Автор: Александрова Ирина Александровна
Должность: преподаватель рки.
Учебное заведение: Литературная студия.
Населённый пункт: г. Москва.
Наименование материала: Авторская программа для решения психологической проблемы.
Тема: Авторская разработка по коррекции страха.
Раздел: дополнительное образование
Литературная студия.
Авторская разработка Александровой Ирины Александровны для решения
психологической проблемы.
"Медвежонок".
Один из случаев решения психологической проблемы- боязни темноты-
путём игры и общения индивидуально с ребёнком.
Иван - 11лет. Со слов мальчика, его как-то в придорожном кафе испугал
медведь.
Предисловие: Иван с родителями остановились, путешествуя на автомобиле
около придорожного кафе. У кафе стояла клетка, в которой жил настоящий
молоденький медведь, но очень непредсказуемый в том, что он резко прыгал
по клетке и буквально выхватывал еду из рук через двойную клетку у людей,
которые останавливаясь около придорожного авто кемпинга и кормили
медвежонка. Родители Ивана приобрели корм в пакетике в кафе для
кормления медвежонка, который состоял из моркови и яблок.
Медведь резко выхватывал еду из рук и таким образом испугал маленького
Ивана, а когда родители вошли в само кафе, то там на стене висела шкура
медведя, которую мальчик называет кожурой медведя. Родители Ивану
рассказали, что эту шкурку хозяин кафе нашёл в лесу, постирал, высушил и
повесил у себя в кафе. В общем тема медведя сильно впечатлила мальчика в
тот день, а теперь ребёнок жалуется, что медведь снится по ночам и пугает
его периодически и это продолжается уже на протяжении нескольких
месяцев. Точнее про сон - медведь появляется из-за угла квартирного
коридора и широко расставив лапы с рычанием движется на мальчика, а Иван
попятившись назад кричит, пытается убежать каждый раз и просыпается в
испуганном состоянии.
В игре же предлагается быть смелее и противостоять образу медведя, тем
более ребёнок спит в домашней обстановке, у себя в кровати, да и родители
ночью дома и спокойно спят. То, что проявляется во сне, в виде медведя- это
не реально, а вот в данный момент кресло, на котором сидишь, наш разговор
- это реальность и ничего страшного в настоящем и в реальности нет.
Спрашиваю у Ивана: "Куда ты хочешь сбежать и зачем?", а он отвечает-
-"Так ночью же темно, неприятно и страшно видеть чёрного медведя."
Задаю вопрос мальчику: "А какое имя можно дать этому существу во снах?"
Отвечает : "Ну......чёрный Страшилка...."
Я ему в ответ: "А почему же чёрный и имя Страшилка?"
Предлагаю быть смелее и противостоять образу: "А вдруг он сам тебя боится
и таким образом просто зовёт тебя обняться, познакомиться и подружиться?"
Иван на это отвечает: "Ну не знаю...может быть...."
- А вот посмотри на такого белого медвежонка, ведь если выключить свет, то
он будет тоже казаться чёрным и страшным...не правда ли...а ведь на самом
деле он довольно добрый и милый....и самое интересное, что, возможно, он и
сам боится всего, посмотри какой лапочка....
Вот предлагаю посмотреть на такого мишку.
- "Он же ведь совсем не страшный правда?"
Ставим интересный опыт: берём высокую и узкую коробку, кладём её на бок,
а внутрь, вглубь, кладём белого медвежонка и смотрим, что там видим.
Медвежонок и правда выглядит тёмным.
Иван отвечает, что правильно и он не страшный, а в темноте он и правда
тёмный...всё понятно....
Говорю Ивану, что и во сне нужно медведю улыбнуться и пригласить его
вместе пить чай с мёдом или молоко, он очень обрадуется, возможно, что и
побелеет, а при свете и вообще окажется белым и можно подружиться -
правильно!?
Вот видишь говорю; "Всё как просто и понятно и совсем не страшно?!".
Мальчик обрадовался, что всё просто решается.
P.S Спустя неделю Иван сообщил, что видел во сне белого медвежонка и он с
ним играл.