Автор: Авдеева Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1451
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА
УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
Авдеева Н.И.
учитель биологии
ГБОУ Лицея № 1451
Основная
цель
современной
школы
–
создание
условий
для
самореализации
личности
и
удовлетворения
образовательных
потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями,
интересами и возможностями.
Актуа льно сть
выбранной
мною
темы
о бу с л о в л е н а
необходимостью создания условий для самореализации личности и
удовлетворения
образовательных
потребностей
каждого
ученика,
р а з в и т и я
ко м м у н и к а т и в н ы х
с п о с о б н о с т е й
л и ч н о с т и
«информационного общества».
В
настоящее
время
обучение
ставит
целью
не
только
приобретение
знаний
и
умений,
но
и
обеспечение
качественного
процесса
обучения,
создание
соответствующих
условий
для
получения качественного результата в образовании.
Современные
технологии
предназначены
для
реализации
инновационных образовательных проектов в области естественных
наук, а кабинет биологии является инновационным образовательным
пространством
для
учащихся,
в
котором
и с п ол ь зо ва н и е
информационных
и
педагогических
технологий,
позволяет
формировать инновационное поведение, креативную созидательную
деятельность учащихся.
К
таким
инновационным
информационно-коммуникативным
средствам
обучения
на
уроках
биологии
относится
цифровой
микроскоп.
Использование
цифрового
микроскопа
в
образовательном
процессе нацелено на:
повышение
уровня
мотивации
и
познавательной
активности обучающихся;
проведение лабораторных и практических работ на уроках
биологии
индивидуально,
групповым
методом
и
фронтально
с
и с п ол ь зо ва н и е м
м ул ьт и м ед и й н о го
п р о е кто р а ,
н ау ч н о -
исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
реализацию
задач
интеллектуально-направленной
педагогики
как
средства
развития
и
саморазвития
детей
в
ИКТ
-
насыщенной среде
изменение способов взаимодействия между школьниками
и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности.
В нашем лицее используется модель цифрового микроскопа:
Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 фирмы Intel
Как я использую цифровой микроскоп на уроках биологии?
Цифровой микроскоп – наглядное пособие, использование
изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для
объяснения новой темы или при опросе учащихся.
Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя даёт
возможность продемонстрировать микропрепарат одновременно всем
учащимся (выводя изображение на экран) и обратить внимание на
детали, что невозможно сделать при использовании традиционных
микроскопов.
Так,
при
изучении
строения
клеток
в
5
классе
проводится
лабораторная работа «Приготовление микропрепарата кожицы лука и
изучение
его
под
микроскопом».
В
ходе
работы
использую
традиционные
микроскопы
(работа
в
паре)
и
один
цифровой
микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные
самостоятельно
микропрепараты
в
своих
микроскопах,
вывожу
изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание
учащихся
на
главных
структурах
клетки
(ядре,
цитоплазме
и
клеточной оболочке). Теперь учащиеся точно знают, что они должны
были увидеть в микроскоп.
Использование дифференцированных заданий для учащихся
одного класса:
1.
Из предложенных микропрепаратов выберите ткани
А) растений;
Б) животных.
2.
С р а в н и т е
т ка н и ,
и з о б р а ж ё н н ы е
н а
р и су н ка х
с
микропрепаратами, что общего и в чём различие?
Одним
из
приятных
моментов
в
работе
с
цифровым
микроскопом
для
учителя
является
экономия
времени:
не
нужно
доставать
микроскоп
из
шкафа
и
настраивать
его.
Микроскоп
постоянно
подключен
к
компьютеру.
Достаточно
положить
микропрепарат на предметный столик и навести резкость.
Деятельно сть
учителя
характеризуется
по стоянным
совершенствованием
профессионального
мастерства,
повышением
методического уровня преподавания. Совершенствование средств и
методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие
познавательной
деятельности
и
творческого
мышления
учащихся,
выработку умений применять знания на практике. Для существенного
улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на
такие формы работы, которые активизируют работу учеников. В этих
условиях
значительное
место
в
современном
обучении
отведено
использованию ИКТ.
В
заключение
хочу
заметить,
что
использование
ИКТ
мною
ставится не как самоцель, а как ещё один способ постижения мира
ребёнка.
Компьютер
используется
как
источник
дополнительной
информации
по
предмету,
как
способ
самоорганизации
труда
и
самообразования
учителя
и
ученика,
как
возможность
личностно-
ориентированного подхода для учителя и как способ расширения зоны
индивидуальной активности ребёнка.
Дети – маленькие мудрецы, они знают много того, о чём мы
давно
забыли.
Поэтому
каждое
наше
общение
–
это
творчество,
обогащённое знаниями и опытом. Я учу их, они учат меня.