Низкий
Примечани
я
1
2
3
4
Высокий-
Средний-
Низкий-
ВОПРОСНИК К ПРОГРАММЕ «СИНТЕЗ» К.В.ТАРАСОВА ДЛЯ
ДЕТЕЙ ОТ 4-5 ЛЕТ
1.
Определи жанры музыкального произведения? (танец, марш, песня)
2.
О чем рассказывает музыка? (о животных, о сказочных персонажах)
3.
Определи характер музыки? (тема: «Мой день»)
4.
Назови музыкальные инструменты? (ложки, трещотки, балалайка, гусли,
гармонь).
Таблица №1
№ Ф.И.ре
бенка
жанры
Эмоциональн
ая
отзывчивость
Музыкальные инструменты
примечания
песня
танец
марш
о животных
весело-
грустно
ложки
свистульки
трещотки
гусли
гармонь
балалайка
1
2
3
4
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Используются музыкальные рекомендации к
программе «Синтез»; видеослайды с изображением музыкальных
инструментов. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком.
Высокий уровень
+
Низкий уровень
–
ВОПРОСНИК К ПРОГРАММЕ «СИНТЕЗ» К.В.ТАРАСОВА ДЛЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.
Назови старинные музыкальные инструменты? (лютня, клавесин, орган).
2.
Определи какой инструмент звучит?
3.
Назови группы музыкальных инструментов? (ударные, струнно-смычковые,
духовые).
4.
Какие ударные инструменты ты знаешь?
5.
Назови струнно-смычковые инструменты?
6.
Какой инструмент из группы духовых тебе нравится и почему?
7.
Что ты знаешь об органе?
8.
Что такое симфония?
9.
Кто пишет музыку?
10.Назови знакомых тебе композиторов?
11.Какими музыкальными произведениями они тебе запомнились?
12.Что такое опера? Какую оперу ты знаешь?
13.Что такое балет? Назови героев балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского?
14.Назови героев симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Беседы с детьми проводятся индивидуально,
используется видеоматериал к программе «Синтез»
Таблица №2
№
Ф.И.ребенка
Лютня,
клавесин,орган
Какой инструмент
звучит?
Группы
муз.инструментов
Ударные
инструменты
Струнные
инструменты
Духовые
инструменты
Об органе
симфония
Кто пишет музыку?
Назови
композиторов
Музыкальные
произведения
опера
балет
балет
Симф сказка «Петя и
волк»
Высокий +
Средний
Низкий –
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МАЙ 2010Г.
90,00%
10,00%
старшая-подготовительная группа
высокий 90%
средний10%
58,00%
36,00%
6,00%
средняя группа
высокий 58%
средний 36%
низкий 6%
63,00%
37,00%
2 младшая группа
высокий63%
средний37%
90,00%
10,00%
1 младшая группа
высокий90%
средний10%
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МАЙ 2011Г.
подг.гр
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
высокий 78%
средний 18%
низкий 4%
старшая группа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
высокий 90%
средний 5%
низкий 5%
средняя группа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
высокий 85%
средний 10%
низкий 5%
2 младшая группа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
высокий 78%
средний 11%
низкий 11%
1 младшая группа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
высокий 80%
Столбец1
ПРОТОКОЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Дети 1 младшей группы проявляют активный интерес к музыке, с желанием
слушают пение взрослых, подпевают повторяющиеся фразы. К концу года
исполняют песенки от начала до конца. Различают звучание музыкальных
инструментов: бубен, колокольчик, металлофон, дудочка, барабан. Отличают в
движении низкое и высокое звучание в пределах октавы. Эмоционально
откликаются на выполнение образных движений под музыку (мишка, зайка,
птички…). Активны в плясках (хлопки, притопы, пружинки, фонарики).
Дети 2 младшей группы слушают инструментальные пьесы от начала до конца
(о животных, танец, марш, пляска, колыбельная), понимают характер музыки,
передают его в движении, учатся рассказывать об услышанной музыке.
Различают силу звучания и темп. В танце различают двухчастную форму
музыкального произведения, соответственно изменяют движения. Передают в
играх и хороводах игровые образы. Дети знакомы с музыкальными
инструментами и их звучанием: бубен, погремушка, металлофон, колокольчик,
барабан, самодельные маракасики, ложки. С удовольствием подыгрывают на
них под пение взрослых.
Дети средней группы с желанием слушают инструментальные пьесы, узнают
знакомые мелодии, запоминают названия, высказывают свои впечатления.
Различают выразительные средства (тихо-громко, медленно-быстро).
Различают трёхчастную форму музыкального произведения. У детей развито
эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых образов. Различают
звучание музыкальных инструментов, подыгрывают на шумовых инструментах.
У детей старшего дошкольного возраста сформирована музыкальная память,
эстетическое восприятие, интерес к ней. Различают жанры (опера, балет,
симфоническая сказка). Дети знакомы с клавишно-ударными, струнными,
духовыми и старинными инструментами.
С интересом музицируют на детских музыкальных инструментах (ложках,
маракасах, бубнах, металлофонах), используют инструменты в плясках и играх.
На слух различают их звучание.
ОГРАНИЗАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
ЦЕЛИ:
1.
Формировать воспитательную позицию ответственность и инициативу в
художественно-творческом развитии личности ребенка.
2.
Вызывать у родителей интерес и желание. Воспитывать в детях чувства
прекрасного, на шедеврах русской музыкальной классики.
№
Содержание
работы
Цель
Методический
материал
1.
Анкетирование
родителей
Выявить уровни
знаний родителей
о музыкальных
жанрах
Анкета «Синтез
искусств»
О.А.Куренина
2.
Знакомство с
программой
«Синтез» на
групповых
родительских
собраниях
Дать родителям
общее
представление о
программе
Методические
рекомендации к
программе,
видеоматериал.
3.
«Творческая
гостиная».
Знакомство с
историей
возникновения
балета в России.
Познакомить
родителей с
историей
возникновения
балета в России.
«Самые
знаменитые
мастера балета
России»
О.А.Амиргамзае
ва,
Ю.В.Кова.
4.
«Творческая
гостиная».
Просмотр видео-
занятия с детьми
«На балу у
Золушки».
Показать
родителям
методику
ознакомления с
балетом с детьми
на
видеоматериале.
Видеокассета с
записью
интегрированно
го занятия «на
балу у
Золушки».
5.
«Музыкальная
семейка» клуб для
родителей.
Знакомство с
оперой «Сказка о
царе Салтане».
Познакомить
родителей с
оперой «Сказка о
царе Салтане».
Вызвать желание и
интерес к
Видеоматериал
к программе
«Синтез».
музыкальному
искусству.
6.
«Музыкальная
семейка».
Знакомство со
старинными
музыкальными
инструментами.
Расширить знания
родителей о
музыкальных
инструментах.
Просмотр
видеослайдов.
Рассказ педагога
о лютне,
клавесине,
органе.
7.
«симфоническая
сказка «Петя и
волк»
С.Прокофьева.
Дать
представление о
симфонии.
Поддерживать
интерес к
музыкальным
занятиям.
Отразить свои
впечатления с
детьми дома в
«Музыкальном
альбоме».
Организационно-методическая работа с педагогами
ДОУ.
1.
Познакомить педагогов ДОУ с новой программой «Синтез» К.В.Тарасова.
2.
Совместно с методистом составить картотеку видеослайдов для
использования в других видах деятельности.
3.
Организовать для педагогов «Творческую гостиную», «Как рассказывать
детям о музыке»
2006-2007г.г.
№ Содержание
работы
Цель
Методический
материал
Последующая
работа
Сроки
1.
Мини-
педсовет по
ознакомлению
педагогов ДОУ
с новой
программой
«Синтез»
К.В.Тарасова.
Познакомить
педагогов с
методическими
рекомендациями к
программе
«Синтез».
Программа
«Синтез»
К.В.Тарасова
Сентябрь.
Музыкаль
ный
Руководи
тель.
2.
Консультация
для педагогов
«Как
пользоваться
видеоматериа
лом по
программе
«Синтез»
К.В.Тарасова.
Просмотреть с
педагогами
видеоматериал к
программе
«Синтез»,
представить
картотеку по этому
материалу.
Видеоматериал
к программе
«Синтез».
Использование
видеоматериал
а на занятиях по
ознакомлению с
окружающим,
развитию речи,
изобразитель
ной
деятельности
Октябрь.
Методист.
3.
Анкетирование
педагогов
«Шкала
самооценки
педагогов».
Выявление знаний
педагогов ДОУ о
синтезе искусств,
умение оценить свои
знания о музыке
«Синтез
искусств»
О.А.Куравина
Пополнять
знания
педагогов об
искусстве в
самообразова
нии.
Сентябрь.
Музыкаль
ный
руководи
тель.
4.
Взаимопосеще
ния между
педагогами по
использова
нию
видеоматериа
ла программы
«Синтез».
Повышение
профессионального
мастерства по
использованию
программы «Синтез»
в работе с детьми.
Видеоматериал
к программе
«Синтез».
Обсуждение
итогов
посещения.
Ноябрь.
Педагоги
ДОУ.
5.
«Музыкальная
гостиная».
Семинар-
практикум.
Показать педагогам,
как рассказывать
детям о музыке.
Конспекты
занятий по
разным темам
по программе
«Синтез».
1.«Природа в
музыке».
2. «Русские
народные
образы».
3. «Сказка в
музыке».
4. «Музыка
бывает
разной».
Практическое
применение
полученных
знаний в работе
с детьми.
Декабрь.1
семинар
Музыкаль
ный
руководи
тель.
Январь.
2 семинар
Музыкаль
ный
руководи
тель.
Февраль
3 семинар
Музыкаль
ный
руководи
тель.
6.
Тематический
контроль по
внедрению
программы
«Синтез» в
работу ДОУ за
первый
учебный год.
Выявить успехи и
затруднения
педагогов по
внедрению
программы в
образовательный
процесс с детьми.
Советы
воспитателям.
Итоги контроля
на педсовете.
Март.
Апрель.
Заведую
щая или
методист.
7.
Итоговый
педсовет.
Результаты работы
по новой программе
за год.
Справка о
результатах
работы по
программе
«Синтез». Опыт
работы.
Дальнейшая
работа по
программе.
Май.
Заведую
щая.
Педагоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Консультации для педагогов:
-«Музыка и всестороннее развитие личности. Значение её в подготовке детей к
школе»;
-«Включение художественно-творческих видов деятельности в сюжетно-
ролевую игру»;
-«Особенности проявления музыкальной одаренности»;
-«Роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей»;
-«Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»;
-«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»;
-«Голос-богатство педагога».
Консультации для родителей:
-«История возникновения балета в России»;
-«Как слушать музыку»;
-«Развитие творчества через музыкальную деятельность»;
-«Обратите внимание на то, какая музыкальная среда окружает ваших детей»;
-«Где живут звуки? Откуда они появляются и куда они прячутся?»;
-«Как устроить детский праздник?»
Открытые мероприятия:
-«На балу у Золушки»;
-«Танцевальный калейдоскоп»;
-«Минута Славы»;
-«Сказка о Марше»;
« Театральное представление по сказкам А.С.Пушкина»;
-«Портрет для мамы»;
-«В мире музыкальных инструментов».
Проект внедрения программы «Синтез» с детьми средней группы;
Проект: «Мини-музей музыкальных инструментов»;
Презентация: «Приобщение детей к искусству классической музыки в условиях
региональной отдаленности»;
Папка: «Музыкальная развивающая среда».